Как учится 2 смена. Просим отменить обучение во вторую смену в школах россии

Родительская общественность обращается к Вам, Владимир Владимирович, с просьбой обратить своё особое внимание на проблему обучения детей во вторую смену в школах России. Дело в том, что родители, а главное сами дети постоянно находятся в состоянии непрерывного стресса, обучаясь во вторую смену в школе либо пребывают в перманентном ожидании перспективы обучения во вторую смену. В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в положении 10.4. находим: В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. В реальности это выглядит следующим образом. Первоклассники обучаются в первую смену, адаптируются, у них налаживается режим, первая половина дня закрепляется как наиболее продуктивная в плане обучения часть дня. Далее на 2-м, 3-м, 4-м годах обучения администрация школы на свое усмотрение может перевести ученика на обучение с первой во вторую смену. В пятом классе ребенок вновь вынужден будет перестраиваться на иной режим активности, обучения. И так далее. Психологи утверждают, что суточный биоритм психической активности человека выстроен таким образом, что первый его пик приходится на 8-12 часов утра, а спад на середину дня – 12-16 часов. Поразительно, что в тех же СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в главе X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса пункт 10.7. читаем: 10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил). В приложении 3 читаем: Гигиенические рекомендации к расписанию уроков Современными научными исследованиями установлено, что биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся 2 и 3 ступени образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках. В связи с этим у нас, родителей, возникает вопрос: почему нашим детям, несмотря на все рекомендации специалистов, навязывается обучение во вторую смену? По какой причине чиновники вместо того, чтобы регулярно проводить мониторинг ситуации по школам относительно достаточного количества школ, кабинетов, учителей и многого другого и устранять причины возникновения классов, обучающихся во вторую смену вынуждают школьников приспосабливаться и учиться во вторую смену? Почему там, где образовательная система даёт сбой крайними оказываются самые беззащитные - дети? Итак, получается, что ребенок, обучающийся во вторую смену трудится умственно в самые непродуктивные часы суток. Страшно представить к каким последствиям со стороны физического и психического здоровья школьников приведут такие перегрузки, нарушение работы внутренних биологических «часов». Как такие скачки в режиме обучения и в режиме дня в целом скажутся на здоровье и работоспособности наших детей? Будет ли в будущем, войдя во взрослую жизнь, человек, системно обучавшийся во вторую смену эффективно работать в первой половине дня? Также очень большая проблема для работающих родителей - обеспечить контроль за приготовлением ребенком, обучающимся во вторую смену, домашних заданий. В то время как родители на работе не ясно кто будет отвечать за соблюдение детьми, обучающимися во вторую смену, режима дня (первой его половины). Далеко не все родители готовы бесстрашно воспринимать тот факт, что ребенок обучающийся во вторую смену будет добираться до школы самостоятельно, а возвращаться домой из школы в темное время суток (особенно это касается зимнего периода). Ведь вторая смена заканчивается в 17.00,18.00, 19.00, а в некоторых школах и в 20.00. В то время как дети, обучающиеся в первую смену, в это время уже несколько часов как дома и, как правило, успели совершить прогулку со сверстниками, сходить на кружки по интересам и спортивные секции, отдохнуть. Очень беспокоит родителей школьников, обучающихся во вторую смену реализация статьи 31 Конвенции о правах ребенка. А именно:Статья 31 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. Сложности с реализацией вышеперечисленных прав ребенка возникают в той связи, что секций и кружков, осуществляющих свою деятельность в первой половине дня, крайне мало, а в некоторых населенных пунктах секций и кружков, работающих в утренние часы, не существует в принципе. В результате, школьник, обучающийся во вторую смену, лишен права выбора и не имеет возможности развиваться творчески в тех направлениях, к которым имеет склонности,способности. Стоит особо отметить, что настоящим испытанием для семей, где есть два и более школьников, становится обучение детей в разные смены. Наличие обучения во вторую смену в школах России свидетельствует лишь о недостаточной работе соответствующих должностных лиц в направлении преодоления такой исключительной меры, как обучение во вторую смену. Мы, дети и родители, надеемся, что в 21-м веке у нашего правительства есть все необходимые механизмы для создания таких условий, при которых школьники России будут обучаться только в первую смену. Владимир Владимирович! Просим Вас с вниманием отнестись к проблеме обучения школьников во вторую смену и отменить такую форму обучения.

Адресовано Президенту России Путину В.В.

Естественно, сразу же возникает вопрос: учиться во вторую смену – это хорошо или плохо? Однозначно ответить на него достаточно сложно. Ведь здесь можно найти свои безусловные плюсы и минусы.

"Плюсы" обучения во вторую смену

Во-первых, больше никаких ранних подъемов! Когда уроки начинаются только после обеда, то необходимость рано вставать, естественно, отпадает. С одной стороны, это безусловный плюс. Но при условии, что по своему биологическому режиму вы являетесь «совой», то есть человеком, который не может ложиться и вставать рано, а пик работоспособности у него приходится на вторую половину дня. Если же вы «жаворонок», то этот «плюс» для вас автоматически превращается в «минус», так как жаворонки не могут ложиться поздно, а встают очень рано, с первыми лучами солнца, поэтому им нет необходимости долго спать по утрам. И активными они бывают тоже с утра, а вот после обеда становятся вялыми и сонливыми.

Во-вторых, перед занятиями в школе остается еще вполне достаточно времени, чтобы доделать невыученные с вечера уроки, повторить какой-то материал, не спеша собраться.

"Минусы" обучения во вторую смену

Теперь о «минусах» перехода на вторую смену. Их также несколько. Прежде всего, это зазделенный на части день: кажется, что времени и до занятий, и после них еще много, а на деле – ничего не успеваешь. Это происходит, конечно, от неумения перестроиться на новый режим жизни и, как следствия отсюда, невозможности правильно управлять своим временем. Помочь в такой ситуации может, конечно, расписание. Да, да, именно самое обычное расписание домашних дел. Не обязательно подробно по часам отмечать в нем все-все свои поступки, нужно просто сделать список того, что выполнить необходимо в обязательном порядке. Чтобы было веселее, можно нарисовать себе на эту тему карту-схему или даже комикс, приклеить на него яркие бумажки-стикеры с надписями, сделать пометки маркером и придумать еще массу всяких забавных вещей. Главное, что такой способ действительно хорошо работает и может научить управлять своим временем, использовать его максимально эффективно.

Еще один «минус» - загруженная вторая половина дня. При переходе на учебу во вторую смену школьникам, как правило, приходится забывать о долгих вечерних прогулках, встречах с друзьями, походах в кино и других развлечениях. В самом деле, приходя домой после уроков в 7-8 вечера, можно успеть поужинать и наскоро разобрать домашнее задание на завтра, ну и повисеть часок в интернете на любимом сайте. К такому тоже сложно привыкнуть сразу, а для некоторых школьников – это вообще стресс. Поэтому резко отказываться от привычного режима отдыха не стоит. Прогулки нужно не прекращать, а сократить до получаса-часа в день, совместив их со встречами с друзьями. Развлекательные мероприятия перенести на выходные и каникулы. Домашние задания вечером можно бегло просмотреть, сделав только самые сложные, в которых может понадобиться помощь родителей или старших братьев и сестер, а более легкие отложить все же на утро. Стресс, конечно, все равно неизбежен, но его разрушительные последствия можно таким образом свести к минимуму.

Таким образом, учеба во вторую смену – это не приговор, это просто смена трудового режима. И как любое изменение в жизни, оно не может проходить безболезненно. Человек может и должен приспосабливаться к любым неблагоприятным условиям, в чем ему помогают сила воли и терпение. И свести «минусы» второй смены к безопасному уровню вполне реально, нужно только приложить немного усилий.

В тесноте или в обиде?

Внимание детей и так довольно сложно удержать, а вечером и подавно! – жалуется учитель математики Татьяна Сергеевна. - Только отвернешься к доске, записать условия задачи, как они уже отвлеклись: один в окно смотрит, другой зевает...

Мама восьмилетнего Алеши в слезах:
- Я с утра на работе, постоянно беспокоюсь: как он без меня поел, сделал ли уроки, не забыл ли дверь запереть.

Ученикам начальных классов особенно трудно. Не успели они адаптироваться к новым условиям, а тут, как в кино, "Бац - вторая смена!" У ребят постарше свои проблемы: рано ложиться спать не хочется, а встать надо не позже семи, иначе не успеешь сделать домашние задания. Хорошо еще, что СанПиН (санитарные правила и нормы) запрещают обучение во вторую смену первоклассников, учеников пятых и выпускных классов...

А нельзя ли совсем отказаться от второй смены, например, "раздуть" классы – чтобы сидеть в тесноте, да не в обиде? Многие школы так и делают. Но СанПиН и тут на страже: класс должен состоять не более чем из 25 человек.

В последние годы сильно возросла: стало больше предметов, усложнились программы. Поэтому в школах внедряются инновационные педагогические технологии. Но для учащихся во вторую смену никаких инноваций не предусмотрено - хотя доказано, что умственная деятельность в послеобеденные часы значительно ниже, чем в утренние. Может быть, помогут ученые-физиологи, педагоги, психологи?

Поиграем?

Вся литература, написанная учеными за годы дефицита школьных мест, подсказывает родителям и учителям - важнее всего . Действительно, если ваш ребенок должен, как большинство его сверстников, пройти испытание второй сменой, ничего другого тут не придумать.

При соблюдении режима вырабатываются условные рефлексы ан конкретное время: дети быстро засыпают, легко встают по утрам и не теряют работоспособности весь день. Вначале, конечно, родителям придется запастись терпением, чтобы приучить сына или дочку жить по часам: вовремя уложить-разбудить, вместе позаниматься гимнастикой, позавтракать, усадить за уроки...

Наверняка среди ваших знакомых есть такие, кто успевает и работать, и спортом заниматься, и дому уделять достаточно внимания, а есть те, кто вечно жалуется на нехватку свободного времени. Задумайтесь: ведь в сутках для всех ровно 24 часа, но одни сами командуют временем, а другие ему подчиняются. Поговорите об этом с ребенком. А еще лучше, предложите ему такую игру: пусть он как бы сфотографирует свой день, распишет его с точностью до минуты. Например, гулял 40 минут, делал математику 25 минут и так далее. Потом помогите ему определить, где потеряно время, и спланировать завтрашний день.

От сложного к простому

Никаких послаблений для учащихся во вторую смену не предусмотрено. У учителей есть инструкция, как оптимизировать школьное расписание с учетом "физиологических функций и работоспособности учащихся". Она исключает превышение допустимой нагрузки. На начало и конец недели не планируются предметы, требующие интенсивной умственной работы. Зато во вторник и четверг школьнику нужно быть особенно собранным, чтобы решать непростые задачки по физике и математике. Расписание на каждый день строится по принципу "от сложного к менее сложному и совсем простому". Например, первыми уроками идут математика и физика, а завершается день биологией и . Этот же принцип надо использовать и при выполнении домашних заданий: начинать с письменных предметов и заканчивать устными.

Если же ребенок из тех, кто медленно раскачивается, лучше поступить наоборот. Темп занятий должен быть довольно высоким. Учащимся начальных классов достаточно тратить на уроки полтора-два часа в день. В пятом-шестом классе это время увеличивается до двух с половиной часов, в седьмом - до трех. Ученики восьмого-одиннадцатого классов могут заниматься дома до четырех часов в день. Превышение этих показателей вредно отражается на здоровье и успеваемости. Дети начинают жаловаться на слабость, головные боли, становятся нервозными. Сказываются недосыпание, недостаток свежего воздуха и движения. Нередко уставший ребенок "для отдыха" садится к телеэкрану и смотрит все подряд. Но на самом деле телевизор или компьютер после уроков лишь способствует дальнейшему нарастанию утомления. Врачи рекомендуют телепросмотры не чаще двух-трех раз в неделю: младшим школьникам - около часа; в среднем и старшем школьном возрасте - около полутора-двух часов.

Обед на столе!

Вторая смена – не повод переходить на питание чипсами и хот-догами. Если организм не компенсирует энергетических затрат, рост и развитие ребенка оказываются под угрозой. Надо позаботиться о том, чтобы перед школой он поел горячей пищи. Полноценный режим требует садиться за стол четыре-пять раз в день с интервалами в 3,5 - 4 часа. Рациональное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе школьника составляет 1:1:4 или 1:1:5. Лучше, если две трети объема углеводов будут представлены в виде крахмала (картофель, крупы, хлеб), а одна треть в виде сахара (в том числе в составе напитков, фруктов и ягод). Не давайте ребенку больше 70-75 граммов сладостей в день. Пусть основным принципом питания семьи станет разнообразие, но не излишество пищи!

Если родители не хотят, чтобы их ребенок занимался во вторую смену, они могут обратиться к директору школы. Он обязан помочь найти место в другой школе, где обучение ведется в одну смену.

Оптимальный распорядок жизни школьника

Конечно, родители могут путем проб и ошибок разработать оптимальный распорядок дня для своего ребенка. Но лучше довериться компетентному мнению ученых и сверять режим с научно обоснованной таблицей.

Вид занятий/отдыха Возраст
8-9 лет 10 лет 11-12-13 лет 14-15-16-17 лет
Подъем 07.00 07.00 07.00 07.00
Гимнастика, душ, уборка постели 07.00 - 07.30 07.00 - 07.30 07.00 - 07.30 07.00 - 07.30
Завтрак 07.30 - 07.50 07.30 - 07.50 07.30 - 07.50 07.30 - 07.50
Прогулка 07.50 - 08.20 07.50 - 08.20 07.50 - 08.20 07.50 - 08.20
Приготовление дом. задания 08.20 - 10.00 08.20 - 10.30 08.20 - 11.00 08.20 - 11.30
Второй завтрак около 11 часов
Свободные занятия, чтение, музыка, иностранный язык, помощь по дому 10.00 - 11.30 10.30 - 11.30 11.00 - 11.30 11.30 - 12.00
Прогулка 11.30 - 13.00 11.30 - 13.00 11.30 - 13.00 11.30 - 13.00
Обед 13.00 - 13.30 13.00 - 13.30 13.00 - 13.30 13.00 - 13.30
Дорога в школу 13.30 - 14.00 13.30 - 14.00 13.30 - 14.00 13.30 - 14.00
Занятия 14.00 - 18.00 14.00 - 19.00 14.00 - 19.30 14.00 - 20.00
Прогулка, спортивные игры на воздухе 18.30 - 19.00 - - Для детей 13-15 лет 20.30 - 22.00
Ужин и свободные занятия 19.00 - 20.00 19.30 - 20.30 20.00 - 21.00 Для детей 16-17 лет 20.30 - 22.00
Приготовления ко сну, умывание 20.00 - 20.30 20.30 - 21.00 21.00 - 21.30 Для детей 13-15 лет 21.00 - 21.30
Для детей 15-17 лет 22.00 - 22.30
Сон 20.30 - 07.00 21.00 - 07.00 21.30 - 07.00 Для детей 13-15 лет 21.30 - 07.00
Для детей 15-17 лет 22.30 - 07.00

Раиса Генкина

Требования к расписанию уроков

При правильно составленном расписании уроков для старшеклассников наибольшее количество баллов должно приходиться на вторник и (или) среду, а для учащихся младшего и среднего возраста - на вторник и четверг.

Предметы, которым присвоено наибольшее количество баллов, в расписании младших школьников должны приходиться на второй-третий урок, а для учащихся среднего и старшего возраста – на второй, третий и четвертый.

Расписание составлено неправильно, если самая большая сумма баллов выпадает на первый и последний дни недели, или если их количество одинаково для всех учебных дней.

Записная книжка родителя

На вопрос отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

-В школе, где учится мой сын, не очень хорошо организована работа охраны. В здание может беспрепятственно пройти кто угодно, хотя мы регулярно сдаем деньги на оплату услуг ЧОПа. Несмотря на жалобы родителей, ситуация не меняется. Более того, директор школы отказывается представить документы, подтверждающие, что данное частное охранное предприятие имеет право охранять школу. Является ли это нарушением? Куда мы можем обратиться за помощью?

Что нужно знать родителям? Во-первых, в школе на видном месте обязательно должна висеть копия договора об оказании услуг ЧОПа. Во-вторых, этот ЧОП должен входить в список рекомендованных Департаментом образования Москвы. В-третьих, оплата должна осуществляться только через банк. Если родители не удовлетворены работой охраны и не находят понимания у директора, они могут обращаться в окружное управление образования или городскую инспекцию при Департаменте образования.

Нужные телефоны
Департамент образования г. Москвы 369-7332
Окружные управления образования
Восточный учебный округ 963-5535
Западный учебный округ 249-0886
Зеленоградский учебный округ 535-7521
Северный учебный округ 456-0732
Северо-Восточный учебный округ 210-0706
Северо-Западный учебный округ 947-8886
Центральный учебный округ 951-4167
Юго-Восточный учебный округ 350-0722
Юго-Западный учебный округ 120-3156
Южный учебный округ 118-1535

Советы юристов:

1. Нам нужно составить заявление директору школы о том, чтобы 10 класс перевести в первую смену т.к дети уже взрослые не удобно со второй смены.

1.1. Пишется в произвольной форме. Думаю Вам возможно будет отказано. В школе распределены заранее какие классы идут в первую смену какие во вторую смену. Вам необходимо вести переговоры с директором, может быть какой нибудь класс пойдет во вторую смену за место вашего класса.

2. Можно ли убрать вторую смену в школах?

2.1. Конечно можно, пишите путину он все может.

3. Можно ли устанавливать вторую смену в школе на весь год для учеников 10 класса?

3.1. Если ваша школа относится к учреждениям с углубленным изучением отдельных предметов, лицею и гимназии, то обучение во вторую смену незаконно. Это запрещено п.10.1 СанПИН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189.
Если же школа обычная, то запрет на обучение учеников 10 класса во вотрую смену на весь год обучения отсуствует.

4. Законна ли вторая смена в школе с углубленным изучением отдельных предметов?

4.1. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят в первую смену. Жалуйтесь в Роспотребнадзор.

5. Документ регламентирующий отмену второй смены в школах.

5.1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". ознакомьтесь с п. 10.4. Пока две смены не отменили. Но в три смены обучать не имеют права.
П. 10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

5.2. Нет единого документа на федеральном уровне, который регламентирует отмену второй смены в школах. Данный вопрос решается в каждом регионе и в каждом образовательном учреждении индивидуально.

5.3. Федеральное законодательство не предусматривает обязательных требований к сменам учебных учреждений, существует санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, которые носят рекомендательный характер, а правило сменности в школах утверждаются внутренними документами учебного учреждения.

6. Правомерно ли перевести обучение в школе во вторую смену.

6.1. Правомерно. Смотря в каком классе это обучение. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

7. Насколько правомерна вторая смена в школе?

7.1. правомерно допускается и разрешена. Вам нужно официциальные документы?

С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.

8. Имеют ли право администрация школы отправлять детей 2 класса учится во вторую смену.

8.1. да, имеет право.

8.2. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Значит, 2 класс может заниматься во вторую смену.

9. Из-за нехватки кадров (уволилась учитель 1-го класса) наших детей 4-го класса, которые учились пол года в первую смену, директор школы решила перевести на вторую смену. Как нам не допустить перевод? Ведь с начала года все дополнительные занятия детей были организованы с учетом обучения их в определеннную смну, то есть в первую.

9.1. Только договариваться с директором. В одностороннем порядке родители в данном вопросе ничего не решают.
Желаю Вам удачи и всех благ!


10. Могут ли дети 3, 4 класса два года подряд учиться во вторую смену? Школа носит статус лицея.

10.1. Елена! Если лицей, то нет.

11. Проблема в школе, дети учаться второй календарный год подряд во вторую смену, 4 класс, законно ли это?

11.1. --- Здравствуйте, да это законно.

С уважением юрист Лигостаева А.В.

12. Имеет ли право школа ставить первую смену в сб (с 8 утра), после пятидневной недели со в опой смены?.. то есть в пт вторая смена заканчивается в 7 ом часу, в сб уроки с 8 утра!

12.1. , режим работы школы определяет ее директор на основании локальных актов.

13. Ребёнку положено бесплатное питание в школе. Он учиться во вторую смену. Он приходит в столовую на большой перемени 15:20 с талоном. Ему отказывают в обеде они говорят что обеды по талону выдаются до 14 часов. Хотя до этого месяц выдавали обед 15:20. Могут они ему отказывать?

13.1. Нет, не могут. Если ребенку положено бесплатное питание, то ему в течении учебного дня должны предоставить эту возможность. Каждый "бесплатный" талон оплачивается за счет бюджета и школе он оплачивается. Напишите жалобу на имя директора и/или прокуратуры.

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Директор школы предлагает настойчиво моему сыну сменить школу, учится сын хорошо, но был конфликт с одноклассником. Пришла просить директора отпускать сына 2 раза в неделю с 6-го урока (учимся со второй смены), т.к. он не успевает на тренировку (занимаемся боксом, занимаем первые места), принесла заявление и справку от тренера, а она начала на меня кричать, сказала менять школу, что я могу не писать заявление, она всё равно мне откажет. Что делать?

14.1. Для урегулирования вопроса обращайтесь в местный отдел образования.

15. Я работаю на 1 ставку учителем начальных классов, и есть возможность после школы во вторую смену работать логопедом, так как имею и логопедическое образование. Скажите, пожалуйста, имею ли я работать на 2 ставки.

Здравствуйте! Мы пойдем во второй класс, оказалось что в этом году, мы одни единственные будем учиться во вторую смену. ЗАконно ли это, почитала что по действующему САНПИНу, наша школа с углубленным изучением отдельных предметов, не может учиться во вторую смену. Подскажите куда жаловаться по этому поводу и будет ли удовлетворенна наша жалоба.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

Согласно п. 10.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В данном случае Вы можете написать жалобу в территориальный отдел Роспотребнадзора за несоблюдение указанных выше требований.

С СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях» можите ознакомиться здесь:

Действительно, согласно п. 10.1

10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены,

обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов

компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Согласно ст. 93 Закона «Об образовании» контрольно-надзорными функциями в сфере образования наделены органы местного самоуправления, в частности в Нижегородской области:

Ищете ответ?

Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Просим отменить обучение во вторую смену в школах России

Родительская общественность обращается к Вам, Владимир Владимирович, с просьбой обратить своё особое внимание на проблему обучения детей во вторую смену в школах России. Дело в том, что родители, а главное сами дети постоянно находятся в состоянии непрерывного стресса, обучаясь во вторую смену в школе либо пребывают в перманентном ожидании перспективы обучения во вторую смену. В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в положении 10.4. находим: В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. В реальности это выглядит следующим образом. Первоклассники обучаются в первую смену, адаптируются, у них налаживается режим, первая половина дня закрепляется как наиболее продуктивная в плане обучения часть дня. Далее на 2-м, 3-м, 4-м годах обучения администрация школы на свое усмотрение может перевести ученика на обучение с первой во вторую смену. В пятом классе ребенок вновь вынужден будет перестраиваться на иной режим активности, обучения. И так далее. Психологи утверждают, что суточный биоритм психической активности человека выстроен таким образом, что первый его пик приходится на 8-12 часов утра, а спад на середину дня – 12-16 часов. Поразительно, что в тех же СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в главе X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса пункт 10.7. читаем: 10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил). В приложении 3 читаем: Гигиенические рекомендации к расписанию уроков Современными научными исследованиями установлено, что биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся 2 и 3 ступени образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках. В связи с этим у нас, родителей, возникает вопрос: почему нашим детям, несмотря на все рекомендации специалистов, навязывается обучение во вторую смену? По какой причине чиновники вместо того, чтобы регулярно проводить мониторинг ситуации по школам относительно достаточного количества школ, кабинетов, учителей и многого другого и устранять причины возникновения классов, обучающихся во вторую смену вынуждают школьников приспосабливаться и учиться во вторую смену? Почему там, где образовательная система даёт сбой крайними оказываются самые беззащитные - дети? Итак, получается, что ребенок, обучающийся во вторую смену трудится умственно в самые непродуктивные часы суток. Страшно представить к каким последствиям со стороны физического и психического здоровья школьников приведут такие перегрузки, нарушение работы внутренних биологических «часов». Как такие скачки в режиме обучения и в режиме дня в целом скажутся на здоровье и работоспособности наших детей? Будет ли в будущем, войдя во взрослую жизнь, человек, системно обучавшийся во вторую смену эффективно работать в первой половине дня? Также очень большая проблема для работающих родителей - обеспечить контроль за приготовлением ребенком, обучающимся во вторую смену, домашних заданий. В то время как родители на работе не ясно кто будет отвечать за соблюдение детьми, обучающимися во вторую смену, режима дня (первой его половины). Далеко не все родители готовы бесстрашно воспринимать тот факт, что ребенок обучающийся во вторую смену будет добираться до школы самостоятельно, а возвращаться домой из школы в темное время суток (особенно это касается зимнего периода). Ведь вторая смена заканчивается в 17.00,18.00, 19.00, а в некоторых школах и в 20.00. В то время как дети, обучающиеся в первую смену, в это время уже несколько часов как дома и, как правило, успели совершить прогулку со сверстниками, сходить на кружки по интересам и спортивные секции, отдохнуть. Очень беспокоит родителей школьников, обучающихся во вторую смену реализация статьи 31 Конвенции о правах ребенка. А именно:Статья 31 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. Сложности с реализацией вышеперечисленных прав ребенка возникают в той связи, что секций и кружков, осуществляющих свою деятельность в первой половине дня, крайне мало, а в некоторых населенных пунктах секций и кружков, работающих в утренние часы, не существует в принципе. В результате, школьник, обучающийся во вторую смену, лишен права выбора и не имеет возможности развиваться творчески в тех направлениях, к которым имеет склонности,способности. Стоит особо отметить, что настоящим испытанием для семей, где есть два и более школьников, становится обучение детей в разные смены. Наличие обучения во вторую смену в школах России свидетельствует лишь о недостаточной работе соответствующих должностных лиц в направлении преодоления такой исключительной меры, как обучение во вторую смену. Мы, дети и родители, надеемся, что в 21-м веке у нашего правительства есть все необходимые механизмы для создания таких условий, при которых школьники России будут обучаться только в первую смену. Владимир Владимирович! Просим Вас с вниманием отнестись к проблеме обучения школьников во вторую смену и отменить такую форму обучения.

Читайте также: Характеристика для военкомата с места учебы образец

Адресовано Президенту России Путину В.В.

Новое сообщение

3 класс вторая смена. Законно ли это?

Вычитала, что есть указ президента о том,что дети начальных классов не могут учиться во вторую смену.

Во вторую смену не имеют права ставить уроки 1 и 4 классу. Остальное все вполне законно.

Если так будет продолжаться, то скоро будем радоваться отсутствию третьей смены((((

По нормам СанПиН 2.4.2.1178-02 Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, учащиеся 1, 5 и выпускных (то есть 9 и 11) классов должны учиться только в первую смену. Первая смена также предписана ученикам так называемых классов компенсирующего обучения, а также ученикам образовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов. В какие смены должны учиться другие классы, в нормативных актах не оговорено.

Не даром есть продленка для начальных классов. Не у всех есть бабушки и дедушки и. чтоб на них оставить ребенка.

Не уверена. что с 1999 года не было других писем. И не забывайте — Вы уже по новым ФГОСам учитесь, наверняка уже есть доп.рекомендации по поводу второй смены.

Просто 2 смена очень не удобна(((

У вас есть выбор — уйти в другую школу, если так не устраивает смена, в крайнем случае.

У знакомой ребенка в 6 классе во вторую смену перевели — вот где ужас. А сама я. помню. в 8 классе во 2 смене оказалась, так как не хватало кабинета химии на все классы в одну смену.

Думаю если бы мамашки были бы более активными, то отвоевали бы 1 смену. Тем более, что многим не с кем оставить детей.

По новым ФГОСам продленка в 1 классе до 15.00 — ни то, ни се. И те, кто делает в первом классе до 17 и не имеет спален — тоже нарушают.

Законных лазеек вы не найдете, потому что письмо Минобразования не является нормативным актом, его можно использовать только как рекомендацию.

Другое дело, не все детки достаточно организованы, чтобы вовремя самостоятельно собраться в школу. Но и этому можно научиться. В общем, не вижу ужаса ужасного, хотя да, неудобно.

В настоящее время действуют СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

В соответствии с п. 10.4, учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

ЗЗЫ: Я ответил на вопрос, содержащийся в названии темы?

ничего страшного тут не вижу.

вспомните, а как мы учились?

у меня лично в прошлом году расписание и нагрузка утвердились к началу октября).

Вторая смена в школе законно ли это 2017

Присоединяйтесь – это бесплатно!

Перемен! Мы ждем перемен! О пятидневке в школах в 2017-2018 году

В России пятидневка в школах в период 2017–2018 может стать полноценной заменой понедельному шестидневному графику учебного процесса. Вполне возможно. В то же время у руководства учебного заведения останется право решать самостоятельно, внедрять ли такую систему в свою программу, распланированную заблаговременно на целый год, или нет. Ну а теперь давайте обо всем по порядку.

Пятидневка в школах России в период 2017–2018

Для начала заметим: учиться при любых обстоятельствах нужно. И если уж приходится делать это 6 дней в неделю, то стоит принять такое течение жизни как данное. В то же время не стоит упускать из виду реальные варианты, которые предполагают ходить в школу 5 дней в неделю на законных основаниях. Думается, все с этим согласны. Переходим непосредственно к теме нашей заметки.

Плюсы шестидневки: есть ли таковые вообще?

Во-первых, разговоры о том, что шестидневка полностью уступит пятидневке, ведутся давно. Естественно, есть люди, которые выступают за ее (пятидневки) внедрение - преимущественно школьники (оно и понятно: мало кто хочет в выходной день идти учиться, к тому же когда на улице хорошая погодка). Есть и те, кто выступает против изменения давно прижившихся традиций. Собственно, вторую группу представляют в основном руководители учебных заведений. Не совсем понятно, по какой причине, но им хочется, чтобы ученики чуть ли не каждый день приходили в школу, усаживались за парты и проводили за ними все свое свободное время. В кругу единомышленников. Создается впечатление, что они (руководители школ) сами никогда не были учениками - будто бы сразу родились руководителями.

Ну да ладно. С одной стороны, шестидневка - это хорошо. Хотя бы потому, что система 5+1 позволяет получить больше знаний в течение одной недели. «Правда?» Более того, такой подход, если, конечно, руководство учебного заведения не против, дает шанс либо уйти на каникулы раньше, либо зимой больше отдыхать. «Действительно?» Но все же на практике это редкое явление, если оно вообще может быть обнаружено в действительности. «Ну…»

В основном система 5+1 позволяет учителям с легкостью отвести намного больше времени на разбор вместе с учениками новых тем из запланированной программы. К примеру, благодаря этому школьники могут чуть более углубленно изучить новый раздел математики, те же пределы, логарифмы, понять, в чем отличие катета, биссектрисы и вершины, и т. д. Ну а еще: язык подтянуть (как свой родной, так и иностранный), себя привести в форму и пр.

Позитивные моменты пятидневной учебной недели

В общем, как видите, у такого подхода к учебному процессу есть свои плюсы. Но все же и 5 дней в неделю, которые школьники тратят на поход в учебное заведение (просыпаясь при этом рано утром) и отсиживание там за партами несколько часов (порой возвращаясь домой поздним вечером), приносят плоды не меньшие. Здесь вопрос заключается в другом: кто хочет - учится, следовательно, получает необходимые знания еще за школьной партой, кто не хочет - не учится, в смысле, как положено, а значит, либо получает двойки-тройки, либо, что хуже, вовсе прогуливает занятия.

Учение - свет, а неученье - тьма. Будешь учиться - заручишься поддержкой необходимых знаний, которые помогут тебе в будущем. Собственно, так легче добиться успеха в жизни. Зачем протирать штаны, поглядывая при этом на лица недоброжелательных учителей? К слову, таковыми они воспринимаются теми, кто относится к учебе свысока. Вот и оставим их, пускай сами решают, что для них хорошо, а что плохо.

Законопроект, который был отвергнут

Отметим, что не так давно Госдума пыталась рассмотреть законопроект, составленный «Справедливой Россией», согласно которому во всех школах, функционирующих на территории РФ, в скором времени будет внедрена обязательная пятидневная учебная неделя. Стоит ли говорить, что депутаты, чтобы не вызвать негодования со стороны тех или иных категорий людей, решили отклонить такие нововведения. Им показалось, что так будет лучше.

Читайте также: Отчество от имени сосо

Спросите сами себя: лучше учиться 5 дней в неделю, но на совесть, либо отдаться учебе всецело на 6 дней из 7, но лишь создавая видимость? Кажется, третьего не дано. Наверное, лучше выбрать первый вариант. Но к этому надо стремиться. Пока же нужно немного потерпеть и попытаться научиться получать удовольствие от учебы. Во всяком случае, вреда от этого не будет. Главное - это умело распределять время между решением домашнего задания и отдыхом. Тогда все должно быть в порядке: и нервы ученика, и нервы учителя.

Также пятидневка, если бы она была введена, могла забрать уроки у субботы и перенести их на каждый день недели. Это, конечно, нагрузка для школьника, но не такая уж и большая. Если учесть, что учеников и так загружают, по мнению родителей. И все-таки: благодаря такому подходу, как пятидневная учебная неделя, у него (у школьника) было бы в распоряжении целых два выходных дня. Как и у его родителей.

Свобода. Самостоятельность. Выбор

На сегодняшний день остается все так, как было раньше. Руководство учебного заведения оставляет за собой право выбирать самостоятельно, сколько дней в неделю обучаться школьникам, которых родители отправили добывать знания в данное место. Как говорится, на заметку.

5 или 6 учебных дней в неделю? Сколько выбрать во благо? С одной стороны, у школьника тоже есть выбор: предпочесть то учебное заведение, которое установило пятидневку. С другой стороны, шестидневка находится где-то рядом. Хорошо это или плохо? Мы, с вашего позволения, сохраним нейтралитет. Вам же остается самостоятельно решить, чему отдать предпочтение.

Комментарии

Адрес редакции: 630136, г. Новосибирск, ул. Плахотного 74/1

Учредитель: Воробьев Сергей Александрович

12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС 77-59233 от 04.09.2014 г.

Копирование материалов возможно только при разрешении администрации.

Во сколько начинается вторая смена в школе?

Есть люди, которые просто не могут просыпаться с утра пораньше. Они согласны сидеть до поздней ночи, но только, чтобы не вставать, ни свет, ни заря. Таких людей называют «совами», и современное общество создано определенно не для них. Однако и для таких людей существует немного радости в этом мире – вторая смена в школе. Так что, следует рассмотреть ее основные аспекты.

Бывает ли такое?

Для некоторых родителей в новинку слышать о второй смене в школе. Обычно они удивленно изгибают брови и говорят, что такого быть не может. Но так ли это?

Действительно, в советские времена о второй смене практически никто не слышал. Ученики ходили в школу по утрам, а после занятий посещали кружки по интересам или попросту шли домой. Но времена меняются, меняются условия труда и, чего греха таить, демография регионов.

В основном вторую смену в школах вводят в двух случаях:

  • Слишком много учащихся. Согласно действующему законодательству муниципалитет должен обеспечить образованием всех, кто проживает на определенной территории. И если количество учеников превышает количество мест, специально создается вторая смена.
  • Слишком мало педагогов. Эта проблема касается небольших и отдаленных населенных пунктов. Зачастую именно там прослеживается острая нехватка педагогов. Поэтому бывают ситуации, когда школа нанимает учителя на полставки, который уже работает в другом учебном заведении. Чтобы он мог совмещать, специально создаются классы второй смены. Такое, конечно, случается крайне редко, но все же имеет место.

Как видим, учеба во второй половине дня — вынужденная мера, но законна ли вторая смена в школе?

Согласно закону

Рассматривая санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учебных заведениях, можно отметить, что вторая смена в школе вполне закона. Согласно акту в первой половине дня обязаны посещать школу только ученики 1-х, 5-х и выпускных классов, то есть 9-х и 11-х. Остальные школьники могут учиться во вторую смену.

Так что, если ребенок не является учащимся вышеперечисленных классов и учится во вторую смену, то это вполне законно и не нужно паниковать. Но, несмотря на наличие в школе первой и второй смены, занятия не должны начинаться раньше 8 часов утра. Непозволительны также и нулевые уроки.

Помимо этого, важно знать, что если общеобразовательное заведение является специализированным лицеем, гимназией или школой с углубленным изучением чего бы то ни было, то вторая смена здесь не предусмотрена. В таких учебных заведениях нагрузка на учащихся выше и количество изучаемых предметов больше. Если ввести в таких заведениях вторую смену, то нагрузка на учащихся будет слишком велика, более того, ученики второй смены не смогут максимально эффективно усваивать необходимый материал и выполнять домашние задания.

Но во всех остальных учебных заведениях первая и вторая смена в школе – нормальное явление. Главное, чтобы не было третьей смены, так как это противоречит всем писаным и неписаным законам.

Минусы обучения во вторую смену

Итак, вторая смена в школе – законная. Однако хорошо учится во второй половине дня или плохо? Здесь, как и в каждой ситуации есть свои плюсы и минусы. Если говорить о недостатках, то можно сказать, что учеба во второй половине дня несколько ущемляет учеников, хотя многое зависит от расписания второй смены в школе, но об этом потом.

Первый минус обучения, с которым сталкивается ученик второй смены, — это разделенный на части день. Вроде кажется, что времени предоставлено достаточно и до занятий, и после, но по факту ничего не успеваешь сделать. Эта проблема возникает из-за неумения подстроиться под новый режим, а также от неправильного распределения своего времени. Если рассуждать логически, то можно заметить, что некоторые школьники второй смены ведут вполне полноценную жизнь: успевают ходить на кружки, делать уроки и гулять с друзьями. В решении этой проблемы поможет правильно составленное расписание и режим дня.

Еще одна проблема состоит в том, что материал усваивается лучше в первой половине дня, когда организм отдохнувший, а мысли свежие. Этот общеизвестный факт сложно опровергнуть, хотя и с ним можно вполне успешно поспорить.

Третья проблема заключается в плотной загруженности второй половины дня. Если ребенок учится во вторую смену в школе, то ему придется забыть о долгих вечерних прогулках, встречах с друзьями и прочих внешкольных развлечениях. Когда приходишь домой в 7-8 вечера, немногое успеваешь сделать: быстро поужинать, пересмотреть домашнее задание, выполнив самое сложное, ну и еще час-другой посмотреть телевизор или посидеть в Интернете. Однако не стоит полностью отказываться от привычных вещей, лучше сократить время развлечений или совместить прогулки и встречи с друзьями.

Положительные стороны

В школах со второй сменой можно найти и положительные стороны. Первое и самое важное — это никаких звонков будильника в беспросветную рань. В особенности это радостная новость так называемым «совам», у которых биологические часы не настроены на ранние подъемы. Хотя, чего греха таить, просыпаться тогда, когда выспался, а не под звонок будильника мечта для всех: и «сов», и «жаворонков».

Перед занятиями вполне достаточно времени, чтобы доделать уроки, посетить какой-то кружок и не спеша собраться.

Вторая смена не такая уж и плохая вещь, главное правильно подготовить ребенка к изменениям, составить грамотное расписание и научиться рационально распределять время. Тогда от учебы в школе во вторую смену останутся только положительные воспоминания.

Временные рамки

Родители нередко задаются вопросом о том, во сколько начинается вторая смена в школе. Трудно ответить однозначно. Здесь многое зависит от того, на сколько приходят учащиеся первой смены и как долго длятся перемены. Немаловажную роль играет факт: после какого класса занимают кабинет учащиеся второй смены. К примеру, у первоклассников 3 или 4 урока, так что вторая смена может приходить уже к 12 часам и занимать кабинет.