Когда у новорожденных нормализуется терморегуляция организма. Особенности терморегуляции у ребенка, механизмы теплопродукции и теплообразования, требования к одежде и к температуре окружающей среды в зависимости от периода развития ребенка

Новорожденный появился на свет из матки, где температура была довольно постоянной и составляла 38-38,5’C. На земле ни о такой температуре, ни о ее постоянстве мечтать не приходится. Поэтому процесс привыкания ребенка к новым температурным условиям должен проходить мягко и постепенно.

Термоадаптация – это процесс приспособления новорожденного и грудного ребенка к новому температурному режиму в условиях внеутробного существования. Термоадаптация новорожденного происходит во время ежедневных воздушных ванн, во время подмывания и купания при условии полноценного холдинга и грудного вскармливания.

Первоначально термоадаптацию младенца обеспечивает мама. С одной стороны, она должна продлить для ребенка условия внутриутробного комфорта, а с другой – дать ему возможность встретиться с новым миром, познакомиться с ним и безопасно адаптироваться к новым воздействиям. Чтобы обеспечить внутриутробный комфорт, мама носит малыша на себе, кормит его грудью, что удлиняет контакт с привычным материнским теплом.

Периодически она откладывает ребенка, чтобы обработать или переодеть его, в это время он принимает кратковременные воздушные ванны. Она также регулярно, 4-5 раз в день, подмывает ребенка.

Чтобы термоадаптация была полноценной, подмывать ребенка следует водой разной температуры. Для этого мама, не выбирая, подмывает его то холодной, то теплой водой. Через некоторое время ребенок начинает реагировать совершенно спокойно на воду любой температуры и просто терпеливо ждет, когда его закончат подмывать.

Переохлаждение и перегрев

Новорожденный не может самостоятельно поддерживать температуру своего тела, поэтому он чрезвычайно чувствителен к перегреву и переохлаждению. Мама должна согревать малыша своим теплом, чтобы не наступило охлаждение, и спасать его от жары, чтобы не было перегрева.

Наиболее чувствителен к охлаждению животик ребенка. Недостаточное согревание живота младенца нарушает работу его кишечника, что грозит вспучиванием. Кроме этого, охлаждение неблагоприятно влияет на работу почек и надпочечников. Чтобы определить, не холодно ли ребенку, мама в первую очередь должна ориентироваться на субъективное восприятие внешней температуры. Для этого она должна быть одета чуть легче, чем малыш, потому что новорожденному всегда будет холоднее, чем взрослому.

Например, если мама ходит в футболке и шортах, то ребенок должен быть одет в футболку или хлопчатобумажную распашонку, а если на маме свитер, то на ребенке должны быть распашонка, теплая кофточка и фланелевая пеленка.

Перегрев не менее опасен для организма ребенка и может привести к тепловому удару. Поэтому, если малышу жарко, с него следует снять лишнюю одежду, обмыть прохладной водой, чтобы ему стало комфортнее, а на улице его можно спрятать в тень.

Мама должна следить за температурой окружающей среды и при возможности регулировать ее, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на ребенка.

Как понять, что ребенок замерз?

Если малыш не замерз, то его кожа должна быть ровного розового цвета, она не должна становиться синюшной или мраморной. При этом синюшность стоп и кистей рук младенца не является признаком охлаждения.

На ощупь кожа должна быть теплой или прохладной, но не холодной.

Теплыми должны быть подмышечные впадины, а также складки под коленями, в локтях, в паху. Холод в этих сгибах говорит об охлаждении ребенка.

Если ребенок лежал отдельно от матери 20 минут, во избежание охлаждения его следует взять на руки, чтобы согреть материнским теплом.

Закаливание

Благополучная термоадаптация является основой для дальнейшего закаливания ребенка. Закаливание – это формирование устойчивости организма по отношению к воздействиям внешней среды. Влияние температур является лишь одним из воздействий внешней среды.

Необходимость в закаливании должна быть обусловлена образом жизни. Если человек ходит по снегу, потому что ему необходимо каждый день выбегать за дровами, — это и есть самые оптимальные условия для закаливания.

Все искусственные меры не дают устойчивых результатов и даже могут подорвать здоровье. Для успешного закаливания немаловажно сознательное желание ребенка испытать свою выносливость, поэтому начинать закаливающие процедуры следует не ранее, чем в 5-6 лет. Именно в этом возрасте дети готовы испытать свой организм на выносливость.

http://www.mirwomne.ru/deti-do-goda/articles/fiziologiya-malischa/termoregulyaziya-u-grudnichka/

Терморегуляция - совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела.

У новорожденного ребенка терморегуляция не совершенна. При рождении тела близка к температуре тела матери и равна 37,7-38,2°С. В течение нескольких часов после рождения она снижается на 1,5-2,0 °С, а затем вновь повышается до 37 °С.

У незрелых, недоношенных детей температура снижается ниже Нормальной в течение первых дней жизни. Снижение температуры тела у доношенного ребенка называется транзиторной гипотермией новорожденных.

Приблизительно у 0,3-0,5% новорожденных на 3-5-й день жизни наблюдают гипертермию. Это явление объясняют заселением бактериальной флоры и обезвоживанием организма ребенка. После 5-го дня температура тела остается очень чувствительной к колебаниям температуры окружающей среды. Температура тела незначительно меняется при кормлении детей, при пеленании. Установление нормальной температуры происходит только К 1,5-2 месяцам жизни, а у недоношенных детей в более поздние сроки.

После установления нормального суточного ритма температура Н подмышечных впадинах и в паху равна приблизительно 36,1- 36,6 °С, в прямой кишке - 37,1-37,5 °С.

После периода новорожденности повышение температуры тела у ребенка чаще всего связана с инфекцией. У детей приблизительно до 9-10 месяцев температура может повышаться при обезвоживании.

Центральным звеном терморегуляции является гипоталамическая область. Поэтому различные воздействия на гипоталамус также могут вызывать повышение температуры (гипоксия плода и новорожденного, внутричерепная травма новорожденного, аномалии развития мозга).

Влияние на температуру тела ребенка первых месяцев жизни оказывает так называемый несократительный термогенез. Образование тепла у детей раннего возраста происходит за счет жировой .

Более совершенным видом теплопродукции является сократительный теплогенез. Он создается за счет повышения мышечной активности. Поэтому он значительно возрастает при воздействии холода на ребенка. Механизмы теплопродукции у детей нарушаются при родовой гипоксии, на фоне заболевания органов дыхания, введения некоторых лекарственных препаратов (β-блокаторов).

Процессы теплоотдачи созревают только к 7-8 годам. Теплоотдача регулируется и потоотделением, которое у детей первых лет жизни еще несовершенно. Поэтому для детей в возрасте до 7-8 лет необходимо организовывать оптимальные температурные условия. Ребенок может находиться раздетым и не терять тепла, если он находится в термонейтральной зоне. Для новорожденных доношенных детей она равна 32-35°С, для недоношенных - 35-36°С, для запеленатого доношенного - 23 - 26°С, а для недоношенного - 30-33°С. К возрасту 1 месяц пределы термальной зоны смещаются для запеленатых детей вниз на 1,5-2,0°С. Для создания условий терморегуляции голову ребенка при пеленании не покрывают. При выхаживании недоношенных до совершенствования терморегуляции их содержат в кувезах.

Несоблюдение оптимального температурного режима у детей раннего возраста приводит к нарушению развития головного мозга, заболеваниям органов дыхания и сердечнососудистой системы. Поэтому сразу же после рождения детей пеленают в теплые пеленки. Осмотр, смену белья, обработку кожи и пупка проводят быстро на подогретом пеленальном столе. Недоношенному ребенку все манипуляции проводят в кувезе.

Перегревание ребенка не менее опасно, чем переохлаждение. Во-первых, у детей даже при временном перегревании развивается обезвоживание организма, во-вторых, нарушение микроциркуляции вследствие перегревания приводит к тепловому удару или шоку, нарушению функции центральной нервной системы, сердца, .

Такая же ситуация возможна тогда, когда гипертермия вызывается инфекционными заболеваниями. Ребенок может погибнуть от перегревания, поэтому при гипертермии ему требуется экстренная помощь.

Для детей грудного возраста создают комфортные температурные условия. В помещении, где они находятся, влажность воздуха составляет 30-60%, скорость движения воздуха - 0,12-0,2 м/с, температура воздуха - 21-22 °С. С двух лет температура комфорта снижается до 18 °С, а для относительного оптимума теплового состояния - даже до 16 °С.

Важно правильно и адекватно одевать ребенка. В зимнее время на улице на ребенке должно быть 4-5 слоев одежды с учетом ветронепроницаемого верхнего слоя. Зимой для прогулок обычно используют комбинезоны или полукомбинезоны. Летом, в зависимости от температуры воздуха, слоев одежды может быть до двух при температуре воздуха 23°С и выше, и до трех при температуре воздуха 16-17°С.

Для предупреждения охлаждения и перегревания широко применяют методы закаливания детей. Закаливание должно быть постепенным, кратковременным - с применением холодового (импульсного) контакта с кожей ребенка, с постепенным распространением холодового раздражителя на площадь кожи и изменением сроков закаливания. Сначала это обливание ног с понижением температуры. Затем одномоментное обливание холодной водой от голеней до бедра, от пупка до шеи и головы. При системности и повторяемости обливаний происходит созревание адаптационных приспособлений, что влечет за собой увеличение времени проведения этих процедур.

Для формирования холодовой устойчивости и адаптационно-приспособительных реакций детям достаточно двух обливаний в неделю. Лучше их проводить весной. Большие дозы закаливающих процедур вызывают срыв адаптивных реакций, приводят к гиперстимуляции надпочечников и обусловливают иммунодефицитные состояния.

Закаливающие процедуры у детей не должны вызывать снижения внутренней температуры тела. Нужно также помнить об индивидуальном режиме закаливания, так как каждый ребенок по-своему реагирует на холодовые раздражители.

В детских лечебно-профилактических учреждениях используют и такие формы закаливания, как сон на открытом воздухе, воздушные холодовые ванны, обтирание мокрыми холодными простынями, общее обливание, ножные ванны и обливание ног с постепенным снижением температуры от 36,6 до 32,6°С. В некоторых детских поликлиниках для закаливания детей используют бассейны с процедурами кратковременного обливания детей струей холодной воды и др.

Есть дети, у которых температура без видимых причин повышается до 37,3-37,5°С, хотя они здоровы. Чаще всего это ответ температурной реакцией на прием пищи, повышенную физическую активность или повышенный психоэмоциональный тонус.

Патологической считается температура выше 37,5°С, которая обусловлена каким-либо заболеванием. При этом состояние теплопродукции всегда превалирует над теплоотдачей. Часто присоединяется озноб, обусловленный сократительным термогенезом. В таких состояниях виноваты вещества, называемые пирогенами, которые воздействуют на терморегулирующие центры центральной нервной системы.

Существуют различные типы патологических температурных реакций.

Частоту регистрации температуры у детей определяет врач - 2 раза в день, через 1 ч, через 2 ч и т. д. Регистрацию температуры в течение дня проводит средний медицинский персонал.

Температура тела ниже 36,4 °С чаще всего наблюдается у детей со сниженным энергетическим обменом, обусловленным тяжелым заболеванием внутренних органов. Это истощение (дистрофия), сосудистая недостаточность, недостаточность функции основных органов и систем. При шоке, особенно анафилактическом, температура также снижается ниже нормальной.

Механизмы патогенеза нарушений терморегуляции новорожденных и детей первого года жизни. Особенности терморегуляции у детей.

Юлиш Е.И.,

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Резюме: В работе представлены механизмы патогенеза нарушений терморегуляции новорожденных и детей первого года жизни.

Ключевые слова: терморегуляция, дети раннего возраста

Врач всегда должен назначить какое-либо лекарство - сегодня данный стереотип достаточно четко сформирован у населения. И практические врачи успешно поддерживают его, сводя все взаимоотношения с пациентом к щедрой выписке разнообразных лекарственных средств. Такой подход приводит к тому, что население, и дети в том числе, потребляет огромное количество лекарственных препаратов. Все это, наряду с агрессивностью рекламы, информационной «вседозволенностью» и доступностью самих лекарственных препаратов, вносит существенную, если не определяющую лепту в нерациональную терапию заболеваний. Последствиями подобной терапии являются не только значительные финансово-экономические потери (до 30–50 %), но и очевидное негативное влияние на здоровье населения, ухудшение которого нередко декларируется в разных кругах общества. При этом нужно признать, что целенаправленные исследования данного вопроса единичны, а проблема в целом остается вне зоны пристального внимания как организаторов здравоохранения, так и ученых-медиков.

Повышение температуры тела является самой частой причиной и симптомом заболеваний, с которыми обращаются родители с детьми к педиатру. Причины и величина подъема температуры тела у детей, динамика и механизмы развития темпераурных реакций чрезвычайно разнообразны, что предполагает выработку различной тактики ее коррекции. Большинство практических врачей воспринимают повышение температуры у ребенка как симптом, требующий немедленного устранения, особенно если речь идет о детях раннего возраста, хотя только выяснение причинной обусловленности подъема температуры создает объективную основу для определения адекватных и эффективных методов коррекции этого симптома и лечения самого заболевания. Так, по данным анкетирования, в 40 % случаев врачи назначают жаропонижающие средства, хотя у ребенка температура не превышает 37,8 °С . Наиболее популярными антипиретиками являются парацетамол, ибупрофен, нимесулид, вибуркол (свечи), а в 5 % - метамизол натрия (!). Вместе с тем повышение температуры - это необходимая реакция организма, способствующая формированию сложнейшего процесса его защиты при вирусной инфекции, а агрессивное и нерациональное применение жаропонижающих средств, безусловно влияя на клинические проявления заболевания, может существенно затруднить диагностику и выбор своевременной терапии, что особенно значимо для детей раннего возраста .

Прежде чем принять решение о тактике по отношению к повышенной температуре, следует попытаться ответить на ряд вопросов, позволяющих определить целесообразность, необходимость и метод терапевтических вмешательств, их безопасность и возможные последствия применения тех или иных способов лечения: какую величину температуры тела ребенка считать нормальной и как оценить степень ее повышения; каковы причина и механизм повышения температуры тела у ребенка; является повышение температуры тела гипертермией или проявлением лихорадки .

Одним из важнейших условий правильного ответа на эти вопросы является знание особенностей терморегуляции у детей. Известно, что в растущем организме обменные процессы протекают с высокой интенсивностью и постоянно. При этом различные формы получаемой и затрачиваемой метаболической энергии превращаются в тепло. Существенный вклад в образование тепла в детском организме (теплопродукция - ТП) вносят характерные для детей высокие уровни метаболизма и двигательной активности. Накопление тепла в организме способствует повышению температуры тела. Однако в соответствии с физическими законами теплоотдачи, если температура любого тела, в том числе тела человека, становится выше температуры среды его существования, тепло с поверхности тела начинает рассеиваться в эту среду (теплоотдача - ТО), что способствует понижению температуры тела. Очевидно, что постоянной для данного тела температура будет при равенстве величин ТП и ТО. Именно поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма и/или температуры среды существования является одной из важнейших функций системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин ТП и ТО могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных гипоталамических центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная - 37 °С и называется установочной точкой терморегуляции (set point). Таким образом, формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является важнейшей функцией системы терморегуляции. Если эта функция выполняется успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи - поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела на относительно постоянном уровне. Эта температура поддерживается при минимальном напряжении ме-ханизмов терморегуляции в условиях небольшого колебания температуры внешней воздушной среды или в пределах так называемой термонейтральной, или термоиндифферентной, зоны: для обнаженного взрослого человека - в диапазоне 28–30 °С, для новорожденного - 32–34 °С, для легко одетых детей в возрасте 1 мес. - 22–25 °С, 6 мес. - 19–23 °С, 1 года - 17–20 °С.

Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. ТП ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением температуры внешней среды (факультативный термогенез). Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую ТП организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в печени, почках, мозге, работающих мышцах (при тоническом напряжении и сокращении - сократительный термогенез).

Необходимое для поддержания температуры тела количество тепла продуцируется у доношенного ребенка сразу после рождения. ТП у новорожденного составляет около 1,5 ккал на 1 кг массы тела за 1 ч. Повышение теплопродукции после рождения обеспечивается активацией окисления в митохондриях жировых клеток свободных жирных кислот, уровень которых возрастает при повышении тонуса симпатической нервной системы, стимуляции катехоламинами адренорецепторов и активации протеинкиназы А, повышающей активность фермента липазы бурой жировой ткани. Более мощное и длительное повышение теплопродукции достигается действием гормонов щитовидной железы на митохондриальные процессы окисления в жировых клетках. При этом усиление ТП достигается ускорением базисных метаболических процессов (основного обмена) и активацией механизмов факультативного термогенеза, обеспечивающих усиление теплообразования в условиях понижения температуры среды. От уровня тиреоидных гормонов зависят как интенсивность базисного метаболизма в организме, так и термогенная функция бурой жировой ткани. Окисление жирных кислот бурой жировой ткани, масса которой у доношенного новорожденного составляет около 2 % от массы тела (25–35 г), осуществляется без значимого синтеза макроэргов и с максимально возможным образованием первичной теплоты. Белая жировая ткань новорожденного также способна к прямому теплообразованию, но в гораздо меньшей степени. С помощью механизма несократительного термогенеза уровень теплопродукции может быть увеличен в несколько раз по сравнению с уровнем основного обмена. Вместе с тем даже у доношенных детей запасы теплообразующей жировой ткани, в том числе и бурой, быстро уменьшаются, достигая минимума к 3–4-й неделе после рождения. Чем выше сывороточный уровень Т4 и Т3, тем выше уровень экспрессии генов в ядрах адипоцитов бурой жировой ткани, ответственных за синтез белка термогенина, разобщающего процессы дыхания и фосфорилирования, снижающего синтез АТФ в митохондриях и увеличивающего теплообразование. Т3 влияет на термогенез в бурой жировой ткани посредством модуляции активности фермента дейодиназы Д2,от которого зависит скорость образования из Т4 других активных форм тиреоидных гормонов и их метаболического расщепления в тканях. Максимальная стимуляция экспрессии генов термогенина достигается одновременным действием тиреоидных гормонов и катехоламинов. К моменту рождения это действие достигает своей наибольшей выраженности и обеспечивает условия для максимальной термогенной активности бурой жировой ткани в раннем постнатальном периоде.

При значительной степени недоношенности, когда у новорожденных имеется различной степени выраженности гипотиреоз, а масса бурой жировой ткани составляет менее 1 % от массы тела, теплопродукция снижена. Это может способствовать развитию гипотермии, если не созданы условия для ограничения теплопотерь.

Сократительный термогенез также является важным механизмом повышения ТП у новорожденного, у которого уже с первых часов жизни наблюдается повышение мышечного тонуса и двигательной активности, резко возрастающих при холодовом воздействии на кожу. Роль сократительного термогенеза в повышении теплопродукции возрастает по мере увеличения возраста ребенка и уменьшения массы бурой жировой ткани. Этому способствуют увеличение у детей мышечной массы, развитие механизмов терморегуляционного тонуса мышц и холодовой дрожи. Вклад в ТП сократительного термогенеза может изменяться при ряде неврологических и мышечных заболеваний, а также при развитии гипоксии, вызванной заболеваниями органов кровообращения и дыхания.

Теплопродукция в расчете на 1 кг массы тела возрастает за первый год жизни до 2,4 ккал за 1 ч. У детей старше 2 лет теплопродукция на единицу массы тела в покое постепенно снижается, но одновременно уменьшается относительная площадь поверхности тела, и к 15–17 годам показатели теплообмена и развитие механизмов терморегуляции приближаются к показателям, характерным для взрослых, когда ТП и ТО становятся сбалансированными и составляют около 1 ккал за 1 ч.

Как говорилось ранее, огромную роль в теплообмене играет теплоотдача. Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. ТО первыми тремя способами может осуществляться только при условии, если температура поверхности тела выше, чем температура среды существования. ТО за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. ТО путем испарения прекращается при 100% насыщении внешней воздушной среды парами воды или в воде.

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, тем самым - на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину ТО. Такими реакциями являются сосудистые реакции - сужение или расширение поверхностных сосудов кожи. Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления ТО за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела. В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения ТП путем сократительного и несократиельного термогенеза.

Излучение является способом отдачи тепла поверхностью тела в окружающую среду в виде электромагнитных волн инфракрасного диапазона. Количество тепла, рассеиваемого излучением в окружающую среду, пропорционально площади поверхности кожи тех частей тела, которые соприкасаются с воздухом. При температуре воздуха 30–34 °С и относительной влажности воздуха 40–60 % поверхность тела обнаженного ребенка 1-го месяца жизни рассеивает путем излучения около 40 % всего от-даваемого тепла. ТО излучением увеличивается при понижении температуры окружающей среды и/или повышении температуры кожи и уменьшается при повышении температуры внешней среды и/или снижении температуры кожи.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой, у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную ТО. Это в два раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Созревание у ребенка механизмов регуляции ТО отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7–8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес. - 1 году) созревают механизмы регуляции ТО через реакции поверхностных сосудов, о характере которых можно судить при комнатной температуре по изменению разности температуры на груди и конечностях у обнаженного ребенка.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки. Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и т.п.), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность ТО при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела. Сухой воздух, жировая ткань являются теплоизоляторами, а влажная одежда, влажный, насыщенный водяными парами воздух и вода, напротив, характеризуются высокой теплопроводностью.

Высокие скорости рассеяния тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30–34 °С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности ТО у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей. У детей через тонкий слой эпидермиса кожи пропотевает и постоянно испаряется с поверхности кожи (неощущаемая перспирация) существенное количество влаги. Общее количество тепла, рассеиваемого обнаженным телом ребенка за счет испарения воды, составляет в обычных условиях около 24 %. Когда внешняя температура превышает среднее значение температуры кожи, организм не может отдавать во внешнюю среду тепло излучением, конвекцией и теплопроведением. В этих условиях организм начинает поглощать тепло извне, и единственным способом предотвращения его перегревания становится увеличение рассеяния тепла посредством потоотделения и испарения влаги с поверхности тела. Потоотделение начинается у новорожденных при повышении ректальной температуры до 37,2 °С (порог потоотделения) и достигает наибольшей интенсивности через 35–40 мин. У новорожденных плотность потовых желез выше, чем у взрослых, но их функциональные возможности ниже. Потовые же-лезы ребенка могут продуцировать до 57 мл пота на 1 кг массы тела за сутки, а взрослого - до 500 мл. С возрастом понижается температурный порог потоотделения и увеличивается функциональная активность потовых желез.

Испарение влаги возможно до тех пор, пока влажность воздуха окружающей среды остается меньше 100 %. При интенсивном потоотделении, высокой влажности и малой скорости движения воздуха, когда капельки пота, не успевая испариться, сливаются и стекают с поверхности тела, теплоотдача путем испарения становится менее эффективной и может наступить перегревание организма.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови. Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Уровень регулируемой температуры тела устаналивается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции. Наиболее вероятно, что к определению величины регулируемой температуры прямое отношение имеет преоптическая область, нейроны которой чувствительны к небольшому изменению локальной температуры, контролируют и регулируют все виды терморегуляторных реакций, возникающих при отклонении температуры от заданной. Если локальная температура преоптической области отклонится выше установленного для регуляции уровня, например, при повышении двигательной активности ребенка, то в организме будут инициированы терморегуляторные реакции, увеличивающие теплоотдачу, способствующие понижению температуры тела и возврату локальной температуры преоптической области к установленному для регуляции значению (около 37 °С). Если локальная температура преоптической области понизится ниже установленного значения, например, при охлаждении во время купания, то будут инициированы терморегуляторные реакции, уменьшающие теплопотери, а в необходимых случаях увеличивающие теплопродукцию и способствующие повышению температуры тела и возврату температуры преоптической области до заданного уровня. В преоптической области гипоталамуса содержатся (около 30 % от общего числа) теплочувствительные нейроны, которые получают афферентные сигналы через синаптические входы от тепловых рецепторов кожи и других тканей, и теплонечувствительные нейроны (около 60 %), получающие афферентные сигналы от холодовых рецепторов.

Как у доношенных, так и у недоношенных детей кожные рецепторы развиты хорошо. Наиболее чувствительной зоной терморецепции является кожа лица. Поскольку нейроны преоптической области чувствительны и к изменению локальной температуры, и к поступающим от терморецепторов сигналам о характере изменения температуры на периферии, то они интегрируют оба эти вида информации и, в зависимости от полученного значения интегральной температуры тела, посылают тот или иной сигнал эффекторным нейронам, запускающим терморегуляторные реакции.

Так, теплочувствительные нейроны в условиях термоиндифферентной температуры внешней среды и незначительного (> 0,011°С) повышения локальной температуры преоптической области выше 37°С активируют через возбуждающие синапсы эффекторные нейроны, располагающиеся в заднем гипоталамусе и запускающие терморегуляторные реакции теплоотдачи. В то же время теплочувствительные нейроны могут через тормозные синапсы ингибировать активность эффекторных нейронов, контролирующих уровень теплопродукции в организме. При действии холода афферентный приток от холодовых рецепторов поступает к термонечувствительным нейронам, которые после их активации могут оказывать возбуждающее воздействие на эффекторные нейроны, запускающие реакции усиления теплопродукции, и одновременно могут ингибировать активность эффекторных нейронов, контролирующих уровень теплоотдачи, уменьшая при этом теплорассеяние.

О созревании центральных гипоталамических механизмов терморегуляции у детей можно судить по установлению правильного суточного ритма температуры тела, что происходит к 1,5–2-месячному возрасту. Гипоксия, внутричерепная травма, инфекции, поражающие центральную нервную систему (ЦНС), как и ее аномалии, могут быть причиной нарушений функции центрального аппарата терморегуляции.

Большая группа веществ эндогенного происхождения (интерлейкины (ИЛ) - ИЛ-lp, ИЛ-la, ИЛ-6; фактор некроза опухолей, интерферон) или бактериального происхождения (липополисахариды) способны повышать set point и вызывать повышение температуры тела. Эти вещества названы эндо- и экзопирогенами соответственно. Эндопирогены продуцируются лейкоцитами крови, тканевыми макрофагами, купферовскими клетками печени в ответ на появление в организме эндотоксинов, бактериальных пирогенов и других стимулирующих факторов. Эндопирогены сами по себе, а также стимулируя образование активных метаболитов арахидоновой кислоты - простагландинов групп Е и F, вместе с последними проникают через гемато-энцефалический барьер и оказывают ингибирующее влияние на возбудимость теплочувствительных нейронов преоптической области и переднего гипоталамуса. При этом понижается частота импульсной активности теплочувствительных нейронов и равенство тормозных и возбуждающих потоков на эфферентных нейронах достигается при более высокой температуре - величина set point возрастает.

Формирование нового, более высокого уровня регулируемой температуры тела инициирует цепочку процессов, лежащих в основе развития одного из главных проявлений лихорадки - повышения температуры тела. Это повышение температуры стимулируется центром терморегуляции до тех пор, пока уровни текущей и заданной для регуляции температуры не выравняются. После формирования более высокого значения set point нормальная температура тела начинает восприниматься как более низкая по сравнению с заданной и, как следствие, включаются механизмы ускоренной теплопродукции (повышение терморегуляционного тонуса мышц, мышечная дрожь) и механизмы, позволяющие снизить интенсивность теплоотдачи (сужение сосудов кожи, принятие позы, уменьшающей площадь поверхности тела). В это время человек ощущает озноб, хотя температура тела не уменьшается, а повышается и вскоре достигает значения новой set point. С этого момента центр терморегуляции вновь уравновешивает величины ТП и ТО, дрожь исчезает, расширяются поверхностные сосуды, повышается температура кожи, ощущается прилив тепла и исчезает озноб. Продолжают нормально функционировать механизмы терморегуляции, но температура тела регулируется на более высоком уровне.

При успешном медикаментозном купировании лихорадочного состояния, которое достигается при снижении величины set point, текущая более высокая температура может быть снижена с помощью интенсификации теплоотдачи. Обычно это достигается включением механизмов стимуляции потоотделения, которое продолжается в процессе снижения температуры тела до момента, пока она не станет равной новой величине set point.

Гипертермии различного генеза, в отличие от лихорадочного состояния, не являются следствием повышения уровня set point. Гипертермия развивается тогда, когда интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать продуцируемое тепло в окружающую среду, в частности, в условиях действия на организм высокой внешней температуры и высокой влажности. Повышение температуры тела при гипертермиях нелихорадочного генеза осуществляется вопреки усилиям цен-тральных и периферических механизмов терморегуляции удержать нормальную температуру тела.

Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции. Тепло, которое образуется организмом плода, передается через плаценту крови матери, и температура крови, оттекающей от плода к плаценте, на 0,3–0,5°С выше, чем крови, текущей к плоду. Величина ТП плода перед родами составляет около 10–15 % от величины ТП матери.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7–38,2°С, что на 0,1–0,6 °С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, в асфиксии или травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток. Снижение температуры до 35°С и более, ее позднее возвращение к нормальному уровню и значительные последующие колебания температуры тела обычно указывают на недостаточность механизмов терморегуляции.

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5–2°С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12–24 ч достигает 36– 37°С. Аксиллярная температура при рождении составляет около 37,2 °С, через 2–3 ч падает до 35,7°С, к 4–5-му часу постепенно повышается до 36,5°С, а к 5-му дню жизни - до 37°С. Обычно в первые дни жизни у здорового новорожденного отмечается неустойчивость температуры, ее быстрые изменения при пеленании, после кормления. В течение последующих дней температура тела у новорожденных остается неустойчивой, постепенно (к 1,5–3 мес.) устанавливается температурная кривая, свойственная здоровым детям грудного возраста. В течение длительного времени температура тела у детей обычно на 0,3–0,4°С выше, чем у взрослых, и лишь постепенно устанавливается на уровне взрослых. Снижение температуры в первые часы после рождения называется транзиторной гипо-термией новорожденных. Она обусловлена действием более низкой, чем в утробе матери, температуры внешней среды и незрелостью механизмов терморегуляции. У детей, родившихся физиологически незрелыми и/или недоношенными, а также у больных наблюдается более выраженная гипотермия, сохраняющаяся в течение нескольких суток.

Ректальная температура у детей обычно на 0,3–0,5 °С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок наблюдается временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1°С и более. При этом у детей имеет место скорее локальное, а не общее повышение температуры тела. Более высокая ректальная температура объясняется обильным кровотоком в этой области, близостью расположения продуцирующих тепло больших мышечных масс, продукцией тепла бактериальной микрофлорой.

Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума. Циркадный ритм отсутствует у новорожденных и детей раннего возраста и устанавливается после второго года жизни. У детей он более выражен, чем у взрослых. Наиболее низкая температура тела отмечается около 3 ч ночи, а самая высокая - с 17 до 18 ч. Разница между высшей и низшей точками температурного цикла у детей больше, чем у взрослых. Эта разница у детей может достигать 1 °С. Суточные колебания температуры более значительны у девочек, чем у мальчиков. Размах колебаний температуры в течение суток при стабильной температуре окружающей среды в первые дни жизни составляет около 0,3°С, к 2–3 мес. увеличивается до 0,6°С и к 3–5 годам - до 1°С. Величина колебаний температуры тела зависит не только от возраста, но и от температуры окружающей среды, двигательной активности, эмоционального состояния ребенка, качества и количества принимаемой пищи, функционального состояния эндокринной системы, а также других факторов, влияющих на основной обмен, двигательную активность, сосудистый тонус. Клиническое значение циркадного ритма многогранно. Знание нормальных суточных изменений температуры помогает врачу избежать неправильной трактовки причин умеренного физиологического повышения вечерней температуры и восприятия ее как проявления гипертермии или лихорадки. Это же касается имеющих место рассуждений о субнормальной температуре в ранние утренние часы.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5–2 мес. жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позже, чем у доношенных. Сохранение нормального циркадного ритма температуры у детей с заболеваниями головного мозга может свидетельствовать о том, что центральные механизмы терморегуляции у них не повреждены.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения - термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов ТП. Если для здоровых обнаженных новорожденных, родившихся в срок, границы термонейтральной зоны составляют 32–35°С, то для глубоко недоношенного ребенка - 35–36°С. Для запеленатых новорожденных температурные границы этой зоны смещаются к 23–26°С и 30–33°С соответственно. К месячному возрасту температурные показатели термонейтральной зоны смещаются вниз на 1,5–2°С, а ширина их диапазона увеличивается на 0,3–0,5°С.

У небольшой части новорожденных (0,3–0,5 %) на 3–5-й день жизни наблюдается подъем температуры тела до 38–39 °С, сохраняющийся от нескольких часов до одного дня. Это состояние, названное транзиторной гипертермией, вероятно обусловлено некоторым обезвоживанием организма новорожденного и реакцией на заселение кишечника микроорганизмами.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела менее 36–36,1°С. Уменьшение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена и наблюдается, как правило, при гипотрофии, тяжелой сердечной и сосудистой недостаточности, недостаточности функции пече-ни, почек, понижении функции щитовидной железы, надпочечников, при гипогликемии и других тяжелых заболеваниях.

Изменение температуры тела у детей может быть вызвано различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпен-сированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) или снижению (экзогенная гипотермия) температуры тела, что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода. Максимальное повышение теплопродукции у новорожденных не превышает удвоенной величины основного обмена (у взрослого человека теплопродукция при охлаждении может увеличиваться на короткое время в 3–4 раза).

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргининвазопрессина, снижающего температуру тела. Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Реакции терморегуляции у недоношенных детей еще более несовершенны, поэтому этих детей помещают в кювезы, в которых в зависимости от срока недоношенности и массы тела ребенка автоматически поддерживается определенная температура. У недоношенного ребенка с массой 1300 г на 1 кг массы тела приходится около 0,09 м 2 его поверхности, что в 3,75 раза больше, чем у взрослых, и в 1,4 раза больше, чем у доношенных новорожденных. Более низкая (примерно в 2 раза) теплопродукция у недоношенных детей, истонченная кожа, слабо развитая подкожная жировая клетчатка, не обеспечивающие нормальную термоизоляцию организма, являются причиной того, что термонейтральная зона этих детей находится на уровне 35–36 °С. Даже небольшое превышение во внешней среде этой температуры ведет к перегреванию ребенка, а понижение - к переохлаждению. У недоношенных детей, родившихся до 7-го месяца внутриутробного развития, потоотделения нет, а у новорожденных с меньшей степенью недоношенности (масса тела 1,8–2,2 кг) потоотделение наблюдается сразу же после рождения, но его функциональные возможности невелики.

Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20–22 °С; разницу между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях.

Новорожденный ребенок по уровню развития терморегуляции считается гомойотермным, однако диапазон колебаний внешних температур, в пределах которого поддерживается относительное постоянство температуры тела, является более узким, чем у детей старшего возраста. У недоношенных новорожденных он еще более сужен.

Термометрия является обязательным компонентом исследования больного. Температуру тела чаще всего измеряют в подмышечной впадине с соблюдением принятых правил (кожа должна быть сухой, рука прижата, экспозиция 5–10 мин), реже - в прямой кишке или ротовой полости. Последний метод редко применяется в наших лечебно-профилактических учреждениях, хотя он весьма широко распространен за рубежом. С учетом суточного ритма температуру измеряют в утренние (7–8 ч - фаза минимума) и предвечерние часы (18–19 ч - фаза максимума). Суточные колебания температуры у здоровых людей обычно не превышают 0,6°С (36,2–36,8°С). При необходимости, в частности, в диагностике септических состояний, назначается дробная термометрия с измерением температуры каждые 3 ч (ночью больных будить не следует) в целях выявления дополнительных температурных пиков. В диагностике невротических состояний оцениваются также наличие и степень выраженности температурных асимметрий по данным одновременных замеров в левой и правой подмышечных впадинах.

В норме при отклонении средней температуры тела на небольшую величину от установочной имеющиеся различия легко компенсируются за счет изменения интенсивности отдачи тепла без существенного изменения теплопродукции, что достигается посредством симпатических влияний на просвет сосудов поверхности тела и, как результат, большего или меньшего переноса кровью тепла из «ядра» тела к «оболочке» и его рассеяния физическими механизмами. Если, несмотря на увеличение теплоотдачи, уровень интегральной температуры тела превышает величину установочной температуры, происходит резкое усиление потоотделения. Испарение влаги с поверхности тела и поведенческие реакции приобретают в усилении теплоотдачи ведущее значение.

Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия. Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, при 100% влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозмоным. В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар.

Установлено, что у взрослых механизм подъема температуры при лихорадке предусматривает в основном ограничение теплоотдачи. У грудных детей наиболее значительную роль играет усиление недрожательного термогенеза в буром жире (расположен в комочках Биша, межлопаточной области, в средостении, вдоль аорты и крупных сосудов, вдоль позвоночника и симпатического ствола, в брюшной полости, за грудиной, вокруг почек и надпочечников; быстро истощается к окончанию неонатального периода) и других органах под катехоламиновым воздействием. Подогрев области спинального осциллятора теплой кровью, оттекающей от соседней бурой жировой клетчатки, предупреждает дрожь. Лихорадка для ребенка - более энергоемкий процесс, чем для взрослого, поэтому маленькие дети при лихорадке быстро худеют. Интенсивный липолиз повышает риск кетоацидоза и усугубляет клинические проявления лихорадки.

В развитии лихорадочных состояний выделяют следующие периоды:

Statum incrementi (первая стадия лихорадки) - при типичном течении и средней тяжести длится не более 3– 4 ч от запуска метаболических процессов;

Statum fastigii (стадия стояния температуры, акматическая фаза) - означает, что новая установочная точка достигнута. На высоте этой стадии терморегуляция осуществляется по механизмам, аналогичным норме. Теплопродукция и теплоотдача уравновешены, больному ни жарко, ни холодно; кожные сосуды расширены, температура кожи увеличилась, озноб и дрожь исчезли; дыхание учащено; диурез снижен. По высоте температуры во время этой фазы различают лихорадку субфебрильную (до 38 °С), слабую (до 38,5 °С), умеренную (до 39 °С), высокую (до 41 °С), гиперпиретическую (выше 41 °С). Длительность акматической фазы может варьировать от нескольких часов до нескольких недель; - Statum decrementi (стадия угасания, падения температуры) - наступает при исчерпании экзогенных пирогенов, прекращении продукции эндогенных и под действием естественных или ятрогенных антипиретиков. В эту стадию резко усиливается теплоотдача, так как установочная точка смещается вниз, а кожная температура и температура крови воспринимаются гипоталамусом как повышенные. Стимулируются интенсивное потоотделение, перспирация и диурез. Снижение температуры может быть постепенным, литическим (в течение нескольких суток) и быстрым, критическим (за 1–2 ч), при этом резкое расширение кожных кровеносных сосудов может осложниться коллапсом. Однако в настоящее время классический цикл из 3 фаз характерен для нелеченной лихорадки и наблюдается редко.

Вопросы о пользе и вреде лихорадки и соответственно объеме необходимой антипиретической терапии решаются в каждом конкретном случае индивидуально с учетом конституциональных особенностей ребенка, преморбидного фона и характера основного заболевания. Важно учитывать, что снижение температуры не является простым следствием исчерпания ресурса пирогенов, а имеет характер активной реакции, управляемой естественными антипиретиками. К ним могут быть отнесены некоторые гормоны, например аргининвазопрессин, адренокортикотропин, a –меланоцитстимулирующий гормон, кортиколиберин и глюкокортикоиды. Многие аспекты ответа острой фазы ингибируются соматостатином и эндогенными агонистами опиоидных и барбитуровых рецепторов (эндорфины, энкефалины).

При лихорадочных состояниях идеальным следует считать подбор средств, которые, максимально уменьшая неблагоприятные симптомы лихорадки или гипертермии, не нарушают течение физиологических процессов. Кроме того, необходимо напомнить, что основным критерием выбора жаропонижающих средств у детей являются безопасность и эффективность. Исходя из этого положения, в настоящее время только ибупрофен и парацетамол полностью отвечают критериям безопасности и эффективности и официально рекомендуются Всемирной организацией здравоохранения для использования в педиатрической практике в качестве жаропонижающих средств. Они разрешены в Украине для безрецептурного отпуска и могут назначаться детям с первых месяцев жизни как в стационаре, так и в домашних условиях.

Препарат парацетамол обладает жаропонижающим, анальгезирующим и очень слабым противовоспалительным эффектом, так как реализует свой механизм действия (ингибирует синтез простагландинов, блокируя циклооксигеназу) преимущественно в центральной нервной системе и не обладает периферическим действием. Ибупрофен (форма для детей раннего возраста - Нурофен для детей) имеет более выраженные жаропонижающий, анальгетический и противовоспалительный эффекты, что определяется его периферическим и центральным механизмом.

Нурофен для детей обладает выраженным жаропонижающим, анальгезирующим и противовоспалительным действием. По материалам работ E. Autret и соавт. , жаропонижающий эффект ибупрофена в дозе 7,5 мг/кг выше, чем у парацетамола в дозе 10 мг/кг. Это проявлялось большим снижением температуры через 4 ч и у большего числа детей. Такие же данные были получены в двойном слепом исследовании в параллельных группах при повторном приеме Нурофена для детей 7 и 10 мг/кг и парацетамола 10 мг/кг у детей от 5 мес. до 13 лет .

Практически у всех детей с лихорадкой разовый прием Нурофена для детей приводит к снижению температуры тела на 1–1,5 °С, исчезновению болевых ощущений. У больных детей из группы риска, когда препарат назначался при температуре тела менее 39,0 °С, жаропонижающий эффект от действия Нурофена для детей развивается через 30 мин после его приема. В течение 1,5 ч регистрировалось приблизительно равномерное снижение температуры тела, составляющее в целом 3,9 % от исходной повышенной температуры тела. Отмечено, что за 90 мин у всех детей данной группы после использования Нурофена для детей температура тела снижается до 37,0–37,2 °С.

При исходной температуре тела у детей выше 39,0 °С после приема Нурофена для детей наблюдается более интенсивное, однако не столь равномерное снижение лихорадки. Так, через 30 мин после приема препарата понижение температуры тела на 1–1,5 °С отмечается у 58,3 % детей, через 60 мин - у 86,1 %, через 90 мин - у 94,4 %.

Нурофен для детей блокирует активность фермента циклооксигеназы как в ЦНС, так и в очаге воспаления (периферический механизм), что и обусловливает не только антипиретический, но и противовоспалительный эффект. В результате уменьшается фагоцитарная продукция медиаторов острой фазы, в том числе и ИЛ-1 (эндогенного пирогена). Снижение концентрации ИЛ-1 также способствует нормализации температуры. Нурофен для детей проявляет двойное болеутоляющее действие - периферическое и центральное. Болеутоляющее действие проявляется уже в дозе 5 мг/кг и более выражено, чем у парацетамола. Это позволяет эффективно использовать Нурофен для детей при слабой и умеренной боли в горле, боли при тонзиллитах, острых средних отитах, зубной боли, боли при прорезывании зубов у младенцев, а также для купирования поствакцинальных реакций .

В 1 мл суспензии Нурофен для детей содержится 20 мг ибупрофена. Нурофен для детей применяют c 3 месяцев жизни, 5 мл препарата содержат 100 мг ибупрофена. Разовая доза составляет 5–10 мг/кг массы тела ребенка 3–4 раза в сутки. Максимальная суточная доза не должна превышать 30 мг на кг массы тела ребенка в сутки.

Положительной стороной использования Нурофена для детей является довольно стойкий жаропонижающий эффект. В большинстве наблюдений после купирования гипертермии субфебрилитет, или температура тела в пределах 37–37,8 °С держится на протяжении 2–3 ч. Повторный подъем температуры тела являлся основанием для дальнейшего использования препарата. Нурофен для детей в виде суспензии хорошо переносится, безопасен и обладает приятным вкусом. Следует отметить, что при его кратковременном применении риск развития нежелательных эффектов довольно низок .

Таким образом, суспензия Нурофен для детей весьма эффективна для купирования лихорадки у детей первого года жизни. Препарат обладает хорошим жаропонижающим действием, переносим и безопасен. Стойкий и длительный эффект препарата Нурофен для детей позволяет признать его высокоэффективным средством лечения простудных заболеваний, сопровождающихся гипертермическим синдромом. В последние годы Нурофен для детей рекомендован детям в качестве одного из основных жаропонижающих средств .

Литература

1. Костенко А.Ю., Генералова Г.А., Алимова Е.Ю., Ключников С.О. Лихорадка и гипер-термия у детей / Под редакцией В.Ф. Демина, С.О. Ключникова, Г.А. Самсы-гиной. - РГМУ, 2002. - Т. 2. - С. 367-382.

2. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Заплатников А.Л. Острая лихорадка у детей // РМЖ. - 2005. – Т. 13, № 17. - С. 1165-1170.

3. Таточенко В.К. Ребенок с лихорадкой // Ле-чащий врач. - 2005. - № 1. - С. 16-20.

4. Юлиш Е.И. Патогенетические аспекты лихо-радки у детей, показания и методы ее купи-рования // Здоровье ребенка. - 2009. - № 4. - С. 26-30.

5. Autret E. et al. Evaluation of ibuprofen versus aspirin and paracetamol on efficacy and comfort in children with fever // Eur. J. Clin. - 1997. - 51. - 367-371.

6. Sidler J. et al. A double-blind comparison of ibuprofen and paracetamol in juvenile pyrexia //

Br. J. Clin. Pract. - 1990. - 44(Suppl. 70). - 22-25.

7. Лебедева Р.Н., Никода В.В. Фармакотерапия острой боли. - М.: АИР-АРТ, 1998. - С. 184.

8. Bertin L., Pons G. et al. Randomized, double-blind, multicenler, controlled trial of ibuprofen versus acetaminophen (paracetamol) and placebo for treatment of symptoms of tonsillitis and pharyngitis in children // J. Pediatr. - 1991. - 119(5). - 811-4.

9. Таточенко В.К. О безопасном применении жаропонижающих средств у детей // Детский доктор. - 1999. - № 2. - С. 36-37.

10. Ветров В.П., Длин В.В., Османов И.М. и др. Рациональное применение антипиретиков у детей. - М.: Московский НИИ педиатрии и детской хирургии, 2000. - 22 с.

11. Запруднов А.М., Григорьев К.И., Мазанкова Л.Н., Харитонова Л.А. Эффективность и безопасность применения препарата Нуро-фен для детей // Детский доктор. - 2001. - № 2. - С. 23-25.

Новорожденный ребенок такой крохотный, такой хрупкий, нежный и трогательный, что хочется все время его защищать, что-то делать для него. Этот инстинкт призван защитить младенца, но в наше цивилизованное время зачастую он сильно вредит здоровью ребенка. Типичная картина в роддоме: температура 24 градусов и кулечек из малыша, подгузника, костюмчика или бодика, и двух пеленок. В более щадящих случаях ограничиваются костюмчиком, шапочкой и одеяльцем. В результате, многие малыши приезжают домой с кожей красной и покрытой потницей. Признаюсь, мой первый ребенок приехал именно в таком виде.

Содержание

Почему необходимо закалять детей с первых дней жизни?

Ваш самый чудесный малыш на свете жил в вашем животике в тепле и уюте. Его тело не утруждало себя решение вопросов увлажнения, очищения, нагревания и охлаждения. Но теперь он родился и на его тело обрушилось множество самых разных ощущений и проблем. И ваша главная задача – научить все системы тела вашего маленького чуда быстро и адекватно, реагировать, чтобы суметь себя защитить.

Все мои трое детей за первый год жизни болели только по одному разу, и то потому что я их заражала. Но, что удивительно, в то время, как я с ларингитом мучилась две недели, они болели не больше недели. После года их болезни сводились к небольшому насморку, может кашлю, примерно два раза в год. Я никогда не парюсь по поводу их одежды – пусть хоть голые ходят по улице, если им не холодно, никогда не запрещала лазить по весне в лужах, дома они ходят только босиком, без носков, без тапок, кто-то в штанах и кофте, кто-то в одних трусах. При этом дома у нас не более 18 градусов.

Меня растили по стандартным правилам – теплая одежда, теплая шапочка, теплое укрывание, страх перед сквозняками. При этих казалось бы оптимальных условиях, я умудрилась-таки попасть в больницу с воспалением легких в возрасте трех лет. Все детство, сколько себя помню, болела. В подростковый возраст пришла с хроническим тонзиллитом. И сейчас я болею на порядок дольше и сложнее, чем они, и намного быстрее их замерзаю. Своим детям я такого не хотела, поэтому учила их тело правильно реагировать на холод уже в роддоме.

Читайте также:

Как же работает терморегуляция у младенцев?

Новорожденный ребенок рождается с эффективной системой терморегуляции, просто она отличается от системы взрослого человека. Это сделано природой специально для того, чтобы у младенца была возможность сформировать новую систему терморегуляции и иммунитета с нуля, идеально подходящую под те условия, в которых ему предстоит жить. Если вы постоянно кутаете ребенка, и он находится на грани перегрева, то эта новая система формируется так, словно он живет в каком-нибудь экваториальном климате. Тело будет плохо справляться с охлаждением, что будет постоянно сказываться на иммунитете. Отсюда и частые простуды.

Итак, у новорожденного за нагрев тела отвечает бурая подкожная жировая ткань, которая расположена между лопатками, на груди, на шее, возле отдельных органов. Она формируется с 26 недели беременности специально для того момента, когда произойдет чудо рождения. Если малышу холодно, то в этой жировой ткани начинают активно происходить процессы окисления жиров с выделением энергии – тело нагревается. Несложный, но эффективный механизм теплопродукции.

Если же бурая жировая ткань не справляется, то в работу подключается свойство мышечной ткани создавать тепло при работе. Малыш просыпается, начинает плакать и активно двигаться. Если же и это не помогает, то после истощения всех запасов питательных веществ в теле, новорожденный умолкает, перестает двигаться, тело начинает быстро охлаждаться и может наступить смерть.

А вот возможностей бороться с перегревом не так много. Потовые железы работают еще плохо, а и слой одежды мешает испарятся поту. А прекратить выработку тепла полностью невозможно, ведь оно вырабатывается все время в результате множества происходящих в теле окислительных реакций. Эти реакции необходимы для получения питания клетками, для создания новых клеток, для перехода одних веществ в другие. Тепло выделяется и от постоянного движения внутри его тела – движется кровь, движутся внутренние органы, движутся клетки.

Перегретый малыш становится неактивным, горячим, мокрым, у него нет сил даже для того, чтобы расплакаться. Ведь теперь его организм экономит на движениях. Если ему не помочь, то тело начинает разрушаться и закончиться все может смертью. В более легких формах перегрев мы наблюдаем в виде потницы или вдруг появившейся болезни.

По мере взросления система терморегуляции у младенца изменяется, становится такой, как у взрослых. Гипоталамус созревает и берет на себя ответственность за обеспечение постоянной температуры тела. В его распоряжении теперь находится широкий спектр инструментов: создание подкожно-жировой прослойки, гормоны, питательные вещества из пищеварительной системы, потовые железы, мышцы и пр. Так вот, задача родителей научить гипоталамус в совершенстве владеть этими инструментами. Для этого надо с первых дней закаливать ребенка.

Как закалять?

Вообще, методик закаливания много. Вы выбираете тот способ, который больше всего подходит вам в силу вашего образа жизни и бытовых условий. Но есть несколько общих правил, которые надо соблюдать независимо от методики:

  • Если новорожденный мерзнет, у него синеет носогубный треугольник, он кричит, сучит ручками и ножками, может начаться дрожь, бедрышки на ощупь прохладные. А вот носик, ручки и ножки в норме должны быть прохладные, т.к. они все время влажные.
  • Если младенцу жарко, то его спинка, шея, подмышки становятся мокрыми, лицо и тело краснеет, он становится вялым, сонным. При сильном перегреве младенец может уйти в спячку на несколько часов, что позволяет ему сократить все реакции в теле.
  • Любая закаливающая процедура не должна вызывать у ребенка приступ плача. Если вы снизили температуру в ванночке и малыш стал плакать, то скорее доставайте и успокаивайте, а в следующий раз снизьте чуть меньше.

Я же делала примерно так:

В самом роддоме нас всех заставляли мерить температуру малышам и первые дни после приезда первого малыша из роддома я регулярно мерила ему температуру, чтобы знать, как она меняется в зависимости от того, как я его одевала. Самочувствие второго и третьего ребенка я определяла рукой и зрением.

Чепчик на головку не нужно надевать, если в помещении температура выше 20 градусов. На меня в роддоме косо смотрели, потому что мои дети (кроме первого) лежали в легком костюмчике и без чепчика (температура у нас в палате была 24 градуса), а после смены подгузника некоторое время вообще голые лежали на пеленке – проветривались.

При смене подгузника не спешите одевать кроху – пусть кожа немного подышит. Сосуды тела научаться сужаться, чтобы экономить тепло. У нас дома была температура около 22 градусов, но в деревне она была и 18 – 19 градусов – голенькими они у меня все-равно лежали.

Если на улице 30 градусов и выше, то на прогулке не нужны ни одеяло, ни закрытый костюмчик. Лучше всего, чтобы малыш катался в своей колясочке в одном памперсе. Памперс тоже можно расстегнуть, чтобы не потела промежность.

Мыть малыша в воде с температурой выше 36 градусов не нужно. Лучше температуру постепенно снижать, доведя до 28 градусов. Я даже новорожденных не мыла в 37 градусах. Воду я не кипятила никогда. Только марганцовку добавляла в первые две недели.

В конце купания в ванну со стороны ножек наливайте холодную воду, чтобы температура в ванночке снизилась – такая контрастная процедура более щадящая, чем обливание прохладной водой. Я опускала малышей в ванну в пеленке – так они меньше пугались и редко, когда вздрагивали от прохладной воды. После опускания пеленка просто опускалась на дно.

Про закаливание неплохо расписывает Комаровский в своих книгах, но есть и другие менее модные методы. Хотя я не следовала его книгам, как четким инструкциям.

Вообще, в закаливании я всегда придерживалась мнения (и сейчас придерживаюсь): если чувствует себя нормально, не жалуется, то ему не холодно. Второй ребенок у меня родился в конце мая, а в середине июня начался купальный сезон – его тельце мы тоже кружили по водичке в речке (косых взглядов было много). Кстати, во время беременности я не отказывала себе в удовольствии искупнуться в речке, даже на последних месяцах (старший родился в середине сентября). Хотя никогда не видела купающихся в водоеме беременных. Так что допускаю, что я одна такая.

При любой температуре окружающего воздуха, в полярных областях и в тропиках температура человеческого тела одинакова. У здоровых людей она не превышает 37˚С. Это связано со сложными механизмами терморегуляции.

Поддержание постоянной температуры тела – это функция многих систем организма. В этом процессе участие принимает и кожа.

В процессе терморегуляции различают две стороны – теплопродукцию и отдачу теплоты. Увеличение или уменьшение теплопродукции связано с повышением или понижением уровня обмена веществ в тканях тела. Чем интенсивнее обмен веществ, тем больше теплоты образуется в теле. При повышении температуры окружающей среды теплопродукция уменьшается, а при понижении увеличивается. Однако избыток теплоты в организме образуется всегда. Она отдаётся в окружающую среду через кожу.

Особенности терморегуляции у детей

Температура тела ребёнка в первые месяцы жизни не вполне постоянна. Она может изменяться под влиянием различных факторов: охлаждения или перегревания тел, приёма пищи, крика и т. д. Этот процесс зависит от ряда причин. Прежде всего, поверхность кожи у ребёнка относительно массы значительно больше, чем у взрослых. Так, у новорожденных на 1 кг массы тела приходится 700 см 2 кожи, у десятилетних детей – 425 см 2 , а у взрослых – 220 см 2 . Понятно, что, чем моложе ребёнок, тем интенсивнее у него происходит теплоотдача. Увеличению теплоотдачи способствует и то обстоятельство, что у детей сеть кровеносных сосудов, пронизывающих кожу, значительно гуще, чем у взрослых. Наиболее ярко эти особенности проявляются в младенчестве. Сосудодвигательные реакции на тепло и холод у детей грудного возраста почти одинаковы. Поэтому терморегуляция у младенцев несовершенна. Вот почему их надо оберегать от охлаждения и перегрева. К 3-5 годам у детей развиваются специфические сосудодвигательные реакции на изменения температуры окружающей среды. С этого момента механизм терморегуляции у ребёнка примерно таков же, как и у взрослых. Однако и для детей младшего школьного возраста характерна повышенная теплоотдача. Поэтому важно следить за тем, чтобы в холодную погоду младшие школьники были достаточно тепло одеты и не переохлаждались. В связи с этим температура воздуха в классных комнатах не должна быть ниже +17˚С. Чрезмерно высокая температура в классных помещениях также неблагоприятно влияет на самочувствие и работоспособность детей. Поэтому верхний предел оптимальной температуры в учебных помещениях не должен превышать +20˚С.