Минеральное питание растений. Минеральное питание Конспект по биологии минеральное питание растений

Конспект по биологии на тему: Минеральное питание растений и значение воды

Ф.И.О.: Автайкина Ангелина Алексеевна

Предмет: биология

Класс: 6 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологическая карта урока

Минеральное питание растений и значение воды

Цель

образовательные - сформировать у учащихся знания о минеральном питании растений; познакомить минеральными и органическими удобрениями; научить распознавать растения различных экологических групп;

развивающие - развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; применять полученные знания; расширять кругозор; развивать активную познавательную деятельность; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы), поддерживать здоровье учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий;

воспитательные - прививать навыки коллективного (группового) труда, умения провести оценку и самооценку; воспитывать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к растениям.

Задачи

Сформировать знания о почвенном питании растений, экологических групп и многообразии растений, минеральных и органических удобрениях

Развить умения сравнивать, делать выводы;

Планируемый результат

Предметные:

Разнообразие растений

Роль удобрений в жизни растений

Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу группы

Регулятивные УУД:

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Построение логических высказываний

3.Объяснение значения новых слов

4.Сравнивать и выделять отличительные признаки растений

5.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

1. Учиться работать в группе

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи

Основные понятия

Минеральное (почвенное) питание, органические удобрения, минеральные удобрения, микроэлементы, экологические группы

Средства обучения

Презентация PowerPoint

Раздаточный материал (рабочие листы, фотографии растений)

Методы:

Словесные методы: - беседа,

Описание,

Объяснение

Наглядные методы: - таблицы,

Демонстрация слайдов,

Практические: - работа с фотографиями растений

- проблемный (проблемное изложение изучаемого материала)

Формы:

Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая виды работ

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята!

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся . Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

    Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

    Готовы? Ну что? Приступим…

Слушают учителя

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках и разгадаем кроссворд.

Обратите внимание, на ваших столах лежит рабочий лист к уроку. В ходе урока мы будем делать необходимые записи.

    Основной вегетативный орган растения

    Боковая часть побега

    Осевая часть побега растения, состоящая из узлов и междоузлий

    Состояние растений в семени

    Подземный орган

    Ветвление побега в верхушечной части на несколько цветов

    Водопроводная часть стебля, по которой осуществляется восходящий ток воды с минеральными веществами

п

Ребята, мы не просто так отгадывали кроссворд, в нём зашифрована тема урока. Сможете догадаться какая?

Обратите внимание, у вас на столах у всех есть рабочие листы. Давайте вместе запишем нашу тему урока «Минеральное питание растений»

Отвечают на вопросы, отгадывают кроссворд, определяют название темы урока.

Минеральное питание растений

Личностные и коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

Усвоение новых знаний

Ребята, давайте с вами вспомним, а при помощи какого органа питается растение? Правильно.

А какие зоны выделяют в корне?

Что есть в зоне всасывания?

Молодцы ребята.

Именно с помощью корневых волосков растение извлекает из почвы необходимые ему питательные вещества – так называется минеральное (почвенное) питание растений. Ребята а как вы думаете, почему этот процесс называют минеральным? Почему почвенным?

Правильно, ребята.

Вспомните, а какая ткань есть у растений, по которой передвигаются питательные вещества?

Молодцы.

Давайте посмотрим на интерактивную доску и увидим, как же осуществляется минеральное питание?

Вода+Минеральные вещества

Посмотрите, Вещества, поступившие в корневой волосок, перемещаются в другие клетки корня и затем по ним они транспортируются в зону проведения корня и далее через проводящие ткани стебля ко всем частям растения.

Так происходит почвенное питание растений.

Ребята, а теперь мы поработаем в группах.

Ребята, давайте вспомним, а какие у нас выделяют среды обитания?

Обратите внимание у вас есть на столах фотографии растений, попробуйте их классифицировать в ваших группах по средам обитания

Ребята, молодцы, но обратите внимание, например Рогоз. Что вы можете сказать про него?

Правильно!

Оказывается, у нас выделяют специальные экологические группы:

Давайте попробуем дать им характеристику.

Правильно ребята, вы дали полную характеристику экологическим группам. Ну а теперь, вы распределите фотографии по данным группам.

Мы хорошо поработали, надо бы и отдохнуть.

Отвечают на вопросы.

Орган питания – корень

Зона деления, роста, всасывания и проведения.

Корневые волоски

Минеральным, потому что из почвы поглощают воду и минеральные вещества

Почвенным, потому что поглощаются вода и минеральные вещества при помощи корня из почвы

Проводящая ткань

Работают в группах, классифицируют фотографии растений

Наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная

Распределяют фотографии на среды обитания

Рогоз не полностью живет в воде…Часть растения в воде, а часть в наземно - воздушной среде.

Водные – обитают в воде, Влаголюбивые – не полностью погружены в воду, Умеренно- увлажненные – н6еобходимо небольшое количество воды, обитатели сухих мест- мало нужно воды для их существования.

Распределяют фотографии растений по экологическим группам

Познавательные УУД:

Составление схем-опор

Сравнивать и выделять отличительные признаки растений

Коммуникативные УУД:

Учатся работать в группах

Выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

Знать как осуществляется минеральное питание

Разнообразие растений

Физкультминутка

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Слушают учителя и выполняют движения

Усвоение новых знаний

Ребята, обратите внимание, на слайде у нас красивый листопад…

Ребята, а правильно ли, что с наступлением осени с урожаем или просто убирая территорию, люди счищают листья с земли?

Правильно ребята.

А знаете ли вы, что перед тем, как посадить урожай вносят в почву?

И на этот вопрос вы правильно ответили.

Их подразделяют на органические и минеральные.

Знаете ли вы, какие удобрения называют органическими? Минеральными?

Органические удобрения – навоз, перегной.

Минеральные удобрения – это удобрения, содержание 3 элемента – азот, фосфор и калий.

Давайте поиграем в небольшую игру. Ребята, перед вами листья, которым не хватает того или иного элемента, определите, какому растению, что не хватает.

Молодцы, все хорошо справились с игрой.

Отвечают на вопросы учителя

Нет, не правильно, поскольку с опавшими листьями, ветками, хвоей, и отмершими корнями убирают и минеральные вещества, которые необходимы растению

Удобрения.

Предполагаемые ответы учащихся.

Ребята рассматривают растения и определяют, кому из растений какого не хватает химического элемента

Познавательные УУД:

Построение логических высказываний

Составление схем-опор

Объяснение значения новых слов

Сравнивать и выделять признаки

Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

Учатся работать в группах

Слушать товарища и обосновывать свое мнение

Выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

Знать как осуществляется минеральное питание

Разнообразие растений

Рефлексия

Ребята, на столах у вас лист, с заданиями, каждый из вас должен сейчас его решить, обменяться с соседом и проверить друг у друга.

Выберите правильные утверждения

1.Из почвы растения всасывают только воду

2. Питание растений бывает только почвенное

3.Корневые волоски находятся на всём протяжении корня

4. Корневые волоски – это длинные выросты клеток проводящей зоны корня

5. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания

6. В пустыне встречаются растения с наиболее длинными корнями

7. Удобрения делятся на органические и минеральные

8. К органическим удобрениям относятся фосфорные удобрения

9. Выделяют 5 экологических групп растений

10. При недостатке калия на листе появляются дырочки с пожелтевшими краями

Ответы: 1-,2-,3-,4-,5+,6+,7+,8-,9-,10+

Оценка детей.

Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.

П.13, в рабочих листах запишите домашнее задание

Ребята, что вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

Что хотите еще узнать?

Давайте скажем нашим гостям большое спасибо, что они пришли к нам на урок

Решают задание, проверяют друг друга (ключ правильных ответов для проверки друг друга на доске)

Регулятивные УУД:

Оценивания работы

ЛичностныеУУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы

Минеральное питание растений - это поглощение ими воды и растворенных в ней неорганических (минеральных) веществ. Минеральные вещества, необходимые растениям, содержат атомы таких химических элементов как азот, фосфор, калий, кальций, сера, бор, марганец, хлор и другие. В относительно больших количествах растение нуждается в азоте, фосфоре и калии, остальные элементы нужны в очень маленьких количествах. Однако, несмотря на это, отсутствие или недостаток любого элемента вызывает то или иное заболевание растения.

Высшие растения осуществляют минеральное питание с помощью корней. Корни находятся в почве и поглощают из нее воду и растворенные ней неорганические вещества. Исключением являются мхи. У них нет настоящих корней, хотя у многих видов есть ризоиды (примитивные корнеподобные образования). Мхи поглощают водный раствор не только ризоидами, но и надземными частями растения. Низшие растения в лице водорослей поглощают водный раствор всем своим телом.

Поскольку высшие растения поглощают минеральные вещества из почвы, важно, чтобы почва содержала эти вещества. Этим определяется плодородие почвы. В плодородных почвах все необходимые растениям минеральные вещества присутствуют в достаточных количествах.

Когда растения корнями поглощают водные растворы, то в почве минеральные вещества убывают. Почва обедняется. В природе, когда растения или их части отмирают, то в почве происходит их разложение. В результате минеральные вещества рано или поздно возвращаются в почву. Даже если растение было съедено животным, то когда оно погибнет, минеральные вещества все-равно вернуться.

Однако на сельскохозяйственных полях и в садах большая часть урожая забирается человеком. Минеральные вещества не возвращаются в почву. Поэтому требуется подкормка растений с помощью различных удобрений. Существуют специальные правила внесения тех или иных удобрений. Каждое удобрение вносится в определенном количестве и в определенное время, на определенном этапе развития растения. При этом следует помнить, что избыток удобрений так же вреден для растений как и недостаток. Кроме того, растения, выращенные с внесением большого количества удобрений, опасны для человека, так как содержат вредные для него вещества.

Растения поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества не всем корнем, а определенной зоной корня, которая находится ближе к кончику корня (но не на самом кончике). Эта зона называется зоной всасывания . Здесь покровные клетки имеют выросты - корневые волоски . Они очень мелкие и проникают между частичками почвы. Через мембраны корневых волосков проникает вода и растворенные в ней соли, содержащие необходимые для растений атомы химических элементов.

От покровных клеток с корневыми волосками водный раствор далее передвигается по паренхимной ткани к центру корня. Здесь находятся сосуды. По ним водный раствор поднимается вверх к стеблю и листьям за счет так называемого корневого давлени я и испарения воды листьями. Причиной корневого давления является различная концентрация растворенных минеральных веществ в различных частях растения.

Минеральные вещества, а точнее входящие в них атомы химических элементов, используются растениями в различных процессах жизнедеятельности. Так азот входит в состав белков. Белки - это главный строительный материал живых клеток. Поэтому азот способствует росту растений. Также для деления и роста клеток необходим калий. Фосфор входит в состав клеточных мембран и нуклеиновых кислот. Железо необходимо для синтеза хлорофилла, а магний входит в состав хлорофилла.

1. Как происходит поглощение корнем воды и минеральных веществ?

Внутреннее строение корня хорошо при-способлено к выполнению одной из основных его функций — обеспечения минерального пи-тания растения. На поперечном срезе корня, на уровне зоны всасывания, хорошо заметны две части: кора корня и центральный цилиндр. Сверху корень покрыт одним слоем клеток покровной ткани, из которой образуются кор-невые волоски. Корневые волоски всасывают воду и растворённые в ней минеральные ве-щества. От корневых волосков неорганические элементы питания движутся по клеткам коры корня, состоящей из многослойной основной ткани и обеспечивающей передвижение воды и солей от корневых волосков к сосудам цен-трального цилиндра. Центральный цилиндр занимает внутреннюю часть корня. Снаружи в нём располагается слой клеток образова-тельной ткани, которая даёт начало боковым корням. Внутри центрального цилиндра со-держится проводящий пучок из проводящих тканей: флоэмы и ксилемы. Вода передвигается по корню, попав в него через корневые волоски. Вода и минеральные вещества по сосудам ксилемы поднимаются вверх к листьям, где образуются органические вещества. Это перемещение происходит под действием корневого давления, которое называют нижним двигателем. По со-судам корня вода поднимается к сосудам стебля и движется вверх уже под действием испарения воды через устьица, которые называют верхним двигателем. Промежут-ки между клетками пучка заполняют механическая и запасающая ткани. Итак, строение корня приспособлено для осуществления минерального питания и транс-порта веществ в надземные органы.

2. Какое значение почвы для жизни растений?

Почва — одна из сред обитания растений.

Кроме того, почва обеспечивает растения эле-ментами минерального питания, водой, возду-хом, теплом и т. п. Основой плодородия почвы является гумус, который обеспечивает пита-ние растений, удерживает воду, склеивает час-тички почвы и т. п. Гумус, или перегной, — это тёмноокрашенное вещество, образующееся в результате разложения растительных и жи-вотных остатков. Важным для растений признаком почвы является его структура. Это свойство определяется частичками почвы, которые склеиваются в комочки разной фор-мы и размеров. Почва образуется в результате взаимодействия многих факторов, из которых наиболее важными являются климат и живые организмы . Образование элементов минерального питания происходит в почве из органических остатков, которые разлагаются микроорганизмами (бактериями, микроскопическими грибами). Итак , почва — среда обитания и источник минерального питания растений.

3. Для чего в почву вносят удобрения?

Запасы элементов минерального питания растений в почве пополняются за счет микроорганизмов, атмосферных осадков, грунтовых вод и т. п. При выра-щивании культурных растений количество питательных веществ в почве умень-шается. Чтобы этого не происходило, в неё вносят удобрения. При этом необхо-димо учитывать следующие факторы: Материал с сайта

  1. влияние удобрений на рост и развитие растений (фосфатные удобрения ускоряют созревание плодов, нитратные способствуют развитию надземной массы, калийные усили-вают развитие корней и повышают холодо-стойкость растений);
  2. нормы и время внесения удобрений (на-пример, органические i фосфатные удобрения обычно вносят осенью, чтобы к весне они разложились);
  3. растворимость удобрений (например, фосфатные удобрения медленно рас-творяются в воде, а нитратные и калийные — хорошо);
  4. тип почв (например, на обычных чернозёмах высокий эффект дают фос-фатные удобрения).

Растения можно подкармливать и во время роста. Такая подкормка может быть сухой или жидкой. Для сухой подкормки используют минеральные удобрения, для жидкой — органические. Но, чередуя посевы растений, которым нужны разные элементы, можно достичь высоких урожаев даже без внесения удобрений.

Все мы знаем, что нам нужно кушать молочные продукты. Прекрасно понимаем, почему это нужно делать. Ведь там же кальций, которые делает наши кости и зубы прочными, сильными и здоровыми. И такие же примеры можно привести с другими минеральными веществами в нашем организме. А что же растения? Они же тоже живые, и тоже нуждаются в этих же элементах. На этом уроке мы предлагаем вам узнать, как же они их кушают и зачем они, все-таки, нужны.

Питание - поглощение организмом химических веществ для получения им энергии и «строительного материала».

Растения для питания используют энергию солнечного света. При помощи фотосинтеза они запасают ее в форме сложных органических соединений. Растения не получают энергию из веществ, входящих в состав почвы.

Фотосинтез - процесс синтеза органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света.

Минеральное питание растений - это совокупность процессов поглощения из почвы, передвижения по телу и усвоения растениями минеральных веществ.

Опыты Соссюра

В XIX веке французский ученый Соссюр занимался детальным анализом химического состава растений. Состав золы всех растений оказался приблизительно одинаковым. Так ученый обнаружил фосфат кальция в золе всех рассмотренных растений. При выращивании растений на дистиллированной воде ученый обнаружил в них ровно столько минеральных соединений, сколько было в семенах. Таким образом он доказал, что почва является источником только минеральных веществ для растения. А источником углерода для построения органических веществ является атмосфера.

Через корни растения поступает вода и растворенные в ней минеральные соединения (азот, калий, фосфор и т.д. (см. Рис. 1)).

Рис. 1. Периодическая система химических элементов (желтым выделены основные необходимые растениям элементы)

Если растение не получает хотя бы какого-то из необходимых ему химических элементов, то процессы его жизнедеятельности могут резко нарушиться (см. Рис. 2). Другие химические элементы, даже при получении их в избыточном количестве, не способны заменить недостающие.

Рис. 2. Последствия дефицита серы у левого растения

Например, атомы химического элемента азота входят в состав любого белка и еще многих соединений. Соединения азота необходимы растениям в большом количестве при быстром росте. В связи с этим в почву вносят азотные удобрения (см. Рис. 3).

Рис. 3. Азотные удобрения

Соединения фосфора способствуют скорейшему созреванию плодов, а калия - быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к стеблям и корням.

Нитраты

Нитраты - соли азотной кислоты, необходимые для жизни растений. Попадая в организм человека, нитраты превращаются в соли - нитриты, которые пагубно действуют на гемоглобин крови, что приводит к отравлению или смерти.

Растения перерабатывают нитраты. И чтобы сельскохозяйственная продукция их не содержала, нужно не злоупотреблять азотными удобрениями.

Водоросли, а также некоторые мхи усваивают питательные вещества с помощью всей поверхности тела или через корни. Вода и минеральные соли обычно поступают через корневые волоски (см. Рис. 4), что увеличивает всасывающую поверхность корня. Корневые волоски покрыты слизью и тесно соприкасаются с частичками почвы.

Рис. 4. Корневые волоски под микроскопом

Из клетки корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем и в сосуды корня. И далее в верхние органы растения. Этот процесс обеспечивается корневым давлением.

Влияние условий полива на рост колеуса

Возьмите 2 средних размера растения колеуса (см. Рис. 5). Поставьте их в теплое, светлое место и 3 дня не поливайте. Затем поливайте регулярно. Одно из растений поливайте каждый день утром и вечером, расходуя для каждого полива по 50 мл воды. Второе растений поливайте 3 раза в неделю, расходуя для каждого полива по 200 мл воды. Наблюдайте за ростом и развитием растений.

Рис. 5. Колеус

Опыт: у комнатного растения срезается стебель на высоте 10 см от земли, а на оставшийся пенек надевается резиновая трубочка, которая соединяет его со стеклянной трубкой. Если горшок с растением полить теплой водой, то через верхний конец стеклянной трубочки начнет выделять жидкость. Если полить горшок с растением очень холодной водой, то жидкость через стеклянную трубочку выделяться не будет. Это связано с зависимостью скорости поглощения воды корнем от ее температуры.

Растение будет нормально расти и развиваться только в том случае, если в окружающей его среде имеются все необходимые минеральные вещества.

Почва (см. Рис. 6) - это верхний слой литосферы Земли, образовавшийся в результате разрушения горных пород и жизнедеятельности организмов.

Плодородие - способность почвы обеспечивать растение необходимыми минеральными веществами и влагой, поддерживая их жизнедеятельность. Определяется наличием в почве гумуса (перегноя).

Рис. 6. Почва

Каждый урожай уносит с собой часть органических и минеральных веществ почвы. Это приводит к ее истощению. Поэтому в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Удобрения - вещества, предназначенные для улучшения питания растений и повышения плодородия почвы.

Органические удобрения - это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или часть отмерших организмов животных, растений (торф, перегной).

Минеральные удобрения: азотные (аммиачная селитра, аммиачная вода), фосфорные (суперфосфат, преципитат), калийные (зола, сильвинит).

Азотные удобрения способствуют увеличению вегетативной массы растения. Фосфатные - ускоряют развитие растений, улучшают качество урожая. Калийные - увеличивают накопление питательных веществ в клубнях и др. частях растений.

Микроудобрения - это удобрения, содержащие соединения химических элементов, необходимых растениям только в небольших количествах (медь, кобальт, цинк, бор, железо).

В разные периоды жизни растения нуждаются в различных наборах минеральных веществ, и удобрения поэтому вносятся в различные сроки, в зависимости от потребностей и вида растений.

Избыток любого из удобрений может повредить растениям и потребителям сельскохозяйственной продукции.

Методы выращивания растений

В современных теплицах применяются методы гидропоники и аэропоники.

Гидропоника - выращивание растений в питательном растворе, содержащем все необходимые вещества.

Аэропоника - выращивание растений, при котором сосудистая корневая система находится в воздухе, откуда получает все необходимые минеральные вещества.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  1. Sbio.info ().
  2. Plantphys.bio.msu.ru ().
  3. Blueberry.ru ().

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил. - с. 160, задания и вопросы 4, 6 ().
  2. Что такое корневое давление?
  3. Что такое минеральное питание растений? Какие вещества необходимы для его осуществления?
  4. * Подготовьте небольшое сообщение об используемых сейчас удобрениях. Поделитесь этой информацией со своей семьей.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И.И Борзова села Середниково»

Шатурского муниципального района Московской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ.

ОХРАНА ПОЧВЫ»

Учитель биологии:

Дупик В.А.

2017 год

Тема урока: «Минеральное питание растений. Охрана почвы»

Тип урока - урок общеметодологической направленности

Цели урока:

Дать представление о почвенном питании растений;

Формирование представления о круговороте веществ в природе и роли почв в нем;

Воспитание уважения к природным ресурсам.

Задачи урока:

1. Образовательная задача:

Формирование знаний о связи живой и неживой природы, об образовании и разрушении почвы; о значении минеральных и органических удобрений для развития растений, поглощении минеральных веществ корневой системой.

2. Развивающая задача:

Развитие познавательных умений (работа по данным схемам);

- развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать ответы одноклассников;

Сформировать личностное отношение к изучаемому вопросу;

Развитие коммуникативных умений при работе в группах.

3. Воспитательная задача:

Воспитывать любовь и уважительное отношение к природе;

Развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи;

Воспитание самостоятельности принятия решений.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся должны узнать об особенностях минерального питания как основном процессе жизнедеятельности растений; значимости безопасного поведения в условиях загрязнения почвы.

Метапредметные:

Познавательные:

Анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

Проводить и описывать эксперименты, оформлять отчет и делать выводы;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Регулятивные :

умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

личностные:

Воспитание у учащихся любви к природе, чувства уважения к ученым;

Понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Осознание значимости безопасного поведения в условиях загрязнения почвы.

Оборудование: мультимедийная презентация, разные виды почв, оборудование для проведения опытов по определению состава и свойств почвы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день. Хорошего дня и отличных оценок.

Ребята, обратите внимание, в стакане с водой стоит срезанное цветущее растение. Как вы думаете, на месте цветка образуется плод? Что будет с растением через некоторое время? (Плод не образуется, растение погибнет.)

− Почему? (У растения нет корня, который всасывает воду и минеральные соли из почвы, почвы тоже нет.) –

Рассматривая тему «Строение корня» мы узнали, что корень имеет зону «корневых волосков». Число корневых волосков очень велико, что увеличивает всасывающую поверхность корня. Корневые волоски плотно соприкасаются с частицами почвы, что облегчает процесс всасывания воды с минеральными веществами.

Откуда же корень получает минеральные вещества?

Отвечая на данный вопрос, мы определим тему нашего сегодняшнего урока.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Игра “Узнай меня”

В ней есть живые существа: микроорганизмы, различные животные (дождевые и другие черви, насекомые и мелкие животные), а также останки от растений и животных. (Почва).

Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва).

Плодородный верхний рыхлый слой земли, на котором могут расти или растут растения. (Почва).

Определяем тему урока.

Что можно назвать почвой? (Дать определение).

2. Разгадав, кроссворд «Состав почвы» мы ответим на вопрос: Каким особым свойством обладает почва?

Кроссворд

Вопросы к кроссворду:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микроорганизмы)

6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

Назовите слово в выделенной строчке. (Плодородие)

Что такое плодородие?

3. Рассмотрев раздаточный материал (пакетики с почвой), познакомимся с разными типами почв.

Групповая работа: У каждой группы на партах находятся три образца почв: №1, №2, №3 и таблица “Типы почв”. (Таблица №1).

Посмотрите разные образцы почв. По какому основному признаку различаются почвы? (Почвы разного цвета).

От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).

Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный? (№1)

Одинаковы ли почвы по составу? Используя увеличительное стекло, рассмотрите образцы почв и заполните таблицу “Типы почв”.

Таблица №1 «Разнообразие почв»

Определив типы почв, учащиеся дают краткую характеристику каждой почве (рассказ учащихся с комментариями учителя)

1. Черноземы – одно из богатств нашей страны. В черноземных почвах самое большое количество перегноя. На них выращивают устойчивые высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. (Показывают на карте, в какой природной зоне преобладают черноземные почвы.)

2. В нашей стране больше всего почв серого цвета. Это подзолистые почвы. Как вы уже отмечали, в данной почве перегноя не очень много, однако люди научились получать на этих почвах высокие урожаи.

Как удается людям получать высокие урожаи на подзолистых почвах?

Главными условиями получения высоких урожаев является хорошая обработка почвы и внесение удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.(Показывают на карте зону лесов.)

3.Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Вы уже отмечали, что в этой почве много остатков растений, но перегноя меньше, чем в черноземных почвах. Как вы думаете, почему?

На болотах много воды, и растения перегнивают плохо. Чтобы торфяные почвы можно было использовать, их осушают. На осушенное поле вносят удобрение. После такой подготовки на торфяной почве получают высокий урожай растений. На территории Шатурского района преобладают песчаные и супесчаные заболоченные почвы. Как правило это болотно - подзолистые почвы с разной по территории долей участия массивов торфяных болот.. Раньше эти болота осушались с целью получения торфа. На месте бывших торфоразработок выделены выработанные торфяники, малопригодные для сельхозугодий. Это заросшие мелколесьем участки с канавами, заполненными водой.

Наличие большого количества торфяников приводит к торфяным и лесным пожарам в летний период. Особенно сильные торфяные пожары отмечались на территории Шатурского района в , и 2010 годах . После сильных лесных и торфяных пожаров 2010 года, было принято решение территории торфяников затопить водой.

4. Физминутка.

Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
- Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
- Вновь я стала молода!

Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?

III. Мотивация к изучению нового материала. Постановка проблемы (объяснение учителя с элементами беседы).

Учитель: Замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. А как вы думаете, почему? (Слайд 1)

Ученики: На почве растут растения, которые являются пищей для человека и животных. Даже если человек употребляет пищу животного происхождения, эти животные сами питаются растениями.

Дороже жемчуга и злата под ногами –

Земля, обычная земля, простая почва,

Людей ведь не накормишь жемчугами,

А хлебом, фруктами и овощами – точно.

Учитель: Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдет? (проблемный вопрос).

Ученики: Исчезнут растения, животные. А значит, не смогут жить на земле и люди. Почва нужна для жизни, а жизнь не измеришь деньгами. Почву можно сравнить с тоненькой пленкой, покрывающей сушу нашей огромной планеты. Но без этой пленки не было бы на суше, ни растений, ни животных, ни человека.

Учитель : Как вы думаете, а может ли в самом деле случиться такое, что почва вдруг исчезнет? (ответы учащихся).

Учитель: А какие причины могут привести к разрушению почвы? (ответы учащихся).

Основными причинами, ведущими к разрушению почв, являются ветер, вода, вырубка лесов, ядохимикаты и нерациональное использование земель. (Слайд 2)

Разрушение плодородного слоя почвы называется эрозией (в переводе с латинского «эрозия» означает разъедать ).

  1. В ыявление места и причины затруднения:

Ответы на какие вопросы у вас вызвали затруднения?

Это вопросы, связанные с основными причинами и видами разрушения почв.

− Почему возникло затруднение? (Мы не знаем определение понятия «Эрозия почв»)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Разрушение почвы под влиянием ветра называется ветровой эрозией . (Слайд №3)

Учащиеся готовили дома сообщения с презентацией, Послушаем их сообщения.

1 Учащийся . Ветровая эрозия, или дефляция , сопровождается выдуванием мелких почвенных частиц ветром и переносом их на значительные расстояния. В местах выдувания посевы гибнут из-за обнажения корневой системы растений, и засекания их движущимися с большой скоростью частицами, тогда как в зоне отложения мелкозема посевы оказываются погребенными под толстым слоем пылевидных наносов. В период сильных ветров в воздух на большую высоту поднимается такое громадное количество пыли, что становится темно, как в сумерки.

Такие бури называют пыльными (или черными), они могут возникать в любое время года (Слайд 4) Пыльные бури не только губят посевы, но и сильно снижают плодородие почвы. Нередко на ветробойных участках, где сила ветра бывает максимальной, почвы в течение нескольких дней полностью теряют перегнойный горизонт.

Ветровая эрозия наиболее распространена в степных районах , где мало лесных насаждений.

Разрушение почвы водой называется водной эрозией (Слайд 5).

2 Учащийся . Водная эрозия происходит под воздействием временных потоков атмосферных вод (ливневые дожди, талые воды и т. д.) Везде, где есть хоть слабый уклон, вода смывает с него почти всю почву. После сильных дождей по земле текут мутные ручьи. Муть – не что иное, как частички почвы, смытые водой. На месте смыва, образуются огромные овраги.

3 Учащийся . Эрозия может наступить и при неправильной обработке почвы. (Слайд 6)

Трактор, обрабатывая поле, оставляет на нем борозды. Если они проложены по склону холма, то при дожде вниз устремляются потоки воды и быстро расширяют борозды, образуя промоины, которые являются началом оврага.

Чтобы не происходил размыв почвы, склоны гор распахивают в поперечном направлении. (Слайд 7).

4 Учащийся . Ядохимикаты . Стыдно видеть, когда люди закапывают в почву различные железки, стекло, бумагу, бытовой мусор. Поэтому свалки наносят почве большой вред. (Слайд 8)

Применение на полях удобрений, пестицидов, различных видов отравляющих веществ для борьбы с вредителями сельского хозяйства приводит к накоплению этих веществ в почве. Далее эти вещества поглощаются растениями и попадают в наш организм.

5 Учащийся . Специалисты отмечают, что на пастбищах, где происходят массовые выпасы скота, тоже происходит эрозия почв.

Классический случай гибели земель произошел на острове Святой Елены, куда португальцы завезли коз. Через 300 лет размножившиеся животные буквально «обрили» остров. Почва разрушилась почти полностью, это примерно от 20 до 40 см плодородного слоя. Вам может показаться, что 300 лет это очень много.

В то же время, по подсчетам ученых, на восстановление плодородного слоя толщиной 2,5 см естественной растительностью требуется от 300 до 1000 лет. Почва восстанавливается очень медленно.

  1. Первичное закрепление материала с комментированием

Учитель: Ребята, мы рассмотрели с вами виды и причины эрозии почвы и поняли, что почва может и умирать: ветер, солнце, отсутствие воды, деревьев, ядохимикаты на полях могут сделать почву безжизненной пустыней.

Какой можно сделать из этого вывод?

Учащиеся: Почву нужно охранять!

Учитель: Правильно! Поэтому одной из важных задач человека является ОХРАНА ПОЧВ.

Давайте еще раз вспомним, какие причины разрушения почв мы сегодня узнали (учащиеся вспоминают виды эрозий и предлагают способы охраны).

1. Ветровая эрозия:

а) посадка деревьев и кустарников;(Слайд 10)

б) улучшение структуры почвы. (Слайд 11)

2. Водная эрозия:

а) посадка деревьев и кустарников;

б) правильная обработка почвы.

3. Ядохимикаты:

а) использование органических удобрений;

б) запрет применение на полях пестицидов, гербицидов и искусственных удобрений.

Чем чище почва, тем качественнее продукты, выращенные на ней. Примером получения экологически чистых продуктов является ООО ЭХ «СПАРТАК».

Сообщение ученика об использовании почв и удобрений в ООО ЭХ «СПАРТАК» (сообщение прилагается)

Слайды по почве и удобрениям ООО ЭХ «Спартак»

VII. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Для обобщения и повторения темы посмотрим презентацию исследовательских работ, которые подготовили учащиеся нашего класса.

Включение в систему знаний и повторение.

− Где в дальнейшем вы сможете применять открытые знания?

− Где эти знания могут быть использованы в жизни?

  1. Рефлексия учебной деятельности.

− Итак, с чем вы познакомились? (С понятиями «питание растений», «корневое питание», «почва», ее роль в жизни растений, «удобрения».)

− Какое главное свойство жизни? (Обмен веществ и энергия.)

− В каких средах обитают высшие растения? (В почвенной и воздушной.)

− Какой орган обеспечивает минеральное питание растений? (Корень.)

− Как вы открывали новые знания?

− Вы реализовали поставленную цель?

− Какой вид питания вы сегодня разобрали?

− На следующем уроке вы рассмотрите воздушное питание листа – фотосинтез.

Домашнее задание: §15. Вопросы и задания в конце параграфа.