Методические рекомендации. Требования к оснащению кабинета обж в школе Требования к кабинету обж по фгос

О совершенствовании учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны.

Министерство образования и науки предлагает для использования в работе рекомендуемые материально-технического оснащения учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (приложение). Нормативы утверждены совместным приказом Министра Обороны Федерации и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года № 96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (далее - Инструкция) с целью приведения в соответствие с инструкцией материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Инструкцией определены следующие функции руководителей образовательных учреждений

Организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы;

Обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения

Для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы

- организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан ;

Оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет ;

Участвуют в организации учебных сборов ;

Взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов .

Для качественного исполнения вышеуказанных функций в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствии (не менее трех), стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

В случае отсутствия элементов учебно-материальной базы или недостаточного материально-технического оснащения необходимо утвердить план их приведения в соответствие с рекомендуемыми нормативами.

Приложение

Наименование

Единица измерения

Количество

1. Нормативно-правовые документы

Конституция РФ

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

по количеству обучающихся в классе (группе)

Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ

по количеству обучающихся в классе (группе)

2.Учебная литература

Учебник по основам безопасности жизнедеятельности

по количеству обучающихся в классе (группе)

Наставления по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова

Учебное пособие по основам медицинских знаний

по количеству обучающихся

3. Учебно-наглядные пособия

Набор плакатов или электронные издания: Организационная структура Вооруженных Сил Ордена России Текст Военной присяги

Воинские звания и знаки различия Военная форма одежды

Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе

Военно-прикладные виды спорта

Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин

Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств

Несение караульной службы Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет Литература и наглядные пособия по военно- патриотическому воспитанию Нормативы по прикладной физической подготовке Нормативы по радиационной, химической и биологической защите

Массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова

Набор плакатов по устройству или электронные издания: 7,62-мм (или 5.45-мм) модернизированный автомат Калашникова

5,6-мм малокалиберная винтовка

Набор плакатов или электронные издания:

Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия

Приемы и правила метания ручных гранат

Мины Российской армии Фортификационные сооружения

Индивидуальные средства защиты Приборы радиационной разведки

Приборы химической разведки Организация и несение внутренней службы

Строевая подготовка Оказание первой медицинской помощи Гражданская оборона

Средства индивидуальной защиты:

Общевойсковой противогаз

Общевойсковой защитный

Комплект

Респиратор

радиационной разведки химической разведки

Бытовой дозиметр

Макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ

Макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ

Визирная линейка

Электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ) Комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ

4. Медицинское имущество

Индивидуальные средства медицинской защиты:

Аптечка А.И

Пакеты перевязочные ППИ

Пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11

Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской,доврачебной помощи сумка СМС

бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см

бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см

вата медицинская компрессная косынка медицинская (перевязочная) повязка медицинская большая стерильная

повязка медицинская малая стерильная

Медицинские предметы расходные:

булавка безопасная

шина проволочная (лестничная) для ног

шина проволочная (лестничная) для рук

шина фанерная длиной 1 м

предметы, аппараты и хирургические инструменты:

жгут кровоостанавливающий эластичный Аппараты, приборы и принадлежности для травматологии и механотерапии:

манекен-тренажер для реанимационных мероприятий

шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная)

санитарно-хозяйственное имущество инвентарное:

Носилки санитарные

Знак нарукавного Красного Креста

Лямка медицинская носилочная

Флаг красного креста


Более новые статьи:

  • Методические рекомендации по проведению единого Всекубанского классного часа 23 мая 2015 года «С Победой в сердце!»
  • Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного часа в образовательных организациях «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!» 30 ноября 2014 года.

Название: Учебно-методическое оснащение кабинета ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Цель: Создание руководства для учителя по использованию материально-технического и методического оснащения кабинета ОБЖ.

Введение

Глава1. Нормативно-правовые документы: краткое толкование, методические рекомендации по использованию каждого закона. Пояснения с какими разделами программы необходимо использовать.

      ФЗ "Об образовании"

      ФЗ "О безопасности"

      ФЗ "Об обороне"

      ФЗ "О гражданской обороне"

      ФЗ "О пожарной безопасности"

      ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

      ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"

Глава 2. Учебные пособия

2.1. Топографический атлас: краткое описание работы

2.2. Действия населения по предупреждению террористических акций: авторы, издательства.

2.3. Средства защиты органов дыхания и кожи: авторы, издательства .

2.4. Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях: авторы, издательства.

2.5. Обеспечение пожарной безопасности на объекте: авторы, издательства.

2.7. Уставы вооруженных сил: краткое описание работы с использованием их

Глава3. Технические средства обучения

      Компьютер (Оверхед-проектор)в деятельности учителя ОБЖ

      Веб-камера: ее фунциональные возможности на уроке

Глава4. Демонстрационное оборудование: методические рекомендации по использованию каждого прибора(как (краткое руководство для педагога) и с какими разделами программы необходимо использовать)

4.1.Макет автомата

4.2. Мультимедийный лазерный тир

4.3. Противогаз ГП-7

4.4. Защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1)

4.5. Респиратор Р-2

4.6. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

4.7. Компас

4.8. Дозиметр/ Демонстрационный измерительный прибор универсальный

4.9. Цифровой датчик температуры (-20- +110 оС)

4.10. Цифровой датчик влажности (10-100 %)

4.11. Цифровой датчик пульса

4.12. Цифровой датчик частоты дыхания

4.13. Цифровой датчик регистрации ЭКГ

4.14. Цифровой датчик для регистрации артериального давления

4.15. Измеритель переменного магнитного поля

4.16. Измеритель электропроводности, рН и температуры

4.17. Измеритель рН и температуры

4.18. Измеритель электропроводимости и температуры растворов

4.19. Тренажёр сердечно-лёгочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий - манекен

4.20. Mедицинский учебный тренажер внутривенных инъекций

4.21. Тренажёр для тренировки реанимационных действий

4.22. Тренажер для оказания доврачебной помощи пострадавшим

4.23. Тренажёр для оказания неотложной помощи в экстремальных условиях

4.24. Тренажер-манекен «Имитаторы ранений и поражений »

4.25. Аптечка индивидуальная АИ-2

4.26. Индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1

4.27. Индивидуальный противохимический пакет ИПП-11

4.28. Сумка санинструктора

4.29. Носилки санитарные

Глава5. Стенды, плакаты, видеофильмы, сайты : методические рекомендации по использованию (оптимальное количество и с какими разделами программы необходимо использовать)



Знания, полученные на уроках ОБЖ, предназначены для применения в реальной жизни. Успех преподавания прямо зависит от использования наглядности и практических методов. Учебный предмет непосредственно связан с воспитанием в области профилактики вредных привычек, противопожарной безопасности, дорожного травматизма. На этих факторах основаны требования к оснащению кабинета ОБЖ в школе.

· книжная продукция;

· настенная наглядность;

· электронные средства;

· видео и аудио материалы;

· технические приборы;

· лабораторные материалы.

В таблице представлены требования к количеству и видам оснащения кабинета ОБЖ в школе.

Оборудование

Количество на класс

Литература

Учебники, хрестоматии, научно-популярные издания

по числу учеников

Настенная наглядность

Стенды, таблицы, диаграммы

Цифровые источники

Компьютерные программы, учебники, игры

Аудио и видео ресурсы

Видеофильмы, фонозаписи, слайды

Аппаратура

Компьютер, телевизор, проектор с экраном, многофункциональное устройство, видеоплеер, аудиоцентр

Пособия для лабораторных и практических работ

Лабораторные материалы

Аптечка, сумка-комплект, расходный материал

Оборудование для практических занятий

Средства защиты, разведприборы

1 на 2 учащихся

1 на класс

Требования к оснащению кабинета ОБЖ в школе по ФГОС.

Преподавание в рамках ФГОС усиливает прикладную направленность уроков. Предполагается использование цифровой аппаратуры, позволяющей ученикам самостоятельно вести исследовательскую деятельность. Соответствуют стандартам оснащённости кабинета ОБЖ следующие пособия:

· цифровые плакаты и фолии;

· электронные тренажёры;

· цифровые лаборатории;

· электрифицированные стенды;

· интерактивные стенды.

Примеры и краткие описания данных средств обучения представлены в таблице

Характеристики

Цифровые плакаты

Сборник по разделам учебного курса: «Безопасное поведение учащихся», «Чрезвычайные ситуации», и т.д.

Информация на компакт-диске применяется на интерактивной доске

Тренажёры-имитаторы

Манекен МАКСИМ III-01

Модель тела человека с электронным пультом управления. Подходит для парных и групповых практикумов

Электрифицированные стенды

«Этапы оказания первой помощи»

Щит со световыми индикаторами служит для обучения и контроля.

Цифровые лаборатории

Комплекс цифровых датчиков по экологии

С помощью приборов можно проводить длительное исследование

Интерактивные стенды

«Оказание первой помощи»

Цифровой дисплей и опция «Виртуальный учитель» отрабатывают навык, тестируют уровень знаний

По стандартам оснащённости необходима также интерактивная доска и набор приложений для неё.

Оформление стен: предметные стенды

Помещение для занятий ОБЖ служит в школе одновременно воспитательным центром. Наглядность на стенах обучает правилам поведения на воде, в транспорте, на дорогах и т.п. Необходимо разместить в кабинете стенды по обязательным направлениям:

· поведение при пожаре;

· действия при угрозе теракта;

· безопасность в быту;

· опасные растения и животные;

· здоровый образ жизни.

В таблице даны примеры стендов с приблизительными ценами

Тематика

Примерные цены (руб.)

Пожарная безопасность

«Средства для тушения пожаров», «Умей действовать при пожаре»

Безопасность против террора

«Экстремизм – антисоциальное явление», «Действия при террористической угрозе»

Подготовку учащихся общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» целесообразно проводить в специальных помещениях, оснащенных соответствующей аппаратурой, пособиями, аудиовизуальными средствами, компьютерами, инвентарем и другим оборудованием. К этим помещениям предъявляются определенные требования, которые продиктованы содержанием обучения, санитарно-гигиеническими и эргономическими нормами разработанными для учащихся.

Кабинет «Основ безопасности жизнедеятельности» – это оборудованный класс (с мебелью, стендами, макетами, с экспозициями по разделам курса, техническими средствами обучения и т.д.), предназначенный для проведения теоретических и практических занятий, а также кружковой работы во внеурочное время. Важно иметь примыкающее к нему помещение для хранения имущества - лаборантскую комнату (рис. 1).

Рис. 1. План кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности»: а – кабинет ОБЖ; б – лаборантская.

1 – стол ученический; 2 – стол преподавателя ОБЖ; 3 – стулья; 4 – окна; 5 – пульт дистанционного управления аппаратурой; 6 – аппаратура для программного обучения; 7 – подставка под проекционную аппаратуру; 8 – экран; 9 – классная доска; 10 – рабочий стол; 11 – стеллаж для хранения учебного имущества; 12 – стеллаж для хранения плакатов; 13 – стенды висячие; 14 – витрины; 15 – макет местности.

Основные из этих требований заключаются в следующем. Помещение должно:

Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и быть удобным для занятий;

Обеспечивать широкие возможности для применения технических средств обучения;

Способствовать решению на занятиях не только учебных, но и воспитательных задач;

Обеспечивать максимальную наглядность обучения;

Ведущая роль в обучении основам безопасности жизнедеятельности принадлежит учебно-практической деятельности учащихся, большая часть которой осуществляется в специально оборудованных кабинетах.



Кабинет основ безопасности жизнедеятельности предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу ОБЖ, самостоятельной подготовки школьников, методических занятий с учителями, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он включает обычно класс, в котором проводятся занятия, и лаборантскую комнату.

В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся учебного материала по разделам и темам курса, а также макеты, муляжи и тренажеры для практических занятий.

В лаборантской комнате хранятся учебно-методическая литература, наглядные пособия, приборы, отчетно-плановая документация, другое имущество, оборудование.

Учебный кабинет может иметь и одно помещение – класс для теоретических занятий и учебно-практических работ.

Помещение, предназначенное для обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности, должно быть светлым и сухим. Недопустимо отводить для него подвал или полуподвал общеобразовательного учреждения.

Площадь кабинета определяется исходя из гигиенических требований для учебных помещений и нормативной численности учащихся в классах. В классе на одного ученика должно приходиться 2-2,5 м 2 площади. Площадь вспомогательного подсобного помещения (лаборантской комнаты), как показывает практика, должна составлять 12-15м 2 .

При оборудовании кабинета следует обратить внимание на обеспечение естественной и искусственной освещенности мест учащихся и учителя. Для естественного освещения площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 0,25 пола помещения. Мебель и оборудование должны быть размещены таким образом, чтобы свет на рабочую зону учащихся падал с левой стороны. При южной ориентации окон следует предусмотреть для них жалюзи или шторы. Общее искусственное освещение должно обеспечивать минимально необходимый световой режим во всем помещении.

Для обеспечения комфортности учебного процесса в кабинете должен быть соответствующий воздушно-тепловой режим. Относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, а температура должна быть в интервале 18-20 о С.

Особое внимание необходимо обратить на обеспечение электро- и пожаробезопасности помещений. Все электрифицированное оборудование должно иметь заземление. Помещения должны быть оснащены системами пожарной сигнализации и средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами и правилами.

При оборудовании кабинета желательно использовать краски светлых тонов (светло-зеленые, голубые, палевые), которые стимулируют учащихся на аккуратную и внимательную работу, а также на поддержание чистоты в помещении.

Компания "Развитие образования" предлагает более 200 товаров для создания современного кабинета Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Полный перечень оборудования можно увидеть в разделе .

Все наименования можно разделить на несколько групп:

Включает в себя массо-габаритные макеты оружия, средства индивидуальной защиты (противогазы, костюмы ОЗК), дозиметры, прибор ВПХР и т.д.

С его помощью можно не только в теории, но и на практике обучится правилам оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях. В эту категорию входят перевязочные и противохимические пакеты, тренажеры сердечно-легочной реанимации Максим, специальные носилки и т.д.

Макеты убежищ и укрытий

Призваны в масштабе показать каким должны быть сооружения, призванные защитить людей от военных действий, радиации, природных и техногенных катастроф.

Печатные материалы

Демонстрационные комплекты таблиц и плакатов по таким темам как "Пожарная безопасность", "Здоровый образ жизни", "Знаки дорожного движения", "Терроризм" и т.д.

Среди 126 наименований стендов есть не только информационные, затрагивающие темы ,