Как сделать гусеницы для техники из покрышек своими руками. Мотособаки своими руками: схема и чертежи Мотособака из мотоблока своими руками чертежи

Сделать мотобуксировщик своими руками приходит в голову многим людям, особенно в северных регионах страны, где снежный покров держится устойчиво и долго. В народе за таким агрегатом закрепилось жаргонное название «мотособака», имеется в виду ездовая собачья упряжка. Это компактная, малогабаритная снегоходная гусеничная машина, способная буксировать по снежной поверхности сани с грузом или человеком. Как вид техники она появилась сравнительно недавно, около 20 лет назад, но уже успела завоевать устойчивую популярность. Она неприхотлива, компактна, не требует много места и особых условий хранения.

Наличие даже самодельных мотобуксировщиков способно существенно облегчить жизнь в первую очередь охотникам и рыболовам, равно как и другим любителям активного зимнего отдыха. Собрать его своими руками из подручных средств намного рентабельнее, чем покупать модель заводской сборки. В торговых сетях она стоит немалых денег, а технические характеристики при этом далеко не всегда могут соответствовать требованиям конкретного потребителя. Для этого нужно иметь только определенные знания и навыки технического характера.

Предварительные действия перед сборкой

Прежде чем приступать к сборке мотобуксировщика своими силами, нужно определиться с тем, какие именно характеристики он должен будет иметь. Необходимо решить, какой грузоподъемностью он будет обладать, какова необходимая мощность двигателя, каков будет тип трансмиссии, будет двигатель запускаться вручную или электрическим стартером. Стоит помнить, что, собирая мотобуксировщик своими руками, можно оснастить его множеством дополнительных приспособлений, отвечающих конкретным запросам владельца. Это может быть и лебедка различной мощности, и дополнительный свет, защита цепи или что-то другое. Возможно, нужен будет просто мотобуксировщик-толкач. В зависимости от этого нужно подобрать детали и инструменты.

Затем надо изготовить подробные чертежи устройства и всех его деталей или подобрать подходящие в литературе или иных доступных источниках. Нередко подобный чертеж приходится адаптировать под уже имеющиеся детали и конструкции, которые есть под руками и могут быть использованы. Существует возможность заказать уже готовый комплект деталей, который нужно только самостоятельно собрать. В этом случае подробный чертеж прилагается к инструкции по сборке, как и полное техническое описание. Но такой комплект по стоимости не намного отличается от уже готового мотобуксировщика заводской сборки.

Запас инструментов должен быть достаточно серьезный. Это в первую очередь электродрель с набором сверл по металлу, болгарка и набор режущих дисков к ней, напильники, отвертки, гаечные ключи. Вместе с этим нужен будет сварочный аппарат, а также доступ к фрезерному и токарному станкам. Качество сборки самодельных мотобуксировщиков обычно зависит только от аккуратности и технических навыков тех, кто будет их собирать.

Сборка основы и подбор двигателя

Для начала нужно собрать раму, на которую будет установлен двигатель, коробка скоростей и ходовая часть. С этой целью можно взять металлическую балку или швеллер, из которых собирается прямоугольная рама с помощью болгарки и сварочного аппарата. На ней нужно из стального уголка изготовить и приварить крепления для мотора и коробки скоростей. Двигатель можно установить совершенно различный. Он может быть снят с бензопилы «Урал» или «Дружба», как делали производители первых самодельных мотобуксировщиков. Возможно взять и более сильный, от отечественного мопеда или импортного скутера.

У отечественного двигателя Ш-58, предназначенного для установки на мопед, главным преимуществом считается возможность применения коробки передач с ручным переключением. Если ставить двигатель зарубежного производства, то нужно следить, чтобы он был малолитражным и желательно двухтактным, поскольку четырехтактный при одинаковой мощности имеет заметно большую массу. Что касается мощности, то вполне достаточно 6,5 л. с., чтобы обеспечить скорость движения мотобуксировщика 30 км/ч даже по глубокому снегу.

Монтаж ходовой части и управления

У мотобуксировщика ходовая часть основывается на опорных подшипниках. Исходя из подобранных подшипников нужно будет выточить на токарном станке втулки, имеющие толщину стенок 5 мм. С их помощью опорные подшипники устанавливаются по углам рамы. На токарном станке вытачиваются передняя и задняя оси, образующие вкупе с подшипниками и втулками валы. Большая часть нагрузок у мотобуксировщика приходится на заднюю часть, поэтому задний вал нужно сделать ведущим, надев на него приводную звездочку, закрепленную сваркой. Она цепью будет соединена с коробкой передач.

Для изготовления гусеницы может подойти транспортерная лента шириной не менее 22 см, которую желательно усилить металлическими шинами. Можно также взять гусеницу от снегохода «Буран», однако для расширения ходовой части ее придется разрезать пополам и сделать вставки. Гусеничные траки можно сделать из твердой древесины или снять 3 каретки вместе с катками с того же «Бурана» и тоже распилить их и соединить вставками. На мотор и четырехступенчатую коробку скоростей ставятся шкивы, соединенные с помощью ременной передачи.

Руль желательно оснастить встроенными органами управления, такими как ручки сцепления и газа, а также переключатель коробки передач. Его можно снять со сломанного мопеда или скутера. Рукоять газа обычно крепится на правой стороне, а ручка переключения коробки передач и сцепления — на левой. Сам руль закрепляется на раме посредством двух труб, приваренных к имеющей вид буквы «П» вилке. Эта вилка закрепляется к задней оси стальными шайбами, прихваченными сваркой. В результате практически отсутствует разница между управлением мотобуксировщика и обычного мопеда.

Так можно сделать мотобуксировщик-толкач или любой другой мотобуксировщик своими руками. Разница только в навесном оборудовании. Для этого вполне можно применить различные детали и узлы с других технических устройств и механизмов, пришедших в негодность. В результате себестоимость его будет достаточно низкой.

Потребительские же качества самодельной мотособаки ничем не уступят модели, выпущенной самыми известными мировыми производителями.

И так, вы решили, что Вам нужен мотобуксировщик, для охоты, рыбалки, транспортировки грузов или просто для езды, но Вы хотите мотор помощнее, фары побольше стандартных, подогрев, и цвет особенный. А в каталоге продукции нет такой индивидуальной модели, именно на ваш вкус. Но это не страшно, сегодня можно собрать качественный мотобуксировщик своими руками . Нужно лишь иметь небольшой опыт слесарных работ, набор инструментов и желание получить уникальную технику. Процесс сборки можно разбить на несколько технологических этапа:

  1. Выбор комплектации будущего мотобуксировщика: на первом этапе нужно решить, а какой же мотобуксировщик вы хотите, составить его описание и технические характеристики: определить грузоподъемность, мощность двигателя, тип запуска (ручной или электро стартер), выбрать тип трансмиссии, сани (волокуши) и цвет рамы. А так же решить, каким дополнительным оборудованием вы хотите оснастить мотобуксирощик при ручной сборке: к примеру лебедкой, защитным кожухом, защитой цепи, доп. фарами и пр.
  2. После того, как вы определились с комплектацией, нужно подобрать нужные детали на нашем сайте. Можно купить отдельно мотор, электрику, основу для мотособаки (ходовую часть и кузов) и другие необходимые запчасти .
  3. Заказать все детали для самостоятельной сборки. Все комплектующие будут упакованы, и отправлены. К основным узлам будут приложены необходимые инструкции.
  4. После получения всех запчастей нужно будет ознакомиться с деталями и их описанием. Обязательно нужно проверить комплектацию.
  5. Сборка- самый главный момент в самостоятельном конструировании мотобуксировщика. Необходимо установить все комплектующие на основу, всё подключить согласно прилагаемой инструкции. Если будут вопросы, можно позвонить и получить консультацию.
  6. Протестировать. Теперь нужно убедиться, что вы все верно собрали, проверить надежность всех узлов и соединений для вашей безопасности.


Все, готов. Таким образом вы получаете именно ту комплектацию, которую желаете, при стоимости обычной модели, а иногда и дешевле. И это будет мотобуксировщик, собранный своими руками, что вдвойне приятно. Но все таки перед самостоятельной сборкой стоит внимательно изучить каталог, может вы сможете найти ту модель, которая требуется.

Изготавливая мотособаку самостоятельно, мы не несем ответственности за конечный продукт, все работы выполняются полностью под вашу ответственность.


Высокие цены на современную снегоходную технику, просто вынуждают любителей либо профессионалов зимней охоты сделать мотобуксировщик собственными руками.

Именно мотобуксировщик (чаще всего их также называют мотособакой) – это на самом деле идеальный вариант для активного отдыха. Естественно, в основу любого подобного агрегата пойдут некоторые «бурановские» детали, правда самым главным инструментом в создании будут ваши знания и умения.

Шаг 1. Изначально на каркас приваривается крепление для мотора и для коробку переключения скоростей. Мотособака будет передвигаться с помощью гусениц.


Шаг 2. Для этого, необходимый для нас элементы берутся от «Бурана». Его необходимо разрезать поперек. Это делается прежде всего для того, чтобы максимально расширить её основную ходовую часть.


Шаг 3. В качестве соединительных элементов могут служить перемычки из специальных металлических «П»-образных профилей. А вот вращать гусеницы будут две оси, которые необходимо специально выточить по нужным размерам – длинной в 50 см и толщиной в 25 мм. К ним приваривают “щечки”, которые нужны для крепления всех ведущих звездочек.

Шаг 4. Помимо этого, к самой раме также закрепляются и опорные подшипники со всех двух сторон (то есть два сзади и два впереди). Их вставляют в опорные части самого корпуса. Очень важно взять три каретки, оснащенные катками, чтобы на сами гусеницы были с опорой. Предварительно они подвергаются расширению и для этого уже распиленные каретки начинают соединять с помощью вставок.

Шаг 5. На «ушки» приваренные к раме, ставятся подготовленные каретки. Ставим мотор со шкивом, соединяя его с четырех ступенчатой коробкой скоростей ременной передачей (на коробке тоже шкив).


Шаг 6. Для полноценного управления, из самой трубы (1,5 см, а также длинной в 120 см) устанавливаются ручки, которые стянуты обыкновенными перемычками (в принципе в полностью произвольном расположении).

Шаг 7. После этого, все это закрывается металлическим профилем, и создаются все удобства для полноценного передвижения и перевозки необходимых грузов. И еще, очень важно сделать ручки - как для ног, так и для рук. Это необходимо для того, чтобы максимально комфортно и безопасно передвигаться по снегу и льду. При этом, данный мотобуксировщик получается очень тихим и удобным, а вам удается существенно сэкономить - порядка 60%, если сравнивать с приобретением нового снегохода или какой-лиюо другой аналогичной техники.

Общая конструкция не сложная и изготовить мотособаку своими руками по силам каждому, умеющему держать инструмент в руках (чертежи и пояснения см в окончании статьи).

Большая популярность легких мотобуксировщиков обусловлена тем, что в купе с достаточно компактными размерами они обладают отличной проходимостью, неприхотливы в обслуживании и расходуют мало топлива.

Давайте же попробуем разобраться, что представляет собой мотособака? По сути, это небольшой моторизованный гусеничный блок, который предназначен для буксирования небольших грузов.

Выбор и установка двигателя

Наиболее важным элементом самоделки является двигатель. В нашем случае мы выбрали достаточно распространенный отечественный мопедный мотор Ш-58, главное преимущество которого заключается в том, что он рассчитан на использование ручного переключателя коробки передач.

Самодельная мотособака

Также стоит отметить, что в мотособаках самоделках могут с успехом использоваться двигатели и зарубежного производства. Особенно, пользуются спросом, малолитражные двигатели компаний Yamaha и Honda.

Главная особенность этих ДВС это универсальность, они прекрасно подходят не только для создания самодельного мотобуксировщика, но и для большого количества других устройств, начиная с небольших электростанций и заканчивая самодельными мотоблоками.

Что касается количества тактов, то для лучше всего подходят двухтактные двигатели, которые по сравнению со своими четырехтактными собратьями обладают меньшими габаритами и весом, при этом их силовые характеристики примерно одинаковы.

Не стоит забывать и про элементы управления мотособакой. Здесь лучше всего подойдет руль со встроенными органами управления, т.е с переключателем КПП, ручкой газа и сцепления от старой мототехники.

Перед чалом сборки ходовой части необходимо подобрать опорные подшипники, после чего под эти подшипники и вытачиваются втулки. В качестве несущей конструкции используется сварная рама, состоящая из водопроводных труб различного диаметра. Для придания трубам нужной формы их предварительно наполняют сухим песком и плотно закупоривают пробками.

Расход не более 2л на 100км

Затем заготовка помещается в тиски, и медленно, с использованием паяльной лампы, сгибается в нужных местах. Для того чтобы изгиб получился ровным используется эталонный шаблон сделанный из фанеры.

После того как все элементы рамы приобретут нужную форму их скрепляют при помощи сварочных прихватов.

Делается это специально для того чтобы в случае образования дефектов на сборочном этапе их можно было бы легко исправить.После устранения всех дефектов рамы окончательно скрепляется сваркой.

Для установки двигателя на раму отлично подойдут заготовки из листовой стали. Делаются такие заготовки по предварительно подогнанным под раму шаблонам из картона. В первую очередь, заготовки закрепляются на двигателе, после чего, получившуюся конструкцию, прикрепляют к раме сварочными точками. Затем двигатель отсоединяют от заготовки и окончательно приваривают ее к раме.

В нашем гусеничном блоке будут использоваться разборные валы, выполненные из втулок, подшипников и непосредственно самого вала. Как говорилось ранее, втулки, специально вытачиваются под подшипники, при этом толщина втулочных стенок не должна превышать 5 мм. В связи с тем, что наибольшие нагрузки в самодельной мотособаке приходятся на заднюю ось, ее мы и делаем ведущей. Для этого к заднему валу приваривается приводная звездочка, которая соединяется с КПП посредством цепной передачи.

Помимо составных валов в мотособаках используются и составные колеса. Каждое из этих колес состоит из двух щек толщиной 3 мм и нескольких десятков грунтозацепов, выполненных из небольших стальных труб. Для того чтобы колеса лучше гасили вибрацию в концы грунтозацепов вставляются резиновые втулки.

Движитель

Для изготовления гусениц лучше всего подходит транспортерная лента шириной не менее 220 мм. Траки, для нашего мотоблока, выполняются из ровных березовых реек длиной 1260 мм. Для усиления конструкции траков можно воспользоваться стальными гребнями которые крепятся к березовым брускам. Крепление деталей гусеницы производится болтами с резьбой M6.

Самодельная гусеница

Процесс управления самодельной мотособакой практически ничем не отличается от управления мопедом. На правой ручке руля находится рукоятка газа, а на левой ручка сцепления и рычаг переключатель КПП. К слову говоря, руль крепиться к раме при помощи двух труб, которые в свою очередь приварены к П-образной вилке. Сама же вилка крепится на задней оси мотоблоке при помощи вваренных в нее стальных шайб.

Из-за того что мотор нашего мотобуксировщика располагается внутри гусеницы, завести его при помощи стандартного кикстартера нельзя, поэтому его пришлось немного модернизировать. Для этого понадобиться достаточно длинный отрезок трубы, на конце которого мы делаем прорезь такого размера, чтобы в нее смог легко войти привод рычага. Затем, при помощи обычной сварки, мы скрепляем трубу и рычаг кикстартера.

Чертеж мотособаки

Пояснения к чертежу: 1-передние ведомые колеса; 2-траки-грунтозацепы (березовые рейки 35×75-1260 мм); 3-резьбовые шпильки М8х170 мм c гайками; 4-верхняя часть рамы (стальная труба 30×2 мм); 5-передний узел подвecки двигателя (стальная полоса толщиной 2,5 мм); 6-гребень (стальная полоса толщиной 3 мм); 7-усиливающий элемент (стальной лист толщиной 2,5 мм); 8-стойка (стальная труба 30×2 мм); 9-вилка (стальная труба диам. 22×2,5 мм); 10-топливный бак (полиэтиленовая канистра емкостью 2,5 л); 11-органы управления гусеничным блоком (слева: ручка сцепления и переключатель коробки передач, справа- ручка таза»); 12-руль (от мопеда любой марки); 13- опора топливного бака (стальная полоса толщиной 2 мм); 14-топливный кран с отстойником (от любого мопеда); 15-топливопровод; 16-втулка ведущего валa; 17- зацеп; 18-втулка (отpeзок резинового шланга); 19-внешняя щека колеса (дюралюминиевый лист толщиной 3 мм); 20-шайба; 21-шайбы вилки; 22-шплинт; 23-ведущий вал (стальная труба диам 30×2,5 мм); 24-фланец (стальной лист толщиной 3 мм); 25-штифт (стальной пруток диам 10 мм); 26-внутренняя щека колеса (дюралюминиевый лист толщиной 3 мм); 27-заднее ведущее колесо; 28-тросы системы управления; 29-цепь привода гусеницы; 30-задний узел крепления двигателя (стальной лист толщиной 2,5 мм); 31-двигатель типа В-50; 32-глушитель (тонкостенная стальная цилиндрическая емкость 0130 мм с отверстиями диам 20 мм); 33-нижняя часть рамы (стальная труба 30×2 мм); 34-втулка переднего ведомого вала; 35-болты М8х55 мм c гайками; 36,40- втулки; 37-подшипник; 38-переходник; 39-втулка; 41-втулка; 42-ведущая цепная звездочка; 43- резинотканевая лента (толщина 6 мм, ширина 220 мм).

Время чтения ≈ 6 минут

Если вы настоящий поклонник зимней рыбалки или катанию по сильно заснеженным поверхностям, вам будет интересно узнать, как можно изготовить мотособаку своими руками без помощи специалистов, используя схемы и чертежи. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд, если соблюдать все инструкции и приобрести необходимый инвентарь. Данный вид мотобуксировщиков достаточно популярен сегодня в связи с их компактностью и хорошей проходимостью, а также малым затратам на топливо.

Особенности и виды мотобуксировщиков

Мотособака представляет собой вид гусеничной техники (с двигателем на гусеничном ходу), транспортное средство механического типа, позволяющее передвигаться самостоятельно и перевозить различные грузы на непроходимых участках. Данный агрегат весь популярен в кругах охотников и рыболовов, особенно среди тех, кто предпочитает современным квадроциклам это простое и малогабаритное оборудование.

Автором самого первого самодельного мотобуксировщика в 1975 году стал наш соотечественник, турист, егерь и рыбак-любитель Анатолий Васильевич Фомичев. Мужчина проживал в условиях крайнего Севера и использовал простую модификацию мотособаки вместо упряжки с живими обученными, что значительно облегчало передвижение по заснеженному льду во время рыбалки. В итоге самодельный аппарат одобрил Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Охотоведения и Звероводства, и им стали пользоваться охотники по всей стране.

Уже потом появилась техника для различных сезонов с различным целевым назначением:

  • Помощь в буксировке тяжеловесных грузов;
  • Передвижение в труднопроходимых местах, сквозь сугробы, заболоченные зоны, глину и грязь;
  • Помощь в сельском хозяйстве и большом производстве.

Современные мотособаки могут иметь грузоподъемность до 350 кг.

Основные составляющие элементы и органы управления конструкции:

  1. Двигатель (или силовой агрегат) – самая важная составляющая часть, самая дорогая и конструктивно сложная;
  2. Ходовая часть;
  3. Поворотный механизм;
  4. Рама с элементами крепежа (отверстиями);
  5. Рама агрегата силового типа;
  6. Подмоторная рама или Плита под мотором (отвечает за надежную фиксацию двигателя);
  7. Руль со встроенными органами управления (в том числе с переключателем КПП, ручкой газа и сцепления);
  8. Лыжный модуль;
  9. Трансмиссия (отвечает за передачу полезного момента с вала двигателя на саму гусеницу моторного буксировщика).

Гусеничная приставка – это модуль, где располагается сиденье для водителя и зона установки мотоблока.

Как управлять мотособакой:

  • Сидя на прицепе;
  • Стоя на санях.

Завести и остановить снегоходную гусеничную машину можно:

  1. Нажав на рычаг газа;
  2. Нажав на сцепление.

Ходовую часть рекомендуется приобретать уже в сборе, а остальные элементы можно изготовить и самостоятельно. Дело в том, что сроки создания агрегата могут сильно растянуться в связи с трудоемкостью работ, а также необходимостью наличия определенных навыков.

Самодельный мотобуксировщик для рыбалки

Подвеска может быть нескольких видов:

  1. Комбинированной;
  2. Склизовой;
  3. Катковой.

От выбранного типа подвески будет зависеть плавность и скорость передвижения. Самой быстрой является склизовый вид, поскольку зазор при перемещениях засоряется меньшим количеством грязи, снега и других посторонних предметов. Кроме того, сам силовой двигатель будет работать с меньшими перебоями, без перегрузок и перегрева.

Как мы уже выяснили, мотособака для мотоблока представляет собой гусеничную приставку с зафиксированным сидением для человека, у которой вместо стандартных привычных всем колес – гусеница. Перед самостоятельным изготовлением следует хорошо подготовиться: наметить чертеж, выбрать подшипники для опоры, выточить втулки, приготовить все необходимые материалы и инструментарий. Но обо всем по порядку.

Самостоятельная сборка моторной собаки

Примерное время сборки простого механизма – 15 минут, особенно если вы мастер и уже имели подобный опыт. Такое оборудование крайне полезно для жителей отдаленных населенных пунктов, например, рыбакам с его помощью будет удобно добираться лесом или полем от дома до нужной локации.

Составляющие части:

  • Гусеничный механизм от моторного буксировщика «Барс Партизан» – 500*1040 мм;
  • Рама – 540*1000 мм;
  • Двигатель «Lifan» (мощность 6,5 л/с) производство Китай.

Что потребуется для сборки:

  • Профильная труба;
  • Гусеница;
  • Элементы подвески.

Какое расстояние следует соблюсти между осями:

  • Ось переднего вала до оси первой тележки катков – 180 мм;
  • Переднего вала до верхней части рамы – 150 мм;
  • Первой до второй тележки – 480 мм;
  • Второй тележки до заднего вала – 190 мм;
  • Заднего вала до окончания рамы – 100 мм;
  • Осей тележек до верхней рамной части – 200 мм;
  • Заднего вала до верхней части рамы.

Как сделать:



Сделать мотособаку своими руками можно легко и быстро, используя схемы и чертежи. Агрегат также удобно перевозить в легковой машине, расположив в пространстве багажного отделения. Хранить технику можно в подсобном помещении или гараже. На видео ниже показан процесс обката мотобуксировщика.