Презентация по философии на тему модерн. Презентация на тему «Модерн

МОДЕРН Модерн (от фр. moderne - современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендштиль (нем. Jugendstil - «молодой стиль») - художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.


Гауди Антонио () Испанский архитектор; Самый яркий представитель стиля модерн; Работал в Барселоне




Последние годы своей жизни Гауди провел у стен строящегося собора. Он не брал денег за свой труд, напротив все средства вкладывал в постройку собора. Когда одетого в лохмотья старика сбил трамвай, никто из свидетелей трагического происшествия не узнал в нем знаменитого архитектора. Похоронили Гауди в его соборе, под сводами арок из переплетенных "ветвей" колонн. "Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды"... Таким Гауди видел величайшее из своих творений.





























Парк Гюэль купило правительство Барселоны, объявив его памятником Искусства. В 1969 году правительство Испании присвоило ему звание Национального памятника. А в 1984 году ЮНЕСКО объявило его Наследием Гуманизма. Таким образом, Парк Гюэль находится под тройным протекторатом. 26 На выпускном экзамене один из профессоров сказал: "Гауди либо сумасшедший, либо гений". С тех пор эти два слова чаще всего используют, описывая архитектора и его творения.

Цель урока: создание условий для раскрытия особенностей модерна в живописи и архитектуре через аналитический и творческий потенциал гимназистов.

Задачи:

  • выполнение самостоятельной работы гимназистами в группах (анализ произведений искусств);
  • знакомство учащихся с разнообразием творческих подходов через наглядно-демонстрационный материал;
  • выполнение творческой работы по созданию орнаментального мотива в стиле Модерн;
  • демонстрация субъективного восприятия гимназистами нравственной проблематики художественного стиля.

Оборудование урока:

  • компьютерная презентация (компьютер, проектор, экран);
  • компьютеры с выходом в Интернет;
  • тетради, цветные карандаши.

Развернутое схематическое планирование урока:

ХОД УРОКА

I. Приветствие

Объявления о предстоящей творческой работы по созданию рисунка в новом стиле. Демонстрация трёх произведений в новом (неизученном стиле): «Поцелуй» Г.Климта, «Демон» М.Врубеля, «Дом Мила» А.Гауди (Приложение 1 , слайд 1)

II. Учитель:

– Давайте вспомним то, что мы изображали на прошлом уроке (Два яблока, одно в духе импрессионизма, а другое в постимпрессионизме).

– Чем эти два яблока отличаются? (Отмечаются средства выразительности и идея, которые вкладывается в этот образ, что будет значимым в нем для импрессионистов и постимпрессионистов)
– Как вы думаете, какие средства выразительности импрессионизма или постимпрессионизма используются в представленных произведениях? (По средствам выразительности эти произведения будут близки к постимпрессионизму, благодаря линейному рисунку, четкости силуэта)
Вывод: Главное – это изображения символа

Объединения художников «Мир искусства» «Сецессион» (слайд 10).
Модерн ориентирован на традиции, противоположные античности и Ренессансу, на доренессансное искусство, на русское и западное Средневековье (слайд 11).
Для Модерна характерна тяга к «гибридным» образам – русалкам, кентаврам, сфинксам (слайды 12-16).
Используются жуткие символы мрака, ночи. Цветовая гамма Модерна создаёт у зрителя ощущение пребывания в подводном царстве, в мире многозначных символов (слайды 17- 19).
Характерны грезы о прекрасном, нездешнем (слайды 20-21).
Прослеживается приверженность к образам природы и особенно к водной стихии. Он стремится восстановить связь человека с природой, что проявляется в широком проникновении «растительных» мотивов (слайды 22-29).
Модерн открывает дизайн. Единство стиля и ансамбля (слайды 30-31).
Предмет, мотив есть знак иного содержания, всеобщего и вечного. Внешнее и внутреннее, видимое и незримое неразрывны.
Модерн склонен к стилизации (слайд 33).

Задание: Из предложенных слов выберите только те, которые будут характерны для стиля Модерн.
Слова: красота, пустота, духовность, реалистичность, символ, парадность, декоративность, гармония, фривольность, примитивность, недосказанность, повествовательность, национальность, ориентализм, каноничность., самовыражение.

Задание: Предположите и опишите следующее:

  • Сильные стороны стиля (красота, синтез искусств, самовыражение и пр.)
  • Слабые стороны стиля (непонятность символов, уход от действительности)
  • Возможности стиля («Красота спасет мир», широкое применение в дизайне)
  • Риски (дороговизна проекта, из-за свободы самовыражения уход в беспредел – модернизм))

VI. Творческая работа

Изображение цветка в стиле Модерн. Перед творческой работой демонстрируются 34, 35 слайды Приложения 1 , где гимназисты из предложенных эмблем разных искусств выбирают выполненные в стиле модерн.
На доске учитель изображает обыкновенный, простой по форме цветочек. Гимназистам предлагается этот цветок изобразить в духе модерна, усложнив его форму, добавив орнаментальный узор.

Пример выполненной творческой работы

V. Из предложенных афоризмов, цитат, высказываний уч-ся предлагается выбрать наиболее отражающие тему урока.

  • «Новое искусство с самого начала было претенциозным и самовлюбленным. Оно неминуемо вело к разного рода преувеличениям, несообразностям и экстравагантности…»
  • «Кого бы ни взялся изображать человек, он всегда играет вместе с тем и себя самого» (М.Монтен ь)
  • «Живопись – нечто сходное между мыслью и вещью» (С.Колридж )
  • «Личное присутствие вредит славе» (Ф.Петрарка )
  • «Многое, что называет себя современным искусством, – лепет о том, что уже четко сказано старым искусством»
  • «Дом должен подходить его владельцу, как безупречно скроенное платье» архитектор (В.Орта )
  • «Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда» (Ф.Раневская )

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Развитие модерна в России (19-20 века) Значительной вехой на пути признания "нового стиля" явился III съезд (1900), состоявшийся в эпоху промышленного подъема. На выставке, устроенной при этом съезде, увеличилось количество произведений, выполненных в "новом стиле". Многие архитекторы решительно перешли на путь применения типичного для модерна убранства. Среди них следует упомянуть петербургского архитектора А. И. фон-Гогена, применявшего до того в своих проектах формы эклектики. В этой выставке снова участвовали Кекушев, Шехтель и Иванов-Шиц - на этот раз с еще большим количеством работ, и притом в "новом стиле". Трактовка архитектурных традиций в проектах московских зодчих была весьма вольной. Развитие стиля модерн в архитектуре протекало под знаком борьбы с ретроспективным стилизаторством и эклектикой. Но результатом этой борьбы зачастую была лишь новая переработка накопленных веками в русском и мировом зодчестве традиционных приемов в соответствии с новыми строительными материалами и конструкциями. Представители модерна, отвергая вековые художественные традиции в архитектуре и пытаясь изобрести новые формы, обращались в то же время к мотивам полузабытых или малоизвестных стилей, таких, например, как готика и японская архитектура Зодчие того времени иногда поднимались до некоторого предвидения будущего архитектуры. Но, находясь в полной зависимости от заказчика, они мало могли сделать реального, чтобы это будущее приблизить. И тем не менее ростки рациональной архитектуры, пробивавшиеся сквозь декоративную оболочку формирующегося модерна, назревали и крепли.

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Модерн. Модерн (от фр. moderne современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани (англ.)) в США, «ар- нуво» и «fin de siecle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Модерн (от фр. moderne современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани (англ.)) в США, «ар- нуво» и «fin de siecle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.


Архитектура в стиле «модерн» Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы художественно обрабатывались. Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы художественно обрабатывались.


Архитектура в стиле модерн. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. Еще дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека. Еще дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека. Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди)


Виктор Орта. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки все тщательно проектировалось в едином стиле. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки все тщательно проектировалось в едином стиле.


Художники. Густав Климт Австрия; Альфонс Муха Чехия; Выспяньский, Станислав - Польша; Тоороп, Ян (Jan Johannes Theo Toorop) Голландия; Морис Дени, Эдмон-Франсуа Аман-Жан (Edmond-Francois Aman-Jean) Франция; Ходлер, Фердинанд (Ferdinand Hodler) Швейцария; Джованни Сегантини (Giovanni Segantini) Италия; Жорж Леммен (Georges Lemmen), Фернанд Кнопф (Fernand Khnopff) Бельгия; Жорж де Фер (Georges de Feure) Голландия; Наби, Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Levy- Dhurmer) Франция; М. А. Врубель, А. Н. Бенуа, Васнецов, Виктор Михайлович Малютин, Сергей Васильевич Нестеров, Михаил Васильевич Поленов, Василий Дмитриевич Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Мир искусства Россия. |Густав Климт «Поцелуй» гг гг.


Александр Бенуа. Александр Бенуа (Alexandre Benois) родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урождённой Кавос). Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В годах художником были создны иллюстрации к поэме А. С. Пушкина Медный всадник. В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник, в частности работал над оформлением спектаклей БДТ. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже


Роден, Франсуа Огюст Рене. Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François-Auguste-René Rodin) (12 ноября ноября 1917) знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Огюст Роден родился в Париже. Учился в парижской Школе рисования и математики, поступив туда вопреки желанию отца, и у Антуана Бари в Музее естественной истории. В 1864 первая работа Родена «Человек со сломанным носом» была отклонена на парижском Салоне, так как бросила вызов академическим канонам красоты. Роден также не был принят в Школу изящных искусств, и с 1864 по 1870 годы работал в мастерской А.Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, зарабатывая созданием декоративной скульптуры. В 1871 он отправляется в поисках работы в Брюссель, где создаёт несколько скульптур для частных домов, для здания биржи и боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке дАнверс. Параллельно продолжает самообразование в области средневекового искусства и творчества Рубенса. Посещает Италию, и в результате знакомства с творчеством Микеланджело возникает идея создания статуи «Бронзовый век».

Презентация «Архитектура модерна» познакомит с основными принципами и внешними признаками стиля модерн в искусстве рубежа XIX-XX веков.


Архитектура модерна

Я завершаю разговор о творчестве художников : Сезанна, Гогена, и . Следующие несколько презентаций познакомят с символизмом и модерном в искусстве рубежа XIX и XX веков.

Это случилось более двадцати лет назад. Из учителя начальных классов я превратилась в преподавателя мировой художественной культуры. В течение четырёх лет мне посчастливилось слушать курс по искусству незабвенной Веры Васильевны Алексеевой, искусствоведа, автора книги и видеокурса «Что такое искусство» . Именно тогда я на всю жизнь влюбилась в искусство модерна.

«Особняк так безобразен и нелеп, что даже честные сугробы и глыбы снега, которыми он окружен и засыпан, не смягчают его отвратительности ».

«Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бесстыжее.»

Корней Чуковский

Эта характеристика относится к одному из прекраснейших памятников архитектуры модерна – особняку Рябушинского, хочется сказать «сотворённому» любимейшим моим архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем. Как же мне нравятся эти «похабные загогулины и бездарные наглые кривули» , которые так возмущали знаменитого писателя.

Особняк Рябушинского

Презентация «Архитектура модерна»

Целью моей презентации, создававшейся для урока мировой художественной культуры, было познакомить одиннадцатиклассников с архитектурой модерна и постараться привлечь их внимание к тем многочисленным памятникам модерна, мимо которых они обыкновенно равнодушно проходят мимо во время прогулок по городу.

Не проходите мимо!

Восхищаться памятниками архитектуры модерна могут жители разных городов России, Европы, Америки. Несмотря на то, что созданы они разными архитекторами, их объединяют общие, характерные для модерна особенности.

Стиль модерн пришёл на смену эклектике . «Модерн» значит «новый». Новизна заключалась в использовании новых строительных и отделочных материалов: бетона, стекла, металла, а также в стремлении архитекторов отказаться от острых углов и плоских стен в пользу естественных природных линий. Архитекторы модерна стремились создавать удобную и непременно красивую среду для обитания человека. Продумывалась каждая деталь интерьера: от мебели и светильников до дверных ручек и оконных затворов и до платьев хозяйки, которые должны были гармонировать с интерьером.

Дизайн в архитектуре модерна

Прогуливаясь по улицам родного города, обратите внимание на здание, отличающееся чаще всего несимметричным объёмом (архитекторы планировали строение изнутри, исходя из удобства для обитателей), наличием сдвоенных и строенных окон (причём, оконные и дверные проёмы часто имеют овальные формы или завершения). Эркеры , отделка фасада керамической глазурованной плиткой (кабанчиком) или фактурной штукатуркой, женские изящные головки с льющимися длинными прядями волос, растительный орнамент из водорослей, лиан, орхидей, дивные чугунные решётки оград и балконов – всё это признаки архитектуры модерна. Остановитесь! Всмотритесь! Неправда ли, это так радует глаз?!

«Несмотря на богатство художественных идей и множество оригинальных направлений, стиль модерн не получил тем не менее дальнейшего развития. Влияние промышленной архитектуры на гражданскую обусловило появление модернизма, одним из проявлений которого был конструктивизм. В различных конструктивистских течениях исчезло художественно-образное содержание искусства, исчезло человеческое и прервалась «связь времён» и, как писал Николай Бердяев в 1917 году «нарушились грани, отделяющие одно искусство от другого и искусство вообще от того, что не есть уже искусство». Именно поэтому искусство модерна называют «последним большим художественным стилем»» Емохонова Л.Г.

Удачи!