Иуда - это кто? Как Иуда Искариот предал Христа? Кем на самом деле был иуда из кариота Как выглядел иуда искариот.

Среди апостолов Иуда заведовал их деньгами, а затем предал Иисуса Христа его за 30 сребренников (сиклей или тетрадрахм).

James Tissot (1836–1902) , Public Domain

После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И, бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился. (Матф.27:5)

А.Н. Миронов , CC BY-SA 3.0

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам. (Деян.1:23-26)

José Ferraz de Almeida Júnior (1850–1899) , Public Domain

Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства. По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников (30 серебряных шекелей, это сравнимо со стоимостью раба того времени), которые так же часто используются как символ награды предателя. «Поцелуй Иуды» стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства.

James Tissot (1836–1902) , Public Domain

По описанию Иоанна Златоуста, Иуда, как и другие апостолы, совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых, однако лишился Царства Небесного. Знамения не могли спасти его, потому что он был «разбойник, вор и предатель Господа» .

Жизнеописание Иуды Искариота в и легендах

Иуда Искариот родился 1 апреля, рассказывается в поверьях у лужичан и поляков - этот день считается несчастливым.

О молодых годах Иуды Искариота повествует «Сказание Иеронима о Иуде предателе». Согласно преданию родители Иуды Искариота бросают новорождённого в ковчежце в море, так как видят сон, что их сын станет погибелью для родителей. Через много лет, проведённых на острове Искариот, Иуда возвращается, убивает отца и совершает грех кровосмешения с матерью.

После раскаяния (например, 33 года носил во рту воду на вершину горы и поливал сухую палку, пока она не зацвела), Иуда Искариот был принят в число учеников Христа.

Согласно апокрифу «Арабское евангелие детства Спасителя» (глава 35) Иуда Искариот жил в одном селении с Иисусом и был одержим сатаной. Когда мать привела его на лечение к маленькому Христу, Иуда, разозлившись, укусил Иисуса за бок, после чего разрыдался и был исцелен. «И тот бок Иисуса, который ему Иуда поранил, иудеи потом копьем пронзили».

О годах апостольства Иуды Искариота народные сказания умалчивают, словно, боятся соперничать с рассказами евангелистов, и далее повествуют лишь о погибели предателя. Согласно наиболее распространённой версии, Иуда Искариот удавился на осине или на бузине, по другим поверьям, Иуда хотел повеситься на берёзе, и она от страха побелела; в Польше считают также, что Иуда повесился на рябине. Кровь Иуды Искариота попала на ольху, поэтому её древесина имеет красноватый цвет. По одной из легенд, осина после повешения Иуды стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке.

В апокрифическом «Евангелии от Варнавы» говорится, что Господь изменил облик Иуды. Предателя ошибочно казнили вместо Иисуса, а ученики распространили слух о воскрешении Иисуса.

По украинскому поверью, душа Иуды не имеет пристанища даже в аду, скитаясь по земле, она может вселиться в человека, нарушившего пост на Страстной неделе, и вызвать падучую .

Каноническое и неканоническое восприятие Иуды Искариота

Неоднозначность мотивации предательства

Каноническими мотивами предательства Иуды считаются: сребролюбие и участие Сатаны. Но богословы не имеют единого мнения:

  1. Матфей считает мотивом предательства сребролюбие : «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников » (Мф. 26:14-15);
  2. Марк тоже настаивает на единственной и главенствующей роли сребролюбия : «И пошёл Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники » (Мк. 14:10-11);
  3. Лука комбинирует, считая мотивом предательства и сребролюбие и участие Сатаны : «Вошел же сатана в Иуду » (Лк. 22:3), «…и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег » (Лк. 22:4-5);
  4. Иоанн умалчивает о деньгах и настаивает на участии Сатаны : «И после сего куска вошел в него сатана » (Ин. 13:27).

М. Д. Муретов в статье «Иуда предатель» приводит пять аргументов против того, чтобы считать сребролюбие «главным и руководительным мотивом в поступке Искариота »:

  1. Евангелисты сами «не придают сребролюбию Иуды первенствующего значения, если прямо и ясно указывают на сатану как на главного виновника »;
  2. Из рассказов евангелистов «не видно, чтобы предатель ставил на первом плане сребреники »;
  3. Иуда довольствовался всего тридцатью сребрениками;
  4. Иуда с легкостью расстался с деньгами;
  5. «Неужели жалкий поклонник золотого кумира » отважился бы на сделку, веря в божественность Иисуса?

В той же статье М. Д. Муретов указывает на три довода, опровергающих мнение, что Сатана управлял Иудой, который не обладал свободой воли:

  1. Не ведая, что творит, Иуда не мог тяжело раскаиваться;
  2. Перед синедрионом Иуда обвиняет себя, а не Сатану;
  3. Иисус предрекает, что будет предан человеком, а не Сатаной.

Неубедительность и противоречия свидетельств евангелистов дали почву различным толкованиям и интерпретациям мотивации предательства. С конца XIX века выдвинуто множество неканонических версий, пытающихся объяснить мотивы предательства Иуды:

  1. Организация бунта против римского гнета (Феофилакт, Лайтфут Д., Нимейер, Андреев Л. Н., Борхес Х. Л. и др.);
  2. Разочарование в учении Иисуса (Муретов М. Д., Брентано Ф.);
  3. Самопожертвование (Борхес Х. Л.);
  4. Божья воля (Франс А., Борхес Х. Л., Братья Стругацкие);
  5. Иуда - тайный агент Рима или синедриона (Булгаков М. А., Пиджаренко A. M., Еськов К. Ю.).
  6. Иуда выполняет просьбу Иисуса (Евангелие Иуды; Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»)

Противоречие о «земле крови»

Из всех евангелистов-синоптиков лишь один Матфей озвучивает сумму в тридцать сребреников, он же сообщает о покупке «земли крови» (Акелдамы) первосвященниками:

«Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников…» (Мф. 27:7).

Возможно, Матфей почерпнул разгадку предательства в Книге пророка Захарии:

«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах. 11:12-13)

Fyodor Andreyevich Bronnikov (1827–1902) , Public Domain

Согласно Деяниям Апостолов, Иуда «приобрел землю неправедною мздою…» (Деян. 1:18).

Фонд «Лютеранское наследие» объясняет противоречие следующим образом: землю купили первосвященники, но поскольку они это сделали на деньги Иуды (и, возможно, от его имени), покупка приписывается самому Иуде.

Серьёзные затруднения все же возникают при попытке объяснить разницу в написании:

  1. Слово «поле» (др. -греч. agros), стоит после глагола agorazo - «купить на открытом рынке» (от agora - «рыночная площадь») (Мф. 27:7);
  2. Слово «участок» (др. -греч. chorion - земельная собственность или небольшое хозяйство) стоит после глагола ktaomai - «получить во владение» (Деян. 1:18).

Плата за предательство

Единственный из евангелистов Матфей утверждает:

«Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф. 26:15).

Каноническая версия считает сумму достаточной для предательства, раз на неё можно было приобрести участок земли в черте города.

Джотто ди Бондоне (1266–1337) , Public Domain

Шекель (сребреник) равен 4 динариям. Динарий - дневная плата рабочего на винограднике (Мф. 20:2) или стоимость хиникса пшеницы (дневного рациона мужчины) (Откр. 6:6).

Около 4 месяцев нужно отработать на винограднике, чтобы получить тридцать сребреников. Опять же, миро, которым Мария из Вифании умастила Иисуса (Мк. 14:5), стоило 300 динариев, что равняется 75 сребреникам или чуть меньше года работы на винограднике.

James Tissot (1836–1902) , Public Domain

Противоположность сведений о смерти Иуды Искариота

Канонические версии гибели Иуды Искариота:

  1. «…бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился» (Мф. 27:5);
  2. «…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян. 1:18).

Марк и Иоанн промолчали о смерти Иуды.

Папий примиряет обе версии, говоря о том, что Иуда повесился, но верёвка оборвалась и он «низринулся» и «расселось чрево его». Папию же приписывают версию рассказа о том, что Иуда купил землю и дожил до старости, но умер от загадочной болезни (раздулся до чудовищных размеров).

Фотогалерея











Полезная информация

Иу́да Искарио́т
ивр. יהודה איש קריות‎

Этимология

  • Иуда (Йехуда) - восхваление Господа (Быт. 29:35), «хвала или прославленный».
  • Искариот
  • ивр. אִישׁ־קְרִיּוֹת‎, иш-кериййот, где ивр. אִישׁ‎ - человек, муж
  • ивр. קְרִיּוֹת‎ - города, слободы, кериоф, кериофа, кириаф).
  1. «человек из Кариота», по месту своего рождения в г. Кариоте (Кариофе) - возможно, тождественен городу Крийот в Иудее
  2. По другой теории, поскольку слово «кериййот» имеет значение пригород, то «Иш-Кериййот» дословно переводится как «житель пригорода», что весьма вероятно, поскольку Иерусалим в те времена был довольно большим городом, и возле него было много маленьких селений, которые и назывались «крайот»
  3. Иногда значение слова выводят из арам. иш кария «лживый», или от корня греч. σκαρ равного евр.-арамейск. sqr «красить» (Искариот - «красильщик»).
  4. Либо Искариот - это искаженное греч. греч. σικάριος (sikários) («сикарий»; «вооружённый кинжалом», «убийца»), как иногда называли зелотов - участников освободительной борьбы против римского владычества в Иудее.

Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, Иуды, сына Иаковлева, прозванного Фаддеем. Существует маргинальная точка зрения, говорящая о том, что Искариот был единственным уроженцем Иудеи среди апостолов (остальные были галилеяне), основанная на географическом расположении города Кериоф (Крайот).

Из евангелистов только Иоанн называет четырежды Иуду Симоновым. Иоанн прямо не называет апостола сыном Симона, а значит, Симон мог являться Иуде и старшим братом, если отец Искариота преждевременно умер.

Иуда Искариот в литературе и искусстве

Литература

История Иуды привлекала целый ряд писателей Нового времени.

Прямо и опосредованно история Иуды Искариота осмысливается в притче М. Е. Салтыкова-Щедрина «Христова ночь» (1886) и романе «Господа Головлевы», в повести Т. Гедберга «Иуда. История одного страдания» (1886), в драме Н. И. Голованова «Искариот» (1905) и повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот и другие» (1907), в драматической поэме Л. Украинки «На поле крови» (1909), в поэме А. Ремизова «Иуда-предатель» (1903) и его же пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» (1919), в драме С. Черкасенко «Цена крови» (1930), рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик», романах Н. Мейлера «Евангелие от Сына Божьего», романе-апокрифе Г. Панаса «Евангелие от Иуды» (1973), в психологическом детективе П. Буало и Т. Нарсежака «Брат Иуда» (1974), притче В. Быкова «Сотников» (1970), романах М. А. Астуриаса «Страстная пятница» (1972), А. И. Солженицына «В круге первом» (линия Руськи с его «игрой в Иуду»), Р. Редлиха «Предатель» (1981), Н. Евдокимова «Трижды величайший, или Повествование о бывшем из небывшего» (1984), романе А. и Б. Стругацких «Отягощеные злом, или Сорок лет спустя» (1988), Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», (Париж, 1978 г; СССР 1989 г), документальном детективе К. Еськова «Евангелие от Афрания» (1996) и др., а также в многочисленных романах, посвящённых осмыслению истории Иисуса Христа, вплоть до «Евангелия от Иисуса» Ж. Сарамаго (1998).

Одной из самых примечательных интерпретаций истории Иуды Искариота является повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», где был создан сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа.

Также в произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или сорок лет спустя», Иуда представляется как нищий олигофрен, прибившийся к компании Христа и полюбивший последнего. Христос, попав в Иерусалим, чуть не затерялся среди лжепророков и разных «учителей», и единственным вариантом выделиться и привлечь к себе людей для него была мученическая смерть. Христос даёт чёткие инструкции дурачку Иуде, куда идти и что говорить, который делает это, не понимая значения своих действий.

Иуда из Кириафа в романе «Мастер и Маргарита» в интерпретации Михаила Афанасьевича Булгакова красивый молодой человек, ловелас, лишённый моральных принципов и готовый из-за денег пойти на любое преступление.

В романе Кирилла Еськова «Евангелие от Афрания» Иуда - высококвалифицированный сотрудник специальных служб Римской империи, внедренный в окружение Христа в рамках реализации операции «Рыба» и устраненный по указанию прокуратора формально за «двойную игру», а фактически в связи с изменением планов руководства.

В романе «Пелагия и красный петух» персонаж, выдающий себя за Христа, рассказывает, что Иуда решил спасти своего учителя от казни и подговорил остальных апостолов. Двоюродный брат Иисуса - Иуда Фаддей, выдал себя за Христа, что Иуда потвердил перед римскими солдатами поцелуем, и был распят. Иуда же повесился для того, чтобы его муки совести выглядели правдоподобно.

Живопись

В европейской иконографии и живописи Иуда Искариот традиционно предстает как духовный и физический антипод Иисуса, как на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или на фресках Беато Анджелико, где он изображен с чёрным нимбом над головой. В византийско-русской иконографии Иуда Искариот обычно повернут в профиль, как и бесы, чтобы зритель не встретился с ним глазами. В христианской живописи Иуда Искариот изображается темноволосым и смуглым человеком, чаще всего молодым, безбородым человеком, иногда как бы негативным двойником Иоанна Богослова (обычно в сцене тайной вечери). На иконах называемых «Страшный суд» Иуда Искариот часто изображается сидящим на коленях у сатаны. В искусстве Средневековья и раннего Возрождения на плече Иуды Искариота часто сидит демон, нашептывающий ему дьявольские слова. Один из распространённейших мотивов в живописи, начиная с эпохи раннего Ренессанса, - повешение Иуды Искариота на дереве; при этом он часто изображается с кишками, выпавшими наружу (эта же деталь была популярной в средневековых мистериях и мираклях).

Критика неканонического восприятия Иуды Искариота

Согласно сторонникам канонической версии предательства, мотивация Иуды вовсе не выглядит нелепой, поскольку каждый человек имеет свободу воли. Иуда же вполне мог быть сребролюбивым человеком, что видно из Евангелия: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: „Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?“ Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»; «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим».

Истории из Библии являются наиболее известными и исследованными в церковной литературе, однако несмотря на это Библейские истории все равно порождают дискуссии и живой интерес. Наша статья посвящена апостолу Иуде Искариоту, тот кто предал своего учителя Иисуса. Это имя с давних времен стали использовать в качестве обозначения лжи и вероломства и в народе имя Иуда окрасилось в негативный окрас, однако насколько верное такое суждение? Можно задать вопрос любому православному верующему: «Кто такой Иуда?» И вы получите ответ: «Это предатель своего Учителя, и он же виноват в распятии Иисуса».

Имя – не приговор

То, что Иуда был предателем, все давно знают. Сам облик Апостола Иуды стал несомненно ненавистным. Но само имя Иуда является самым популярным именем в Израиле, в наше время довольно часто это имя дают сыновьям, оно переводится с еврейского как «слава Всевышнему». В числе приспешников Иисуса встречаются пару человек с именем Иуда, а значит подразумевать всех носителей этого имени в лицемерии, в крайнем случае безосновательно.

История Иуды в Новом Завете

В Библии о предательстве Иуды рассказывается довольно ясно. Ночью в Масличном саду Иуда выдал Иисуса приспешникам понтифексов, они же отдали ему обещанные тридцать серебряников, однако Иуда вдруг понял, что совершил непоправимое, не смог вытерпеть душевные мучения и повесился. Христианская Церковь об истории мирского пути Иисуса избрали лишь четыре повествования,которые были созданы Лукой, Матфеем, Иоаннам и Марком. Начальным повествованием в Священном писании является Евангелие, авторство которого предположительно принадлежит одному из дюжины послушников Иисуса, которым являлся мытарь Матфей. Марка относят к числу 70-ти ангелов, и его повествование было написано в середине первого столетия. Лука не был учеником Иисуса, однако, по мнению некоторых ученых, проживал с Христом в одно время. Повествование Луки было написано второй половине первого столетия. И заключительным повествованием о земной жизни Спасителя является Евангелие Иоанна. Это Евангелие было создано намного позже иных, однако в нем есть данные, которых нет в ранее представленных повествований. В Евангелие Иоанна содержится наибольше сведений о персонаже нашей статье, об ученике Иуде. Это Евангелие, как другие три, было выбрано Православной Церковью из тридцати иных повествований. Оставшиеся сочинения получили название апокрифы. Эти выбранные Евангелие считаются преданиям, или заметками неустановленных создателей, потому что абсолютно точно неизвестно: кто их создал, и когда они были написанные. Тот факт, что эти повествования были написанные Марком, Матфеем, Иоанном и Лукой историки подвергают сомнениям. Установленным фактом считается лишь то, что Священных Писаний существовало больше тридцати, однако все они не были включены в Библию. Считают, что некоторые сочинения были утеряны в годы зарождения христианской веры, а иные хранят в абсолютной тайне. В повествованиях монахов православной религии есть заметки о них, к примеру Ириней Лионский и Епифаний Кипрский, которые жили во втором-третьем столетиях, упоминается о Священном писании Иуды.

Причина неприятия апокрифических Евангелий – гностицизм их авторов

Иринея Лионского считают самым известным апологетом-это тот человек, который был ярым заступником и был у самых истоках зарождения христианства. Именно Иреней является автором наиболее известны канонических правил в православии, таких как: Догмат о Живильной Троице, и еще облик Папы Римского в качестве наследника святого Петра. Кроме того Лионский был автором таких слов, касаемых Иуды Искариота: Искариот являлся личностью, проповедующего благочестивые взгляды верования в Всевышнего. Иуда, по мнению Ириней, опасался, что с позволением Иисуса вероисповедания и правила понтификов, подразумеваясь Учения Моисея, будут отменены, и это стало причиной его предательства. Именно Искариот из числа дюжины учеников был из Иудеи, и считалось, что Иуда придерживался веры евреев. Другие ж ученики являлись галилеянами. Компетентность ученого Иринея Лионского не подвергается сомнениям. В его повествовании существует осуждения относительно записок о Иисусе, существовавших в те года. В одном из трудов Иреней упоминает о Священном писании Иуды в качестве гностического сочинения, то которое ни коем образом не признается Церковью. Пантеизм это метод учения, который основывается на сведеньях и доказанных явлений, в тоже время вероисповедание является предметом неизученным. Вера нуждается в повиновении не основываясь на аналитическом анализе, имеется ввиду не научный подход к Церкви, к обрядам и к Всевышнему, потому как Всевышний является абсолютно непознаваемым.

Сенсационный документ

В конце семидесятых при археологической экспедиции в Египте нашли могильник, в котором кроме всего остального был пергамент, название которого было «Повествование Иуды». Оригинальность этого текста не вызвало дискуссий. Документ подвергли многочисленным анализам, которые включали в себя текстуальный и углеродный способы, которые выдали результат, что данный текст был создан в течении третьего — четвёртого столетия от Рождества Христова. Согласно выше перечисленным данным, пришли к выводу, что эта находка есть копией того Священного Писания Иуды, о котором упоминал в своем труде Лионский. Несомненно, создателем этого документа не является послушник Христа Иуда Искариот, этим автором был иной Иуда, отлично изучивший мирскую жизнь Спасителя. В данном сочинение наиболее ярко выражен персонаж Искариота. И несколько событий, которые описанные в признанных Писаниях, в данном документе описанные более подробно.


Новые факты

Согласно этому манускрипту приходим к выводу, что ученик Иуда являлся праведником, а совсем не предателем, который стал учеником Христа ради обогащения и славы. Иуда являлся любимым и преданным учеником Иисуса. Ведь непосредственно Иуде Иисус поведал все секреты Небес. В «Священном Писании Иуды», к примеру, сказано, что человечество создал не Сам Всевышний, а бестелесное существо Саклас, слуга опаленного святого духа, изображавшийся виде ужасного огненного облика, испачканного в крови. Это сочинение шло в разрез с главными догматами, которые были установлены Отцами православной Церкви. К несчастью, этот сенсационный манускрипт прошел долгий и трудный путь, перед тем как его нашли исследователи. И только малая часть этого документа осталась невредимой.

Миф об Иуде – это грубая инсинуация

Возникновение православия так и до конца неизученным явлением. Потому как в нем до сих пор присутствует жесткое противостояние с чепухой, которое не добавляет авторитета Отцам Христианской Церкви. Однако каково значение чепухи в церковном смысле? Считается, что это суждение, идущее в разрез с мнением, тех кто обладает властью и могуществом, а в те года вся власть и могущество были сосредоточенны в руках Церкви. Начальные лики Иуды были написаны по заказу религиозных служащих для росписи церквей, чиновники утверждали какой облик должен иметь Иуда Искариот. Изображения стенописи Джотто ди Бондоне и Чимабуэ, на которых запечатлён поцелуй Иуды, изображают Иуду как низкого, безобразного и ужасного человека, который вобрал в себя все самые отвратительные пороки человечества. Однако разве мог бы такой тип быть одним из любимых учеников Христа?

Иуда изгонял бесов и исцелял больных

Всем давно известен, тот факт, что Сын Божий даровал исцеления немощным, оживлял умерших, помогал избавится от нечистого. В признанных Священных Писаниях указано, что этим Иисус обучал и Своих послушников (в том числа Иуду Искариота) и наказывал своим ученикам оказывать помощь всем страждущим безвозмездно. Нечистые духи трепещали от имени Иисуса и когда он приходил сами уходили из плоти человека, в которого они вселились. Как так случилось, что бесы лжи,алчности, вероломства и иных слабостей одержали вверх над Иудой, если он всегда был возле Спасителя?


Первые сомнения

Кем же на самом деле являлся Искариот: Коварным лицемером либо ж одним из первых православных святых, который ждет восстановления своего доброго имени?» этот вопрос интересует многих православных верующих с возникновения православной религии. Однако в древние времена за этот вопрос следовала казнь, но в наше время у нас появилась возможность разобраться в этом вопросе. В начале девятнадцатого столетия в «Богословском Вестнике» был опубликован ряд заметок преподавателя Столичного религиозного заведения, христианского писателя Муретова Митрофана Дмитриевича и имели названия « Предатель Иуда». В этих статьях богослов приводил свои суждения, о том что Иуда, не мог предать Христа, веря в его Святость. Потому как в признанных Повествованиях не существует точного свидетельства о корыстолюбии ученика. Рассказ о тридцати серебряных монет выглядит неправдоподобным как со стороны суммы вознаграждение, так и со стороны алчности Иуды, не мог он так быстро и легко отдать их. Если бы Иуда обладал слабостью корыстолюбия, то иные апостолы Иисуса не сделали б его хранителем казны. Распоряжаясь средствами общины, Искариот имел возможность присвоить все деньги и скрыться. А сколько это тридцать монет, дарованных Иуде от понтификов? Большая ли это сумма? Если да, то почему алчный Искариот не исчез вместе с ними, а если ничтожная, то по какой причине Иуда принял эти монеты? Профессор утверждал, что алчность не являлось основной причиной поступка Иуды. Скорее всего, по мнению богослова, апостол смог вероломно предать своего наставника, потому что разочаровался в Его Проповеди. Философ и психолог из Австрии Франц Брентано практически одновременно с Муретовым, пришел к такому же мнению. Хорхе Луис Борхес и Анатоль Франс в поступке Искариота увидели самоотречение и повиновение наказу Всевышнего.

Будущее – за обновлённым христианством


Знаменитый й русский философ Николай Фёдорович Фёдоров, основатель русского космизма, подаривший новый виток развития всех отраслей наук являлся очень праведным человеком, который утверждал, что светлое будущее людей и их спасение заключается в христианской вере. Люди не должны осуждать за прошлые греховные деяния христиан, а пытаться не делать новых и стремится к доброте и милосердию по отношению к другим людям.

Библейские истории - самая изученная часть мировой литературы, тем не менее они продолжают привлекать к себе внимание и вызывают горячие споры. Герой нашего обзора - Искариот, предавший Искариота как синоним предательства и лицемерия давно стало нарицательным, но справедливо ли данное обвинение? Спросите любого христианина: «Иуда - это кто?» Вам ответят: «Это человек, виновный в мученической смерти Христа».

Имя - не приговор

К тому, что Иуда - мы давно привыкли. Личность данного персонажа одиозна и бесспорна. Что касается имени, то Иуда - это очень распространённое еврейское имя, и в наши дни им часто нарекают сыновей. В переводе с иврита оно означает «хвала Господу». Среди последователей Христа есть несколько человек с этим именем, следовательно, ассоциировать его с вероломством, по меньшей мере, бестактно.

История Иуды в Новом Завете

В история о том, как Иуда Искариот предал Христа, представлена предельно просто. Тёмной ночью в Гефсиманском саду он указал на Него слугам первосвященников, получил за это тридцать серебряных монет, а когда осознал весь ужас содеянного, не выдержал терзаний совести и удавился.

Для повествования о периоде земной жизни Спасителя иерархи христианской церкви отобрали только четыре сочинения, авторами которых были Лука, Матфей, Иоанн и Марк.

Первым в Библии стоит Евангелие, приписываемое одному из двенадцати ближайших учеников Христа - мытарю Матфею.

Марк был одним из семидесяти апостолов, и его Евангелие относится к середине первого века. Лука не был среди учеников Христа, но, предположительно, жил в одно с Ним время. Его Евангелие относят ко второй половине первого века.

Последним идёт Евангелие Иоанна. Оно было написано позднее других, но содержит сведения, отсутствующие в первых трёх, из него же мы узнаём больше всего информации о герое нашего повествования, апостоле по имени Иуда. Это сочинение, как и предыдущие, было отобрано Отцами Церкви из более чем тридцати других Евангелий. Непризнанные тексты стали называть апокрифами.

Все четыре Книги можно назвать притчами, или воспоминаниями неизвестных авторов, так как доподлинно не установлено, ни кто их написал, ни когда это было сделано. Авторство Марка, Матфея, Иоанна и Луки исследователи ставят под сомнение. Фактом же является то, что Евангелий было не менее тридцати, но их не стали включать в каноническое Собрание Священного Писания. Предполагается, что часть их была уничтожена во времена становления христианской религии, а другие хранятся в строгой секретности. В трудах иерархов христианской церкви встречаются упоминания о них, в частности у Иринея Лионского и Епифания Кипрского, живших во втором-третьем веках, говорится о Евангелии Иуды.

Причина неприятия апокрифических Евангелий - гностицизм их авторов

Ириней Лионский - знаменитый апологет, то есть защитник и во многом основатель зарождающегося христианского вероучения. Ему принадлежит установление самых основных догматов христианства, как-то: учение о Святой Троице, а также примат Папы Римского как преемника апостола Петра.

Он высказал следующее мнение относительно личности Иуды Искариота: Иуда - это человек, придерживавшийся ортодоксальных взглядов на веру в Бога. Искариот, как считал Ириней Лионский, боялся, что с благословения Христа вера и установления отцов, то есть Законы Моисея, будет упразднены, поэтому и стал соучастником ареста Учителя. Из лишь Иуда был родом из Иудеи, по этой причине предполагается, что он исповедовал веру евреев. Остальные апостолы - галилеяне.

Авторитет личности Иринея Лионского не вызывает сомнений. В его сочинениях есть критика в адрес сочинений о Христе, бытовавших в то время. В «Опровержении ересей» (175-185 гг.) он пишет и о Евангелии Иуды как о гностическом произведении, то есть таком, которое не может быть признано Церковью. Гностицизм - это способ познания, основанный на фактах и реальных доказательствах, а вера - явление из разряда непознаваемых. Церковь требует повиновения без аналитических размышлений, то есть агностического отношения к себе, к таинствам и к Самому Богу, ибо Бог априори непознаваем.

Сенсационный документ

В 1978 году во время раскопок в Египте было обнаружено захоронение, где среди прочего находился папирусный свиток с текстом, подписанным как «Евангелие Иуды». Подлинность документа не подлежит сомнению. Все возможные исследования, в том числе текстологический и радиоуглеродный методы, выдали заключение, что документ написан в период с третьего по четвёртый век нашей эры. Исходя из приведённых выше фактов, сделан вывод, что найденный документ является списком с того Евангелия Иуды, о котором пишет Ириней Лионский. Конечно, его автор - не ученик Христа апостол Иуда Искариот, а некий другой Иуда, хорошо знавший историю Сына Господня. В этом Евангелии более ярко представлена личность Иуды Искариота. Некоторые события, присутствующие в канонических Евангелиях, в этом манускрипте дополнены подробностями.

Новые факты

По найденному тексту выходит, что апостол Иуда Искариот - святой человек, а отнюдь не негодяй, втёршийся в доверие к Мессии с целью обогатиться или прославиться. Он был любим Христом и предан ему едва ли не больше, чем другие ученики. Именно Иуде Христос открыл все тайны Неба. В «Евангелии Иуды», например, написано, что людей сотворил не Сам Господь Бог, а дух Саклас, помощник падшего ангела, имеющий грозный огненный облик, осквернённый кровью. Такое откровение противоречило основным доктринам, которые согласовывались с мнением Отцов христианской Церкви. К сожалению, путь уникального документа, прежде чем он попал в бережные руки учёных, был слишком длинен и тернист. Большая часть папируса оказалась разрушенной.

Миф об Иуде - это грубая инсинуация

Становление христианства - поистине тайна за семью печатями. Постоянная жесточайшая борьба с ересью не красит основателей мировой религии. Что такое ересь в понимании священников? Это мнение, противоречащее мнению тех, у кого власть и сила, а в те времена власть и сила были в руках папства.

Первые изображения Иуды были сделаны по заказу церковных чиновников для украшения храмов. Именно они диктовали, как должен выглядеть Иуда Искариот. Фотографии фресок Джотто ди Бондоне и Чимабуэ, изображающие поцелуй Иуды, представлены в статье. Иуда на них выглядит низким, ничтожным и отвратительнейшим типом, олицетворением всех самых гнусных проявлений человеческой личности. Но можно ли представить себе такого человека в числе ближайших друзей Спасителя?

Иуда изгонял бесов и исцелял больных

Мы хорошо знаем, что Иисус Христос исцелял больных, воскрешал мёртвых, изгонял бесов. В канонических Евангелиях сказано, что этому же Он научил и Своих учеников (Иуда Искариот - не исключение) и велел им помогать всем нуждающимся и не брать за это никаких подношений. Бесы боялись Христа и при Его появлении покидали тела мучимых ими людей. Как получилось, что демоны жадности, лицемерия, предательства и прочих пороков поработили Иуду, если он постоянно находился подле Учителя?

Первые сомнения

Вопрос: «Иуда - это кто: вероломный предатель или самый первый христианский святой, ожидающий реабилитации?» задают себе миллионы людей на протяжении всей истории христианства. Но если в Средние века за озвучивание этого вопроса неминуемо полагалось аутодафе, то в наши дни мы получили возможность добраться до истины.

В 1905-1908 гг. в «Богословском Вестнике» вышел цикл статей профессора Московской духовной академии, православного богослова Муретова Митрофана Дмитриевича. Назывались они «Иуда предатель».

В них профессор высказал сомнения, что Иуда, веря в божественность Иисуса, мог Его предать. Ведь даже в канонических Евангелиях нет полного согласия относительно сребролюбия апостола. История о тридцати сребрениках выглядит неубедительно как с точки зрения количества денег, так и с точки зрения сребролюбия апостола - слишком уж легко он с ними расстался. Если бы тяга к деньгам было его пороком, то другие ученики Христа вряд ли доверили бы ему распоряжаться казной. Имея в своих руках деньги общины, Иуда мог забрать их и уйти от товарищей. А что такое тридцать сребреников, полученных им от первосвященников? Это много или мало? Если много, то почему жадный Иуда не ушёл с ними, а если мало, то зачем он вообще взял их? Муретов уверен, что сребролюбие не было главным побудительным мотивом действий Иуды. Вероятнее всего, считает профессор, Иуда мог предать своего Учителя по причине разочарования в Его Учении.

Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838-1917 гг.), независимо от Муретова, высказал аналогичное суждение.

Хорхе Луис Борхес и в действиях Иуды видели самопожертвование и подчинение воле Бога.

Приход Мессии по Ветхому Завету

В Ветхом Завете есть пророчества, рассказывающие о том, каким будет пришествие Мессии - Он будет отвергнут священничеством, предан за тридцать монет, распят, воскрешён, а потом Его именем возникнет новая Церковь.

Кто-то должен был передать Сына Бога в руки фарисеев за тридцать монет. Этим человеком стал Иуда Искариот. Он знал Писания и не мог не понимать, что делает. Совершив заповеданное Богом и запечатлённое пророками в книгах Ветхого Завета, Иуда совершил большой подвиг. Вполне возможно, что он заранее обсудил предстоящее с Господом, и поцелуй - это не только знак слугам первосвященников, но и прощание с Учителем.

Будучи самым близким и доверенным учеником Христа, Иуда взял на себя миссию быть тем, чьё имя будет навеки проклято. Получается, что Евангелие демонстрирует нам два жертвоприношения - Господь послал к людям Своего Сына, дабы Он принял на Себя грехи человечества и смыл их Своей кровью, а Иуда принёс себя в жертву Господу, дабы исполнилось речённое через ветхозаветных пророков. Кто-то ведь должен был выполнить эту миссию!

Любой верующий скажет, что, исповедуя веру в Триединого Бога, невозможно представить человека, почувствовавшего на себе Благодать Господа и оставшегося не преображённым. Иуда - человек, а не падший ангел или демон, поэтому он и не мог быть злосчастным исключением.

История Христа и Иуды в исламе. Основание христианской Церкви

В Коране история Иисуса Христа представлена иначе, чем в канонических Евангелиях. Там нет распятия Сына Божия. Главная книга мусульман утверждает, что облик Иисуса принял некто другой. Этот некто и был казнён вместо Господа. В средневековых изданиях сказано, что облик Иисуса принял Иуда. В одном из апокрифов есть история, в которой фигурирует будущий апостол Иуда Искариот. Биография его, если верить данному свидетельству, с детства была переплетена с жизнью Христа.

Маленький Иуда был очень болен и, когда к нему подошёл Иисус, мальчик укусил его в бок, в тот самый бок, который впоследствии пронзил копьём один из воинов, охранявших распятых на крестах.

Ислам считает Христа пророком, чьё учение было искажено. Это очень похоже на правду, но Господь Иисус предвидел такое положение вещей. Однажды Он сказал своему ученику Симону: «Ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её…» Мы знаем, что Пётр три раза отрекся от Иисуса Христа, по сути дела, три раза предал Его. Почему для основания Своей Церкви Он выбрал именно этого человека? Кто больший предатель - Иуда или Пётр, который своим словом мог спасти Исуса, но трижды отказался это сделать?

Евангелие Иуды не может лишить истинных верующих любви к Иисусу Христу

Верующим людям, испытавшим на себе Благодать Господа Иисуса Христа, трудно принять, что Христос не был распят. Можно ли поклоняться кресту, если открываются факты, противоречащие записанным в четырёх Евангелиях? Как относиться к таинству Евхаристии, во время которого верующие вкушают Тело и Кровь Господа, принявшего мученическую смерть на кресте во имя спасения людей, если не было мучительной смерти Спасителя на кресте?

«Блаженны невидевшие и уверовавшие», - сказал Иисус Христос.

Верующие в Господа Иисуса Христа знают, что Он реален, что Он слышит их и откликается на все молитвы. Это главное. А Бог продолжает любить и спасать людей, даже несмотря на то, что в храмах опять, как и во времена Христа, стоят лавки торговцев, предлагающих купить жертвенные свечи и прочие предметы за так называемое рекомендованное пожертвование, во много раз превышающее себестоимость продаваемых предметов. Лукаво составленные ценники вызывают ощущение близости фарисеев, предавших суду Сына Бога. Однако не стоит ждать, чтобы Христос снова пришёл на землю и погнал палкой торгашей из Дома Отца Своего, как Он это проделал две с лишним тысячи лет назад с торговцами жертвенными голубями и барашками. Лучше верить в Промысел Божий и не впадать в а принимать всё как дар Бога для спасения бессмертных людских душ. Ведь не случайно же Он заповедовал основать Свою Церковь тройному предателю.

Время перемен

Вероятно, находка артефакта, известного как Кодекс Чакоса, с Евангелием Иуды является началом конца легенды о злодее Иуде. Пришло время пересмотреть отношение христиан к этому человеку. Ведь именно ненависть к нему породила такое отвратительное явление, как антисемитизм.

Тора и Коран писались людьми, не привязанными к христианству. Для них история Иисуса из Назарета - лишь эпизод из духовной жизни человечества, причём не самый значительный. А совместима ли ненависть христиан к евреям и к мусульманам (подробности о крестовых походах заставляют ужасаться жестокости и алчности рыцарей креста) с их главной заповедью: «Да любите друг друга!»?

Тора, Коран и известные, уважаемые христианские учёные не осуждают Иуду. Не будем и мы. Ведь апостол Иуда Искариот, житие которого мы вкратце затронули, ничем не хуже других учеников Христа, того же апостола Петра, например.

Будущее - за обновлённым христианством

Великий русский философ основоположник русского космизма, давший импульс развитию всех современных наук (космонавтики, генетики, молекулярной биологии и химии, экологии и прочих) был глубоко верующим православным христианином и считал, что будущее человечества и спасение его - именно в христианском вероучении. Мы должны не осуждать прошлые грехи христиан, а стремиться не совершать новых, быть добрее и милосерднее ко всем людям.

Этот библейский персонаж стал известен благодаря тому, что явился предателем своего учителя, Иисуса Христа.

Последнее время многих людей интересует вопрос о том, кто такой Иуда в Библии. Отечественные и зарубежные исследователи пытаются рационально объяснить причины предательского поступка ученика Спасителя. Они хотят узнать, почему человек с высокими духовными качествами (на первый взгляд) продал своего наставника за 30 серебряников.

Образ Иуды в Библии

Образ Иуды Искариота покрыт большой тайной, несмотря на известную роль в драме, произошедшей в Великую Среду . Евангелисты чрезвычайно скупятся на описание жития предателя Христова. О мотивах духовной крамолы пишет Иоанн, а о покаянии и суициде - апостол Матфей.

Иуда Искариот

На заметку! Имя Иуда обладало широким распространением на территории Древней Иудеи. Это государство получило название благодаря «первому» упомянутому Иуде, праотцу Израильского народа. Во всех книгах Библии насчитывается 14 персонажей с этим именем. Прозвище Искариот трактуется неоднозначно: существует несколько различных версий происхождения.

Он являлся одним из двенадцати апостолов . Отличие его характеристики в том, что он родился не в Галилеи (севере Палестины), а именно в Иудеи. Отцом Иуды Искариота являлся Симон, о котором в Евангелие нет вообще никакой информации, что вызывает удивление, потому что Библия повествует о значимых людях подробно.

Молитвы святым апостолам:

  • При перечислении учеников Христа в Священных Писаниях этот апостол всегда упоминается в самом конце списка. Чрезвычайно выразительно делается акцент на самом факте духовного предательства.
  • Иуду Искариота избрал Сам Господь для проповедования апостольского учения. Он обязывался одушевлять веру в будущее Небесное Царство, где главою станет Спаситель. Предатель имел силы, какие наблюдались у других учеников: Иуда нес благие вести, исцелял больных от тяжёлых недугов, воскрешал почивших и прогонял нечисть из тел.
  • Искариот отличался умением вести экономические дела. Он являлся казначеем общины, образовавшейся вокруг Иисуса. Этот апостол носил с собою небольшой ковчег и хранил там пожертвованные верными христианами финансы.
  • Предатель Христов родился первого апреля. В некоторых повериях эта дата считается неблагоприятной. О молодых годах его жития сообщает «Сказание Иеронима». Здесь говорится, что родители Иуды бросили одинокого младенца в море, потому что узрели предзнаменования о бедствиях, идущих от их сына. Через несколько десятилетий Искариот пребывает на родной остров, убивает отца и вступает в связь со своею матерью.
  • Иисус принял его в собственную общину, когда Иуда раскаялся в преступлении, долго совершая аскетические поступки.
  • Часто некоторые ученые представляют предателя как необходимое орудие в руках Всевышнего. Иисус называет Искариота несчастнейшим человеком, потому что спасение возможно и без предательства.
  • Нельзя точно указать, вкусил ли Иуда тела и крови Сына Божьего и установился ли в Таинстве Евхаристии (соединения с Богом). Ортодоксальная точка зрения настаивает на том, что предатель не вошел в Царствие Господа, но сделал лживый вид и осудил Мессию.
Интересно! Искариот считает единственным иудеем среди всех учеников Христа. Между жителями Иудеи и Галилеи царила неприятная вражда. Первые считали вторых невеждами в Законе Моисеевой религии и отвергали их как соплеменников. Иудеи не могли признать факта пришествия Мессии из территории Галилеи.

Различные версии мотивации предательства

Самые авторитетные апостолы (Матфей, Марк и Лука) вообще ничего не сообщают из бытия предателя. Только святой Иоанн обращает внимание на то, что Искариот страдал сребролюбием. Главный вопрос о предательстве трактуется по-разному.

Лука. Поцелуй Иуды

  • Среди писателей выделяются некоторые, желающие оправдать этот поступок. С религиозной точки зрения такая позиция выглядит кощунственной. Она заключается в следующем: Иуда знал об истинной сущности Мессии и совершил своё преступление, потому что ощущал надежду на чудесное спасение Христа и его воскресение.
  • Еще одно оправдательное предположение заключается в том, что Иуда искренне желал увидеть скорейшее восхождение Сына Божьего в собственной славе, поэтому обманул того, кто доверял.
  • Ближе к истине является точка зрения, рассматривающая Искариота в качестве религиозного фанатика, который разочаровался в истинности царствования Мессии. Иуда считал Христа ложным защитником народности и моральных устоев Святой земли. Не найдя подтверждения своим вожделениям, Искариот не признал Иисуса за настоящего Мессию и решил придать «законному» наказанию от рук государственной и народной структуры.
  • Евангелисты точно указывают: мотивацией к духовной крамоле явилась безграничная любовь к деньгам. Никакое иное толкование не имеет такого авторитета. Искариот заправлял казной Христовой общины, а сумма, предложенная ему, соблазнила на свершение отвратительного плана. На эти деньги можно было приобрести участок земли.
  • Корыстолюбие покрывает образ предателя мрачной пеленою. Любовь к деньгам сделала Иуду грубым материалистом, в отличие от остальных апостолов, любивших Спасителя и Христову Церковь. Предатель оказался совершенно глухим к религиозным наставлениям учителя. Он символизировал отказ от христианства всего народа Иудеи. В душе Искариота затаился демон ложного мессианизма, не позволяющего чистым сердцем взглянуть на деяния Сына Божьего. Его материалистический ум породил корыстолюбие, уничтожившее духовную чувствительность.
На заметку! Христос, зная о присутствии среди его учеников диавола, не спешил открывать тайну апостолам. Он только ограничивался некоторыми намеками.

Мирские исследователи предполагают, что Мессия не знал этого точно, однако евангелисты утверждают, что замысел Божий протекал по определенному заранее плану. Через пять месяцев, в Тайную вечерю, Иисус раскрыл имя предателя святому Иоанну.

О других апостолах Христа:

Судьба несчастного апостола

Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.

Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.


После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до смерти на кресте . Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.

На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй - символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.

Изображения в живописи

Библейский сюжет предательства Мессии всегда вызывал большой интерес и споры.

Творческие люди, вдохновленные этой драмой, создали множество индивидуальных произведений.

  • В европейском искусстве Иуда представляется духовным и физическим антагонистом Христа. На фресках Джотто и Анжелико он изображен с черным нимбом.
  • В византийской и русской иконографии принято разворачивать образ в профиль, чтобы зритель не встретился с коварным дьяволом глазами.
  • В христианской живописи Искариот - темноволосый молодой человек, со смуглой кожей, без бороды. Нередко представлен как отрицательный двойник Иоанна Богослова. Ярким примером такой позиции является сцена Тайной вечери.
  • На иконе, имеющей название «Страшный Суд», Иуда изображен сидящим у сатаны на коленях.
  • В искусстве Средних веков наблюдаются картины, где на плече коварного изменщика располагается демон, манипулирующий сознанием.
  • Самоубийство - распространенный мотив с эпохи Возрождения. Предатель часто изображен повешенным с выпавшими наружу кишечными внутренностями.
Важно! Иуда Искариот - один из 12 апостолов, несущих учение Мессии. За 30 серебряников продал Сына Божьего первосвященникам, а после раскаялся и удавился на дереве.

В среде исследователей библейских историй возникают споры о мотивах его преступного поступка и дальнейшей судьбе. Единой точки зрения добиться не удается, но самой авторитетной всегда считается та, что описана евангелистами.

Протоиерей Андрей Ткачев об Иуде Искариоте

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова иуда

иуда в словаре кроссвордиста

иуда

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

иуда

обратилось в бранное: предатель, изменник. Иудино лобзанье, лукавый, облыжный привет. Иудино дерево, осина. Иудою свет пройдешь, да удавишься. Иуде верить, не беда поплатиться. Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться. Наш Иуда ест и без блюда! здесь имя только для красного склада.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

иуда

(И прописное), Иуды, м. (бран.). Предатель, изменник. - Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? Пушкин. (От имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому рассказу, Иисуса Христа.)

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

иуда

Ы,м, (прост, презр.). Предатель, изменник [по имени апостола Иуды Искариота, предавшего, согласно евангельскому сказанию, Иисуса Христа первосвященникам]. Презренный и.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

иуда

м. Один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, который предал учителя за 30 сребреников.

иуда

м. и ж. Употр. как символ предателя, изменника, действующего под маской друга.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

иуда

ИУДА Угличский (ум. 1609) преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).

Иуда (Ветхий Завет)

Эта статья посвящена основателю одноимённого колена; статью о имени см. Иуда

Иу́да (, Иегуда́, Yəhuda, Yəhûḏāh, «хвала Яхве») - четвёртый сын патриарха Иакова, от Лии. Его женой была ханаанейка, дочь Шуя, которая дала ему трех сыновей.

Ему посвящается особая глава в описании его отношения к своей снохе Фамари.

Иуда (фильм, 2013)

«Иуда» - второй полнометражный художественный фильм режиссёра Андрея Богатырёва. Производством картины занималась компания «АБС», продюсер фильма - Татьяна Воронецкая.

Фильм участвовал в конкурсной программе 35-го Московского международного кинофестиваля. Алексей Шевченков, исполнивший главную роль в фильме, был награждён призом «Серебряный Святой Георгий» За лучшую мужскую роль .

Иуда (значения)

Иуда может означать:

  • Иуда - еврейское мужское имя.
  • Святой Иуда - внетропический циклон 2013 года.

Иуда (фильм)

Иуда :

  • Иуда - итальянский короткометражный фильм 1911 года.
  • Иуда - венгерский художественный фильм 1918 года.
  • Иуда - итальянский художественный фильм 1919 года.
  • Иуда - советский художественный фильм 1930 года, режиссёр Евгений Иванов-Барков.
  • Иуда - американский художественный фильм 2004 года, режиссёр Чарльз Роберт Карнер.
  • Иуда - российский художественный фильм 2013 года, режиссёр Андрей Богатырев.

Иуда (имя)

Иу́да (, Иеh уда́, «хвала Господу») - библейское мужское имя.

Впервые упоминается в Торе в Бытие 29:35:

«и зачала еще, и родила сына, и сказала: на сей раз восхвалю Господа; поэтому нарекла ему имя Йеhуда »

Тора сама объясняет происхождение этого имени.

Женская форма имени Йеhудит упоминается в Библии раньше мужской формы в Бытие 26:34:

«когда Эйсаву было сорок лет, взял он в жены Йеhудит , дочь Беэри-хетта»

Первым носителем этого имени был четвёртый сын патриарха Иакова, Иуда.

Кроме того, имя Иуда носили:

  • апостол от Двенадцати Иуда Искариот
  • апостол от Двенадцати, Иуда Иаковлев по прозвищу Фаддей, сводный брат Иисуса Христа

В христианской традиции стало синонимом слова «предатель», так как евангельский Иуда Искариот предал Иисуса за тридцать серебреников и, поцеловав, указал на него воинам при аресте.

Вместе с тем существует русское имя Иуда, происходящее от канонического имени Иуда имени Апостола Иуды. Так, например, его носил отец знаменитого русского военачальника, командующего Юго-Западным фронтом в начале Первой мировой войны Николая Иванова.

От этого имени происходят фамилии: Юдин, Юданов , Юдасов , Юдасин, Юдов , Юдачёв , Юдинцев , Юдашкин, Юдкин , Юденич и некоторые другие.

Женский вариант этого имени - Юдифь (/ иhудит) - получил широкое распространение в европейских языках. Поскольку там букву י принято обозначать как j, то это имя приобрело форму Judith или просто Judi, что в английском звучит как Джуди. В ряде языков это имя приняло форму Эдит или Эдита .

Иуда (писатель)

Иу́да (; ; II век - начало III века) - раннехристианский писатель, хронист. Сведения о нём очень скудные. Иуда жил во времена правления императора Севера, написал Хронику до десятого года царствования императора Севера. В своём сочинении Иуда размышляя о семидесяти седьминах пророка Даниила, предсказывал близкий конец света и пришествие Антихриста. Предсказания Иуды были связаны с общими настроениями в умах верующих, ввиду непрерывных гонений на христиан. Сочинение не сохранилось.

Евсевий Кесарийский в своей книге «Церковная история» упоминает о Иуде. 52 глава книги Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах» посвящена Иуде.

Примеры употребления слова иуда в литературе.

Смотри, Гавриил, какая цепочка выстраивается: появляется Иуда , и апостолы с Троицей устраивают Тайную Вечерю, на которой распевают антирелигиозные частушки и балуются отнюдь не амброзией или нектаром.

Он вдруг решил, что непостоянство, бесчестность и прочие пороки Иисуса все равно не оправдают предательства, совершенного им, Иудой .

Иуда Халеви имеют непосредственное отношение к тому делу, которым господарь Бранкович и мы, его слуги, занимаемся уж несколько лет.

Пророки еврейской общины Иуда Варсава и Сильван подкрепили своим авторитетом изложенное в послании и напомнили о помощи бедным.

И Закхей приял ризу белую, Авраам - цвета птичьего, Лот - серную, Иона - голубую, Фекла - пламенную, Даниил - львиную, Иоанн - триклинную, Адам - кожаную, Иуда - серебряную, цвета денег, Раав - червленую, Ева - цвета дерева добра и зла, и кто-то еще приял пестропокровную, кто-то - серединную, кто-то - ворсяную, кто-то - морского цвета, кто-то - увеселенную, кто-то - ракушечную и ржавоцветную, и черную, и гиацинтовую, и цвета огня и пламени, а Христос прохаживался в ризе голубиного цвета и, хохоча, дразнил Иуду, что тот не умеет так пошутить, чтоб было весело.

Ну, подхватились заранее, а теперь уже не то, посол нам воистину возвестил, что к Покрову прибудут к гетману татарские потуги, и он двинется сейчас с ними сюда на правый берег и купно с нами пойдет на стены гадячские, дабы вызволить нас из пленения вавилонского и низвергнуть Иуду , Ирода и Навуходоносора в образе Бруховецкого суща!

Для них позировали непрофессиональные натурщики: Христа Гауди лепил с 33-летнего рабочего, смотритель стал Иудой , пастух - Пилатом, внук знакомого - Младенцем Иисусом, уличный бродяга - царем Соломоном, римским солдатом - бармен из Таррагоны с шестью пальцами на ноге, в чем любой турист может убедиться.

И, наконец, между Петром и столом, прижатый к столу, низкорослый, с взлохмаченными волосами, погруженный в тень, повернувшись к нам в профиль, напряженно и гипнотизирующе смотрит на Христа Иуда .

Таким образом, в тело, похожее на тело апостола Левия Матвея, который занял освободившееся от Иуды Искариота двенадцатое место в 63 год в девятый день августа после побития его камнями в Иерусалиме, - в тело Джан Ши, лежащее возле голбца русской печки, прямо на полу, под горнушками, в которых торчали Гордовы и Борисовы оленьи расшитые рукавицы, вернется новый, утоленный дух Джан Ши, будущего преданного друга Емели, по воле и силе Медведко побывавший в родных местах.

Уходя от традиционного сюжета о предательстве, Джотто приблизил и обратил друг к другу два лица: прозрачный, почти античный профиль Христа и отталкивающий полуобезьяний профиль Иуды .

Выбор Рембрандтом такого сюжета, как раскаяние Иуды , показывает, насколько отошел он - как и во всех своих работах на библейские и евангельские сюжеты - от традиционной религиозной живописи, до него воплощавшей стремления церковников и феодалов.

Тогда зеленщик придержал своего осла и добродушно спросил Иуду , есть ли у каждой из его птичек свое имя и умеют ли они петь.

Но Иуда упрямо молчал, не отрывая глаз от работы, и зеленщик сердито отбросил ногой одну из его птичек и поехал дальше.

А у Папия Иерапольского читаем, что Иуда дожил до преклонных лет, а умер от таинственной болезни: тело его страшно распухло и стало издавать невыносимое зловоние, так что люди брезговали подойти к недужному.

И когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицем Авии и Иуды .