Хиджаб защищен… Конституцией Российской Федерации. Ольга Васильева: «Хиджабу не должно быть места в школе

1 февраля отмечается неофициальный Всемирный день хиджаба. В некоторых странах, в том числе в Казахстане, власти реагируют на хиджабы, запрещая носить их в школах. Журналисты из Узбекистана, Татарстана и Таджикистана рассказали, как у них проходит подобная ограничительная кампания и как на нее реагирует население.

В Казахстане десятки родителей судятся с директорами школ. Они пытаются оспорить пункты внутреннего устава школ, а также пункт в приказе министра образования от 2016 года о единых требованиях к школьной форме. В то же время министр по делам религий и гражданского общества Казахстана, комментируя отказ некоторых родителей снимать с детей хиджабы, допустил мысль, что в стране могут быть построены частные школы для верующих.

Министр образования России в 2017 году публично высказалась против хиджабов в учебных заведениях. В то же время в Чечне, наоборот, приняли закон, закрепляющий право школьниц носить хиджаб во время учебы. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что его дочери не снимут хиджаб.

В Узбекистане и Таджикистане хиджаб в школах запрещен. В этих странах проводились рейды в общественных местах, когда женщин в хиджабах заставляли его снять.

На примерах из своих стран журналисты Хиромон Бакозода из Таджикистана, Алсу Курмашева из Татарстана и Сирожиддин Толибов из Узбекистана пытались разобраться, насколько оправданы опасения властей и стоит ли бояться хиджаба в школах.

Не спровоцирует ли запрет радикализм?

Главный вопрос, на который пытаются ответить журналисты во время дискуссии, - не станет ли запрет хиджабов бикфордовым шнуром для разжигания радикальных настроений в обществе?

Любые запреты вызывают радикальный всплеск и протестные настроения, - говорит журналист Хиромон Бакозода. - Нужно быть очень осторожными в принятии решений, касающихся запретов или предупредительных мер в борьбе с определенными явлениями. Нужна политическая мудрость. Об этом должны задумываться наши чиновники, которые принимают такие решения.

Ее коллега Алсу Курмашева вспоминает личную историю из школьных лет, когда одноклассница в советское время пришла в школу в красных колготках, учитель вызвал родителей, и девочке запретили появляться в школе в таких колготках. На следующий день в знак протеста все девочки в классе перекрасили белые колготки в красный цвет.

Запрет порождает только протестные настроения, - соглашается Курмашева.

Дискриминация в обмен на безопасность?

Сирожиддин Толибов говорит, что после серии взрывов в 1999 году в Ташкенте ношение хиджабов и бороды в общественных местах было официально запрещено.

Это был указ кабмина Узбекистана. В то же время в узбекской Конституции четко и ясно не сказано, что Узбекистан является светским государством, как в Таджикистане, - рассказал Толибов.

По его наблюдениям, нынешний президент страны Шавкат Мирзияев более лоялен к традиционному исламу и это сказывается в различных сферах. Например, в мечетях снова начали использовать громкоговорители для призывов к молитве, что было запрещено при Каримове.

Хиромон Бакозода отмечает, что власти Таджикистана при введении запрета на хиджаб в учебных заведениях мотивируют свое решение тем, что, если даже ущемляются права определенных групп в плане свободы религий, это всё делается ради безопасности в стране. И большая часть общества относится к запретительным мерам с пониманием.

К сожалению, проблема хиджаба время от времени поднимается и в таких регионах России, как Башкортостан и Татарстан, где со времени массового принятия Ислама живущими здесь народами прошло более 1000 лет. Вот, к примеру, в Башкирии тоже наблюдаются попытки некоторых руководителей образовательных учреждений запретить девушкам-мусульманкам находиться на занятиях в платках. Обратите внимание, речь идет не о кофтах, юбках или длинных платьях (ведь никому даже в голову не приходит запрещать женскую одежду по ее фасону, цвету, длине и т.п.), а невинном женском головном уборе!

Пройдемся по Конституции

Хорошо еще, что пока представителям общественности удается решать этот вопрос, не доводя страсти до административных или иных конфликтов. А ведь под пеплом соблюдения пресловутого гражданского равноправия продолжают тлеть горячие угольки фактической религиозной нетерпимости, и, как мне думается, здесь нельзя оставаться безучастным наблюдателем. Именно поэтому я хотел бы довести до соотечественников свои размышления о правомерности и законности ношения мусульманками хиджаба в любом публичном месте, будь это улица, магазин, кафе или даже государственное учреждение.

Начнем с главного нашего правового документа – Конституции Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 19 нашего Основного закона запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Но, как бы это не выглядело странным, запрет ходить в простом платке в публичном месте нынешние ревнители равноправия граждан пытаются обосновать требованием не подчеркивать свою религиозную принадлежность ношением символики или одежды. Это разве не прямое нарушение вышеуказанной конституционной нормы? Так тогда впрямь можем дойти до запрета носить нательные крестики – христианам, кипу – иудаистам, тюбетейки – мужчинам-мусульманам из башкир, татар и других тюркских народов.

Далее. Статья 28 Конституции РФ всех наших граждан наделяет правом свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Если женщина свободно приняла Ислам, считает себя мусульманкой и исповедует определенные убеждения, в том числе по соблюдению хиджаба, то она вправе действовать в соответствии со своим убеждением, это ее конституционно защищаемое право! А тот, кто пытается это оспорить, сам становится нарушителем прав человека по признакам религиозной принадлежности.

Теоремой по домыслам

Теперь попытаюсь подойти к вопросу о праве мусульманок на публичное ношение хиджаба, используя аналогию логико-математического доказательства.

Итак, дано: часть 3 ст. 17 Конституции РФ гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц . Работница государственного учреждения – убежденная мусульманка, и она желает ходить на работу в хиджабе, в частности, не снимать платок в присутствии посторонних мужчин. Вопрос: нарушает ли каким-либо образом ношение этой работницей хиджаба в госучреждении права других лиц, работающих в этом учреждении или приходящих туда по своим вопросам?

Доказательство. Хиджаб – это женская одежда, соответствующая нормам исламской морали, а женский головной убор – платок – является ее частью. Может ли накинутый на голову работницы платок нарушить какое-либо право находящихся рядом, или каким-либо образом оскорбить их чувства? Конечно, не может, так как платок как предмет одежды никак не может помешать кому-либо обратиться к работнице по деловым вопросам, или затруднять исполнение ею своих трудовых функций. Обычный женский платок не может вызвать каких-либо отрицательных чувств у нормальных людей, независимо от их пола, возраста, национальности, языковой или религиозной принадлежности. Более того, с точки зрения исламской нравственности принуждение снимать платок на рабочем месте звучит для мусульманки так же оскорбительно, как и требование надевать короткую юбку. Таким образом, ношение хиджаба в целом и платка в частности никоим образом не может нарушать чьих-либо прав.

И последнее. Конституция РФ каждому гражданину гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания. Согласно конституционно-правовому смыслу ст.55 Конституции РФ общепризнанные права и свободы человека и гражданина не могут быть отменены или умалены, а их ограничение федеральными законами допускается только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поэтому очень хочется получить от противников хиджаба в России ответы на следующие вопросы:

Угрожает ли хиджаб основам конституционного строя?

Препятствует ли ношение хиджаба нравственному поведению девушек и женщин в России?

Ухудшает ли хиджаб физическое или психическое здоровье женщин и мужчин?

Противоречит ли ношение мусульманками хиджаба правам и законным интересам других лиц?

Обеспечит ли запрет хиджаба в России обороноспособность и безопасность государства?

Если кто-нибудь сможет положительно ответить на эти вопросы и сумеет доказать свою правоту, то мне придется признать, что координаты истины в России не соответствуют мировым реалиям.

Валиахмет Бадретдинов, публицист, общественный деятель.

Россия присоединилась к списку стран, в которых женщинам запрещено носить хиджаб. Решение оказалось весьма спорным. Министр образования РФ Ольга Васильева поддержала принятое в одном из сел решение запретить ношение хиджаба ученицами и преподавателями. Несмотря на свободу вероисповедания, пропагандируемую на Западе, в большинстве западных стран — в том числе и в России — запрещено носить хиджаб. Многие не согласны с этим решением. Среди них — президент Чечни Рамзан Кадыров.


Кадыров ответил России

Президент Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал стремление России запретить хиджаб в общественных местах и ​​школах, сказав, что «запрет хиджаба — смертельный шаг для русских». Он отметил, что Россия является «многонациональной страной и страной многих религий».

Канал «Россия Сегодня» цитирует комментарии Кадырова, который не только подчеркивает необходимость отказа от этих шагов, говоря, что они опасны для общества, но и говорит о необходимости поощрения и поддержки со стороны России во всем, что касается религиозных и культурных традиций.


Запрет на хиджаб в русском селе

Контекст

Шахматистки в ярости

Dagbladet 02.10.2016

Не надевайте хиджаб!

The Washington Post 02.01.2016

В иранском кинематографе нет ни одного фильма про хиджаб

Javan 24.05.2014 Вопрос о хиджабе возник после того, министр образования и науки России Ольга Васильева поддержала решение о запрете на ношение хиджаба ученицами и учителями в одном из сел Мордовии.

В феврале 2015 года Верховный суд России оставил в силе решение суда Мордовии о запрете на ношение одежды, показывающей религиозную принадлежность, и другой религиозной атрибутики в школах, сообщает «Россия Сегодня».

Ставропольский край стал первым в России регионом, в котором было запрещено ношение хиджаба. Соответствующее решение было вынесено Верховным судом России в июле 2013 года.

Россия — не первая

Россия — не первая страна, которая приняла решение о запрете на хиджаб. В ряде европейских государств, первыми из которых стали Нидерланды и Франция, был введен запрет на ношение никаба и вуали для лица в общественных местах. В Нидерландах Совет Палаты представителей на прошлой неделе проголосовал за принятие законопроекта, запрещающего женщинам носить никаб в общественных местах. За нарушение этого закона может грозить штраф в размере 410 евро.

По данным агентства The Associated Press, министр внутренних дел Голландии Рональд Пластерк объявил о своем намерении добиться полного запрета на ношение хиджаба в следующем году.

Франция

Мультимедиа

Скрытый ислам

Time 01.08.2014 Франция стала первой европейской страной, запретившей ношение хиджаба в общественных местах. Запреты начали появляться в 2004 году, когда начались притеснения учениц в государственных школах из-за наличия религиозных атрибутов на их одежде. В 2011 году правительство наложило полный запрет на вуаль для лица. Женщины, носящие ее, будут оштрафованы на 150 евро, а любой мужчина, принуждающий женщину к ношению чего-либо, закрывающего лицо, получит штраф в размере до 30 тысяч евро.

Бельгия

В Бельгии последовали по стопам Франции. В 2011 году был одобрен закон о запрете никаба и любого типа одежды, скрывающего лица людей в общественных местах.

Женщины, не соблюдающие данный закон, подвергаются тюремному заключению на семь дней, а в качестве альтернативы могут заплатить штраф в размере 1378 евро.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

2060

Глава Чечни Рамзан Кадыров вступил в полемику с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой по поводу ношения хиджабов в школах. Хиджабы снова оказались в центре внимания после того, как учительницам и ученицам школы в мордовском селе Белозёрье, в котором живут преимущественно татары, запретили надевать на занятия мусульманские платки.

Власти объяснили это профилактикой экстремизма в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Запрет поддержала глава Минобрнауки Ольга Васильева, заявившая, что Россия – светское государство и хиджабу не место в учебном заведении. «Я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой стараются своё отношение к вере подчеркнуть», – добавила она.

В ответ на это Рамзан Кадыров заявил, что Васильева навязывает обществу своё личное мнение. По его словам, «платок – не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки». Чеченский лидер полагает, что эта тема искусственно поддерживается, чтобы отвлечь внимание от реальных проблем в российских школах. «Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами», – подчерк­нул он, добавив, что его дочери будут ходить в хиджабах.

В Кремле решили дистанцироваться от споров о мусульманской одежде в школах. «Мы не хотели бы становиться стороной в этой дискуссии в настоящий момент», – сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В свою очередь, в президентском Совете по правам человека предложили отдать решение этого вопроса на усмотрение субъектов РФ.

Вопрос ношения хиджабов в российских школах поднимается не впервые. Ещё в 2013 году Верховный суд рассматривал обращение жителей Ставрополья, которые требовали разрешить их дочерям посещать уроки в хиджабах, отменив ранее введённый местный запрет. Тогда ВС отклонил жалобу, а спустя два года подтвердил своё решение по аналогичному обращению, поступившему как раз из Мордовии. К слову, у руководства республики есть свои резоны для принятия жёстких мер. По данным местных СМИ, как минимум два десятка жителей того самого села Белозёрья сейчас воюют в Сирии в рядах террористов.

Алексей МАЛАШЕНКО, эксперт Московского центра Карнеги:

– Этот вопрос нужно отдать в распоряжение регионов, где мусульман подавляющее большинство. Всё зависит не от какого-то глобального решения. Есть Чечня – пусть там у них будет референдум, пусть они примут это решение. Только чтобы тогда был выбор: я хочу носить хиджаб – я ношу, я не хочу – я не ношу. Это, я бы сказал, какая-то должна быть рекомендация. А законы принимать по этому поводу – смешно. Не раздувать – вот и всё.

Константин КАЛАЧЁВ, политолог:

– Эта история будет скоро позабыта. Вряд ли Министерство образования сможет что-либо навязать Чечне. Есть моноэтническая Чечня со своими мусульманскими традициями, а что касается министра образования, то не нужно подходить к субъектам Федерации с одним лекалом.

Михаил САЛКИН, учредитель Московского правозащитного центра:

– Позиция РФ по данному вопросу заключается в том, что государственные школы существуют на деньги налогоплательщиков, и поэтому они хотят соблюдать абсолютный нейтралитет. Если девочка придёт в школу в хиджабе, не будет никаких законных оснований отстранить её от обучения, отправить домой переодеваться. Из-за этого запретить вам посещать школу не могут.

Виктория Назарова

Отредактировано: 05.02.2017 14:56

Комментарии 25

    Valerii Ffff 09.02.2017 09:50

    Опять поднимают вопрос о хиджабах.По версии читателей (Россия - светское государство и хиджабу не место в учебном заведении) ,а по версии экспертов (В России есть моноэтнические субьекты, их власти сами должны принимать такие решения) ,я склоняюсь к мнению экспертов.Но считаю форма единого образца решила бы этот вопрос.

    Тимур Манухин 09.02.2017 09:54

    Школьная форма необходима. Она поможет уровнять всех детей. В школе не должно быть той или иной религии, богатых и бедных и т.д.

    Тимур Манухин 09.02.2017 09:57

    Школьная форма поможет сосредоточить внимание деток именно на учёбе.

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 10:04

    У любого принятого закона есть как согласные,так и недовольные,и закон о принятие единой формы одежды для учеников не будет исключением. Но до тех пор пока его не примут в школах будут насмешки и ущемления детей,отличающихся от большинства..

    Irina Savelieva 09.02.2017 10:09

    Каждая религия имеет свои особенности, которые касаются в том числе и одежды. И зачастую эти особенности противоречат светским законам. Свобода вероисповедания не подразумевает ношения всех религиозных атрибутов в светских заведениях.

    Mariy Barzunova 09.02.2017 10:50

    Товарищи, безусловно, каждый регион мог бы решать сам, если б ни одно НО!!! Мы живём в многонациональной стране, где дети должны быть равны, особенно в школе. Форма станет компромиссным решением в данном вопросе!!!

    Valerii Ffff 09.02.2017 11:19

    Посмотрел что считает Алексей МАЛАШЕНКО, эксперт Московского центра Карнеги,и полностью с ним согласен.А вот с политологом Константином Калачёвым не соглашусь, эта история скоро позабыта не будет,ее обсуждают уже лет 6-7 если не больше.Михаил Салкин ни чего не сказал,кроме того что озвучил позицию РФ.А какое ваше мнение по этому вопросу?

    Irina Savelieva 09.02.2017 11:19

    Заходя в мечеть, требуют снять обувь, так почему же удивляются, что в светском заведении также требуют соблюдать дресскод?

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 11:34

    Тот из родителей который сталкивался с разделением детей в школах по разным уровням обеспеченности или религиозных взглядов,непременно поддержит ввод единой формы одежды. А негодующие,или никогда ребёнка в школу не отдавали,или собственные убеждения им дороже психики и образованности своего чада.

    Тимур Манухин 09.02.2017 11:37

    Совершенно не согласна, что глупо принимать закон о ношении школьной формы. А формулировка хочу ношу хиджаб, хочу не ношу вообще не меняет нынешнего положения вещей. Все внимание ребёнка должно быть полность направлено на обучение, а т.к. наши дети не привычны к хиджабам это будет их отвлекать, да и не думаю, что девочка в хиджабе будет в восторге от повышенного внимания. Поэтому именно форма поможет избежать эти моменты

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 12:38

    Те кто противится введению единой формы,не представляют с чем приходится сталкиваться девочке носящей хиджаб в школе где она такая одна. Дома давят религией, в школе требуют ясвоения знаний,а одноклассники не принимают в свой круг общения убивая в ней личность. Ребёнок зацикливается в себе,начинает считать себя неполноценным,как следствия мысли далеки от образования,с родителями отношения натянутые.

    Андрей Жуков 09.02.2017 14:30

    Люди. Послушайте. Во многих европейских странах уже запретили ношения хиджабов, потому что из-за большого потока мигрантов, из-за утопического мультикультурализма, толерантности Европа трещит по швам из-за мигрантов. В России эта угроза также есть. И государству не нужно идти на поводу у агрессивного меньшенства. Что не ясного сказали? Хиджабов в школах нет!

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 14:37

    Не будет в школе хиджабов и прочих "показушных" религиозных атрибутик, правительство высказало своё отношение к этому вопросу. и сколько бы не махали руками недовольные,факт остаётся фактом-с единой формой гораздо лучше,чем без неё ,проверено опытом!!!

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:07

    Нет. Все таки и так много позволено моноэтническим субъектам. Закон должен быть для всех одинаковый. И в Мордовии живет много русских, которые не хотят смотреть на одноклассниц в платках.

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:11

    Вот именно, что там, где мусульман большинство, там немусульман меньшинство. А с ним тоже нужно считаться. Многим же может не понравится, что соседка за партой сидит в каком-то платке и на каждой перемене молится Аллаху. Школа - светское место!

    Irina Savelieva 09.02.2017 16:14

    Школьная форма ведь для того и создана, чтобы никто не выделялся из среды учащихся. Бесплатное обучение в России предоставляется именно на таких условиях. Думаю, есть специальные мусульманские школы и домашнее обучение для тех, кому хиджаб так уж принципиален. А требовать изменений в законодательстве из-за особенностей своей веры - это недопустимо. Школьная форма и так предусматривает скромность и закрытие почти всех частей тела.

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:15

    Получается, что те, кто придумали школьную форму были недальновидными и тупыми? Форма как раз и была создана для того, чтобы дети приходили в школу учиться, а не показывать свою религиозную принадлежность, финансовое состояние или хороший вкус в одежде

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:19

    При СССР все ходили одинаково и все было хорошо. Никто не возмущался, потому что знали - если пикнут, то до добра это не доведет. Тогда была цензура. А сейчас ее нет и одни страдания. Национальное меньшинство качает свои права...

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 16:21

    Вообще,конечно, очень много неправильных заголовков в СМИ,которые освещают вопрос с единой формой в школах,пишут "кому помешали хиджабы" или "запрет на хиджабы" и проч. Сами масло в огонь подливают,а мусульмане читают и думают,что суть всей этой предстоящей огромной работы в том чтобы их в чем-либо ограничить...не понимая,какие благие цели государство хочет добиться!

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:24

    Да, и еще мусульмане думают, что весь мир крутится вокруг них. А СМИ этому способствуют, подкидывая горячих темок с мнениями экспертов и прочьей лобуды. Сказали же ясно: хиджабам в школах не место

Тема хиджабов в российских школах снова оказалась в центре общественной дискуссии. Поводом стал заочный спор между министром образования Ольгой Васильевой и главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Формально любые религиозные атрибуты в одежде в наших школах запрещены, а фактически в ряде мусульманских регионов хиджабы давно уже легализованы. Это хорошо или плохо для России в целом?

На днях один из судов в очередной раз запретил учителям и ученикам ходить в школу в мусульманских платках – хиджабах. На сей раз дело касалось села Белозерье в Мордовии.

«Платочки могут и объединять нас – если мы сильная духом страна»

Это уже не первое подобное решение – за последние годы суды в разных субъектах Федерации выносили такие запреты, и их пытались опротестовать вплоть до Верховного суда. В этот раз ситуацию попросили прокомментировать министра образования Ольгу Васильеву, и она его поддержала, сказав, что не думает, «что истинно верующие люди атрибутикой стараются свое отношение к вере подчеркнуть». Министр, известная как православная христианка, отметила, что в России «светский характер образования», и напомнила о принятом несколько лет назад решении Верховного суда, подтвердившем, что хиджабу не место в школе.

Слова Васильевой раззадорили Рамзана Кадырова, который написал, что «платок – не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки», а в России Конституцией «каждому гарантируется право выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». При этом Кадыров указал, что вопрос о ношении хиджабов в школе не рассматривался Конституционным судом (Васильева в интервью перепутала Верховный и Конституционный суды), а поэтому, дескать, министр «свое личное убеждение навязывает миллионам граждан»:

«Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками?

Убежден, что тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами».

Спустя сутки спикер парламента Чечни Магомед Даудов заявил, что в республике незамедлительно инициируют разработку закона, «при котором наши дети разных национальностей, если того пожелают, будут носить в школах и хиджабы, и крестики, и кипы». Понятно, что речь идет о республиканском уровне. Но и тут есть проблема – сейчас на федеральном уровне регулируется то, как должны быть одеты учащиеся, и одним из признаков школьной одежды является ее светский характер.

Против хиджабов в школах и общественное мнение – как показывает опрос, проведенный полтора года назад «Левада-Центром», 74 процента считают хиджабы недопустимыми, а 18 процентов за – то есть расклад примерно соответствует конфессиональному.

Дискуссия о хиджабах идет уже не первый год, и в этот раз Кремль решил воздержаться от участия в ней. Дмитрий Песков лишь напомнил, что «существовали разные форматы подхода к этой теме»:

«Были и судебные варианты, в Ставропольском крае и Мордовии – тогда были советующие решения Верховного суда. Есть иные варианты, не судебные. Но сейчас мы бы не хотели становиться стороной этого вопроса».

Но при этом позиция Владимира Путина на эту тему хорошо известна – несколько лет назад он высказывался о хиджабах в школе. Последний раз это было весной 2013-го:

«Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, особенности национальных республик, но то, о чем вы сказали, это не национальная особенность, это демонстрация известного отношения к религии... В нашей стране в мусульманских регионах никогда такой традиции не было».

Тогда же Путин напомнил, что даже в некоторых мусульманских государствах (например, республиках бывшего СССР) ношение хиджабов в школе запрещено законом.

В целом подход Путина характеризует еще одно его высказывание на эту тему:

«Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Второе – у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить...

У нас многоконфессиональное государство, но есть определенные правила общесветского государства, у нас церковь отделена от государства.... Если не будут все равны и не будут проявлять светскость нашего государства, все остальные, представители всех других традиционных религий, так или иначе в недалеком будущем будут чувствовать себя ущемленными».

То есть если мы позволим одной группе граждан выделяться по религиозному признаку, то другие вскоре возмутятся. И это так – если смотреть на европейский опыт, который у нас перед глазами. Там борьба за хиджабы давно уже приняла политический оттенок. Многие предрекают, что разрешение хиджабов в европейских школах станет первым шагом к переходу Старого Света к жизни по нормам шариата. Но как раз тут начинаются важнейшие отличия России от Европы.

В отличие от Европы, у нас традиционные ценности не в упадке – христианство не вымирает, а возрождается, да и другие религии не в кризисе. А мусульмане у нас являются не пришлыми иностранцами, а коренным населением части регионов страны. И это очень важное отличие – тем более в том случае, если мы идем не европейским путем, а своим. И поэтому то, что неприемлемо или опасно для Европы, вполне может работать у нас.

Мусульманское возрождение, проявляющееся в том числе и в ношении хиджабов – а это вовсе не накидка, закрывающая как фигуру, так и все лицо женщины, оставляя открытыми лишь глаза, это всего лишь платок на голове – совершенно не опасно для России в случае соблюдения трех условий.

Первое. Это допустимо в тех регионах, где исторически проживают мусульмане. И только в том случае, если они сами считают хиджаб соответствующим своей традиции, подходящим для своих детей – тогда местные парламенты вправе устанавливать вариант школьной формы, включающий головной платок для девочек. Весь страх перед платками вовсе не связан с неприятием ислама как такового. Такую же реакцию вызывают кое-где и бороды. Если в Дагестане борются с «бородатыми», то это не потому, что так сильно любят бриться, а потому, что привнесенный извне ваххабистский извод ислама на нашем Северном Кавказе действительно часто сопрягается с вооруженным террористическим и сепаратистским подпольем.

Второе. В русских и неисламских регионах России мусульманки тоже могут ходить в школу в хиджабе – но только в частную, негосударственную.

Третье. Россия движется в сторону все большего учета религиозных и национальных обычаев и уклада не просто всех населяющих ее народов, но и в первую очередь государствообразующего русского народа. Это не значит, что православие будет навязываться атеистам или язычникам – но наше государство и общество будет все больше и больше соответствовать представлениям русского народа о справедливости, порядке, достоинстве, труде, солидарности, общем деле. И это соответствие будет все больше замечаться везде – в школе, на улицах городов, на экранах телевизоров.

Вот что важно – если мы сильная, причем в первую очередь духом и верой, страна, то нам только на пользу пойдет наше внутреннее разнообразие. Наши буддистские Калмыкия и Тува, наши мусульманские Дагестан и Чечня будут укреплять нашу общую великую Россию. При полном, стопроцентном, признании всеми их жителями того простого факта, что наше светское и многонациональное государство создано русским народом, поголовно православным если не по форме, то по сути, по содержанию, по своим предкам и исторической памяти.

Так что платочки могут и объединять нас. Ведь еще несколько десятилетий тому назад абсолютное большинство русских женщин не выходило из дому с непокрытой головой, а в храм православные и сейчас заходят, только убрав волосы под платок или шляпку. Да и без платков – если у нас есть общие или близкие семейные, исторические и нравственные ценности, то вопрос с хиджабами мы точно сможем решить так, чтобы ни на своей малой родине, ни в России в целом никто не чувствовал себя ущемленным.