Православные церкви в латвии. Латвия

Церковь-мать Московский патриархат Богослужебный язык церковнославянский , латышский Календарь юлианский Численность Епископов 3 Епархий 2 Учебных заведений 1 Монастырей 3 Приходов 118 приходов Священников 91 священнослужитель (78 священников, 13 диаконов) Сайт

Латви́йская правосла́вная це́рковь (латыш. Latvijas Pareizticīgā Baznīca ) - самоуправляемая Церковь в составе Московского патриархата в Латвии .

История

Современное состояние

C 1993 г. возобновила свою деятельностью Рижская духовная семинария .

Статистика: 118 приходов; 92 священнослужителя (79 священников, 13 диаконов).

Богослужения в части приходов ведутся на латышском языке .

Структура

Предстоятели

  • 1921-1934 - Иоанн (Поммер) , архиепископ Рижский и всея Латвии
  • 1936-1940 - Августин (Петерсон) , митрополит Рижский и всея Латвии ()
  • 1943-1944 - Иоанн (Гарклавс) , архиеписокоп Рижский и всея Латвии
  • с 27 октября по настоящее время - Александр (Кудряшов) , митрополит (с 25 февраля ) Рижский и всея Латвии

Даугавпилсская кафедра

  • 17 июля 1938 г. - 1940 г. Александр (Витоль) , епископ Иерсикский (Константинопольский патриархат)
  • 23 июля 1989 г. - 27 октября 1990 г. Александр (Кудряшов)
  • 19 августа 2006 г. - н/вр Александр (Матрёнин) , епископ Даугавпилсский, викарий Рижской епархии

Монастыри

  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Илуксте) - бывший Иллукстский Рождество-Богородицкий монастырь, основанный в 1667 году как мужской униатско-базилианская обитель; в 1839 году обращён в православный и приписан к Полоцкой епархии. В 1850 году отошёл к викариатству Рижской епархии, в 1880 году становится женской общежительной обителью III класса, в 1915 году эвакуирован в Нижегородскую губернию. В 1953 году закрыт и обращён в приходской храм, а с 1 августа 1996 года приписан в качестве подворья Рижского Свято-Троицкого монастыря.
  • Екабпилсский монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (мужской) - основан в 1670 году, закрыт в 1866 году, возобновлен 1 октября 1993 года.
  • Спасо-Преображенская пустынь (Елгава) - скит под Елгавой , основанный в 1895 году при Рижском Свято-Троице-Сергиевом женском монастыре.
  • Свято-Троице-Сергиев женский монастырь - в 1892 году образована женская монашеская община, преобразованная в 1902 году в монастырь.

Напишите отзыв о статье "Латвийская православная церковь"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Латвийская православная церковь

Он сел против Пьера.
– A propos, vous savez donc l"allemand, vous? [Кстати, вы, стало быть, знаете по немецки?]
Пьер смотрел на него молча.
– Comment dites vous asile en allemand? [Как по немецки убежище?]
– Asile? – повторил Пьер. – Asile en allemand – Unterkunft. [Убежище? Убежище – по немецки – Unterkunft.]
– Comment dites vous? [Как вы говорите?] – недоверчиво и быстро переспросил капитан.
– Unterkunft, – повторил Пьер.
– Onterkoff, – сказал капитан и несколько секунд смеющимися глазами смотрел на Пьера. – Les Allemands sont de fieres betes. N"est ce pas, monsieur Pierre? [Экие дурни эти немцы. Не правда ли, мосье Пьер?] – заключил он.
– Eh bien, encore une bouteille de ce Bordeau Moscovite, n"est ce pas? Morel, va nous chauffer encore une pelilo bouteille. Morel! [Ну, еще бутылочку этого московского Бордо, не правда ли? Морель согреет нам еще бутылочку. Морель!] – весело крикнул капитан.
Морель подал свечи и бутылку вина. Капитан посмотрел на Пьера при освещении, и его, видимо, поразило расстроенное лицо его собеседника. Рамбаль с искренним огорчением и участием в лице подошел к Пьеру и нагнулся над ним.
– Eh bien, nous sommes tristes, [Что же это, мы грустны?] – сказал он, трогая Пьера за руку. – Vous aurai je fait de la peine? Non, vrai, avez vous quelque chose contre moi, – переспрашивал он. – Peut etre rapport a la situation? [Может, я огорчил вас? Нет, в самом деле, не имеете ли вы что нибудь против меня? Может быть, касательно положения?]
Пьер ничего не отвечал, но ласково смотрел в глаза французу. Это выражение участия было приятно ему.
– Parole d"honneur, sans parler de ce que je vous dois, j"ai de l"amitie pour vous. Puis je faire quelque chose pour vous? Disposez de moi. C"est a la vie et a la mort. C"est la main sur le c?ur que je vous le dis, [Честное слово, не говоря уже про то, чем я вам обязан, я чувствую к вам дружбу. Не могу ли я сделать для вас что нибудь? Располагайте мною. Это на жизнь и на смерть. Я говорю вам это, кладя руку на сердце,] – сказал он, ударяя себя в грудь.
– Merci, – сказал Пьер. Капитан посмотрел пристально на Пьера так же, как он смотрел, когда узнал, как убежище называлось по немецки, и лицо его вдруг просияло.
– Ah! dans ce cas je bois a notre amitie! [А, в таком случае пью за вашу дружбу!] – весело крикнул он, наливая два стакана вина. Пьер взял налитой стакан и выпил его. Рамбаль выпил свой, пожал еще раз руку Пьера и в задумчиво меланхолической позе облокотился на стол.
– Oui, mon cher ami, voila les caprices de la fortune, – начал он. – Qui m"aurait dit que je serai soldat et capitaine de dragons au service de Bonaparte, comme nous l"appellions jadis. Et cependant me voila a Moscou avec lui. Il faut vous dire, mon cher, – продолжал он грустным я мерным голосом человека, который сбирается рассказывать длинную историю, – que notre nom est l"un des plus anciens de la France. [Да, мой друг, вот колесо фортуны. Кто сказал бы мне, что я буду солдатом и капитаном драгунов на службе у Бонапарта, как мы его, бывало, называли. Однако же вот я в Москве с ним. Надо вам сказать, мой милый… что имя наше одно из самых древних во Франции.]
И с легкой и наивной откровенностью француза капитан рассказал Пьеру историю своих предков, свое детство, отрочество и возмужалость, все свои родственныеимущественные, семейные отношения. «Ma pauvre mere [„Моя бедная мать“.] играла, разумеется, важную роль в этом рассказе.
– Mais tout ca ce n"est que la mise en scene de la vie, le fond c"est l"amour? L"amour! N"est ce pas, monsieur; Pierre? – сказал он, оживляясь. – Encore un verre. [Но все это есть только вступление в жизнь, сущность же ее – это любовь. Любовь! Не правда ли, мосье Пьер? Еще стаканчик.]
Пьер опять выпил и налил себе третий.
– Oh! les femmes, les femmes! [О! женщины, женщины!] – и капитан, замаслившимися глазами глядя на Пьера, начал говорить о любви и о своих любовных похождениях. Их было очень много, чему легко было поверить, глядя на самодовольное, красивое лицо офицера и на восторженное оживление, с которым он говорил о женщинах. Несмотря на то, что все любовные истории Рамбаля имели тот характер пакостности, в котором французы видят исключительную прелесть и поэзию любви, капитан рассказывал свои истории с таким искренним убеждением, что он один испытал и познал все прелести любви, и так заманчиво описывал женщин, что Пьер с любопытством слушал его.
Очевидно было, что l"amour, которую так любил француз, была ни та низшего и простого рода любовь, которую Пьер испытывал когда то к своей жене, ни та раздуваемая им самим романтическая любовь, которую он испытывал к Наташе (оба рода этой любви Рамбаль одинаково презирал – одна была l"amour des charretiers, другая l"amour des nigauds) [любовь извозчиков, другая – любовь дурней.]; l"amour, которой поклонялся француз, заключалась преимущественно в неестественности отношений к женщине и в комбинация уродливостей, которые придавали главную прелесть чувству.
Так капитан рассказал трогательную историю своей любви к одной обворожительной тридцатипятилетней маркизе и в одно и то же время к прелестному невинному, семнадцатилетнему ребенку, дочери обворожительной маркизы. Борьба великодушия между матерью и дочерью, окончившаяся тем, что мать, жертвуя собой, предложила свою дочь в жены своему любовнику, еще и теперь, хотя уж давно прошедшее воспоминание, волновала капитана. Потом он рассказал один эпизод, в котором муж играл роль любовника, а он (любовник) роль мужа, и несколько комических эпизодов из souvenirs d"Allemagne, где asile значит Unterkunft, где les maris mangent de la choux croute и где les jeunes filles sont trop blondes. [воспоминаний о Германии, где мужья едят капустный суп и где молодые девушки слишком белокуры.]
Наконец последний эпизод в Польше, еще свежий в памяти капитана, который он рассказывал с быстрыми жестами и разгоревшимся лицом, состоял в том, что он спас жизнь одному поляку (вообще в рассказах капитана эпизод спасения жизни встречался беспрестанно) и поляк этот вверил ему свою обворожительную жену (Parisienne de c?ur [парижанку сердцем]), в то время как сам поступил во французскую службу. Капитан был счастлив, обворожительная полька хотела бежать с ним; но, движимый великодушием, капитан возвратил мужу жену, при этом сказав ему: «Je vous ai sauve la vie et je sauve votre honneur!» [Я спас вашу жизнь и спасаю вашу честь!] Повторив эти слова, капитан протер глаза и встряхнулся, как бы отгоняя от себя охватившую его слабость при этом трогательном воспоминании.
Слушая рассказы капитана, как это часто бывает в позднюю вечернюю пору и под влиянием вина, Пьер следил за всем тем, что говорил капитан, понимал все и вместе с тем следил за рядом личных воспоминаний, вдруг почему то представших его воображению. Когда он слушал эти рассказы любви, его собственная любовь к Наташе неожиданно вдруг вспомнилась ему, и, перебирая в своем воображении картины этой любви, он мысленно сравнивал их с рассказами Рамбаля. Следя за рассказом о борьбе долга с любовью, Пьер видел пред собою все малейшие подробности своей последней встречи с предметом своей любви у Сухаревой башни. Тогда эта встреча не произвела на него влияния; он даже ни разу не вспомнил о ней. Но теперь ему казалось, что встреча эта имела что то очень значительное и поэтическое.
«Петр Кирилыч, идите сюда, я узнала», – слышал он теперь сказанные сю слова, видел пред собой ее глаза, улыбку, дорожный чепчик, выбившуюся прядь волос… и что то трогательное, умиляющее представлялось ему во всем этом.
Окончив свой рассказ об обворожительной польке, капитан обратился к Пьеру с вопросом, испытывал ли он подобное чувство самопожертвования для любви и зависти к законному мужу.
Латвия, располагаясь на пути «из варяг в греки», с давних времен находилась в сфере взаимосвязей севера и юга от Понтийского (Черного) моря до студеных вод. Это обстоятельство способствовало раннему проникновению христианства на берега Двины (Даугавы), о которой знали издревле. В летописи Нестора (по Лаврентьевскому списку) говорится: «Дньпръ бо потече из Волковского леса, и потечетъ на полъдне, а Двина из того же леса потече на полуношьс и внидет в море Воряжское».


По Двине, согласно древнему преданию, апостол Андрей Первозванный, проповедуя Слово Божие, достиг берегов Балтики и морским путем направился в Скандинавию. Этими путями, а также по дорогам, ведущим во Псков, Смоленск и Великий Новгород, самораспространялось и правосла­вие. Оно никогда и никем не насаждалось, не предписывалось и не навязывалось насильно. Право­славие воспринималось местными жителями в общении с белорусами, великороссами, которые с древних времен общались и проживали с племенами летигола, селы, земгала, корсь, ливами, венда­ми (славянского происхождения).

Кафедральный собор Рождества Христова в Риге

Всякий путешественник, посетив столицу Латвийской Республики, непременно обратит внимание на одну из ее главных достопримечательностей – православный собор Рождества Христова. В любой день – будь то будни или праздники, - сюда непрерывным живым ручейком текут богомольцы. Здесь бьется сердце православной Латвии. Здесь находится кафедра митрополита Рижского и всея Латвии Александра, возглавляющего Латвийскую Православную Церковь Московского Патриархата

3 июля 1876 года состоялась торжественная закладка собора епископом Рижским и Митавским Серафимом (Протопоповым), а завершились строительные работы восемь лет спустя.


На долю этого одного из самых значительных православных соборов и красивейшего архитектурного строения Балтии выпало немало испытаний. Его разрушали, грабили, перестраивали, но храм выстоял, и вот уже много лет радует красотой и статью всех жителей и гостей Риги независимо от вероисповедания.

Алтарь




Свято-Троице Сергиев монастырь - один из известнейших центров Православия в Прибалтике. Зародился он неподалеку от центра Риги более 100 лет назад. Была создана община - приют для бедных девочек и богадельня для престарелых женщин.


В церкви Благочиния при монастыре
Основательницами монастыря являются фрейлины двора Императрицы сестры Екатерина и Наталья Мансуровы. Их родители - член Государственного Совета, статс-секретарь Борис Павлович Мансуров и известная благотворительница, кавалерственная дама ордена св. Екатерины Мария Николаевна Мансурова, урожденная княжна Долгорукова - наряду с прекрасным образованием заложили в своих детях основу христианского воспитания. Продолжительное время вместе с родителями сестры проживали в Святой земле, где укреплялось их желание послужить Богу.

В 1894 году её посетил св. Прав. Иоанн Кронштадский, благословил основателей и предсказал процветание обители. Главная святыня монастыря - чудотворная Толгская икона Божией Матери. Ежедневно в монастыре совершается полное уставное богослужение, денно и нощно читаетс “неусыпаемая” псалтырь, сестры выпекают просфоры для рижских храмов, занимаются рукоделием.


Благовещенская церковь построена вблизи рынка, на въезде в Московский форштадт Риги. В 1812 году, ожидая приближения войск Наполеона, как и другие предместья города, Московский форштадт был сожжен. На месте сгоревшей Благовещенской церкви в 1814 году была заложена новая церковь.
Деревянный храм был построен в стиле классицизма, по принципу «корабля».


Храм Михаила-Архангела в Риге.
Этому храму 110 лет. Михаило-Архангельский храм по-прежнему украшает Московский форштадт города Риги. Звон его колоколов созывает верующих на молитву. Прихожане любят свой храм и заботятся о нем. Их трудами, заботами церковного совета храм постоянно благоукрашается. Православие в Латвии сегодня снова переживает расцвет и подъем


Ивановский собор в Риге
Самостоятельный Ивановский приход на Московском форштадте Риги был образован в 1892 году. Богослужения в новом приходе совершались в деревянной церкви, стоявшей на Ивановском кладбище. Строительство нового каменного храма по проекту епархиального архитектора Владимира Лунского было начато в 1913 году, но война не позволила продолжить работы. Две церкви – новая каменная и старая деревянная – были задуманы как общая композиция застройки. Старая деревянная церковь стояла по оси запад - восток, вдоль улицы, но была отодвинута вглубь территории. Новый храм пришлось повернуть алтарем на север. Вероятно, такое решение было принято в связи с необходимостью ориентировать главный вход к ул. Кална, на юг, чтобы подчеркнуть главенство нового храма.



Православный латышский храм Вознесения Христова
В 2007 исполнилось 140 лет со дня постройки храма в честь Вознесения Господня, а в 2008 году - 140 лет со дня освящения храма.

Петро-Павловская церковь в Кемери (Кеммерне) , которая была построена исключительно на пожертвования.
Для этого отводится небольшое помещение на втором этаже дома, в котором находилось управление лечебницы. Во второй половине 1873 года все работы завершились, и церковь была освящена во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Ее приписали к рижской Успенской Замковой церкви.


Кафедральный собор Св.Симеона и Анны в Елгаве.
Петр I, выдавая в 1711 году свою племянницу Анну Иоановну замуж за курземского и земгальского герцога Фридриха Вильгельма, потребовал от него обещание построить в Елгаве православную церковь.
Церковь была построена, затем несколько раз перестраивалась, а в 1774 году по указу Екатерины II и по проекту Ф.Б.Растрелли в Елгаве было начато строительство православного кафедрального собора в стиле русского барокко. Сейчас храм полностью отреставрирован и имеет особый статус – он получил флаг Европейского культурного наследия.

Храм Св. Александра Невского в Гулбенском р-не,Стамериена,1904.
Стомерзейский приход Святого Благоверного Князя Александра Невского открыт по Указу Святейшего Правительствующего Синода в 1850 году.
Деревянная церковь построена в 1851 году на правительственные суммы, по типовому проекту православных церквей в Лифляндской губернии. Церковь освящена 13 мая 1851 года во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.

Храм Св.Владимира в Юрмале, 1860г.
Продолжение следует...

ЛАТВИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - са-мо-управ-ляе-мая цер-ковь в со-ста-ве Мо-с-ков-ско-го пат-ри-ар-ха-та, объ-е-ди-няю-щая пра-во-слав-ные при-хо-ды и мо-на-сты-ри на тер-ри-то-рии Лат-вии.

Пра-во-сла-вие на-ча-ло рас-про-стра-нять-ся в Ли-во-нии с XI-XII веков в ре-зуль-та-те её вклю-че-ния в сфе-ру влия-ния по-лоц-ких, псков-ских и нов-го-род-ских кня-зей. К началу XIII века его ис-по-ве-до-ва-ла зна-чительная часть на-се-ле-ния кня-жеств Та-ла-ва, Ер-си-ка и Кок-не-се. В конце XII-XIII веках по-сле за-вое-ва-ния Ли-во-нии ры-ца-ря-ми ме-че-нос-цев ор-де-на и епи-ско-па-ми Риж-ски-ми (смотрите Риж-ское епи-скоп-ст-во) на-се-ляв-шие её балт-ские пле-ме-на (лат-га-лы, се-лы, зем-га-лы, кур-ши) бы-ли об-ра-ще-ны в ка-то-ли-цизм. В XIII-XVII веках на тер-ри-то-рии современной Лат-вии су-ще-ст-во-ва-ли не-мно-го-чис-лен-ные пра-во-слав-ные при-хо-ды (в юрис-дик-ции ар-хи-епископа По-лоц-ко-го), чле-на-ми ко-то-рых бы-ли жив-шие там русские тор-гов-цы и ре-мес-лен-ни-ки.

По-сле за-вое-ва-ния Рос-си-ей Лиф-лян-дии в хо-де Се-вер-ной вой-ны 1700-1721 годов и об-ра-зо-ва-ния Лиф-лянд-ской гу-бер-нии на её тер-ри-то-рии на-чал-ся рост чис-ла пра-во-слав-ных хра-мов. В 1725 году управ-ле-ние лиф-лянд-ски-ми при-хо-да-ми бы-ло пе-ре-да-но ар-хи-епископу Псков-ско-му и Нарв-ско-му (с 1764 года Псков-ский и Риж-ский). В 1772 году к Рос-сии при-сое-ди-не-на Лат-га-ле, пра-во-слав-ные при-хо-ды ко-то-рой бы-ли вклю-че-ны в Псков-скую и Риж-скую, с 1795 года - в Мо-ги-лёв-скую епар-хию. По-сле вхо-ж-де-ния в со-став Рос-сии Кур-лян-дии (1795 год) пра-во-слав-ные при-хо-ды по-след-ней на-хо-ди-лись в юрис-дик-ции Псков-ской, Лиф-лянд-ской и Кур-лянд-ской (1799-1833 годы) епар-хии, а за-тем Мин-ской (1833-1836 годы) епар-хии.

В 1836 году об-ра-зо-ва-но Риж-ское ви-ка-ри-ат-ст-во в со-ста-ве Псков-ской и Лиф-лянд-ской епар-хии, объ-е-ди-нив-шее пра-во-слав-ные при-хо-ды Лиф-лянд-ской и Кур-лянд-ской гу-бер-ний. Бла-го-да-ря дея-тель-но-сти Фи-ла-ре-та (Гу-ми-лев-ско-го), епископа Риж-ско-го (1841-1848 годы), чис-ло пра-во-слав-ных ве-рую-щих зна-чи-тель-но вы-рос-ло (с 20 тысяч до 138 тысяч человек). В 1850 году Риж-ское ви-ка-ри-ат-ст-во пре-об-ра-зо-ва-но в са-мо-сто-ятельную Риж-скую и Ми-тав-скую епар-хию. В 1865 году в её юрис-дик-цию пе-ре-да-ны при-хо-ды Эс-т-лянд-ской гу-бер-нии. В 1851 году ос-но-ва-на Риж-ская ду-хов-ная се-ми-на-рия. На 1914 год в Риж-ской и Ми-тав-ской епар-хии на-счи-ты-ва-лось 210 при-хо-дов и около 273 тысяч при-хо-жан.

Во вре-мя Пер-вой ми-ро-вой вой-ны 1914-1918 годов и Гра-ж-дан-ской вой-ны 1917-1922 годов цер-ков-ная жизнь на тер-ри-то-рии Лат-вии бы-ла на-ру-ше-на. Поч-ти все пра-во-слав-ные хра-мы бы-ли ра-зо-ре-ны или от-ня-ты у Церк-ви, боль-шин-ст-во свя-щен-но-слу-жи-те-лей по-гиб-ли или вы-ну-ж-де-ны бы-ли по-ки-нуть свои при-хо-ды. Лишь в феврале 1920 года съезд пред-ста-ви-те-лей пра-во-слав-но-го ду-хо-вен-ст-ва и ми-рян Латвийской рес-пуб-ли-ки из-брал Си-нод Латвийской православной церкви и вы-ра-бо-тал временные пра-ви-ла её управ-ле-ния. Риж-ским ар-хие-ре-ем был из-бран ар-хи-епископ Пен-зен-ский Ио-анн (Пом-мер) (1876-1934 годы), ла-тыш по на-цио-наль-но-сти. В ию-не 1921 года он был ут-вер-ждён в этой долж-но-сти (с ти-ту-лом «ар-хи-епископ Риж-ский и Лат-вий-ский») пат-ри-ар-хом Ти-хо-ном. Од-но-вре-мен-но по хо-да-тай-ст-ву ар-хи-епископа Ио-ан-на был из-дан Пат-ри-ар-ший то-мос о да-ро-ва-нии Латвийской православной церкви са-мо-стоя-тель-но-сти «во всех хо-зяй-ст-вен-ных, цер-ков-но-ад-ми-ни-ст-ра-тив-ных, об-ра-зо-ва-тель-ных и цер-ков-но-го-су-дар-ст-вен-ных де-лах».

В 1923 году со-бор Латвийской православной церкви при-нял её ус-тав. Важ-ней-шей за-да-чей ар-хи-епископа Ио-ан-на бы-ло при-зна-ние Латвийской православной церкви со сто-ро-ны пра-ви-тель-ст-ва Латвийской рес-пуб-ли-ки. В 1925 году он из-бран де-пу-та-том Сей-ма (ос-та-вал-ся де-пу-та-том до 1931 года), в октябре 1926 года до-бил-ся при-ня-тия за-ко-на о пра-во-вом ста-ту-се Латвийской православной церкви. В за-ко-не при-зна-ва-лось пра-во Латвийской православной церкви сво-бод-но про-по-ве-до-вать пра-во-слав-ное ве-ро-уче-ние, са-ма Цер-ковь и её уч-ре-ж-де-ния по-лу-чи-ли ста-тус юри-дических лиц, га-ран-ти-ро-ва-лись иму-ще-ст-вен-ные пра-ва Церк-ви, раз-ре-ша-лось соз-да-ние ду-хов-ных школ и т. д. В декабре 1926 года вос-ста-нов-ле-на Риж-ская ду-хов-ная се-ми-на-рия (в 1936 году пре-об-ра-зо-ва-на в Пра-во-слав-ный бо-го-слов-ский институт).

Воз-ро-ж-да-лись пра-во-слав-ные брат-ст-ва, цер-ков-ные шко-лы, рос-ло чис-ло хра-мов и при-хо-жан. Ар-хи-епископ Ио-анн от-стаи-вал так-же ин-те-ре-сы все-го рус-скоя-зыч-но-го на-се-ле-ния Лат-вии, вы-сту-пая за соз-да-ние русских учеб-ных за-ве-де-ний и народных биб-лио-тек. В ночь на 12.10.1934 года он звер-ски убит не-из-вест-ны-ми ли-ца-ми на сво-ей за-го-род-ной да-че. Вско-ре был при-чис-лен к ли-ку свя-тых Русской пра-во-слав-ной цер-ко-вью за гра-ни-цей и Сербской пра-во-слав-ной цер-ко-вью, в ию-ле 2001 года Си-но-дом РПЦ вклю-чён в Со-бор но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских XX века, в сентябре 2001 года ка-но-ни-зи-ро-ван со-бо-ром Латвийской православной церкви [день па-мя-ти - 29 сентября (12 октября)].

Пат-ри-ар-ший ме-сто-блю-сти-тель митрополит Сер-гий (Стра-го-род-ский) по-ру-чил временное управ-ле-ние Латвийской православной церковью митрополиту Ви-лен-ско-му и Ли-тов-ско-му Елев-фе-рию (Бо-го-яв-лен-ско-му). Од-на-ко в мае 1935 года съезд ду-хо-вен-ст-ва и ми-рян Латвийской православной церкви от-ка-зал-ся при-нять это на-зна-че-ние и об-ра-тил-ся к пат-ри-ар-ху Кон-стан-ти-но-поль-ско-му Фо-тию II (1929-1935 годы) с про-ше-ни-ем о при-ня-тии Латвийской православной церкви в юрис-дик-цию Кон-стан-ти-но-поль-ской пра-во-слав-ной церк-ви (удов-ле-тво-ре-но в феврале 1936 года).

По-сле вхо-ж-де-ния Лат-вии в со-став СССР (1940 год) про-изош-ло вос-со-еди-не-ние епи-ско-па-та Латвийской православной церкви с русской Цер-ко-вью, од-но-вре-мен-но бы-ло от-ме-не-но ре-ше-ние о пре-дос-тав-ле-нии ей ав-то-но-мии. Во вре-мя не-мец-ко-фа-ши-ст-ской ок-ку-па-ции в го-ды Ве-ли-кой Оте-че-ст-вен-ной вой-ны 1941-1945годов цер-ков-ная жизнь в Лат-вии бы-ла на-ру-ше-на, её вос-ста-нов-ле-ние на-ча-лось по-сле на-зна-че-ния в августе 1947 года митрополитом Риж-ским и Лат-вий-ским Ве-ниа-ми-на (Фед-чен-ко-ва). В 1990 году Свя-щен-ный Си-нод РПЦ пре-до-ста-вил Риж-ской епар-хии ав-то-ном-ный ста-тус; 11.08.1992 года Си-нод при-нял ре-ше-ние о вос-ста-нов-ле-нии на-зва-ния Латвийской православной церкви и её са-мо-стоя-тель-но-сти; 22.12.1992 года пат-ри-арх Алек-сий II из-дал то-мос, ко-то-рым пре-до-с-та-вил Латвийской православной церкви са-мо-стоя-тель-ность в административных, хо-зяй-ст-вен-ных, об-ра-зо-ва-тель-ных во-про-сах, в от-но-ше-ни-ях с государственной вла-стью Латвийской рес-пуб-ли-ки, со-хра-нив при этом Латвийскую православную церковь в ка-но-нической юрис-дик-ции Мо-с-ков-ско-го пат-ри-ар-ха-та. Вско-ре по-сле это-го Латвийская православная церковь за-ре-ги-ст-ри-ро-ва-на в Министерстве юс-ти-ции Лат-вии как пра-во-пре-ем-ни-ца Латвийской православной церкви, су-ще-ст-во-вав-шей до 1940 года. В 2008 году Сейм Лат-вии при-нял за-кон, рег-ла-мен-ти-рую-щий дея-тель-ность Латвийской православной церкви и её от-но-ше-ния с го-су-дар-ст-вом.

На начало XXI века Латвийская православная церковь вклю-ча-ет Риж-скую епар-хию и Дау-гав-пилс-ское ви-ка-ри-ат-ст-во, дей-ст-ву-ют 6 бла-го-чин-ни-че-ских ок-ру-гов, 118 при-хо-дов и 3 мо-на-сты-ря (1 муж-ской, 2 жен-ских). В чис-ло учеб-ных за-ве-де-ний вхо-дят Риж-ская ду-хов-ная се-ми-на-рия (воз-ро-ж-де-на в 1993 году) и вос-крес-ные шко-лы. Из-да-ют-ся га-зе-ты «Ви-но-град-ная ло-за», «Пра-во-слав-ная жизнь», «Ни-ва ду-хов-ная».

Управ-ле-ние Латвийской православной церковью осу-ще-ст-в-ля-ют пред-стоя-тель - пра-вя-щий ар-хие-рей Риж-ской епар-хии [с 1990 года митрополит Риж-ский и всея Лат-вии Алек-сандр (Куд-ря-шов)] и Си-нод. Ка-фед-раль-ный го-род - Ри-га.

Ла́твия (латыш. Latvija ), официальное название - Латви́йская Респу́блика (латыш. Latvijas Republika ) - государство в Северной Европе. Население по оценочным данным на 1 мая 2015 года составляет 1 980 700 человек.

Крупнейшие города

  • Даугавпилс
  • Вентспилс
  • Лиепая
  • Елгава
  • Юрмала

Православие в Латвии

Православие в Латвии - одна из трёх крупнейших религиозных конфессий Латвии наряду с католицизмом и лютеранством, к каждой из которых причисляет себя около трети жителей страны.

В современной Латвии православие главным образом исповедует русскоязычное население страны, хотя в стране много православных латышей.

История

Православие пришло на земли современной Латвии с территории Псковской и Новгородской Руси, проникнув в страну с востока и юга в XI веке. Примечателен тот факт, что православие явилось исторически первой формой христианского вероисповедания на землях Латвии и в Прибалтике в целом. После 1201 года, во время усиление влияния крестоносцев (меченосцы) и немецких баронов, большинство латышей на западе и севере страны приняло католичество, затем перешло в лютеранство(одна из ветвей протестантизма). На востоке страны (область Латгалия), вошедшем в состав Речи Посполитой, распространилось католичество. Его исповедуют в основном латгальцы и латвийские поляки. В некоторых латгальских общинах сохранялось и православие.

Возрождение православной традиции в латвийских землях началось после присоединения Прибалтики к Российской империи в XVIII веке.

Середина XIX века ознаменовалась массовым переходом латышей в православие. Крестьяне - латыши и эстонцы, эксплуатируемые помещиками-немцами, потомками ливонских рыцарей, находились в бедности и унижении. Ф. М. Достоевский характеризовал положение латышей-крестьян как значительно худшее, чем положение негров рабов на американских плантациях. Лютеранская господствующая церковь была в полной зависимости от господ-помещиков. В неурожайный, голодный 1841 год, 9 июня, группа крестьян, ища защиты и справедливости, обратилась к епископу Иринарху (Попову), первому рижскому викарию Псковской епархии за помощью. Последний дал им милостыню и посочувствовал, выразив милосердие. Сочувствие епископа Иринарха к бедам латышского населения привело к тому, что уже в июле со всей Лифляндии крестьяне подали епископу Иринарху около 30 прошений о защите и переводе в Православие от нескольких тысяч крестьян. Подобные действия вызвали крайнее недовольство в среде помещиков-немцев и лютеранских пасторов, стремившихся удержать латышей. Генерал губернатор Матвей Пален при поддержке шефа жандармов лифляндского немца Бенкендорфа добивается от императора Николая I 12 октября 1841 года удаления епископа Иринарха под негласный арест в Псково-Печерский монастырь якобы «для предотвращения крестьянских волнений».

По данным на 1850 год, православие исповедовала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтики. Помимо этого, на востоке страны появилась и старообрядческая община русских поселенцев.

Латвийская Православная Церковь

Латви́йская Правосла́вная Це́рковь (латыш. Latvijas Pareizticīgā Baznīca ) - самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата в Латвии.

История

В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию, учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий).

В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых Патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 - нач. 1919 гг. Рижской епархией временно управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того, как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по-национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. В поисках компромисса с правительством Латвии архиепископ Иоанн (Поммер) ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления. 21 июня 1921 г. Патриарх Московский Тихон, Священный Синод и Высщий Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Православной Церкви. В 1925 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был избран в республиканский Сейм, где отстаивал равноправие Латвийской Православной Церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. В 1926 г. возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен в своей пригородной даче. Следствие об убийстве архиепископа Иоанна не дало результатов: в убийстве подозревались как спецлужбы Латвии, так и агенты из Советского Союза.

Вскоре после гибели архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), в 1936 году руководство Латвийской Церкви заявило о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян; переход не был признан Московским Патриархатом и большинством других Поместных Православных Церквей. 29 марта 1936 года митрополит Фиатирский Герман (Стринопулос) возглавил хиротонию во епископа бывшего гарнизонного священника из Даугавпилса Августина (Петерсона) с возведением его в сан митрополита Рижского и всей Латвии. В 1938 года была открыта новая кафедра - Даугавпилсская. На нее был хиротонисан архимандрит Александр (Витоль).

В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, предыдущие решения были отменены и Латвийская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах епархии. Митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) ушел на покой. Латвийская Православная Церковь Константинопольского Патриархата с 1947 года перешла на эмигрантский режим, именуясь "Латвийской Православной Церковью в изгнании".

В 1990 году, по провозглашении государственной независимости Латвии, Священным Синодом РПЦ Латвийской Православной Церкви было предоставлено самоуправление.

В Латвийской Церкви было проведено три Собора: 1997, 2001 и 2003 годов. Внеочередной собор 2009 года.

Современное состояние

Главным (кафедральным) собором Латвийской православной церкви является Христорождественский собор в Риге.

C 1993 г. возобновила свою деятельностью Рижская духовная семинария.

Статистика: 118 приходов; 92 священнослужителя (79 священников, 13 диаконов).

Богослужения в части приходов ведутся на латышском языке.

Святыни

  • свмч. Иоанн Рижский (ХХ в.)
  • «Толгская» икона Божией Матери
  • «Иверская» икона Божией Матери
  • чтимая могила архим. Тавриона (Батозского)

Православные Латвии восстали против Московского Патриархата February 20th, 2017

Достопочтенный filaretuos перевел и переслал мне
следующий материал:

"Ещё в 1994 году часть православных Латвии добровольно вышли из Московского Патриархата. Трое священнослужителей из Риги и второго по величине города Латвии Даугавпилса отказались поминать Московского Патриарха Алексия Второго, узнав, что он является в прошлом агентом КГБ и единственным митрополитом, кто был награждён орденом КГБ СССР из рук Юрия Андропова.

Надо отметить, что двое из трёх священников, это русские и один латыш.. Был создан Православный Автономный приход от Московского Патриархата, в настоящее время таких приходов уже в Латвии 11, в городах Даугавпилс, Тукумс и Рига. Эти приходы посещают как латыши, многие из которых были департированы из Латвии в Сибирь в Советское время, так и даже граждане России, Польши, Литвы, Украины и Беларуссии.

После того как возглавил Московский Патриархат очередной агент КГБ СССР "Михайлов", он же так называемый Патриарх Кирилл Гундяев, недовольство Патриархатом Москвы и главарём Московской Патриархии в Латвии, выходцем из староверов, митрополитом Александром Ивановичем Кудряшовым возрасло ещё больше. Так по просьбам православных граждан Латвии Патриарху-КГБшнику Латвия запретила въезд на свою территорию. Православные Латвии не могут понять, почему же из Латвии вывели оккупационную Советскую Армию, но оставили оккупационную Советскую Церковь, которая пускает свои щупальцы через митрополита Кудряшова в структуры ЕС и НАТО. Ведь не секрет, что Московскую Патриархию занёс в Латвию как чуму Сталин, занёс её на танках при оккупации стран Балтии в 1940 году.

Православные Латвии обратились в Константинопольский Патриархат с просьбой, восстановить историческую справедливость и принять Латвию под духовное окормление Константинополя. как это было до 1940 года. Тем более Константинопольский Патриархат давно существует в соседней Эстонии.

В Даугавпилс и Ригу приезжали представители Константинопольского Патриархата, которые привезли ответ от Всесвятейшего Патриарха Ворфоломея, что Константинопольский Патриархат благословляет создание в Латвии Православной Автономной Церкви отдельной от Московского Патриархата и разрешает поминать в богослужениях главу не Русской, а Константинопольской Церкви.

Сегодня в Латвии уже регистрацию имеют 11 общин, которые поминают Всесвятейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, но в Латвии сложились трудности, чтобы зарегистрировать саму Автономную Церковь ибо в законе Латвии имеется статья, что в стране может быть только одна Православная Церковь.

Теперь Православные Латвии обратились в Верховный Суд, чтобы отменить эту дискриминационную права человека в демократическом обществе статью и зарегистрировать Автономную Церковь под духовным окормлением Константинополя. Если статью не отменят, православные Латвии намерены добиваться снятие Московского Патриархата с регистрации и перемещения организации Патриарха Гундяева в разряд секты на территории Латвии! Этого больше всего боится митрополит Рижский Александр Иванович Кудряшов, а потому его люди в Латвии выбивают в храмах "непокорных" окна в храмах, поджигают сами храмы и избивают и запугивают священников, о чём за 23 года имеется несколько заявлений в полицию. В ответ на все эти злодеяния Московского Патриархата, Патриарх Кирилл и митрополит Александр преданы Латвийской Автономной Православной Церковью АНАФЕМЕ! Но анафемствующие митрополит и Патриарх продолжают служить вместе на территории России и Бога не боятся.

8 февраля этого года в Риге прошло очередной заседание Верховного Суда. На слушание приехало множество латвийской интеллигенции (политиков, учителей, врачей, и самих священников), чтобы поддержать свою Церковь независимою от Патриарха Гундяева, присутствовали и журналисты латышских изданий.

Ждём 10 марта и окончательного решения Суда. Там решится вопрос, нужно ли будет обращаться противникам Гундяева в Конституционный Суд Латвии. Ведь и так понятно, что шансов у патриарха Кирилла на Латвию в дальнейшем у него нет, Латвия всё же это не Антарктида! Рано или поздно Московскому Патриархату придётся возвращать те храмы и соборы Константинополю, которые до 1940 года Патриархии Москвы не принадлежали. Остаётся надежда, что передача эта будет по европейски мирной, а не по сценарию как сегодня на Украине!

Вот как последний суд, прошедший в риге 8 февраля описывает журналист одного из латышских изданий:

ПЕРЕВОД С ЛАТЫШСКОГО

Судились за отказ регистрировать Латвийскую Православную Автономную Церковь. Как религиозную организацию

В Департамент по Административным делам Верховного Суда (ВС) поступил иск Латвийской Православной Автономной Церкви против Регистра предприятий (РП), который отказался внести Заявителя в Регистр религиозных организаций.

Как пресс-секретарь ВС Катая Байба проинформировала агенство LETA, 8 февраля ВС рассматривал кассационную жалобу Заявителя на Постановление Административного Окружного суда, в котором Заявление было отказано. Постановление будет доступно 10 марта.

На судебном заседании представитель религиозной организации «Латвийская Православная Автономная Церковь» указал, что организация не является новой религиозной организацией – она была зарегистрирована в Латвии уже до 1940 года, с 1936 года она, как автономная православная церковь, находилась в канонической связи с Вселенским Константинопольским Патриархатом. Вселенский Константинопольский Патриархат – это один из девяти патриархатов православной церкви.

Представитель организации указал, что преемники исторической Латвийской Православной Церкви начали восстановление ее юридического положения до 1940 года, но в в восстановлении было отказано. Государство ошибочно признало Латвийскую Православную Церковь, которая связана с Московским патриархатом. Заявитель также просил суд принять во внимание то, что уже 13 ноября 1996 года общины Латвийской Православной Автономной Церкви подали документы о восстановлении духовно-канонического положения до 1940 года.

По усмотрению Заявителя, к Латвийской Православной Автономной Церкви нельзя отнести требование, которое относится к новым церквям, а именно, что десять лет каждый год надо перерегистрировать хотя бы десять общин, до того, как разрешат регистрировать церковь.

Представитель РП на судебном заседании просила отклонить поданную Кассационную жалобу. Представитель указала, что РП оценивает формальнные требования длярегистрации конкретной религиозной организации, но не оценивает из историческое преемство.

И представитель Министерства юстиции на судебном заседании указал, что сейчас нет основания для удовлетворения Заявления, так как закон к тоому же определяет, что одна конфессия может регистрировать одну церковь, и этот вопрос, возможно, решается в Конституционном суде, выясняя, не имеет ли место неточность закона. В свою очередь по вопросу преемства надо обращаться в Суд общей юрисдикции".

ОРИГИНАЛ (взято здесь)