Чему учит произведение булгакова мастер и маргарита. Чему учит роман мастер и маргарита

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Если задуматься над вопросом, каких великих писателей дал нам ушедший XX век, мы заметим, что их было много. Но был среди них один, который обращался непосредственно к разуму человека и к его порой засыпающей, но не погибающей в нём до последней минуты совести. Это – Михаил Афанасьевич Булгаков. Его литературное наследие стало известно читающему миру только четверть века спустя после его смерти и сразу же пополнило ряды мировой классики. Прекрасное знание западного модернизма, сочувственное отношение к отечественному авангарду, прошедшему путь от декадентства до футуризма, опора на лучшие литературные традиции развивали эстетические вкусы писателя на протяжении многих лет. Булгаков любил свою родину и поэтому в своих произведениях он торопился запечатлеть отдалённые надежды на её обновление, на здравомыслящие отношения между людьми, на искоренение тёмных инстинктов в душе человека.
В романе «Мастер и Маргарита» воплотился глубокий духовный путь проделанный его автором в течение двух десятилетий. Появление на свет «Мастера и Маргариты» Булгакова переместило его имя в ряд лучших русских писателей. В этом романе Булгаков подчёркивал разрыв между земным, космическим и библейным миром. Булгаков вводит в свой роман сверхъестественных существ открытых страстям и страданиям, не поддающихся однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла, чтобы показать их таинственную связь с человеком. Такими образами являются дьявол в образе Воланда и его свита. Но дьявол принадлежит и библейному миру, и в романе он выступает как исполнитель божественного правосудия. Именно в его руках оказались судьбы общественной жизни Москвы тридцатых годов. В его руках оказались также судьбы героев романа – Мастера и Маргариты.
Мастер, одинокий историк, захотевший понять жизнь всего человечества и написать об этом роман, решил обратиться к истории, избрав для изучения Новый Завет. В его романе появились два образа – Понтий Пилат и Иешуа. Иешуа – с виду обычный человек, но на самом деле наделённый особым даром исцелять людей, вселять в них веру, надежду и любовь. Он столкнулся с мировоззрением Понтия Пилата, показал своё видение жизни и понял, что в мире трусливых и безответственных людей ему нет места. Поэтому он смиряется с мыслью, что его казнят.
В романе Булгакова соединилось прошлое и настоящее. Роман Мастера о Иешуа и Пилате служит ключом к современной жизни. В романе «новозаветные» главы с их специфической проблематикой сцеплены с «московскими» главами. Современные люди, так же как и люди времён Нового Завета, забыв о Боге, о Вселенной, живут на Земле, отодвигая каждодневными проблемами вечные ценности. И это приводит к тому, что человечество летит в пропасть. Роман Булгакова в этом смысле служит предупреждением будущему человечеству о последствиях нарушения законов бытия.
Встретив Маргариту, Мастер обнаружил у себя и у неё нечто общее. Это было стремление к счастью, которое они стали искать вместе. Но на пути у них были тяжёлые испытания, долгая разлука. И всё же, несмотря на это, они сохранили в себе силу любви и добра, и поэтому, по воле высших сил, получают заслуженное счастье и вечный покой. Ну а роман Мастера, в конце которого прощённый Понтий Пилат уходит безвозвратно, вместе с прочитанной высшими силами рукописью, выводится за границу земной конкретности и передаётся в Высший Мир. Таким образом, ещё и всепрощение становится одной из главных тем романа.
Прочитав роман «Мастер и Маргарита», человек может пофилософствовать над моральными проблемами и проблемой духовной сущности мира. Роман также заставляет нас задуматься о цели своего существования, учит нас нести ответственность за сделанное, учит любить на примере взаимной любви Мастера и Маргариты, а главное – опираться на опыт прошлого, не изменять своим идеалам и принципам, и стараться не нарушать законы бытия.

Рецензии

Даже в любой "халтуре" частичка души присутствует. Но в этой "халтуре" я вижу столько детских стараний написать сочинения без опыта критика и без каких либо вообще умений, что это сочинение мне кажется очень милым.

А самое ужасное что если бы ваш сын принёс бы вам подобное сочинение и вы не признали бы его милым и трогательным, что вы своими словами занизили бы вклад его труда в сочинение, то это стало бы началом краха ваших отношений. Не приведи Господь иметь кому-нибудь такого отца который разрушает то к чему притрагивается.

"Из всех писателей 20-х - 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых - "Мастер и Маргарита". Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы "осетрину второй свежести", и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал", - вот так в нескольких словах Борис Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой вклад внес писатель в русскую и мировую литературу. Выдающиеся творческие умы признают роман "Мастер и Маргарита" одним из величайших творений двадцатого века. Далеко не все способны осмыслить "Мастера и Маргариту" в том идеологическом и философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что "Мастера и Маргариту" перечитывают и юные. Дело в том, вероятно, что молодежь привлекает фантастичность произведения с элементом сказки, и даже если подросток не способен понять сложные истины и глубинный смысл произведения, он воспринимает то, что способно заставить работать воображение и фантазию. Булгаков, предчувствуя свою смерть, осознавал "Мастера и Маргариту" как "последний закатный роман", как завещание, как свое послание человечеству (что самое удивительное, писал он это произведение "в стол", для себя, совсем не уверенный в перспективе публикации шедевра). В этом произведении автор размышляет над такими глобальными темами, как добро и зло, жизнь и смерть, Бог и Дьявол, любовь и дружба, что есть истина, кто такой Человек, как действует на него власть и над многими другими. Основной идеей романа является борьба добра и зла, понятий неразделимых и вечных. Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр, - роман в романе. Один - о судьбе Мастера, другой о Понтий Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой - как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа, можно заметить, как Москва соединяется с Ершалаимом, то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию. Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы ХХ века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. Действие романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основным героем романа является любовь. Любовь - вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя. По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит их любви. Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Мне кажется, что такие понятия, как "Бог" и "Любовь" тесно связаны в жизни, поскольку Бог начинается с Любви, а Любовь - божественная сила. В произведении Булгакова тема любви раскрывается с новой стороны. Она неотделима от страданий. Писатель в полной мере показывает нам, что для бескорыстной, верной, святой любви нет преград. Любые козни будут преодолены. Маргарита, находясь во власти сильнейшего чувства, продает душу Дьяволу во имя спасения любимого человека. Безграничная, чистая любовь ее настолько сильна, что перед ней не может устоять даже Воланд. Настоящая любовь всемогущая и вечная. Она спасает и прощает. Эта любовь готова на самопожертвование во имя счастья, жизни. Она не ведает границ, проходит сквозь все преграды. Эта любовь несет в себе силу жизни, она ведет к спасению. И "кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?" Итак, мы видим, что над людьми властвуют чувства, но о силе не только любви говорит Булгаков, он также подчеркивает и могущество страха над человеком. Мы понимаем это на примере Понтия Пилата. Пятый прокуратор Иудеи боится потерять свое положение, разрушить свою карьеру, и только поэтому идет на убийство мирного философа, после которого его мучает совесть и будет мучить еще "двенадцать тысяч лун". Совесть, кстати тоже обладает огромной властью над человеком: ведь не прошло и дня, как римский наместник пожалел о том, что сделал, и теперь, ночью "он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого бездумного мечтателя и врача!"
Интересно освещена в романе и тема добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе. Сначала понятия добра и зла рассматривались не как производные от воли человека. Но Булгаков опроверг эту мысль и открыл нам в своем романе одну из важнейших истин человечества: предание забвению добра неизбежно вызывает к жизни зло, они как свет и тень неразделимы. В романе "Мастер и Маргарита" две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, и Воланда, Сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия - в Москву 30-х гг. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву. Как добро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны и, противоборствуя, не могут обходиться друг без друга. Эта взаимосвязь в романе выражается в описаниях обоих персонажей, - автор делает акцент на одни и те же вещи. Воланд "по виду - лет сорока с лишним", а Иешуа - двадцати семи; "под левым глазом у человека был большой синяк...", а у Воланда "правый глаз черный, левый почему-то зеленый"; у Га-Ноцри "в углу рта - ссадина с запекшейся кровью", а у Воланда был "рот какой-то кривой", Воланд "был в дорогом сером костюме... Серый берет он лихо заломил на ухо...", Иешуа предстает перед прокуратором одетым "в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба...". И, наконец, Воланд открыто заявлял, что он полиглот, а Иешуа, хоть и не говорил этого, но кроме арамейского языка знал еще греческий и латынь. Но наиболее полно диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла раскрываются в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия "духу зла и повелителю теней": "Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?… Ты глуп". Как появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы, которые, сидя на скамейке, вновь, девятнадцать веков спустя, судят Христа и отрицают его божественность и само его существование. Воланд же пытается убедить их в существовании Бога и дьявола. Так опять же открывается некая связь между ними: дьявол (то есть Воланд) существует, потому что Христос есть (в романе - Иешуа Га-Ноцри), и отрицать его - значит отрицать свое существование. Это одна сторона вопроса. Другая же заключается в том, что Воланд на самом деле ".


Страница: [ 1 ]

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» прочитало огромное количество людей, он переведен на многие языки и поставлен на сценах театров бесчисленное количество раз. Однако, он, этот роман, все еще не раскрыт до конца, мы еще далеки от осмысления всех истин, прямо или косвенно преподносимых нам автором. Критики и публицисты все еще бьются над бесконечными загадками: кто такой Воланд, где искать истоки сюжета, кто прототипы героев, можно ли трактовать роман как своего рода римейк Евангелия? И каждый человек, читая и перечитывая бессмертные строки Булгакова (ведь «рукописи не горят»), находит свою истину, испытывает свои чувтва, так непохожие на чувства других и так не похожие на чувства испытанные впервые при прочтении. На мой взгляд, чтобы лучше понять роман Булгакова, его стоит перечитать хотя бы дважды. Иначе истина может ускользнуть. Читатель, впервые открыв страницы «Мастера и Маргариты», следит за сюжетом, вчитывается в диалоги и пытается угадать развязку. Но взяв в руки книгу во втрой раз и зная практически все события, пытливый ум следит теперь за развитием философских идей, за неодназначной трактовкой автром вечных истин и за чудесными превращениями добра во зло и наоборот. Потом может быть и третий и четвертый раз.

Мне было очень интересно читать «Мастера и Маргариту». Не скрою, иногда поступки и слова героев казались мне непонятными и лишенными смысла, иногда мне казалось, что герои не должны переступать черту, отделяющую порок от праведности и безумие от разума. Но Булгаков писал свой роман не в угоду публике и критикам. Как мы знаем «Мастера и Маргариту» многие трактуют как духовное завещание писателя, и поэтому, наверное, очень многие его мысли резко очерчены в романе. И от этого все строчки наполняются сакральным смыслом.

Мне очень интересна была фигура Понтия Пилата, прощенного в конце Мастером, хотя по ходу действия выясняется, что Пилат был не так уж и виновен в смерти Иешуа, ведь он все-таки пытался спасти его. В Евангелие мы этого не найдем. И вообще в романе все перевернуто с ног на голову, и Воланд, этот дьявол во плоти, представляется нам чуть ли не ангелом: «ваш роман прочитали, -- заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, -- и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость -- самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Получается, что Воланд, чуть ли не оракул, устами которого разговаривает с нами Иешуа, Иисус, которого распяли. Но и этот Иешуа, получается любит распявшего его Пилата и прощает его, или это Мастер прощает прокуратора, или Воланд?

Роман раскручивается как бесконечный клубок ниток, кажется, что все события взаимосвязаны, и, в то же время, никакой связи нет. Те, кто вначале кажутся жестокими и плохими, в конце оказываются милосердными и хорошими. Сначала Воланд пугает, эти бесчисленные убийства и превращения, этот страшный бал с чередой убийц и душегубов, да он ведь и сам Сатана! Но вот он позволяет Маргарите простить Фриду, вот он возвращает Мастеру его квартиру и лампу, вот он достает сожженую рукопись, и мы невольно вместе с Мастером восклицаем: «Всесилен, всесилен!» Иногда Воланд кажется даже всесильнее Бога, потому что так просто, походя, распоряжается жизнями и душами моквичей, занимает квартиры и перемещает отдельные личности в пространстве. Но москвичи сами виноваты, «квартирный вопрос их испортил», а потому наступила власть Воланда.

Очень интресно мне было следить и за приключениями свиты Воланда. Именно из реплик Бегемота и Азазелло мы узнаем об основных пороках того времени, именно глазами этих героев мы видим общество того времени. И поэтому именно в диалогах этих героев так много сатиры. Ведь «Мастер и Маргарита» - прежде всего, социальный роман, высмеивающий людские грешки и обращающий на них внимание, и, благодаря мастерству Булгакова-писателя, Москва тех годов очень ярко предстает перед нашим мысленным взором: «Они, они! -- козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, -- вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!». Смешных моментов очень много в романе, и иногда думается, почему нельзя вот так в реальной жизни сказать «Брысь!» и преместить таких вот лиходеевых куда-нибудь в Ялту или еще дальше. Вообще, похождения Воландовской свиты похожи на сказку, потому что они наказывают плохих и поощряют хороших, но не забывают и напроказничать. Без них не было бы в романе этого колорита, напоминающего где-то похождения Остапа Бендера из «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев».

Повторюсь, но очень интересно было читать страницы, посвященные Понтию Пилату. В Библии его образ мы находим очерченным очень поверхностно, а в романе нам переданы все его чувства и мысли. Читая о нем, я невольно представляла себя на его месте, да и каждый, наверное, делал то же самое. Здесь Булгаков ставит извечную проблему ответственности за свои деяния. Пилат облечен властью, он может повелевать и наказывать, и вот к нему приводят «преступника» Иешуа, и он его выслушивает и проникается состраданием к нему. Но почему? «Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти. Но не эта мысль поразила сейчас Пилата. Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал». Потом то, что не дослушал Пилат две тысячи лет назад, объяснит ему полубезумный писатель Мастер. Вот так причудливо переплетается время. Во время чтения меня постоянно волновал вопрос: кто главный герой романа, Мастер или Понтий Пилат? Потом я поняла, что это, наверное, решает каждый для себя. Для меня героем стал Пилат, слишком много выпало ему пережить при жизни, и после, но все же он был «отпущен». Страдания его так сильны, и сердце его переполнено такой тоской, ведь где-то в душе он понимает, что войдет в историю как прокуратор, отдавший приказ убить Бога, как не пародаксально это звучит. И как потом он раскаивается, и этот молчаливый приказ убить Иуду, предавшего Иешуа, преподносится нам, как еще одна попытка искупить свою неискупимую вину. По билейским законам нельзя убивать, даже если убийство – это отмщение, но в «Мастере и Маргарите» все вверх ногами: «Я, прокуратор, пятнадцать лет на работе в Иудее. Я начал службу при Валерии Грате. Мне не обязательно видеть труп для того, чтобы сказать, что человек убит, и вот я вам докладываю, что тот, кого именовали Иуда из города Кириафа, несколько часов тому назад зарезан». Вот так прокуратор пытался «спасти» Иуду и сделать все возможное для человека, которого обрек на смерть: похоронить его, и отблагодарить людей, помогавших Иешуа.

Интересно следить и за развитием женских судеб в романе, и конечно, в первую очередь судьбы Маргариты. В Евангелие мы также найдем ее - это Мария Магдалина, святая блудница. Но также как священна Мария Магдалина, так и Маргарита в романе Булгакова играет свою священную роль. Она скорее мать, чем жена, королева, чем нищенка, святая, чем грешница, несмотря даже на то, что мы видим ее правительницей на балу всех грешников. Маргарита – это пример всепрощающей и всепоглащающей любви. Она способна любить всеми проклятого, безумного Мастера, и эта любовь перерождает ее. Наверное, она даже не Мария Магдалина, а скорее прародительница Ева, давшая начало всему людскому роду на земле. Вообще мотивы смерти, перерождения и новой жизни очень сильны в романе. Мастер перерождается в больнице, встречая там своего наставника Бездомного, Маргарита перерождается, помазавшись волшебной мазью, Пилат, перерождается «убив» Иешуа и Иуду, и один лишь Воланд вечен.

чему учат нас Булгаков, его роман "Мастер и Маргарита" и герои в нем? и получил лучший ответ

Ответ от Анастасия Кистерная[гуру]
Любви - без компромиссов, не требующей чего либо в ответ и всепрощающей

Ответ от Secret [гуру]
" ...что жизнь сама таких накажет строго... и чо возиться? - скажи, Серёга? "
В. Высоцкий
гениальное произведение М. Булгакова в трёх словах не объяснишь
да и в трёхстах не получится
🙂 он учит каждого читателя только на том уровне, какого он достиг
Связь художественного создания с эпохой сложна, причудлива, неоднолинейна, хочется напомнить еще об одном реальном источнике для строительства могучего и мрачно-веселого образа Воланда.
Кто из читателей романа забудет сцену массового гипноза, которому подверглись москвичи в варьете вследствие манипуляций «консультанта с копытом» ?
В памяти современников Булгакова, она ассоциировалась с фигурой гипнотезера Орнальдо (Н. А. Алексеева) , о котором в 30-е годы много говорили в Москве. Выступая в фойе кинотеатров и домах культуры, Орнальдо проделывал с публикой опыты, чем-то напоминающие представление Воланда: он не просто угадывал, но подшучивал и изобличал.
В середине 30-х годов он был арестован. Дальнейшая его судьба темна и легендарна. Говорили, что он загипнотизировал следователя, вышел из его кабинета, как ни в чем не бывало прошел мимо охраны и вернулся домой. Но затем снова таинственно исчез из виду… Жизнь, которая, быть может, и подсказала что-то автору, сама расшивала фантастические узоры по знакомой канве.
Другой отголосок атмосферы 30-х годов в романе – двоящаяся фигура аристократа-доносчика барона Майгеля. Этот служащий зрелищной комиссии занимает в романе, как известно, должность «ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы» .
Маргарита встречала его в московских театрах и ресторанах. Барон славился своей «чрезвычайной любознательностью» и «не менее развитой разговорчивостью» . Диковинно ли, что, явившийся без приглашения на бал сатаны, он был наказан мгновенной смертью – Азазелло выстрелил, а Коровьев немедленно передал мессиру чашу с еще теплой кровью барона.
Я напоминаю эту сцену для того, чтобы сказать несколько слов об одном современнике и знакомце Булгакова. В Майгеле угадываются черты биографии Бориса Григорьевича Штейгера. В прошлом белый офицер, человек с изысканными манерами и рискованным остроумием, барон Штейгер после революции стал помощником Флоринского, заведовавшего Отделом печати при наркоминделе Чичерине. К удивлению многих, Штейгер, знавший несколько иностранных языков, жил рассеянной светской жизнью, считался незаменимым собеседником на дипломатических обедах и ужинах, переносил сплетни из посольства в посольство, а заодно посещал с охотой дома московской артистической и писательской публики, где мог встречаться с Булгаковым. Его считали хоть и добродушным, но несомненным соглядатаем, чего он, впрочем, почти не скрывал, заявляя с легкой грассировкой: «Я резидент… м-м… одной могущественной державы» . Назначенный в последние годы жизни руководителем студии при Большом театре, барон Штейгер носил в кармане визитную карточку: «Directeur des artistes», открывавшую ему многие двери. В 1937 году, приобщенный к процессу маршала Тухачевского, Штейгер был расстрелян. Таким образом, конец барона Майгеля также имел жизненную аналогию. Не решусь, утверждать, что Булгаков был вполне справедлив к реальному Б. Г. Штейгеру, когда рисовал его подобие; изображение Майгеля рисковало стать весьма кощунственным в свете трагического конца того, кто послужил ему прототипом. Но уничтожение силой зла преданных ее слуг есть закон или, по меньшей мере, обыкновение. Предатель и наушник убираются с дороги теми, кому безотказно служат (не от руки правосудия погиб и булгаковский Иуда) .
В сентябре 1939 года, в состоянии здоровья Булгакова наступило резкое ухудшение, один из осматривавших его врачей сказал, отойдя от постели больного, что его конец – «это вопрос нескольких дней» . Булгаков эти слова услышал. Ужас приговоренного смешался в нем с негодованием врача, удивленного грубой самоуверенностью и профессиональной бестактностью своего коллеги. Но жизнь, как нарочно, и тут выкинула одну из своих "штук": Булгаков врача пережил.


Ответ от Leela [гуру]
Что есть Бог и есть Любовь 🙂


Ответ от Александр Цапцын [гуру]
не учебник это)) не учит и не должно учить

"Из всех писателей 20-х - 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых - "Мастер и Маргарита". Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы "осетрину второй свежести", и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал", - вот так в нескольких словах Борис Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой вклад внес писатель в русскую и мировую литературу. Выдающиеся творческие умы признают роман "Мастер и Маргарита" одним из величайших творений двадцатого века. Далеко не все способны осмыслить "Мастера и Маргариту" в том идеологическом и философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что "Мастера и Маргариту" перечитывают и юные. Дело в том, вероятно, что молодежь привлекает фантастичность произведения с элементом сказки, и даже если подросток не способен понять сложные истины и глубинный смысл произведения, он воспринимает то, что способно заставить работать воображение и фантазию. Булгаков, предчувствуя свою смерть, осознавал "Мастера и Маргариту" как "последний закатный роман", как завещание, как свое послание человечеству (что самое удивительное, писал он это произведение "в стол", для себя, совсем не уверенный в перспективе публикации шедевра). В этом произведении автор размышляет над такими глобальными темами, как добро и зло, жизнь и смерть, Бог и Дьявол, любовь и дружба, что есть истина, кто такой Человек, как действует на него власть и над многими другими. Основной идеей романа является борьба добра и зла, понятий неразделимых и вечных. Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр, - роман в романе. Один - о судьбе Мастера, другой о Понтий Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой - как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа, можно заметить, как Москва соединяется с Ершалаимом, то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию. Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы ХХ века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. Действие романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основным героем романа является любовь. Любовь - вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя. По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит их любви. Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Мне кажется, что такие понятия, как "Бог" и "Любовь" тесно связаны в жизни, поскольку Бог начинается с Любви, а Любовь - божественная сила. В произведении Булгакова тема любви раскрывается с новой стороны. Она неотделима от страданий. Писатель в полной мере показывает нам, что для бескорыстной, верной, святой любви нет преград. Любые козни будут преодолены. Маргарита, находясь во власти сильнейшего чувства, продает душу Дьяволу во имя спасения любимого человека. Безграничная, чистая любовь ее настолько сильна, что перед ней не может устоять даже Воланд. Настоящая любовь всемогущая и вечная. Она спасает и прощает. Эта любовь готова на самопожертвование во имя счастья, жизни. Она не ведает границ, проходит сквозь все преграды. Эта любовь несет в себе силу жизни, она ведет к спасению. И "кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?" Итак, мы видим, что над людьми властвуют чувства, но о силе не только любви говорит Булгаков, он также подчеркивает и могущество страха над человеком. Мы понимаем это на примере Понтия Пилата. Пятый прокуратор Иудеи боится потерять свое положение, разрушить свою карьеру, и только поэтому идет на убийство мирного философа, после которого его мучает совесть и будет мучить еще "двенадцать тысяч лун". Совесть, кстати тоже обладает огромной властью над человеком: ведь не прошло и дня, как римский наместник пожалел о том, что сделал, и теперь, ночью "он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого бездумного мечтателя и врача!" Интересно освещена в романе и тема добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе. Сначала понятия добра и зла рассматривались не как производные от воли человека. Но Булгаков опроверг эту мысль и открыл нам в своем романе одну из важнейших истин человечества: предание забвению добра неизбежно вызывает к жизни зло, они как свет и тень неразделимы. В романе "Мастер и Маргарита" две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, и Воланда, Сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия - в Москву 30-х гг. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву. Как добро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны и, противоборствуя, не могут обходиться друг без друга. Эта взаимосвязь в романе выражается в описаниях обоих персонажей, - автор делает акцент на одни и те же вещи. Воланд "по виду - лет сорока с лишним", а Иешуа - двадцати семи; "под левым глазом у человека был большой синяк...", а у Воланда "правый глаз черный, левый почему-то зеленый"; у Га-Ноцри "в углу рта - ссадина с запекшейся кровью", а у Воланда был "рот какой-то кривой", Воланд "был в дорогом сером костюме... Серый берет он лихо заломил на ухо...", Иешуа предстает перед прокуратором одетым "в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба...". И, наконец, Воланд открыто заявлял, что он полиглот, а Иешуа, хоть и не говорил этого, но кроме арамейского языка знал еще греческий и латынь. Но наиболее полно диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла раскрываются в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия "духу зла и повелителю теней": "Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?… Ты глуп". Как появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы, которые, сидя на скамейке, вновь, девятнадцать веков спустя, судят Христа и отрицают его божественность и само его существование. Воланд же пытается убедить их в существовании Бога и дьявола. Так опять же открывается некая связь между ними: дьявол (то есть Воланд) существует, потому что Христос есть (в романе - Иешуа Га-Ноцри), и отрицать его - значит отрицать свое существование. Это одна сторона вопроса. Другая же заключается в том, что Воланд на самом деле "...часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Совершенно ясно, что Воланд - это дьявол, Сатана, воплощение зла. Его миссия заключалась в выявлении злого начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми. И в Москве, куда он прибыл творить зло, он видит, что творить уже нечего - зло и так заполонило город, проникло во все его уголки. Воланду оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью, над их неверием и пренебрежительным отношением к истории (Иван Бездомный советует отправить Канта на Соловки). Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Сам Сатана появился в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг Другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом следует бороться силами зла, чтобы восстановить справедливость. Вершителем правосудия в романе является Воланд. Он судит жителей города по совершенным ими поступкам. И самоуверенный Берлиоз, и Варенуха - доносчик, и пьяница Степа Лиходеев-все получают по заслугам. Таким образом, Воланд, олицетворяющий зло, явился посланником добра, его цель - установить справедливость. Во всех его поступках можно увидеть или акты справедливости, или стремление доказать людям существование и связь добра и зла. Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг говорит: "Ну что же... они - люди как люди... Ну легкомысленны... ну что же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... - и громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы наблюдаем, как люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы. Напрашивается вывод, что "нагоняющий на непосвященных мрачный ужас Воланд оказывается карающим мечом в руках справедливости и едва ли не волонтером добра". Я считаю, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда - не цель, а средство справиться с людскими пороками и несправедливостью. Каждый человек встает перед выбором: идти ему по дороге Иешуа или Воланда. Но большинство людей следует не за голосом добра и истины, а за голосом зла и лжи. А ведь если бы люди были чище и добрее, стремились бы не к деньгам и власти, а к добру и милосердию, то, наверное, не было бы никакого Воланда, карающего людей за их пороки и проступки. Таким образом, Булгаков показал нам, что каждый человек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет или злая. Прочитав роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", я смогла понять то, что должен понять и осуществить каждый из нас: если творить добро, то зло навсегда покинет наши души, а значит, мир станет лучше и добрее. Булгаков в своем романе смог охватить множество проблем, волнующих всех нас. Роман "Мастер и Маргарита" - об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он - о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.