Почему самоубийц не хоронят на кладбище. Где хоронят самоубийц и с чем это связано

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий - и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле, без воли которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, «шед удавился».

«»
Поэтому по церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, преступники, убитые во время разбоя, люди, настоявшие на эвтаназии) и подозреваемых в самоубийстве (например, утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.

Тем не менее, как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни. На этом основании епархиальные церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц, в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве ропота или богоборчества, а в состоянии психического нездоровья.

Так, например, в 1991 году Московская Патриархия приняла решение об отпевании Марины Цветаевой. Основанием для ее церковного поминовения было ходатайство диакона Андрея Кураева, одного из наиболее авторитетных современных богословов и большого ценителя и знатока творчества Цветаевой. При внимательном исследовании всех обстоятельств ее елабужского самоубийства о. Андрей Кураев мог, вероятно, прийти к выводу, что назвать ее сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой.

Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых «случайных самоубийц» – то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Церковь разрешает отпевать самоубийц, которые не умерли сразу, а имели время для покаяния (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству).

Особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство. Если есть хоть малейший повод сомневаться в том, что это было самоубийство – т.е. покойный никогда не выказывал таких намерений и т.п., то отпевание, как правило, совершается. Так, например, был отпет Сергей Есенин, невзирая на официальную версию самоубийства.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV V..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий - дар жизни. Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе. Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша беседа с протоиереем Сергием Дерменжи, клириком кафедрального собора в честь Воскресения Христового.

Феномен самоубийств давно известен обществу. О нем упоминается в разные эпохи и на разных континентах. Какова мотивация людей, решившихся на такой шаг?

Думаю, что в жизни такого человека сначала появляются нерешенные проблемы, а пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет их. Человек пытается заполнить духовную пустоту - а ведь именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром - и не может. В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих. По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.

Часто бывает, что перед принятием такого решения он чаще всего успокаивается. Родственники и знакомые наблюдают улучшения в его поведении. Существовавшие бесконечные проблемы и беспокойства будто исчезают, человек раскладывает все по полочкам - что после его ухода будут делать родственники, дети, знакомые…
К сожалению, будущий самоубийца не думает об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых.

Трудно понять решимость к акту суицида. Ведь у человека есть инстинкт самосохранения, он боится иногда простых вещей - темного помещения, высоты, закрытого пространства… И вдруг приходит к выводу подняться на крышу дома, залезть в петлю, наглотаться таблеток, вскрыть вены… Почему это происходит?

- «Отключение» инстинкта самосохранения осуществляется поэтапно. У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых. Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход... Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы. То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы…

- Могут дойти до такого состояния верующие люди?

Нужно сказать, что подобное состояние - это большое противостояние… Самоубийцы - люди, которые противятся воле Божией. Мы не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живем для спасения. Господь любит всех нас, как своих детей, и хочет, чтобы мы жили, а не допускали мысли о самоубийстве. Если человек верующий, он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие. Жизнь набожных людей не имеет границ, т. к. она вечная. Каждый из нас находится в начале пути к этой жизни, борется с грехами, мешающими ему двигаться к Господу. Такой человек не может сойти с нужного маршрута, совершить самоубийство, разве только утратив веру.

Но если человек доведен до предела своих сил тяжелой болезнью или обстоятельствами жизни, у него нет ни желания, ни возможностей исправить ситуацию или бороться с ней. Такие люди теряют душевное равновесие, их поведение не совсем адекватное, они, можно сказать, психически неуравновешенны, травмированы. Не является ли это состояние оправданием такого поступка? Ведь Церковь отпевает душевнобольных людей, покончивших с собой?

Есть разные ситуации. Бывает, человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности. Это состояние одержимости бесом, жертва не может видеть и адекватно оценивать свои поступки. Но развивается все, конечно же, не сразу - не за три секунды человек совершает суицид. Воля постепенно порабощается греховными страстями, и он принимает решение под действием темных сил.

Есть два пути, о которых нужно сказать.

Это путь человека неверующего, когда говорят, что он может распоряжаться своей жизнью. Например, если речь идет об аборте и от женщины зависит жизнь ребенка. Во время суицида якобы человек имеет право наглотаться таблеток или подписать документ об эвтаназии. Для таких людей словно наступает конец мира, в их понимании, что от жизни взято все, все испробовано, больше ничего нет и т. д.

Но есть и другой путь. Так, многие даже в сложнейших ситуациях уходили из жизни по-христиански. Например, мои знакомые, зная о смертельном, неизлечимом недуге, достойно закончили свою жизнь, решив все проблемы -дела на работе, в семье, дописав незаконченную книгу. Они покинули этот мир в тишине и спокойствии, так как знали, что для христианина конец жизни - это переход в вечность, где не темнота и ужас, а радость соединения с Богом, со своими родственниками и близкими. Конечно, мы понимаем, что по нашей греховности не сможем попасть в те места, где пребывают души наших родственников. Все боятся этого, но есть надежда на милость Божию.

Очень многих потряс такой случай: свела счеты с жизнью многодетная мать. Получается, что не только инстинкт самосохранения не спас ее, но и материнские чувства куда-то исчезли?

Случай этот довольно сложный, неоднозначный, многие о нем слышали. Учитывая биографию женщины, все факторы, которые предшествовали трагедии, нужно сказать, что в ее жизни были огромные ошибки, направлявшие ее по ложному пути. Поступки многодетной матери противоречили законам страны, законам морали, нравственности, что и привело к такому концу. Она имела множество мужей, некоторые браки не регистрировала или узаконивала ради получения денег от государства, попадала под акты насилия со стороны мужчин, имела финансовые проблемы, в которых была виновата и сама, и ее бывшие мужья.

И, конечно же, нарушала законы духовные. Была совершенно далека и от Церкви, и от заповедей Божиих. Безусловно, она пыталась как-то растить своих детей, жить по закону совести, но множество жизненных ошибок привели к такому печальному результату. Ее душевное, нравственное состояние оставалось незаметным для родственников, или же они ничего аморального не видели в ее жизни. В конце концов, родственники отказывались верить в самоубийство - они утверждали, что это убийство и она не виновата в том, что дошла до такого состояния. Действительно, решившись на это, женщина была совершенно спокойной - договорилась о крещении своих детей, наверное, позаботилась и о том, кто их возьмет на воспитание и т. д. Она обдуманно совершила этот ужасный поступок.

Поэтому хочется спросить: можно ли как-то заблаговременно предупредить намерение человека совершить подобное? Если вы говорите, что человек, наоборот, успокаивается, то получается, что остановить и помочь таким людям невозможно?

Думаю, что главная причина тех или иных поступков человека - в наборе его основных жизненных ценностей. Если для него заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности. С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божьего. Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они знали последствия, скажем, ограбления, сроки пребывания в тюрьме, вряд ли решились на неблаговидный поступок.

Мы же, сделав что-либо, всегда ожидаем сиюминутного результата: украли - повеселились, обманули - получили какую-то выгоду, но о дальнейшей перспективе никогда не думаем.

Люди, совершая суицид, тоже не заботятся ни о жизни вечной, ни о родственниках.

Совсем недавно покончила с собой бабушка, получив квитанцию к счету по оплате газа. Почему в таком почтенном возрасте решаются на это? С другой стороны - выбросились из многоэтажки 12-летние подростки…

Основы те же. У молодых, может, еще не сформировались жизненные ценности, понятие о смысле жизни. Но, к сожалению, сейчас многие люди даже среднего возраста, с высшим образованием не задумываются о цели своей жизни, «плывут по течению».

Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова владыки Никона (Рождественского), записанные в его дневнике еще в начале ХХ века: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и - человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние - смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Посмотрите даже на тех людей, которые ходят в церковь. Множество прихожан, к глубокому сожалению, не понимают, что происходит на богослужениях, не осознают, зачем нужны Таинства, равнодушны к тому, как нужно правильно поступать в той или иной ситуации. Формальный приход на службу, на праздники, чтобы посвятить что-либо, формальное отношение к Таинствам и к жизни приводят к тому, что человек не задумывается о своей душе, о будущем, о смысле жизни.

В итоге у людей из всего ряда ценностей остаются только сиюминутные эмоции и потребности. Если бы самоубийцы задумывались о последствиях, не говоря уже о родственниках и близких, число бы суицидов уменьшилось.

- Почему Церковь не отпевает самоубийц, ведь некоторые люди делают иногда это неосознанно, в помрачении ума?

Как бы ни возмущало это многих, но Господь не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят совершать эти богослужения, а из-за того, что сам человек не возжелал такого. Его личное решение уйти из жизни противоречило идее создания человека Господом для жизни вечной. Бог никогда не насилует волю человека, Он не посылает насильно даже хорошее. Господь дает нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью. В конце концов, мы осуществляем этот выбор всегда, каждую минуту. Если человек решил покончить жизнь самоубийством, а Церковь его будет отпевать, то мы, получается, насильно тащим жертву в Царство Небесное, даже если она этого не хочет и отреклась от самого большого дара жизни, который Господь даровал ей.

- А в принципе возможно ли отпевание самоубийц?

Только если есть какие-то доказательства того, что человек совершил самоубийство несознательно, не по своей воле, а в помрачении ума, например, в стадии психического нездоровья. К сожалению, епископ часто не имеет возможности детально разобраться в ситуации, чтобы принять решение об отпевании какого-то конкретного человека или об отказе. Иногда люди находятся, как говорят врачи, в пограничной стадии, т. е. человек еще не состоит на учете в психдиспансере, но уже ведет ненормальную жизнь, его действия неадекватны. И такие пограничные состояния всегда тяжелы для родственников, которые знают, что человек был нездоров, но документов, подтверждающих это, предоставить в милицию, священнослужителям не могут. Провести расследование у Церкви нет возможности, и в таком случае может приниматься решение об отказе отпевания.

Как помочь таким людям, как им молиться? Чем утешить родственников или близких, если в храме нельзя ни записку подать, ни свечку поставить? Как жить дальше с такой болью, с такой утратой?

В Церкви еще в 2011 году был принят «Чин утешения родственников самоубийц». Учитывая то, что человек сам для себя все решил, а для родственников это очень тяжелая травма, Церковь ввела чин такого утешительного молебна, который может послужить священник для родственников в их тяжелом состоянии.
За самоубийц не молится Церковь всей полнотой церковной, но за них, конечно же, нужно возносить молитву дома, например старца Льва Оптинского, в которой есть такие слова: «Взыщи раба такого-то и аще возможно, помилуй». Также можно просить знакомых, священника, знавшего усопшего, молиться о нем дома (и только дома!), не в храме, без привлечения церковной соборной молитвы.

Можно ли отпевать самоубийц? О правилах и запретах на похоронах самоубийц

Многие родственники, утратившие в своей семье близкого человека, который совершил акт самоубийства, нередко задаются вопросом: как хоронить самоубийцу? Можно ли его отпевать? Для человека, который исповедует христианство, в частности, православную ветвь, отпевание души усопшего становится весьма значительным и важным обрядом. Ведь отпевание – это такой же важный, как и крещение, обряд, позволяющий душе покойного подготовиться к загробной жизни.

По религиозным понятиям – самоубийца является человеком, который преступил как перед своей душой, так и перед Богом. Ведь если Бог дал вам жизнь, то лишь он имеет право ее отнять.

Хоронят ли самоубийц?

Да, самоубийц хоронят. Однако, сам процесс погребения в некоторой степени отличен от того, как хоронят людей, которые не по собственной вине свели счеты с жизнью.

Где хоронят самоубийц?

Ответ на этот вопрос заключается в следующем: самоубийц нельзя хоронить на кладбище, где погребены люди, которые умерли либо естественной смертью, либо не от своих рук. В православии самоубийство считается тяжелейшим грехом, вплоть до того, что есть такое убеждение, что человек, совершивший суицид, отказывается от статуса человека. Это значит, что самоубийц, как и домашних животных, нужно хоронить вдоль дорог, на обочинах, или же в определенных местах. Это происходит по причине того, что кладбище является местом, где покоятся люди, охраняемые Богом, лишившиеся жизни не по собственной вине.

Раньше самоубийц хоронили в лесах или же на полянах. Также, ранее были такие деревни, где суицид был достаточно распространенной причиной смерти, и по этой причине в этих деревнях было два кладбища. Первое кладбище было для людей, ушедших из жизни не по своей вине или воле, а также, для тех, кто самостоятельно отобрал у себя жизнь. Однако на сегодняшний день, люди пренебрегают тем, что самоубийцы должны быть погребены в специально отведенном месте, хотя по Библейским канонам, на кладбищах хоронить самоубийц не разрешено.

Запреты для самоубийц

Самоубийц нельзя отпевать, а похороны нужно осуществлять на третьи сутки. Нельзя плакать и скорбить по умершему, а также целовать покойного. После погребения сорокоуст за упокой также нельзя заказывать, а еще нельзя поминать покойного панихидой.

Кого относят к самоубийцам по церковным канонам?

К самоубийцам относятся не только те люди, которые совершили акт суицида известными нам способами (повешение и так далее), но и те, люди, которые будучи преступниками, были убиты во время совершения преступного деяния, люди, страдающие от тяжелых заболеваний, которые согласились на эвтаназию. В отпевании души усопшего может быть отказано, если не было установлено, покончил ли жизнь самоубийством человек или же нет.

Также, фактически, церковь относит наркоманов, токсикоманов и алкоголиков, ведь они добровольно сокращают свою жизнь и приближают и без того неминуемый момент смерти.

И все-таки: можно ли отпеть самоубийцу?

Отпеть самоубийцу можно только в том случае, если человек, который наложил на себя руки, был психически нездоров. Для того, чтобы сделать это возможным, необходимо обратиться с письменным прошением на имя архиерея Вашей епархии с указанием психической болезни, которой страдал самоубийца. Также необходимо приложить справку о болезни и о том, что человек состоял на учете. После того, когда вы получите разрешение с указом архиерея, необходимо обратиться к вашему приходу.

Также, дома можно молиться за душу усопшего не запрещено, однако это считается большим искушением, поскольку родственник самоубийцы просит прощения за человека, который совершил тяжелейший грех.

Почему люди кончают жизнь самоубийством? Что приводит людей к самоубийству?

Информацию о всех ритуальных обрядах и обычаях в Минске и других городах Беларуси, а так же задать интересующий Вас вопрос, Вы можете найти на сайте справочника Ритуальных услуг

Самоубийство - самый тяжкий человеческий грех. Хоро­нить таких людей надо за кладбищенской оградой, и этот уго­лок самоубийц никак ограждать нельзя. Иначе душа покой­ного будет сильно мучиться. Если самоубийцу похоронить среди обычных людей, то его душа получит дополнительные истязания на том свете и будет мстить тому, кто заточил его тело за кладбищенскую ограду. Обычно это родные. Потой же самой причине на могилах самоубийц нельзя ставить крестов, их нельзя отпевать. Над самоубийцами в церквах читается особая молитва.

Чтобы найти утонувшее тело, надо спустить на воду бухан­ку хлеба с ртутью внутри, и она остановится точно над телом

Не совсем точно. Когда душа в момент смерти покидает тело, то оставляет за собой тонкий серебристый путь. Душа человека имеет большое содержание серебра. Хлеб с ртутью остановится в том месте, где утонул человек, где остался серебряный след. А само тело к этому времени может сне­сти течением далеко в сторону.

Если выстрелить из ружья, то утопленник всплывет

Неправда.

Утопленник сам всплывает на третий день

Только в том случае, если тело не зацепилось за корягу ими какое-нибудь другое препятствие.

После смерти связь между душой ителом человека со­храняется. Душа, желая, чтобы тело похоронили повсем правилам, поднимает его на поверхность.

Если вытащили тонущего человека, его нельзя класть на землю

Да. Остатки жизненных сил человека могут уйти взем­лю. Надо хоть что-нибудь подстелить под него.

Первый покойник на новом кладбище обязательно попа­дет в Ад

Нет, неправда. Просто одному на кладбище лежать не­уютно, и вскоре он потянет за собой еще одного.

Земля с могил родственников обладает защитными свой­ствами

Сама земля ничем не обладает, но вера человека в чудо­действенность земли действительно помогает. Человек про­граммирует себя на удачу.

Веревка, на которой повесили человека, может снимать головную боль. Кольца от гробов лечат от ревматизма. Мы­ло, которым мыли покойника, исцеляет от ломоты в кос­тях и т.д.

Очень дурные инеправильные суеверия. Все предметы, связанные со смертью, обладают не целебными, а, наоборот, губительными свойствами. Недаром все эти предметы исполь­зуются в колдовстве для наведения порчи или даже смерти.

Если человек умер в Пасху, то он сразу в Рай попадет

Да. Пасха - великий праздник, вэто время врата Рая открыты для всех.

Другие приметы и суеверия

Баня

Считается, что:

Баня - место нечистое, поганое;

В ней живут черти, кикиморы, банник;

Ночью нельзя мыться;

По воскресеньям и христианским праздникам тоже нельзя;


Нельзя мыться без креста;

Нельзя мыться в нетрезвом виде (черти замучат). На самом деле:

Баня (ванная комната) - действительно нечистое мес­то. Потому что там человек с помощью воды смывает с себя не только обычную грязь, но и невидимую энергетическую. Обычная грязь уходит в слив на полу, а энергетическая грязь остается в помещении.

В бане живет только банник - невидимый сгусток энер­гии, похожий на домового. В отличие от домового банник - существо более черное, так как ему постоянно приходится иметь дело только с грязной человеческой энергетикой. Бан­ник живет только в отдельно стоящих помещениях. Если баня находится в доме, то там банника нет, это уже территория домового. В ванной комнате банника нет. Ночью и по воскресеньям мыться не рекомендуется. Но­чью черные силы усиливают свое воздействие. В момент же мытья человек находится в расслабленном состоянии, поэ­тому очень велик риск получить удар по здоровью от вся­кой нечисти.

Та же самая ситуация и с воскресеньем. В воскресный день вообще не рекомендуется работать. Организм после тру­довой недели требует отдыха и восстановления жизненных сил. А мытье тела - это на самом деле не развлечение, а рабо­та. Недаром после хорошей баньки человеку требуется отдых. Во время мытья в бане или ванне нательный крестик, наоборот, надо снимать. Потому что крестик цепляет на себя черную энергетику. Когда вы будете мыться с крестиком на шее, то чернота, вместо того чтобы стечь с вас на пол, будет держаться за крест. А вот уже после мытья можете надеть на себя крест, ион опять начнет выполнять свою защитную функцию.

В народе существует поверие, что Церковь все-таки поминает людей, добровольно ушедших из жизни, единственный раз в году – в субботу, предшествующую празднику Святой Троицы (этот день поминовения называется Троицкой родительской субботой). Данное представление происходит от одного из песнопений, которое поют в этот день в храме, там действительно есть слова о людях, покончивших с собой, но их не поминают.

Жизнь человеку дает Бог, только Он имеет право решать, когда она закончится – и не важно, насколько жизнь приятна человеку. С точки зрения христианина земная жизнь – это путь испытаний, которые надлежит принимать со смирением, понимая для духовного роста. Самовольно отказываясь от жизни и от испытаний, которые она несет, человек ставит свою волю выше воли Бога, тем самым демонстрируя миропонимание, абсолютно не соответствующее христианскому вероучению.

Такой человек оказывается вне Церкви – подобно некрещеному, следовательно, она уже ничего не может для него сделать. Конечно, в подобную ситуацию человека ставят и другие грехи, но они хотя бы предполагают принципиальную возможность покаяния, самоубийца же сознательно отрезает себе этот путь. Священники не берутся утверждать, что для таких людей нет абсолютно никакой надежды – знать все о чьей-либо посмертной участи может только Бог, но приходится полностью препоручать Его воле.

Келейная молитва

Невозможность церковного поминовения заставляет близких людей самоубийцы искать хоть какого-то утешения в келейной – индивидуальной, домашней молитве. Прямого запрета на келейную молитву за самоубийц в Церкви не существует, но делать это можно исключительно по благословению духовника. Впрочем, священники неохотно дают такие благословения, и тому есть серьезные причины.

Молитва за самоубийцу в определенной степени становится проявлением гордыни: человеку, который это делает, может показаться, что он милосерднее Церкви или даже самого Бога. Кроме того, молясь за кого-либо, христианин становится сопричастен состоянию души этого человека. Душа самоубийцы покидает мир в состоянии отчаяния, уныния или даже озлобления, враждебности Богу. Этим состоянием может «заразиться» тот, кто за него молится, поэтому священники не советуют молиться за самоубийц.

Если благословение священника все-таки , нужно читать молитву преподобного Льва Оптинского. Хороший способ помочь душе самоубийцы – раздача милостыни нуждающимся.