Как пишется рокировка в шахматах. Рокировка

У Вас, как и у Вашего соперника, в распоряжении команда воинов. Ваша цель: первым захватить короля соперника (пока соперник не захватил Вашего короля)! Ситуация, когда Вы атаковали короля соперника так, что от этой атаки он никак не может уйти, называется "мат" и означает, что Вы победили!

Каждый из Вас начинает игру с надёжной армией из 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек.

Начало игры

Перед игрой доска устанавливается так, чтобы в нижнем правом углу у каждого игрока была белая (или светлая) клетка. Затем фигуры расставляются на доске каждый раз на одни и те же клетки. Второй ряд занимают пешки. Ладьи стоят по углам, далее рядом с ними - кони, после коней - слоны, затем ферзь ставится на клетку того же цвета, что и он сам (белый ферзь на белую клетку, чёрный ферзь на чёрную), и, наконец, король занимает место на оставшейся клетке.

Игрок, у которого белые фигуры, всегда ходит первым, поэтому, чтобы всё было честно, нужно играть то белыми, то чёрными фигурами по очереди. На каждом своём ходе игрок может сходить одной из своих фигур (за исключением одного особенного хода). После Вашего хода, наступает ход соперника. И так далее игроки ходят по очереди до тех пор, пока один из королей не будет захвачен... либо пока вся Ваша армия не будет израсходована!

Как ходят фигуры

Каждая из 6 фигур ходит по-своему. Большинство фигур не могут перепрыгивать через другие фигуры - только кони могут перепрыгивать через любого, кто стоит на их пути! Также, ни одна фигура не может вставать на клетку, где уже стоит фигура того же (своего) цвета. Однако, фигура может вставать на место фигуры противника: именно так Вы берёте в плен фигуры врага!

Король

Король - самая важная фигура, поскольку его потеря означает конец игры. Но он также является и одной из самых слабых фигур. Поэтому очень часто ему нужна защита друзей. Король может ходить на одну клетку в любом направлении - вверх, вниз, в стороны и по диагонали.

Король не может ходить на атакованную клетку, где он будет захвачен (в примере это красные клетки). Если Ваш соперник сходит своим королём на атакованную Вами клетку, не спешите радостно хватать его короля со словами "Ха-ха-ха, я победил!" Вместо этого, следует объяснить сопернику, почему его король не может туда ходить. После этого Ваш соперник может вернуть короля на место и выбрать какой-нибудь другой ход.

Шах и Мат

Когда другая фигура угрожает захватить короля, это называется «шах». Когда король никак не может избежать шаха, это называется «мат». Как говорилось ранее, взятие короля - это победа. Есть только три способа уйти от шаха: отойти от угрозы, закрыться от шаха другой фигурой или взять фигуру, угрожающую королю. Если король не может уйти от шаха - игра окончена. Обычно короля не захватывают и не убирают с доски, игра просто объявляется завершённой.

Ферзь

Ферзь - самая влиятельная фигура. Как и король, он может ходить в любом направлении по прямой линии - вперёд, назад, в стороны и по диагонали - но в отличии от короля ферзь очень быстр. Ведь он может ходить на любое число клеток, хотя при этом не может перепрыгивать через другие фигуры. И, как и все другие фигуры, когда ферзь захватывает фигуру противника, он встаёт на клетку взятой фигуры.

Посмотрите диаграмму ниже, чтобы увидеть, как ходят ферзи. Обратите внимание, как белый ферзь берёт чёрного ферзя и затем чёрный король вынужден сделать ход.

Ладья

Ладья ходит почти так же, как и ферзь: на любое число клеток по прямой линии, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали).

Слон

Слон - это "вторая половина" ферзя. Он ходит на любое количество клеток, но только по диагоналям. В начальной позиции у Вас два слона - белопольный и чернопольный и, как Вы можете убедиться, во время игры белопольный слон всегда будет ходить лишь по белым полям, а чернопольный - по чёрным. Слоны хорошо работают в паре, так как один из них покрывает поля, которые недоступны другому.

Конь

Кони ходят иначе, чем остальные фигуры - на две клетки в одном направлении и далее на одну клетку под углом 90 градусов. Ход коня напоминает букву "Г". Конь - единственная фигура, которая, делая ход, может перепрыгивать через другие фигуры. Из-за этой особенной способности часто говорят, что кони «прыгают». Посмотрите на эти прыжки коней:

Пешка

Половина Вашей начальной команды - это пешки, поэтому очень важно понять, как использовать этих маленьких ребят, несмотря на то, что они не очень сильны. Пешки особенные - они ходят одним образом, а берут - другим. Когда они ходят, то передвигаются только прямо вперёд, а берут - по диагонали. Пешки могут ходить вперёд только на одну клетку, за исключением самого первого хода, когда они могут ходить вперёд на одну или на две клетки. Пешка может брать только ту фигуру соперника, которая стоит на одну клетку по диагонали перед ней. Пешка не может ни ходить, ни брать назад.

Поскольку пешка ходит и берёт по-разному, это единственная фигура, которую может блокировать фигура противника: если прямо перед пешкой стоит другая фигура, пешка не может ни обойти, ни взять эту фигуру.

Превращение

Может, пешки, конечно, и маленькие, медленно двигаются и им трудно бороться против более быстрых фигур на доске, но пешки - большие мечтатели! Они мечтают стать героями, которые будут править на доске и принесут Вам победу. И у пешек есть одна супер-способность, которая может помочь их мечтам осуществиться.

Если пешка доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой, кроме пешки или короля (это называется "превращением пешки"). [ПРИМЕЧАНИЕ: существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так.] Как правило, пешку превращают в ферзя, потому что это самая сильная фигура. Превращаться в другие фигуры могут только пешки: ни одна другая фигура этого не может!

Взятие на проходе

Последнее правило относительно пешек называется "взятием на проходе" от французского "en passant", что означает "во время прохождения". Если первым ходом пешка сходила на две клетки и при этом встала бок о бок с пешкой соперника (проскочив клетку, на которой соперник мог бы её взять), то пешка соперника может взять эту проскочившую пешку так, будто она сходила лишь на одну клетку вместо двух. Такой возможностью можно воспользоваться только сразу (следующим ходом) после того, как проскочившая пешка сходила на две клетки вперёд. Если эта возможность не была использована сразу, она утрачивается и в дальнейшем взять проскочившую пешку "на проходе" будет нельзя. Щелкните на пример ниже, чтобы лучше понять это непростое, но важное правило.

Рокировка

Ещё одно особое правило называется "рокировкой" - единственный ход, при котором перемещаются две фигуры. Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) Вашего короля и вывести из угла ладью, тем самым включив её в игру. Совершая рокировку, игрок может передвинуть своего короля на две клетки вправо или влево и переставить ладью из соответствующего угла на клетку рядом с королём с противоположной стороны (посмотрите пример ниже). Рокировку можно делать только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
  • При рокировке на полях между королём и ладьёй не должно быть других фигур
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

Обратите внимание, что при рокировке в сторону королевского фланга король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется короткой рокировкой . Рокировка в другую сторону через поле, где находился ферзь, называется длинной рокировкой . Как при короткой, так и при длинной рокировке король передвигается точно на две клетки.

Ничья

Иногда шахматная партия заканчивается не победой, а ничьей. Существует 5 причин, по которым игра может завершиться ничьей:

  1. На доске возникает пат, когда у одного из игроков наступает очередь ходить, но у него нет ни одного возможного хода и его король при этом НЕ находится под шахом
  2. Игроки могут просто согласиться на ничью и прекратить игру
  3. На доске недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля). Ничья по недостатку фигур!
  4. Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
  5. Каждый из игроков сделал 50 ходов подряд без единого взятия или хода пешкой. Это означает, что в игре нет никакого развития!

Шахматы Фишера-960

Шахматы-960 (которые также называются "Шахматы Фишера") - это шахматы по стандартным правилам, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где фигуры до начала игры размещаются в произвольном порядке.

При произвольном размещении фигур соблюдаются лишь два правила: слоны должны быть разнопольные, а ладьи должны стоять по разные стороны от короля. Фигуры соперника при этом располагаются зеркально.

Существует ровно 960 возможных начальных позиций фигур с соблюдением этих двух правил (отсюда и "960" в названии).

Единственное отличие в правилах касается рокировки: правила здесь, по большей части, те же, что и в обычных шахматах (до рокировки ни король, ни ладья ещё не ходили и король не может проходить через атакованные клетки или вставать на атакованную клетку), дополнительным правилом является то, что непосредственно перед рокировкой все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи свободны, без учёта самих рокируемых фигур. Вместо того, чтобы двигать короля именно на две клетки в сторону ладьи, рокировка всегда делается так, чтобы в конечной позиции рокированные фигуры стояли, как в обычных шахматах: при рокировке на королевском фланге король всегда идёт на g1, а "на ферзевом фланге" - на c1.

Некоторые правила турниров

Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Эти правила не обязательно применимы к партиям, которые играются дома или онлайн

Взялся - ходи!

Если игрок касается своей фигуры, он обязан сходить этой фигурой, если ход возможен (конечно, Вы не можете "тронуть" виртуальную фигуру в сети, поэтому данное турнирное правило неактуально для нашего сайта). Если игрок касается фигуры противника, он обязан её взять. Игрок, который хочет коснуться фигуры, чтобы поправить её, должен сначала заявить о своём намерении, сказав "поправляю".

Знакомство с Часами и Таймерами

В большинстве турниров используется контроль времени, который ограничивает время на всю партию , а не ход. Это происходит потому, что когда в 1800-х годах начались первые шахматные турниры, некоторые ребята, осознавая, что они проигрывают, просто сидели и не делали ходов. С такой замечательной стратегией они всё никак не проигрывали... а турниры всё никак не заканчивались! После этого были изобретены шахматные часы, которые стали нормой в большинстве турниров.

Каждый игрок получает одинаковое количество времени на всю партию и может решать для себя, как использовать это время. Сделав ход, игрок нажимает на кнопку или рычаг на часах, ставя свои часы на паузу и запуская при этом часы соперника. Если у одного из игроков время на игру заканчивается и его соперник заявляет об истечении времени, тот, чьё время истекло, проигрывает (за исключением ситуации, когда у его соперника недостаточно фигур, чтобы поставить мат - в этом случае объявляется ничья). Нажмите сюда, чтобы посмотреть, как быстро игроки ходят в партиях с ограниченным контролем времени!

Основная стратегия

Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:

№ 1 Защищайте своего короля

Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в большей безопасности. Не откладывайте рокировку. В основном, следует делать рокировку как можно раньше. Помните: не важно, насколько Вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если Вашему королю первому объявят мат!

№ 2 Не отдавайте фигуры просто так

Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры:

  • Пешка - базовая единица
  • Конь стоит 3 пешки
  • Слон стоит 3 пешки
  • Ладья стоит 5 пешек
  • Ферзь стоит 9 пешек
  • Король бесценен

В конце игры эти очки ничего не значат - это лишь система, которую Вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает Вам понять, когда лучше брать, разменивать или делать другие ходы.

№ 3 Контролируйте центр

Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если Вы контролируете центр, у Вас будет больше места для продвижения Ваших фигур. При этом сопернику будет сложнее найти хорошие поля для своих фигур. В приведённом ниже примере для контроля центральных клеток белые делают хорошие ходы, а ходы чёрных - плохие.

№4 Используйте все свои фигуры

В приведённом выше примере белые задействовали в игре все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они застряли на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на короля соперника. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.

Как повысить уровень игры?

Знакомство с правилами и основами стратегии - это только начало: в шахматах столько аспектов, что не хватит и всей жизни, чтобы изучить их все! Чтобы повысить свой уровень игры, необходимо делать три вещи:

№1 - Играйте

Продолжайте играть! Играйте как можно больше. Нужно извлекать уроки из каждой игры, независимо от того, победили Вы или проиграли.

№ 2 - Учитесь

На сайт есть много ресурсов, которые помогут Вам учиться и улучшать свои навыки.

№ 3 - Получайте удовольствие

Не унывайте, если у Вас не получается выиграть во всех партиях сразу. Все проигрывают - даже чемпионы мира. Если Вы получаете удовольствие от игры и умеете извлекать уроки даже из проигранных партий, шахматы всегда будут приносить Вам удовольствие!

РОКИРОВКА

Во всех рассмотренных правилах строго соблюдался закон: очередной ход белых или черных всегда делался какой-то одной фигурой. Исключением является рокировка. Она заключается в том, что один раз на протяжении всей партии каждый из противников имеет право сделать одновременный, совместный ход королем и ладьей.

Рокировка происходит так: короля переставляют на два поля по направлению к ладье, после чего ладью переносят через короля и ставят на соседнее с ним поле.

Стало быть, перестановка короля на два поля обязательно влечет за собою и перестановку ладьи.

Рокировка на королевском фланге называется короткой рокировкой, рокировка на ферзевом фланге - длинной. На диагр. 16 показано положение белых и черных фигур до рокировки, на диагр. 17 та же позиция, но после рокировки, причем белые совершили короткую, а черные - длинную рокировку. На диагр. 18 белые совершили длинную, а черные - короткую рокировку.

Смысл рокировки состоит в том, чтобы перебросить короля в безопасное место - под защиту пешек королевского или ферзевого фланга и заодно быстро ввести ладью в игру (как говорят шахматисты, развить ее). Рокировку следует делать по возможности скорее (в начале партии, примерно между пятым и десятым ходами), так как иначе король, застрявший в центре, тормозит развитие собственных фигур и легко попадает под атаку.

Рокировать нельзя хотя бы при одном из следующих условий:

1) если король или ладья уже делали ход (даже если они потом вернулись на свои первоначальные места). Если ходил король, рокировка невозможна ни в ту, ни в другую сторону. Если ходила только одна из ладей, а король не ходил, рокировка невозможна лишь в ту сторону, где находится ходившая уже ладья;

2) если между королем и ладьей стоят свои фигуры или фигуры противника;

3) если король в момент намеченной рокировки атакован фигурой противника. Предположим, что на диагр. 16 на поле b5 стоял бы белый слон, нападая на черного короля. Тогда черные не имели бы права рокировать;

4) если король после предполагаемого совершения рокировки попал бы на поле, находящееся под ударом фигуры противника;

5) если король при рокировке должен пройти через поле, атакованное фигурой противника. Однако если через такое поле должна пойти лишь ладья или если даже она сама атакована в момент рокировки, то рокировать можно.

На диагр. 19 наглядно показаны два первых условия, при которых рокировка воспрещена.

Одна белая ладья на диагр. 19, очевидно, уже ходила, так как она стоит не на h1, а на g1 - и, стало быть, короткая рокировка для белых невозможна.

Но и длинную рокировку белые не могут совершить, так как на d1 стоит черный слон. Белые король или ладья могут взять этого слона в обычном порядке, но не могут взятие совместить с рокировкой.

Черный король на диагр, 19 тоже не может рокировать ни в одном направлении. Одна ладья уже покинула начальную стоянку, а между королевской ладьей и королем затесался белый конь.

На диагр. 20 отражены четвертое и пятое условия, при которых рокировка невозможна. Белый король на диагр. 20 не может совершить короткой рокировки, так как должен миновать поле gl, находящееся под ударом черного слона d4. Однако длинная рокировка для белых возможна, хотя слон d4 атакует ладью a1, да и поле b1 под ударом слона е4. Черные не могут делать длинной рокировки, так как их король должен был бы пересечь поле d8, находящееся под ударом белого коня. Но они могут сделать короткую рокировку, хотя ладья b8 атакована конем.

В. Панов. Первая книга шахматиста

В этом уроке речь пойдет о короткой рокировке. Поговорим о том как она правильно делается, зачем она вообще нужна и что это вообще такое рокировка? Начнем, пожалуй, с вопроса что же такое рокировка?

Рокировка – это шахматный ход, двух фигур, и . (Дословно рокировка переводиться как – ход короля!) При выполнении короткой рокировки, король перемещается на фланг, а ладья наоборот в центр.

Зачем нужна рокировка? Рокировка нужна затем, чтобы за один ход переместить короля на фланг, где его легче всего будит защищать от атак соперника. И вывести ладью с крайнего поля доски поближе к сражению остальных фигур, где она могла бы им помочь. Теперь вы знаете важность и роль рокировки, настало время научиться ее делать.

Первое что надо усвоить, что рокировка делается за один ход, то есть король и ладья ходят одновременно. Посмотрим на диаграмму 1, на ней показано как делается короткая рокировка. Возьмём для примера белого короля и белую ладью, для того чтобы белым сделать короткую рокировку им следует, при своем ходе, поставить своего короля на поле g1, а ладью перенести на поле f1. Вот и все, ничего сложного нет. Аналогично выполняется рокировка черными фигурами. Записывается короткая рокировка: 0-0.

Однако есть правила, при которых рокировка запрещена. Рассмотрим их:

  1. Рокировка запрещена, если король или ладья уже делали ранее ходы. То есть, если король или ладья уже делали ход, а после, например, стали на свои позиции, то рокировку делать уже нельзя.
  2. Рокировка запрещена если, король при рокировке становиться на поле, которое контролируется фигурой соперника. То есть если после рокировке король, стал на поле, где его тут же могут побить () фигуры соперника, то в этом случаи рокировка запрещена.
  3. Рокировка запрещена, если король при выполнении рокировке пресекает битое поле. То есть проходит поле, которое контролируется фигурой соперника.
  4. Королю объявлен шах и чтобы сделать рокировку надо для начала от него защититься.

Посмотрим на диаграмму 2. На ней изображен первый пункт правила, когда рокировка запрещена. В этом положении ни белые, ни черные не могут сделать короткую рокировку. Почему? Потому что белые уже походили королем с поля е1 на f1, а черные сделали ход своей ладьей с поля h8 на g8.

Посмотрим теперь на диаграмму 3. На ней показан второй и третий пункты, когда рокировка запрещена. Черные не могут выполнить короткую рокировку потому что, после рокировки черный король тут же попадет под бой (под шах) белой ладьи. А белые не могут сделать рокировку потому — что с поля а6 контролирует поле f1 и при выполнении рокировки белый король пересечёт битое поле, а этого делать нельзя.

На этом урок подошёл к концу, если возникли вопросы, задавайте их используя форму для комментариев ниже статьи.

Следует обратить внимание на тот факт, что существует несколько понятий, с которыми нужно обязательно ознакомиться перед .

Рокировка – это одно из таких понятий. Что же это такое? Данным термином принято называть одновременное передвижение в одном ходе двух фигур – короля и ладьи. Есть ряд условий, которые просто необходимо выполнить, чтобы рокировка в шахматах происходила .

Условия для рокировки в шахматах

Король, который должен принять участие в рокировке, еще не был использован для совершения хода. Это же правило касается и ладьи.

Король ни в коем случае не должен находиться под шахом. Если производится рокировка, то король не может перемещаться через поле, которое атаковано фигурами противника, имеющими возможность ходить на поле, по которому движется король. Также данная фигура не имеет возможности ходить по полю, которое занято вражеской фигурой. То есть правила шахмат в данном случае говорят о том, что игрок не может рокироваться и завершить ход под шахом с королем.

Перед совершением рокировки все поля, которые находятся между ладьей и королем, должны быть абсолютно пусты. Нужно помнить о том, что ладья и король должны прийти на поля в одном ряду.

Что еще нужно знать о рокировке?

Обратите внимание на то, что во время рокировки король переходит на два поля к ладье. Последняя же должна переместиться через короля на поле, которое следует за ним.

Другими словами, белый король на е1 и ладья, которая размещается на а1, должны ходить так: ладья на d1, а король на с1. Это называют длинной рокировкой. Есть еще и короткая рокировка, когда белый король передвигается с той же позиции на g1, а ладья на f1. Тоже самое характерно и для черных фигур.

Существует несколько условий, при которых рокировка в шахматах невозможна. Так, например, ее невозможно совершить, когда король уже совершил какие-либо ходы во время игры. Это относится и к ходу-рокировке. Нельзя также произвести рокировку с помощью той ладьи, которая уже была задействована.

Кроме этого, данная операция невозможна, если имела место «вертикальная рокировка» с ладьей, которая раньше была пешкой.

Есть два условия, при которых рокировка может быть невозможна временно. Это происходит, если поле, где стоит король или которое он должен пересечь, занято одной либо несколькими вражескими фигурами. Второе условие – это когда между ладьей и королем для рокировке располагается какая-то дополнительная фигура.

Рокировка в шахматах - двойной ход, выполняемый королем и ладьей, которые ни разу не ходили за игру.

В шахматной партии очень часто делают подобный трюк. Суть этого заключается в том, что короля передвигают в сторону ладьи, а ладью на клетку, занимаемую ранее королем. Каждая из сторон может в течение игры сделать только один такой ход.

Рокировка не только дает возможность прятать короля в более безопасное место на фланге, но также предоставляет шанс сгруппировать в центре или на фланге две ладьи сразу. Это может являться мощным атакующим оружием. Но даже без становится в центре вертикали. Там ее позиция более выгодна.

Как выполнить шахматный ход?

По технике рокировка в шахматах является двойным ходом, который возможно сделать фигурами, ни разу не ходившими за всю партию. Первым движением нужно переместить короля в сторону к ладье сразу на 2 клетки. Следующим ходом поставим ладью на место, недавно занимаемое королем.

Хотя при рокировке проходят движения двух фигур, ее принято считать одним ходом. В первую очередь работает правило: коснулся — ходи. Потому начать рокировку нужно с перестановки короля на 2 клетки, а не ладьи. Это важный аспект в технике, который иногда выливается в нарушение правил.

Рокировка выполняется в любом из направлений. Без разницы, движетесь вы в сторону ферзя или на короткий фланг. При создании короткой рокировки король помещается на позицию коня, а ладья замещает собой слона. Если применить длинный ее вариант, то король очутится на позиции слона вблизи ферзя, на позицию которого встанет ладья.

Запрещения на проведение рокировки

Рокировка в шахматах запрещается в следующих случаях:

— ход исключен, если король или ладья ранее ходили, или проводится вертикальная рокировка ладьи и пешки;

— запрещено делать такой шахматный трюк, если король стоит под атакой, то есть ему назначен шах;

— если между королем и ладьей располагаются другие фигуры, то ход запрещен до открытия чистых полей.

Шахматный этикет - что он собой представляет?

Стоит соблюдать некоторые правила игры в шахматы. Рокировка выполняется одной рукой (как и все ходы). Это придает некую изящность игре. Собой она представляет единичный ход, потому вначале перемещается король, а далее ладья. Все это делается поочередно и одной из рук. На соревнованиях существует правило, что если игрок возьмет одновременно и короля, и ладью, то надо сделать рокировку именно последней. Если вы дотронулись случайно, и этот трюк проводить не собираетесь, то нужно сделать любой другой из ходов королем. В таких случаях, если участники коснулись ладьи, то они обязаны делать ход ею. Только рокировку сделать уже не получится.

Правила описывают такие варианты, когда играющий участник сделал рокировку с нарушением указанных ранее правил. В таком случае игра останавливается, ход отменяется, а фигуры ставят на начальные места. Участника же обязывают выполнить любое другое движение королем.

Одна из разновидностей шахматных трюков

Согласно правилам, рокировка в шахматах Фишера дает возможность перемещать две фигуры, а не исключительно короля. При этом ход считают законченным, когда переведены часы. Если ведение времени не идет, участник игры обязан сказать, что он рокируется.

В шахматах Фишера по результатам рокировок король и ладья помещаются на те же поля, что и в классическом варианте. При этом, в зависимости от первоначальной постановки, передвигаться могут и две фигуры, и исключительно король, и исключительно ладья. Потому здесь описанное ранее правило не имеет места. Участник игры имеет право передвигать рокирующиеся фигуры в каком угодно порядке. Рокировка оказывается выполненной, Если партия проходит без контроля времени, то, чтобы избежать потери ориентации партнёра, рокируемый участник игры обязан прежде, чем переместить фигуры, сказать «рокирую» или «произвожу рокировку».

Немного из истории

Рокировка в шахматах - это относительно недавно созданное в Европе нововведение, "день рождения" которого относится к 14-15 векам.

Первоначально слон и ферзь оказывались очень слабоватыми фигурами, и король очень хорошо чувствовал себя по центру игральной доски. Какие-то правила предоставляли королю первый ход, как у коня, или на 2 клетки — потому участник игры мог пододвинуть ладью, а следующим ходом переместиться через неё, это называется «прото-рокировкой». Тогда в XVI веке слоны и ферзи стали дальнобойными. Поэтому 2 хода обобщили в один.

Теперешние правила рокировки в шахматах создались не сразу. В разных странах Европы долгое время не действовали правила по запрету перемещения короля через битое поле и на рокировку из-под шаха. Однако не повсюду нужно было, чтобы между ладьями и королями не было фигур. Наибольшее количество времени нестандартные правила рокировки в обычных шахматах продержались в Итальянском государстве — там к принятым у всех в обществе сейчас правилам переходили только в начале девятнадцатого века, когда итальянцам пришлось выбирать: или сохранить верность своим правилам национальной игры в шахматы, или принимать участие в международных турнирах.

Какими правила могут быть?

Существует так называемые «неклассические» шахматы, в которых несколько другие правила. Король имеет право произвести рокировку с любой ладьей. При этом после такого хода король и ладья передвигаются на поля, на которые они перешли бы в обыкновенной партии. То есть при коротком движении король очутится на поле g1, а ладья - на f1. После того как длинная рокировка в шахматах выполнена, король передвинется на поле с1, а ладья - на поле d1. Эти фигуры необязаны производить ходы перед рокировкой. Король может стоять под шахом. Поля, через которые передвигаются фигуры, могут быть заняты, а те, через которые перемещается король, могут быть атакованы соперником. При рокировочном ходе возможны ситуации, когда король будет стоять на своем исходном месте, а ладья передвинется. Можно передвигать и самого короля первым.

Игра в Сети

При игре по интернету в шахматы Фишера рокировочный ход отмечают указанием поля, на котором находится король, и клетки, на которой стоит ладья. В таких случаях, если изначальной постановкой останется позиция обыкновенных шахмат, движение обязано выполняться по указанному ранее правилу. Пояснения ходов в том случае при выполнении рокировки такое же, как и в обыкновенных шахматах. Другие правила классических шахмат также подходят для правил Фишера.

Рокировка производится следующим образом: ладья и король передвигаются на то поле, где бы они находились в обыкновенных шахматах, вне зависимости от их данного положения. При этом король и даже все поля, по которым он перемещается, могут находиться под угрозой или быть занятыми другой фигурой. Если король или ладья произвели ход, то суть возможности рокировки пропадает. Либо, если только единственная ладья сделала ход, то остается возможность произвести рокировку со второй ладьей.

Заключение

Шахматы - лучшая настольная игра, с помощью которой можно развить логику. Поэтому стоит научиться в нее играть и разузнать обо всех правилах. К тому же за подобным развлечением и время пролетит незаметно и интересно. Надеемся, что статья помогла разобраться в том, как делать рокировку в шахматах. Удачи на