Пилорама: применение, варианты конструкций, чертежи, изготовление самодельной. Цепная пилорама своими руками Цепная пилорама своими руками чертежи

Популярность древесины в частном строительстве остаётся высокой даже с появлением самых новых строительных материалов. Во многом этому способствует её приемлемая стоимость, доступность и простота обработки. Несмотря на то что сегодня можно без проблем купить подходящую доску, брус или рейку, вопрос самостоятельного распила брёвен интересует каждого экономного хозяина. И это закономерно, ведь затраты на приобретение делового леса не идут ни в какое сравнение со стоимостью обрезного пиломатериала. Конечно, держать собственную лесопилку ради того, чтобы подправить забор или отремонтировать крышу, нецелесообразно. Если же речь идёт о начале строительства на пустом участке, то собственная пилорама будет очень кстати. А сэкономить на её покупке можно, если соорудить агрегат своими руками.

Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата

Современная ленточная пилорама представляет собой настоящий автоматизированный комплекс

Ленточной пилорамой называют универсальный станок, которым выполняют продольную распиловку брёвен с целью получения стандартных пиломатериалов - досок, бруса, шпал, лафета. Конструктивно агрегат состоит из четырёх основных узлов: ленточной пилы и её привода, механизма передвижения пильной рамы, устройства для регулировки высоты рабочего полотна и зажимного приспособления для крепления кругляка. Лесопилка приводится в действие электромотором или двигателем внутреннего сгорания. Независимо от используемого силового агрегата, его мощность должна обеспечивать длительную работу оборудования без перегрузок. Для непрофессионального станка будет вполне достаточно асинхронной электрической машины мощностью 5 кВт или бензиновой (дизельной) установки 6 – 8 л. с. Во время работы станка вращающий момент передаётся на рабочие колёса (шкивы) с установленной «бесконечной» пильной лентой шириной до 60 мм. Поскольку во время работы полотно пилы нагревается и провисает, используется натяжной механизм гидравлического или пружинного типа.

Устройство пильной рамы

Продольное перемещение рамы с установленным механизмом привода осуществляется по рельсам, установленным на прочном бетонном основании. Для этого в нижней части корпуса агрегата смонтированы стальные закалённые ролики, лёгкость вращения которых обеспечивают шарикоподшипники закрытого типа. От протяжённости рельсовых направляющих зависит максимальная длина обрабатываемого леса.

Толщина срезаемого с бревна древесного пласта определяется высотой пильного полотна над уровнем пола и регулируется специальным узлом, который включает парную резьбовую передачу и механизм её привода. Благодаря одновременному вращению двух винтов, расположенных по краям каретки, обеспечивается её перемещение по вертикальным направляющим и исключается перекашивание пилы.

С помощью лесопилки ленточного типа можно получить материал любой толщины при минимальных потерях на опилки

Смещение бревна во время работы агрегата предотвращает зажимное устройство, которое собирается из направляющей в виде круглой трубы и установленных на ней с большим зазором втулок с зацепами. Перекос подвижного узла с установленными «когтями» приводит к заклиниванию устройства, благодаря чему обеспечивается неподвижность кругляка в процессе обработки. Чтобы лучше представить работу этого приспособления, внимательно осмотрите представленную иллюстрацию.

Работа зажимного приспособления

Принцип действия лесопильного агрегата предельно прост. Бревно, предназначенное для распиливания, укладывают в ложе между рельсовыми направляющими. Затем его фиксируют зацепами, которые расклинивают несколькими ударами молотка в края подвижных узлов. Каретка с ленточной пилой подводится к торцу кругляка, после чего выставляется высота рабочего полотна. После включения станка оператор плавно передвигает пильную раму вдоль рельс, благодаря чему происходит постепенное срезание доски нужной толщины. После достижения другого края бревна срезанный пиломатериал откладывается в сторону, пила приподнимается и агрегат возвращается в исходное положение.

В некоторых источниках предлагаются к повторению конструкции агрегатов, в которых пильная каретка установлена неподвижно, а распил осуществляется передвижением бревна, уложенного на подвижную платформу. Может, подобная схема и имеет право на существование, однако надо учитывать, что для её реализации потребуются рельсы удвоенной длины.

Описанный выше станок представляет собой простейшую пилораму. Если же говорить о современном оборудовании, то оно практически полностью исключает ручной труд. Все операции, включая перемещение пильной рамы и регулировку высоты ленточного полотна, выполняются автоматически, по команде с пульта управления.

Видео: Особенности работы ленточной пилорамы

Что понадобится для строительства лесопильной установки

Тем, кто считает постройку собственной пилорамы делом несложным, сразу скажем, что создать качественный, работоспособный агрегат непросто. И дело даже не в том, что здесь не обойтись без определённых финансовых затрат - как правило, бюджет самодельной лесопилки легко укладывается в сумму 30 – 40 тыс. рублей. Сборка агрегата, способного выдавать качественный пиломатериал, потребует решения задач, связанных со стабильностью работы, обеспечением прочности узлов и деталей, настройкой и регулировкой механизмов, изготовлением приспособлений для заточки ленточной пилы и разводки её зубьев и т. д. Не боитесь трудностей? Тогда ознакомьтесь с тем, какие материалы и инструменты потребуются для работы.

В качестве рельсовых направляющих можно использовать стальные уголки с шириной полки не менее 50 мм, швеллер или двутавровую балку. Основным требованием к рельсам является их прямолинейная геометрия. Надо иметь в виду, что любой недостаток нашей миниатюрной «железной дороги» скажется на качестве пропила, поскольку ленточное полотно скопирует каждую неровность, перенеся её на поверхность доски. Именно поэтому лучшим вариантом будет Т, Н или П-образный металлопрокат. К сожалению, уголки больше всего подвергаются искривлению при изготовлении и транспортировке. Самым же идеальным случаем будет использование заводских рельс, например, от узкоколейного транспорта, которые при определённом везении можно найти в пунктах приёма металлолома.

Ролики, обеспечивающие продольное перемещение лесопилки, можно выточить на токарном станке и закалить. В отдельных случаях допускается использование обычных шарикоподшипников.

Отличные ролики получаются из линейных направляющих на базе шарикоподшипников, которые можно найти в продаже. Это решение нельзя назвать самым дешёвым, однако в надёжности и долговечности такого узла можно не сомневаться

Собственно, рама, пильная каретка и ложе для укладки брёвен изготавливается из квадратных и прямоугольных профильных труб. Лучше всего использовать металлопрокат с максимальной толщиной стенки. Это обеспечит оборудованию необходимую прочность, поскольку работа станка связана с переменными динамическими нагрузками.

Для механизма регулировки высоты каретки (траверсы) понадобятся направляющие из стальных труб с ползунами и два длинных винта с гайками. В этих целях можно использовать детали от списанных токарно-винторезных станков (маловероятно, но чем чёрт не шутит), механических прессов, или прутки с нарезанной резьбой из строймага (самый доступный, но наименее предпочтительный вариант). Также можно заказать изготовление деталей у токаря - всё равно без обращения к специалисту обойтись вряд ли получится. Кроме того, потребуется цепная передача, которую нередко заимствуют из механизма газораспределения автомобильных двигателей. Как вариант, можно использовать велосипедную цепь и звёздочки.

В качестве рабочих колёс под ленточное полотно лучше всего подходят шкивы от старых отечественных комбайнов марки «Колос», «Нива» и другой сельхозтехники. Кстати, оттуда же можно взять валы и корпуса подшипников качения. Учтите, что диаметр направляющих должен быть не менее 30 см (оптимально 50 см), иначе излишние механические напряжения приведут к трещинам у основания зубьев пилы.

В конструкции привода ленточной пилы можно использовать шкивы от списанной отечественной сельхозтехники

Существуют конструкции самодельных установок с направляющими шкивами в виде колёс от легковых автомобилей. Для скептиков отметим, что такое кустарное решение имеет массу преимуществ начиная от возможности применения ступиц в сборе и заканчивая тем, что тонкую регулировку натяжения полотна в процессе работы можно осуществлять подкачкой шин.

Ленточную пилу можно купить новую или б/у. Лучше всего иметь в запасе несколько полотен, которые по мере затупления можно будет менять на острые.

Что касается инструмента, который понадобится в процессе работы, то он должен быть у каждого уважающего себя хозяина. В частности, потребуются:

  • сварочный аппарат;
  • «болгарка», или, профессиональным языком, угловая шлифмашина;
  • сверлильный станок или электрическая дрель;
  • набор свёрл по бетону и металлу;
  • комплект слесарных струбцин;
  • набор гаечных ключей;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • крепёж (болты, гайки, шайбы различных размеров);
  • мерительный инструмент (линейка, штангенциркуль, рулетка);
  • уровень (лучше всего лазерного типа).

Не забудьте и о том, что понадобится подготовить прочное, ровное основание, поэтому будьте готовы к бетонным работам - сделайте запас песка, щебня и цемента, подготовьте бетономешалку, трамбовки, опалубку и длинное правило.

Подготовительные мероприятия

На этапе подготовки выбирают оптимальную конструкцию, делают необходимые расчёты и разрабатывают чертежи. После этого подготавливают материалы и инструмент и обустраивают место под монтаж лесопильного агрегата.

Проектировочные работы, чертежи

Строительство пилорамы начинают с выбора производственной площадки. Опытным путём установлено, что для этого понадобится участок размером не менее 3х6 м. В любом случае, планируя протяжённость рабочей зоны, надо обязательно учитывать максимальный размер обрабатываемого леса. Лучше всего, если агрегат будет установлен внутри помещения или под большим навесом. В таком случае можно будет работать в любую погоду.

Затем определяют количество уголков (швеллеров, двутавровых балок) и профильных труб, необходимых для изготовления рельсовых направляющих, ложе и пильной рамы. Расстояние между рельсами рассчитывают, прибавляя к максимальному диаметру бревна зазоры не менее 0.3 – 0.4 м с каждой стороны. Кроме того, необходимо учитывать поперечные усилители, которые устанавливают между рельсами через каждые 0.8 – 1 м. Опорные элементы под лесоматериал можно смонтировать на этих же усилителях, поднимая ложе на высоту не менее 0.2 м над уровнем направляющих.

Схема пилорамы Чертёж пильной каретки Чертёж рельсовых направляющих

В зависимости от конструкции составляют чертежи узлов, которые надо будет выточить на токарном станке - роликов, винтов, валов, корпусов подшипников, шкивов и т. д. Конструкцию самодельной пилорамы принимают исходя из финансовых возможностей, наличия материалов и отдельных узлов, поэтому точный проект агрегата каждый выполняет самостоятельно. Тем не менее мы предоставляем схемы и чертежи лесопилки и её отдельных узлов в качестве примера. Их можно будет использовать в собственных разработках.

Чертёж механизма натяжения Чертёж ролика Рабочее колесо в сборе

Подготовка основания

Правильно сделанный фундамент обеспечит оборудованию стабильность линейных характеристик в процессе эксплуатации

Поскольку постройка собственной пилорамы - дело серьёзное, то и подойти к нему нужно ответственно. Возможно, в дальнейшем оборудование станет не только хорошим подспорьем в хозяйстве, но и источником дополнительного заработка. Такие важные факторы, как долговечность и надёжность работы лесопилки, удобство работы и качество получаемых пиломатериалов во многом зависят от того, насколько прочное и ровное основание у неё имеется.

Сооружение опорной плиты ничем не отличается от обустройства мелкозаглубленного плавающего или простого ленточного фундамента. О нём немало написано, поэтому нет необходимости останавливаться на процессе сооружения подробно. Напомним только, что потребуется подушка из песка и гравия, толщину основания делают не менее 10 – 15 см, а его прочность обеспечивают армопоясом из стального прутка диаметром не менее 10 мм. В этом случае значимые переменные нагрузки не приведут к трещинам или проседанию бетонной плиты.

Инструкция по изготовлению пилорамы своими руками

В качестве рабочего проекта возьмём известную своей простотой и низкой стоимостью конструкцию с колёсами от легкового автомобиля. Поскольку от каждого элемента зависит правильность и надёжность работы пильного агрегата, рассмотрим в деталях процесс изготовления каждого узла, нюансы сборки и настройки оборудования.

Рельсовые направляющие

Укладка рельсовых направляющих

При использовании в качестве рельс уголков размером 50х50 мм, их укладывают не на одну из полок, а ориентируя углом ребра вверх. Это позволит уменьшить износ деталей и обеспечит повышенную жёсткость конструкции. Если же для направляющих будет взят металлопрокат с полкой 100 мм, то такой уголок можно устанавливать в любом положении. Надо сказать, что наиболее удачным вариантом являются рельсы из двутавра или швеллера, поскольку они обладают повышенной жёсткостью даже не будучи «расшитыми» при помощи поперечных элементов. К слову, в качестве «шпал» используют квадратный профиль шириной не менее 25 мм. Детали рельсового полотна соединяют между собой при помощи электросварки. Устанавливая распорные детали, приваривают трубу диаметром полдюйма с установленными на неё приспособлениями для фиксации брёвен («когтями»).

Выполняя сварочные работы, надо следить за тем, чтобы заготовки не «повело», что нередко случается при перегреве деталей. Чаще всего подобные неприятности происходят с уголками и другим тонким металлопрокатом, поэтому в таком случае лучше воспользоваться сварочным полуавтоматом, работающим в среде углекислого газа.

Если не удаётся обеспечить прямолинейность рельс при сваривании, то монтаж поперечных элементов выполняют резьбовым соединением. К бетонному основанию направляющие крепят при помощи анкерных болтов.

Одновременно с монтажом рельс обустраивают ложе для укладки лесоматериала. Для этого к «шпалам» крепят вертикальные Н-образные стойки с минимальной высотой штанг 10 см и выступами для предотвращения скатывания кругляка размером не менее 5 см.

Ложе для укладки пиломатериалов может иметь любую конфигурацию

Ближние 3 - 4 поперечины устанавливают на более коротком расстоянии - не более 0.5 м. Благодаря такому решению в дальнейшем можно будет работать не только с длинномером, но и с короткими заготовками.

В качестве роликов можно использовать как детали, выточенные на токарном станке, так и обычные шарикоподшипники. В первом случае обязательно обеспечивают отверстие под установку узла вращения, а сами колёса подвергают закалке. Второй вариант подразумевает установку на ось одного увеличенного и двух-трёх одинаковых подшипников. Разумеется, детали подбирают с одинаковым внутренним размером, а вал вытачивают с упорным буртиком с одной стороны и резьбой для крепления роликов с другой.

Широкие ролики хороши тем, что в качестве рельс можно использовать любой металлопрокат, включая швеллеры и двутавровые балки

Пильная рама

Изготовление пильной рамы начинают с вертикальных направляющих, которых потребуется две штуки. Лучше всего стойки и ползуны сделать из стальных труб, подобранных с минимальным зазором. После этого изготавливают прямоугольную раму каретки, к боковым сторонам которой приваривают верхние и нижние ползуны. Поскольку на нижней поперечине будут смонтированы рабочие колёса, то её обязательно следует сделать из жёсткой квадратной трубы или швеллера.

Примерка направляющих и ползунов

Корпус пилорамы не является чем-то сложным, поскольку представляет собой парные вертикальные и горизонтальные элементы, соединённые под прямым углом. Прочная станина получается из квадратного стального профиля шириной не менее 50 мм. В качестве распорок можно использовать прямоугольный металлопрокат меньшего размера.

Сварка станины

Применение профильных труб обеспечит конструкции жёсткость. Если же в качестве конструкционных материалов используются уголки, то места их соединений дополнительно укрепляют стальными раскосами толщиной не менее 2 мм.

В нижней части рамы устанавливают ролики, предварительно определив расстояние между их упорными стенками. Оно должно соответствовать ширине рельсовых направляющих.

Пильная рама в сборе с направляющими и кареткой

Механизм подъёма каретки. Фотогалерея

Вертикальное перемещение каретки обеспечивает парный винтовой механизм с ручным приводом и цепной передачей. Гайки приваривают к нижним втулкам (ползунам), а упорную часть винта монтируют к верхней перекладине пильной рамы. Винты будут легко вращаться, если в качестве опор взять подходящие подшипники.

Привод механизма подъема пильной каретки в сборе с приводом и натяжителем Верхний узел подъёмного механизма Гайка подъемного механизма приваривается к втулке каретки На верхней поперечине винт устанавливается в подшипник

Чтобы подъёмный механизм работал без перекосов, на валы устанавливают звёздочки одинакового размера. После монтажа цепи её натягивают при помощи ролика или фторопластового сухаря. Привод гибкой передачи обеспечивают разноразмерные шестерни, одна из которой жёстко соединяется с одним из винтов, а другая крепится на отдельном валу. Применение ведущей звёздочки увеличенного размера позволит быстро перемещать каретку по направляющим. Механизм фиксации можно сделать из подпружиненного штифта, который после регулировки устанавливают между роликами цепи и неподвижно закреплёнными кронштейнами. После сборки привод снабжают удобной ручкой.

Шкивы

Изготовление узла регулировки ступиц

Для шкивов берут колёса и полуоси от заднеприводного легкового автомобиля. Чтобы закрепить их на нижней поперечине каретки, понадобятся подшипниковые узлы. Лучше всего заказать эти детали у токаря - в таком случае можно будет сделать их регулируемыми, что позволит смещать оси рабочих колёс в стороны. Дело в том, что при работе ленточная пила нагревается и удлиняется. Если вовремя её не подтянуть, то она может слететь с наших «шкивов». Если же развести их на пару градусов в сторону от продольной оси, то можно исключить эту опасность.

Монтаж ступиц на пильную каретку

Регулировочные узлы представляют собой отрезки труб, одна из которой установлена в другую с зазором до 5 мм. Внутренняя муфта является ещё и корпусом для подшипников полуоси, а её центровка обеспечивается винтами, установленными на внешней цанге.

Монтаж силового агрегата и элементов главного привода

Одно колесо устанавливают на каретку неподвижно, снабжая хвостовик его полуоси шкивом. Другое монтируют на подвижный узел, которым будет выполняться предварительное натяжение пильного полотна. Установку шкивов выполняют не горизонтально, а со смещением 2 – 4 мм в вертикальной плоскости. Выравнивание ленточной пилы по уровню происходит благодаря смещению узла поддержки режущего полотна. Этот элемент конструкции можно сделать из трёх шарикоподшипников, подобно роликам пильной рамы.

Монтаж узла поддержки ленточной пилы. Хорошо видно устройство механизма его регулировки

После сборки и установки всех узлов на агрегат монтируют силовую установку. Вращение от двигателя к ведущему колесу передают посредством клиноременной передачи. В зависимости от используемого мотора натяжение ремня делают при помощи подпружиненного ролика, если используется ДВС, или смещением рамы с установленным электродвигателем. Кроме того, изготавливают защитный кожух, который не позволяет опилкам разлетаться во все стороны. На последнем этапе устанавливают ёмкость со смазывающе-омывающей жидкостью (СОЖ), трубку от которой подводят к одному из режущих узлов.


В механизме натяжения пильного полотна можно использовать небольшой гидравлический домкрат

После сборки агрегата и проверки затяжки всех болтовых соединений на рабочие колёса устанавливают ленточную пилу, после натяжения которой производят пробный запуск лесопилки. Если тестовое включение проходит успешно, то двигатель отключают и после полной остановки пилы на ложе укладывают и фиксируют бревно. Механизмом подъёма пилы регулируют толщину первой доски, после чего производят пробный спил. Установку выключают и осматривают, делают заключение о работоспособности пилорамы.


Поделитесь с друзьями!

Самодельная и мобильная шинная пилорама позволяет распиливать бревна диаметром 35 см в диаметре на доски и брус, самостоятельно для своих хозяйственных нужд. Простота конструкции и мобильность цепной пилорамы собранной своими руками по образу «PORTAMILL» решат проблему дорогостоящих пиломатериалов, потому что распускать бревна на доски и брус самому намного выгоднее. Для изготовления мобильной пилорамы понадобится проф труба 40 х 20 х 2 мм в количестве 2 шт длинною по 6 метров каждая, для направляющей лестницы. Ручка толкателя сделана из проф трубы с сечением 30 х 30 длинна составляет 1500 мм. Тележка на которой установлены ролики и крепление подъемного механизма пилы и сам толкатель, сварена из профиля и отделана листовым металлом толщиной 3 мм. Подъемник сделан из проф трубы 40 х 40 мм длинной 700 мм и дополнительно 450 мм для фиксации толкателя из трубы 30 х 30 мм, шпилька М-18 длинна 700 мм, все остальные материалы, уголок, труба и прочее, вообщем что было под рукой-то и пошло в дело)

Три верхних ролика для тележки заказывались у токаря, в качестве роликов фиксирующих тележку в нижней части стоят подшипники на болтах М-10.

Пилорама предназначена для бытовых нужд по хозяйству. Бензопилу рекомендуется брать с объемом двигателя не менее 50 см³ у меня установлена «Stihl 660» цепь под углом 10° . Длинна направляющей лестницы составляет 4700 мм.

Основные преимущества самодельной пилорамы-это конечно же мобильность, а именно направляющая лестница с легкостью размещается на багажнике легкового автомобиля, тележка с подъемным механизмом располагаются в багажнике, тоесть такую пилораму легко транспортировать на дальние расстояния и производить распиловку древесины непосредственно в выделенной делянке (лесу) предварительно расчистив и выровняв площадку под установку направляющей лестницы. На втором месте естественно удобство использования, потому как нет необходимости поднимать бревно как на стандартных пилорамах логосоль и удобно регулировать толщину доски. Линейка еще не установлена, потому как не хватило времени.

Оригинал пилорамы попался на просторах интернета (Цепная пилорама Portamill) Собирал без чертежей по картинке (на глаз) по месту как счел нужным внес свои коррективы. Себестоимость пилорамы (без цепной пилы) составляет порядка 5 тысяч трублей

Инструменты

  1. сварочный аппарат
  2. дрель
  3. УШМ(болгарка)
  4. набор гаечных ключей
  5. напильник
  6. слесарный и измерительный инструмент
  7. уровень

Материалы

  1. проф труба для направляющей лестницы 40 х 20 х 2 мм 2 шт длинной по 6 метров каждая
  2. труба 30 х 30 мм для ручки толкателя, длинна 1500 мм
  3. листовое железо толщина 3 мм
  4. подъемник 40 х 40 мм длинна 70 см
  5. фиксатор толкателя (труба) 30 х 30 мм длинна 45 см
  6. шпилька М-18 длинна 70 см
  7. подшипники
  8. ролики
  9. болты М-10
  10. краска
  11. тросик

Пошаговые фото сборки самодельной мобильной шинной пилорамы своими руками. Тележка сделана из профиля и обварена листовым металлом 3 мм. Ролики заказывались у токаря.
Крепление толкателя и подъемный механизм цепной пилы.
Тележка полностью в сборе и готова к работе, осталось поставить только бензопилу.
Тележка на направляющей лестнице.


Сборка подъемного механизма.











Пилорама своими руками шинная может быть изготовлена в домашних условиях с небольшими финансовыми затратами. Следовательно, вы получите большое количество материалов для собственного строительства, излишки могут быть проданы, что окупит все ваши затраты на изготовление пилорамы.

Шинная пилорама может быть изготовлена своими руками с минимальными финансовыми затратами.

Строительный бум, который на протяжении последних 10 лет не спадает на всем постсоветском пространстве, требует большого количества материалов. Несмотря на изобилие лесов, пиломатериалы были и остаются самым востребованным материалом. И эти материалы стоят недешево.

Материалы и инструменты

Перед тем как приступить к работе, необходимо запастись необходимыми материалами и инструментами. Вам необходимо иметь:

  • металлические швеллеры или рельсы (около 5 м);
  • трубки различных диаметров;
  • электромотор;
  • шину от бензопилы (лучше использовать длинную шину);
  • ведущую звездочку от бензопилы;
  • электросварку;
  • болгарку.

Самодельная пилорама (шинная) изготавливается на базе деталей от бензопилы. В рабочую часть входят сама шина, электромотор и система сцепления. Все эти детали монтируются в отдельный корпус.

Вернуться к оглавлению

Сборка

Сначала необходимо изготовить каркас в форме прямоугольного параллелепипеда. В центральной части каркаса необходимо установить шину. Обратите внимание, что нагрузка на этот узел будет иногда слишком большой, поэтому шину необходимо закрепить с двух сторон.

Ведомая звездочка обычно имеет отверстие, в которое необходимо вставить ось из прочной низкоуглеродистой стали или сплава, обладающего высокой прочностью. Эта ось должна противостоять движению шины в горизонтальной плоскости. Чтобы избежать вертикального смещения, вплотную к шине на ось надеваются с обеих сторон подшипники.

Для изготовления пилорамы, понадобиться болгарка.

Далее надеваем втулки, чтобы зажать подшипники, и привариваем ось к одной из сторон каркаса. В противоположной части необходимо разместить двигатель и систему натяжения цепи. Выдумывать конструкции нет необходимости: воспользуйтесь имеющимися элементами от бензопилы.

Потребуется нам и ведущий барабан. Его закрепляем на вал электродвигателя и фиксируем с использованием продольной шпонки. А теперь конструкцию необходимо отцентрировать и хорошо закрепить на корпусе. Особенное внимание обратите на крепеж электродвигателя: в ходе работы он очень сильно вибрирует, поэтому станина для него должна быть жесткой. Идеально подходит станина из чугуна, но возникают сложности со сваркой. Рекомендуется сделать основу под электрический мотор из металлических профилей, сварив из них две треугольные формы. Жесткость будет обеспечена, если вы расположите эти треугольники вертикально.

Вернуться к оглавлению

Перенос конструкции на основу

А теперь расположите полученный рабочий блок на каркасе из металла. Изготовить его не сложно. Сначала сварите из прочных металлических трубок две формы (в виде буквы П). В верхней части эти формы закрепляются между собой (можно использовать как сварку, так и соединения на болтах). В центральной части этого каркаса приварите вертикально 4 трубки. На каждой из них с внешней стороны проделайте небольшие углубления (не более чем на половину толщины металла) на расстоянии 2 см друг от друга. К рабочему узлу необходимо приварить тоже 4 трубки, но их внутренний диаметр должен точно совпадать с внешним размером вертикальных труб. Все элементы должны располагаться так, чтобы трубки рабочего узла насаживались на трубки несущего каркаса.

Кратко объясним принцип действия: рабочий узел будет иметь возможность свободно перемещаться вертикально и фиксироваться с помощью болтов. Вы отпускаете все 4 болта, перемещаете рабочий узел в вертикальном направлении на необходимый вам уровень и снова затягиваете болты. Рабочий узел будет жестко зафиксирован, следовательно, вы сможете совершать продольный распил дерева в строго горизонтальной плоскости.

Вернуться к оглавлению

Разновидности и особенности самодельных пилорам

Гнутые швеллера понадобятся для сборки пилорамы.

Шинная пилорама своими руками может быть изготовлена в двух вариантах:

  • с перемещением рабочего узла относительно ствола дерева;
  • с продольной подачей дерева.

Говорить, что какой-то из вариантов лучше, не стоит, так как оба они имеют как преимущества, так и недостатки. Например, если осуществлена подача рабочего блока вдоль ствола, то оператору легче регулировать свои усилия, чтобы обеспечить равномерный ход и пиление на высокой скорости.

Подача бревна более затруднительна в этом отношении: достаточно подать бревно чуть сильнее, как нагрузка на шину и цепи будет слишком высокой. Это может привести к заклиниванию цепи или перегоранию двигателя. Зато такая пилорама не нуждается в большом количестве электропроводки, как это бывает при использовании подачи рабочего узла. О том, что предпочесть, думать вам. Но не забывайте, что самодельная пилорама и бревно при пилении должны находиться в строго горизонтальном положении.

Позаботьтесь, чтобы названные элементы находились на прочной основе, исключающей вибрации, «качания» и толчки.

Обычно шинная пилорама своими руками располагается или на швеллерах, или на рельсах.

В нижней части каркаса пилорамы устанавливаются колеса, чтобы обеспечить легкое перемещение (пилорамы или бревна).

Цепная пилорама является незаменимым помощником для любого строителя. Без нее не обойдется ни один серьезный ремонт. Особенно этот инструмент актуален для тех, кто живет в частном секторе и часто сталкивается с проблемами строительства и ремонта.

Что такое цепная пилорама?

Принцип действия цепной пилорамы в определенной степени напоминает ленточный аппарат: распиливаемое бревно прочно закреплено, тогда как распил осуществляется за счет пилы. Пила крепится к движущейся каретке. Различие между цепной и ленточной пилорамами состоит только в том, что в данном варианте применяется только цепная пила, а не ленточная.

Главный недостаток цепной пилорамы заключается в более низкой производительности и экономичности в сравнении с ленточными аппаратами. Невзирая на такие минусы, люди пользуются такими станками именно по причине его не высокой стоимости и удобства, а настоящие умельцы и создают цепные пилорамы своими руками. Кто-то хочет сэкономить денег, а кто-то просто сделать станок, в полной мере удовлетворяющий все индивидуальные пожелания мастера.

Цепная пилорама своими руками

Что же нужно для создания цепной пилорамы своими руками? Для начала стоит посмотреть чертежи цепной пилорамы в интернете. Чертежи бывают разные, однако любая такая пилорама состоит из бензопилы, стальной рамы и рельсовых направляющих.

Для того, чтобы создать цепную пилораму нужно прочно закрепить на шину пилы металлическую раму. Промежуток между цепью и рамой будет равен толщине получаемых пиломатериалов. По этой причине нужно заранее решить, какие именно пиломатериалы вам нужны. Кстати, если сделать расстояние между цепью и рамой больше, то можно создавать не только доски, но и брус.

Отличная станина получится из двух стальных швеллеров, длиной по 8 метров, а высотой по 0,14 метра. Кроме этого можно использовать рельсы или же металлические уголки. Нужны заготовки идеально прямой формы. По всей длине швеллеров нужно сделать отверстия диаметром 14-16 миллиметров на расстоянии до 1,5 метров.

По числу этих отверстий нужно сделать из отрезков водопроводной трубы специальные стяжки. Все части крепятся при помощи шпилек с резьбой или болтов.

После этого нужно собрать все составляющие цепной пилорамы в единое устройство и установить на стойки. От габаритов станины зависит число стоек. Самые последние стойки должны находиться на расстоянии не более 1 метра от конца направляющих.

Для придания большей жесткости нужно зафиксировать раскосы.

После этого монтируется подвижная тележка. Ее можно создать из стальной плиты толщиной от 4 до 6 миллиметров, а длиной примерно 0,6 метров. Размер тележки зависит от габаритов электромотора.

Далее можно приступать к подбору прокладок и зажимных пластин для тележки. Элементы должны гарантировать свободное передвижение механизма. Вместе с тем зазор должен получиться минимальным. Стяжку прокладок стоит выполнить с помощью болтов.

Обязательно нужно ликвидировать поперечный люфт, путем монтажа упорного уголка к основе тележки. Тележку можно поставить на подшипники либо ролики. Обратите внимание на то, что подшипники стоит использовать новые, бывшие в употреблении однозначно не подойдут.

Цепь нужно максимально натянуть. Штурвал крепится на одной из втулок боковых звездочек, расположенных по периметру направляющих.

Для того, чтобы создать фиксирующее приспособление для бревна нужно взять трубы диаметром 3 - 4 сантиметра, вставить в них подвижные штанги, входящие в стопор на требуемой высоте винтом М8.

Сверху на штанги крепятся прижимающие детали, длина которых не мене 1,5 см, а также кулачковые зажимы.

После этого можно устанавливать электрический мотор и пилу, диаметр которой равен 1 метр. Выбор бензопилы для домашней пилорамы также не маловажный процесс. Бензопила должна иметь высокую мощность, высокие показатели экономичности. Кроме этого, ее цепь должна быть хорошо заточена. Сделать цепную пилораму собственноручно не сложно. Но, помните, что кроме создания аппарата, важно гарантировать безопасную эксплуатацию.

Именно таким образом создаются "домашние" цепные пилорамы. Видео процесса изготовления такой пилорамы представлено ниже.

Безопасность при работе

Имея высокую производительность, пилорамы являются источниками повышенного производственного травматизма. Многие люди слышали ужасные рассказы на тему «отвернул голову, а пальца на руке уже нет». Подобных историй много и все они реальны.

Самый надежный метод уменьшения числа травм и аварий во время пользования таким оборудованием - скрупулезное соблюдение всех правил техники безопасности. Перед началом работы нужно детально ознакомиться с принципами работы и инструкциями по эксплуатации такого устройства, а также с правилами пожранной безопасности.

Наивысший уровень безопасности достигается тогда, когда пилорама оснащена системой реверсивной подачи за счет своей конструкции.

Цепные пилорамы, видео


Далеко не каждый может позволить себе приобрести готовую пилораму. Поэтому находятся умельцы, которые способны смастерить шинную пилораму в своем . Если придерживаться инструкции и найти все необходимые элементы, то на сборку данного станка уйдет немного времени. Конечно, в процессе работы могут появляться трудности, но это нестрашно, так как у каждого есть право на ошибку, тем более, что в любом случае можно все переделать.

Изготовление самодельной шинной пилорамы производится по этапам

- для начала нужно подобрать место под пилораму. Площадка должна быть немного под наклоном, что будет помогать при распиле. Не нужно будет прилагать больших усилий на каретку.

Создается каретка, на ней будут закреплены электродвигатель и шина. Она будет двигаться по направляющим трубам (см. фото). Все предельно просто и эффективно, каретка собой очищает с направляющих большое количество опилок. При желании можно соорудить каретку, которая движется при помощи роликов, при этом конструкция усложнится;

Двигатель лучше всего подобрать асинхронный, и не меньше, чем 3000 оборотов в минуту при 2кВт.

Также необходимо приобрести шину длиной 40 см с цепью для продольного распила. Угол заточки составляет 10 градусов. Шина будет крепиться к каретке при помощи двух болтов в штатный паз. Натяжка цепа проводиться руками, при этом одновременно затягиваются болты, что крепят шину. Вал двигателя должен вращаться не меньше, чем 3000 оборотов в минуту, шина выдерживат такую нагрузку. Число зубьев ведущей звездочки колеблется от 6 до 9, при диаметре от 4 до 6 сантиметров;

На стойку нужно приварить подпятник, на который и будет опираться полено. Бревно и вся опора поднимается вручную, а механизм фиксируется при помощи болтов (как показано на фото).

Совет! Чтобы прикрепить звездочку на валу основного двигателя нужно засверлить на валу небольшое отверстие, это необходимо делать на работающему двигателе, далее сделать резьбу и закрепить ведущую звездочку болтом;


- как свидетельствует практика, двигатель мощностью в 2 киловатт вполне справляется со своей работой. Он не нагревается, а сама пилорама не создает лишнего шума;

Из-за того, что пилорама имеет схожую конструкцию с , ее паз шины не всегда хорошо смазан. Также ведущая звездочка остается без нужного количества масла. Промышленные цепные пилорамы снабжаются необходимым количеством смазки через специальное отверстие. Звездочка также смазывается маслом, которое поступает через отверстие. Но правильнее всего будет смазывать те участки, которые подвергаются максимальному трению, а это: паз шины и все звездочки, которые находятся в механизме. Лучше всего подавать масло при помощи капельной системы, во все трущееся участки.

Шинная пилорама своими руками с приводом от электродвигателя