Самодельные прицепы для мотоблоков смотреть схемы. Прицеп для мотоблока своими руками из подручных материалов

Владельцы приусадебных участков и садоводы часто используют мотоблок. Его можно увидеть почти в каждом подсобном хозяйстве. Техника является незаменимой и необходимой для выполнения работы разного рода. Кроме обработки грунта, с помощью механизированного устройства можно перевозить груз (сено, удобрения, посадочные материалы, дрова и мусор). В случае приобретения мотоблока или снегохода без прицепа не стоит огорчаться, ведь можно изготовить прицепное устройство для мотоблока своими руками.

Комплектация мотоблока может быть самой разнообразной:

  • Окучник.
  • Грунтозацеп.
  • Плуг.
  • Картофелесажалка.
  • Сеялка.
  • Грабли.
  • Косилка.

Характеризуется это грузоподъемностью техники, весом, мощностью и другими показателями. Мотоблок может быть средним, легким и тяжелым (профессиональным). Мотокультиватор считается аналогом этой техники, но он изготавливается для выполнения одной работы — обработки земли. Иногда он может быть с дополнительной возможностью.

Конструктивность телег не является сложной. При наличии обычных инструментов практически любой хозяин сможет самостоятельно соорудить тележку для мотокультиватора или мотоблока Нева. Важной частью изготовления является правильное составление чертежа либо эскиза. К выполнению основной работы следует приступать, строго придерживаясь намеченных размеров. Для упрощения процесса можно взять в качестве образца заводскую модель телеги. Прицепные устройства могут быть большой и малой грузоподъемности (на 500 или 100 кг). При этом и кузов отличается по размеру.

Для разных видов мотоблоков подбираются тележки с разными техническими характеристиками:

  • Для тяжелых (больше 10 л. с.) может использоваться одноосная или двухосевая телега с длиной кузова до 1,5 м в ширину и 3 м в длину.
  • Для средних (мощностью до 10 л. с.) чаще всего используются одноосные тележки с длиной кузова до 1,5 м и шириной до 1,4 м. Грузоподъемность таких тележек составляет примерно 300−500 кг.
  • Для легких (мощностью до 4,8 л. с.) применяются одноосные прицепы с длиной кузова около 1,15 м и шириной — 1 м. Тележки рассчитаны на груз до 300 кг.

Борты в тележках могут быть высотой до 40 см, а с бортовыми ограждениями в мощных прицепах — до 60 см. Для облегчения процесса выгрузки или загрузки конструкцией предусмотрено открывающийся или съемный задний борт. Могут также изготавливаться модели со съемными боковыми стенками.

Для стандартных моделей прицепных устройств характерна установка центра тяжести на заднюю часть, что облегчает опрокидывание телеги и выгрузку некоторых грузов. Гидравлическим подъемным цилиндром обычно оснащаются только модели большой грузоподъемности. Такие модели должны быть оснащены тормозами, так как на крутых спусках будет действовать инерционная сила движения и остановить мотоблок не удастся.

Плюсы и минусы самодельного прицепа

Существует много готовых конструкций, которые предлагают производители тягачей и сторонние изготовители. Благодаря телеге мотоблок будет полноценным транспортом, но чтобы определиться с выбором между покупной и самодельной моделью, нужно пересмотреть их достоинства:

  • Незаменимое приспособление для работы на даче.
  • Для изготовления можно использовать простой материал и технологию.
  • При изготовлении заметно экономятся денежные средства.

При покупке не всегда можно найти подходящий по всем характеристикам агрегат, а его качество и технические параметры могут быть намного ниже, чем цена.

Правильное проектирование

Для предотвращения многократной переделки деталей в процессе сборки, а также экономии материала, который может быть испорчен, нужно подробно и тщательно создавать чертеж. Лучше всего создавать несколько чертежей каждой детали со всех сторон. Особенно это касается сложных деталей.

При изготовлении чертежа и подготовке эскизов можно упустить важные нюансы. В связи с этим чертеж нужно пересматривать и изучать с учетом таких моментов:

  • Определить, какой основной или вспомогательный узел нужен прицепу, а также выяснить способ соединения. Его можно проводить разными путями (сваркой, болтами или заклепками).
  • Движение и соединение стационарных поворотных частей (на шарнирах, втулках, подшипниках или осевым способом).
  • Нужны ли стояночные механизмы.
  • Наличие опрокидывателя кузова.

При этом существует много других элементов, которые нужно учитывать и создавать в зависимости от собственной потребности и желания. Например, шарнирное соединение своими руками изготавливать согласится не каждый, но купить по дешевке на металлоломе смогут многие. В чертежах при необходимости вносят уточнения и детальную прорисовку. Создание чертежа является нелегким процессом, но после этого имеется возможность полной и правильной описи необходимых запчастей и инструментов.

Перед приобретением материалов и созданием чертежей, нужно обследовать имеющиеся детали, так как любые металлические изделия могут пригодиться для создания конструкции или дополнительных элементов.

Разработка легкой тележки

Подкатная тележка с грузоподъемностью до 350 кг подойдет для любого типа мотоблоков, а тележка с большей грузоподъемностью потребует разработки дополнительных тормозов, так как использовать ее будет небезопасно (она может использоваться как эвакуатор). Чтобы изготовить легкий прицеп своими руками, чертежи размеры легко найти в интернете. Их нужно доработать под свои потребности в зависимости от наличия заготовок и требований.

Грузоподъемность будет зависеть от выбора габаритов и размеров самого кузова. Для этого можно использовать размеры производителей, а разработку чертежа рекомендуется проводить поэтапно:

  • Общий вид с размерами всех узлов, таких как кузов, рама, колёса и водило.
  • Подробный вид рамы, изготовленной из квадратной или круглой трубы и соединенной при помощи сварки.
  • Кузов и его строение. Кузов может быть изготовлен из досок или металла.
  • Водило желательно усиливать несколькими ребрами жесткости, так как на него будет осуществляться основная нагрузка через поворотный узел и дышло.
  • Поворотный узел — сложный элемент, требующий особого внимания.

В зависимости от выбора материала для изготовления и усиления некоторых участков конструкции использование тележки мотоблока может быть с разными нагрузками.

Подробности изготовления и материалы

Для изготовления прицепного устройства понадобятся:

После подготовки необходимых деталей и инструментов можно приступать к работе, но очень важно перед работой очистить металл от ржавчины с помощью болгарки и преобразователя.

Рама прицепного механизма

Самым лучшим вариантом для создания рамы будут обрезанные круглые и квадратные трубы, а также уголки. Конструкция подойдет для эксплуатации на неровной дороге. Раму можно изготовить, используя подшипники и несколько труб. Также необходимо установить колеса. Стальной прут с диаметром от 30 мм и длиной 1080 мм подойдет для создания оси, на которой будут установлены колеса. Такой прут приваривается к шарниру и стойкам рамы.

Водило тележки мотоблока

Конструкция создается из деталей, которые надежно свариваются. Основная нагрузка создается на поворотный и сцепной механизмы, поэтому конструкцию нужно укреплять металлическими деталями методом сварки. Для изготовления водила нужно сваривать опорные уголки, косынки с продольными шарнирами и брусьями корпуса.

Кузов самодельного устройства

Кузов для самодельной тачки можно изготовить из подходящего металла или доски с сечением 20 мм. При изготовлении из досок нужно обязательно усилить конструкцию металлическими уголками. Кузов необходимо соединить с каркасом в нескольких точках с помощью подпорных частей. Центр тяжести в одноосной телеге не должен пересекать колесную ось.

При создании конструкции самосвального кузова нужно посередине каркаса установить оси для откидного устройства. При этом важно устанавливать их соосно и точно сориентировать, так как при неправильной установке подъем кузова может быть утруднен заклиниванием. Втулки осей привариваются через усилительную пластинку толщиной около 5 мм. Такими усилителями оснащается и сцепное устройство, которое является основой рамы. В качестве втулок и осей могут использоваться обычные навески, часто применяемые в конструкции навесных ворот и калиток, но с диаметром, который позволит выдержать вес груза. После окончания сварки нужно проверить свободный ход. Такая конструкция не является разборной, поэтому для предотвращения переработки оси должна быть установлена с первого раза.

Соединение мотоблока с тележкой

Чтобы соединить прицеп с тягачом, необходимо сделать консоль. Верхняя часть опоры может быть похожа на обвод рукояток культиватора, так как крепить нужно к консоли навесного типа. В точке крепления между подшипниками необходимо наложить смазку и закрыть пыльником. При большой нагрузке на прицеп во время эксплуатации рекомендуется изготовление подвижной сцепки. Соединительное крепление устройства устанавливается в цилиндрическом корпусе продольного шарнира и вся конструкция стопорится кольцом.

Для изготовления сцепного устройства понадобятся:

При такой конструкции управление мотоблоком на неровном покрытии дороги облегчается.

Выбор колес для прицепа

Многие умельцы, изготавливающие прицепные устройства, оставляют отзывы на сайтах, по которым можно рекомендовать установку покрышек от мотоколясок совместно с комплектом центральной части. Однако при этом необходимо протачивать стержень оси для совмещения размеров с поперечниками подшипников ступицы.

Для протачивания и создания центральной базы колес отлично подойдет круг с диаметром 3 см. Центральный вал, продольные шарниры и угловые опоры соединяются посредством сваривания. В случае выбора других вариантов колесной пары можно произвести такие операции:

  1. Присоединить уголок к поперечной части рамы или приварить кусок трубы.
  2. В нижней части уголка или трубы просверлить отверстие для фиксации штуцера и колесной оси.

Работа с днищем прицепа

Для изготовления крепкого дна лучше всего использовать металлические листы толщиной от 2 до 3 мм. Также можно использовать и обрезную доску, но дно будет менее прочным.

На завершающем этапе нужно обязательно закрепить водительское кресло и проверить установку колес. Для большего удобства необходимо сварить подножку, чтобы ноги не оставались в воздухе. Для улучшения внешнего вида прицеп можно зачистить и покрасить.

Сборка конструкции должна проводиться на ровной поверхности. При выборе профиля примерно в 40−50 мм усиливать конструкцию косынками не понадобится. При нормальных и равномерных сварочных швах конструкция получится довольно жесткой, поэтому при отсутствии навыков работы со сваркой лучше привлечь опытного человека. После окрашивания устройства специальной краской все детали будут защищены от коррозии, и тележка прослужит дольше. При создании откидной конструкции необходимо сварить замок и использовать стальной палец со шплинтом.

Мотоблок представляет собой универсальный агрегат, который в составе с дополнительным оборудованием способен выполнить любые работы в сельском хозяйстве. Это и распашка поля, культивирование и рыхление почвы, но также многие мечтают сделать из мотоблока еще и транспортировщик.

Но, учитывая достаточно высокую стоимость прицепа, средств на приобретение дополнительной оснастки уже не хватает, поэтому многие фермеры прибегают к самостоятельному его конструированию. В этой статье мы рассмотрим подробную инструкцию изготовления прицепа для мотоблока своими руками. Но первым делом ознакомимся с видами ручных тракторов.

Виды мотоблоков

Прежде чем приступить к рассмотрению инструкции по изготовлению прицепа, первым делом необходимо определиться с его грузоподъемностью. Заводские устройства способны транспортировать грузы массой от 300 до 1000 кг, но, конечно, это зависит от характеристик самого трактора.

В зависимости от мощности и производительности все ручные трактора можно разделить на:

  • легкие
  • средние
  • тяжелые.

В зависимости от типа трактора выбираются и габариты прицепа. Для легких лучшим вариантом будет кузов не шире 1 м и не длиннее 1,15 м. Именно в таком объеме можно уместить до 300 кг веса.

Для средних агрегатов длина кузова может достигать 1,5 м, куда можно будет погрузить до 500 кг. А габариты прицепа для тяжелых мотоблоков могут достигать и 3 м в длину при тех же 1 или 1,2 м в ширину.

Виды прицепов в зависимости от устройства

Прицепы для мотоблоков в зависимости от специфики работы могут быть:

  • с откидным кузовом;
  • со стационарным;
  • с откидным задним или откидными боковыми бортами;
  • откидной механизм может быть механический или гидравлический;
  • с ручным тормозом (обычно устройство блокировки самопроизвольного движения применяется на прицепах для тяжелых тракторов).

При разработке конструкции прицепа для мотоблока обязательно необходимо учесть его центр тяжести. Он должен быть смещен вперед относительно оси ближе к переднему борту. Это позволит не только повысить устойчивость транспортировщика, но и обеспечить оптимальную управляемость им в процессе движения.

Конструкция прицепа для мотоблоков

Определившись с грузоподъемностью и мощностью ручного трактора, можно приступать к конструированию прицепов. Сначала рассмотрим устройство простой тележки без откидного кузова. При первом взгляде на прицеп в фирменном заводском исполнении покажется, что его конструкция является сложной.

Но на самом деле это не так, потому что она включает простейшие детали, которые самым обыкновенным образом крепятся между собой (болтовые и сварные соединения). В устройстве не имеется сложных компонентов, изготавливать которые необходимо на сложном оборудовании. Итак, из каких элементов состоит прицеп для мотоблока?

1. Устройство сцепления с мотоблоком.

2. Шарнирное поворотное устройство (консоль).

3. Водило.

4. Подножка.

5. Сиденье для водителя.

6. Рама.

7. Кузов.

8. Опорная балка.

9. Фиксатор шарнира.

10. Заднее шарнирное приспособление.

11. Ось с колесами.

Это мы рассмотрели устройство прицепа без ручного тормоза. Если необходимо предусмотреть блокиратор самопроизвольного движения, то колеса и суппорта могут быть взяты от малолитражного автомобиля с задней оси. На них уже имеется механизм ручной блокировки барабанного типа.

На представленном ранее рисунке видны все рекомендуемые размеры прицепа для ручного трактора средней мощности, порядка 5 л.с. Материалом кузова могут быть не только доски, но и фанера, листовой прокат, профилированные металлические листы.

Из устройства также видно, что водило закреплено с центральной трубой путем его вставки внутрь на сквозь. Второй его конец сзади закреплен шарнирным способом, что позволяет колесам прицепа изменять свое положение относительно плоскости оси трактора, не создавая неудобств при преодолении ям и ухабов. Технология «труба в трубе» обеспечивает требуемую устойчивость при прямолинейном движении мотоблока, не перекашивая раму, тем самым, не создавая аварийных ситуаций.

Устройство водила

Сейчас поподробнее рассмотрим конструкцию водила. Оно, как видно из чертежа, имеет не так уж и много деталей:

1. Поворотный механизм.
2. Дышло.
3. Подножка.
4. Ребра жесткости на шарнире.

Сцепка мотоблока с прицепом осуществляется за счет шарнирного соединения, которое состоит из стальной оси, подшипников и фланца. Посредством болтового соединения к последнему крепится ручной трактор.

Немаловажным фактором качественного соединения мотоблока и прицепа является хорошо продуманный шарнир. Поэтому рекомендуется использовать как минимум 4 ребра жесткости, выполненные из стальной полосы толщиной не менее 4 мм.

Конструкция рамы прицепа

Из схемы ниже видно, что конструктивно рама включает различные виды профильных и круглых труб, сваренных между собой. Толщина профиля выбирается исходя из требуемой нагрузочной способности прицепа.

Что мы видим на чертеже?

1. Раскос, укрепляющий конструкцию сиденьям.
2. Рама для сиденья водителя.
3. Опора или стойка сиденья.
4, 5, 9, 10. Подкосы передние и задние.
6. Обвязка или внешняя рама платформы.
11. Усиливающая поперечина.
12. Центральная ось.
13. Ось, изготовленный из прутка диаметром 30 мм.
14. Косынка, изготовленная из листового проката толщиной 4 мм.

Если Вас интересует, как сделать винтовой дровокол своими руками, тогда подробнее об этом Вы сможете прочитать в .

На раме одновременно предусматривается крепление для сиденья, которое может быть откидным или стационарным. В зависимости от этого выбирается тип конструкции откидного устройства.

Способ крепежа водила и центральной трубы

Для фиксации водила используют болты и шпильки. В центральной трубе вытачивается отверстие для крепежного элемента. Окончания фиксируют к лонжерону. Чтобы сделать дышло, используют трубу сечением 60х30 мм.

Рама – это основа несущей конструкции. Траверсы изготавливают из стальных квадратов (25х25 мм). Для их укрепления применяют поперечники. Стойки варят из труб, которые присоединяются к 2-м сторонам конструкции.

Такой способ сцепки позволяет частично вращаться трубе, не изменяя своего положения в продольном направлении при движении мотоблока.

Колесная ось

Колесная ось может быть изготовлена из стального стержня диаметром не менее 30 мм с приваренными по концам полуосями, на которые в свою очередь насаживаются колеса со ступицей. Для их надежного скрепления с осями следует использовать контрогайки и шплинты, а посадку на оси предварительно переточить для подшипников в суппорте.

Если необходимо установить тормоз, то для него следует предусмотреть рычаг возле сиденья водителя, систему тросов и барабаны.

Как видите, имея под руками чертежи и полный алгоритм изготовления, при желании можно сделать прицеп для мотоблока или другого транспорта самостоятельно.

Ниже, мы предлагаем Вам посмотреть видео о том, как сделать прицеп для мотоблока своими руками:

Мотоблок в хозяйстве – довольно полезная штука. Он становится еще большим помощником, если оснащен прицепом, в котором можно перевозить различные вещи, инструмент и материалы. Некоторые модели мотоблоков, представленные на рынке, не соответствуют требованиям покупателя. Приобретая такого мощного помощника, их владельцы заранее планируют приступить к изготовлению дополнительного прицепного устройства к мотоблоку самостоятельно.

Такое навесное оборудование в значительной степени экономит расходы, нежели покупать готовое изделие. Так, как же сделать прицеп к мотоблоку своими руками?

Прицеп можно сделать своими руками

Сборка

Процесс сборки конструкции несложен, и выполнить его можно вполне самостоятельно, имея под рукой инструмент и материалы, необходимые для работы, а также небольшие знания в слесарном мастерстве. Работы осуществляются в следующем порядке:

  1. Создание рабочей документации (проекта) со схемами монтажа прицепного оборудования для мотоблока.
  2. Подбор материала для изготовления рамы и других приспособлений будущей конструкции.
  3. Выбор рабочего места, на котором будет производиться сборка прицепа.
  4. Выполнение предварительной разметки монтажных элементов и узлов прицепного механизма.
  5. Выкладывание готовых деталей и совмещение углов.
  6. Соединение элементов навесного устройства.

В этом видео вы узнаете, как сделать прицеп самостоятельно:

Необходимые инструменты и материалы

Для качественного выполнения работ по сборке прицепа подготавливают следующий инструмент:

  • аппарат для проведения сварочных работ;
  • болгарку для обрезки материала с комплектом отрезных кругов;
  • рулетку и линейку, транспортир и угольник;
  • средства разметки (мел, чернила, маркер);
  • ударный инструмент (молоток), зубило и плоскогубцы;
  • тиса для крепления деталей, струбцины и зажимы;
  • электродрель с набором сверл различного диаметра для работы по металлу;
  • оборудование для установки заклепок в корпусе прицепа.

Для изготовления каркаса прицепа применяют квадратный или прямоугольный металлический профиль, стальную трубу небольшого диаметра, уголки, швеллер. Поддоном прицепа служит стальное полотно толщиной до 2 мм. Для соединения частей конструкции применяют болты, гайки и заклепки. К прицепу добавляются рессоры и балка для крепления колесной пары. В качестве колес хорошо подходят автомобильные от «Москвича» или «Жигулей».

Не забываем про соответствующий инструмент для прицепа

Рама

Ее выполняют из квадратной трубы, которая режется на отдельные участки. Отрезки трубы свариваются между собой, образуя каркас с поперечинами. Каждый угол тщательно вымеряется. После того как каркас готов, его еще раз проваривают по периметру. Готовое изделие грунтуют и окрашивают лакокрасочным материалом.

Прицеп не должен перегружаться, иначе быстро придет в негодность. От качества рамочного элемента зависит срок эксплуатации всей конструкции. Поэтому перед началом работ следует определить, какую максимальную нагрузку будет нести прицепное устройство и для каких целей будет использоваться.

Существуют основные три модели прицепов:

  1. Легкий. Рассчитан на груз не более 70 кг. Обычно это облегченная тележка с одной осью, на которую устанавливается сидение для водителя. К оси приваривается прицеп для перевозки грузов.
  2. Универсальный. В нем можно транспортировать небольшие грузы уже до 120 кг по пересеченной местности. Для большей прочности в качестве материала для изготовления рамы применяется двутавр.
  3. Тяжелый. В данных экземплярах используется металлопрофиль и элементы автомобильной ходовой на резиновом ходу. Тяжелые варианты прицепа более надежны и долговечны, хотя и немного дороже остальных конструкций.


Некоторые умельцы изготавливают самосвальный прицеп для мотоблока. В работе он напоминает кузов грузового самосвала, но чтобы сделать такую конструкцию своими руками, нужно четко придерживаться всех размеров чертежа. Для прицепа типовых размеров не существует, главное, чтобы он не был слишком широк и удобно осуществлял маневры, двигаясь за мотоблоком.

Ходовая часть

Сама конструкция прицепной части мотоблока не представляет особой сложности, а вот ходовая часть – это совсем другое дело. В основе лежит балка, на концах которой размещаются ступицы. Швеллер сваривают между собой так, чтобы получился квадрат. Сварочный шов выполняется сплошным для прочности конструкции. На нижнюю часть квадрата (балки) приваривают ступицы, надевают колеса для прицепа к мотоблоку и проверяют их параллельность. Если условие выполнено, значит, конструкция сварена правильно.

Балку и раму прицепа соединяют при помощи рессор, установленных в специальные кронштейны на раме, заранее предусмотренные в схеме. Вся конструкция прицепной части в сборе проверяется на устойчивость, она не должна опрокидываться.

Совет. Чтобы транспорт прослужил долго и не ломался, следует периодически выполнять его техническое обслуживание, которое заключается в ежедневной чистке после работы и смазке соединений.

Не забываем про ходовую часть прицепа

Обшивка каркаса кузова

На основание (платформу) прицепа устанавливаются вертикальные стойки, к которым привариваются борта. Стоит отметить, что передний и боковые борта делают несъемными, а задний борт закрепляется на петлях для дальнейшего открытия и закрытия в случае возникновения необходимости погрузки различных негабаритных грузов. Элементы кузова представляют собой рамную конструкцию, которая составляется из металлических уголков. Они привариваются встык к друг к другу, и швы зачищаются.

Этапы сборки бортов:

  • подготавливаются рамы каждого борта по отдельности;
  • берут лист оцинкованного полотна и переносят размеры бортов на него;
  • борт вырезается по размеру.

На раму прицепного устройства накладывается дно, выполненное из 2-миллиметрового металлического листа, и прихватывается сваркой по всему периметру. Расстояние между точками приварки составляет примерно 4-6 сантиметров. Процедуру установки начинают с переднего борта, затем – боковые, намертво связывая их с передним. Задний борт закрепляется в петли, установленные на раме прицепа.

Тормоза

Для того чтобы прицеп случайно не покатился на уклоне и прочно стоял на дороге, для него предусматривают простейшую тормозную систему. Как сделать тормоза на прицеп к мотоблоку? Лучше всего использовать стояночную конструкцию от автомобиля или мотоцикла и закрепить механизм возле водительского места при помощи болтов.

Как и в любом транспортном средстве, тормозная система является одним из факторов безопасности дорожного движения. Самостоятельно можно сделать тормоза, применив трос, тягу и барабан:

  1. На ступице одного из колес закрепляется барабан.
  2. Берут тормозной диск и приваривают к нему небольшой отрезок трубы.
  3. Надевают механизм на ось.
  4. Закрепляют тормозные колодки с тросом на ось, трос протягивают к рычагу возле сидения водителя.

На два колеса тормоза обычно не устанавливают. Хватает и одного стояночного тормоза для прицепа к мотоблоку.

Прочие детали

Кроме основного сидения водителя, устанавливают простую откидную лавку, которая крепится на переднем бортике кузова и опирается на боковые. Некоторые прицепы для мотоблока дополнительно оснащают запасным колесом. Его можно расположить на боковом борту или снизу прицепа на металлическое дно при помощи специальных креплений.

Возле сидения водителя для удобства хранения мелкого инструмента, который может понадобиться в дороге и при ремонтах, закрепляют небольшие самодельные металлические ящики или специальные сумки.

Сцепка

Дышло представляет собой систему сваренных труб, которые присоединяются к лонжеронам прицепа. В месте схода труб спереди устанавливается сцепное устройство. Соединение должно быть несложным, прочным и обеспечивать легкий поворот прицепной тележки за мотоблоком. Зачастую для такой сцепки используют стандартный механизм заводских автоприцепов к фаркопам автомашин.


Чтобы выполнить сцепку прицепа мотоблока своими руками, нужно:

  1. В месте сочленения труб дышла приваривается отрезок сороковой трубы длиной 10 сантиметров.
  2. Внутрь трубы устанавливают два подшипника.
  3. На трубу со стороны прицепной тележки устанавливается шайба, в которую будет впоследствии вставлена ось прицепного устройства с нарезанной резьбой.
  4. Сцепка изготавливается из куска квадратной трубы. Через две противоположные поверхности просверливают сквозное отверстие диаметром, соответствующим фиксирующему пальцу.
  5. Квадратную трубу можно дополнительно усилить листом металла, края трубы загибаются.

Такая система надежно обеспечивает устойчивость конструкции и простоту управления. При помощи сцепки тележку мотоблока можно приспособить в качестве легкового автомобильного прицепа.

Нужны ли права на мотоблок с прицепом

Существует множество подсобных работ, в которых применяются мотоблоки. И на сегодняшний день нигде в официальных документах не прописано, что управление мотоблоками требует наличие прав. По законодательству мотоблоки не относятся к транспортным средствам, которые наравне с другими категориями участвуют в дорожном движении. Поэтому можно смело выезжать на поля и проселочные дороги, которые не контролируются ГАИ.


При передвижении по дорогам общего пользования необходимо учитывать, что данный транспорт не имеет права двигаться по ним. Это четко должно прописываться в техпаспорте на мотоблок. Однако, существуют моменты, когда приходится пересекать такие автодорожные участки. Если попасть на контрольную машину автоинспекции, то можно получить довольно неприятные последствия. Инспектор может проверять любую технику, находящуюся на дороге общественного пользования, и в праве выписать штраф за такую езду, ведь мотоблок относится к технике, пусть даже для обработки земли.

Также водитель мотоблока должен знать правила дорожного движения, даже при отсутствии прав на вождение. Поэтому автоинспектор в праве потребовать хотя бы одну открытую категорию на пользование транспортным средством, чтобы удостовериться в знании основ дорожного движения, но это касается только дорог общего пользования.

Получается, что прав на мотоблок и не надо, в то же время нужен документ, который подтвердит знание правил поведения и движения на дороге.

Совет. Чтобы не возникало никаких проблем с автоинспектором, владелец мотоблока обязательно должен знать правила дорожного движения, иметь как минимум открытую категорию А и не забывать удостоверение при необходимости выезда на дорогу.


Водителям самодельных мотоблоков с прицепов вовсе не рекомендуется выезжать на дороги, чтобы не попасться на глаза ГАИ. В противном случае, это грозит большим штрафом.

Сконструировать прицеп для мотоблока своими руками по чертежам и размерам не представляет большой сложности. Главное, иметь желание и уметь обращаться с инструментом. На нашем сайте можно выбрать схему и просмотреть фото, сделанные владельцами прицепов. Имея в хозяйстве такого помощника, работу можно выполнить в несколько раз быстрее и получить от этого огромное удовольствие.

Мотоблок является очень удобным устройством для работы в малых и средних хозяйствах. Особенно удобно, если к нему есть немало полезных приспособлений. Одним из таких является прицеп. Ведь за счёт такого дополнения к мотоблоку возрастают его возможности, а также эффективность. В итоге число работ, которые будут выполняться вручную, сразу сокращается.

В первую очередь мотоблок необходим для обработки земельных наделов. Однако прицеп и другие дополнительные устройства могут сделать его ещё более практичным. Причём самая простая модель делается легко и её можно собрать самому. Такой девайс подойдёт для любого хозяйства.

Чертежи

Прежде чем приступать к строительству прицепа, следует хорошенько продумать его назначение. От этого ведь во многом зависят размеры устройства. При этом параметры прицепа должны совпадать с определённым мотоблоком, чтобы их было удобно использовать вместе. По мощности мотоблоков различают следующие виды прицепов:

Мотоблоки с мощностью до 5 л. с. хорошо сочетаются с прицепами на одной оси. Кузов таких устройств имеет максимальные размеры 1 на 1,15 метра и считается лёгким. Средние прицепы подходят к мотоблокам мощностью от 5 до 10 л. с. Размеры таких устройств могут составлять 1 на 1,5 метра или 1,1 на 1,4 метра. Они предназначены для перевозки грузов весом от 300 до 500 кг.

Для культиваторов, мощность которых составляет 10 л. с. лучше всего использовать кузов с двумя осями. Его размеры будут составлять примерно 1,2 на 2 метра. В таком прицепе можно будет перевозить грузы весом до 1 тонны. Именно такие считаются тяжёлыми.

Когда известны размеры прицепа, следует сделать чертежи или набросать эскизы устройства. Оптимальный вариант, если конструкция будет изображена с различных ракурсов. А также важно на набросках поставить пометки с размерами и тщательно показать все существующие узлы.

Простой прицеп состоит из следующих базовых узлов:

    водило, состоящее из нескольких деталей;

    прочная рама;

    удобный кузов с каркасом;

    колёса подходящего размера.

В состав водила входят такие части, как корпус для узла, отвечающего за поворот, дышло из трубы, рама подножки, упор из трубы, рёбра для жёсткости, накладные части в виде полос. Детали соединяют, как правило, при помощи сварочного аппарата. Наибольшая нагрузка приходится на место, где дышло стыкуется с поворотным узлом. Именно его и необходимо хорошо усиливать с использованием рёбер жёсткости.

Рама чаще всего изготавливается из стали, а, точнее, стержней (труб), диаметр которых не менее 3 см. Соединения на раме делаются с использованием сварки, косынок, лонжеронов, опор на углах, корпуса продольного шарнира. Каждая рама должна включать в себя ряд особенностей, обусловленных местностью, где будет использоваться: например, ямы, бугры и многое другое.

Кузов можно изготавливать как из металла, так и из дерева. Он может быть цельным или сделанным из прутьев.

Стоит учитывать при его сборке, для каких целей нужен прицеп и что за грузы чаще всего в нём будут перевозить.

Для того чтобы изготовить колёсную ось следует воспользоваться стержнем из стали. Его диаметр должен быть примерно 3 см, а длина - около 1,07 м. Данные параметры подходят лучше всего и не позволяют колёсам выступать за пределы кузова прицепа. Что касается колёс, то они подходят практически от любой техники. Главное, чтобы они подходили к конструкции по размерам.

При подготовке надо учитывать, чтобы схема включала в себя ряд тонкостей. Важным моментом является наличие не только основных, но и вспомогательных узлов. Также важно заранее выбрать метод, которым будут скреплены узлы.

Причём надо учесть, что некоторые соединения должны быть специальными, так как они ответственны за поворот. Не менее важно продумать, будет ли прицеп оснащён стояночными опорами и опрокидывателем для быстрой выгрузки.

Материалы и инструменты

Для создания прицепа на мотоблок своими руками могут понадобиться следующие инструменты:

    сварочник;

    «болгарка»;

    токарный станок;

  • гаечные ключи;

    молоток или кувалда;

    линейка или измерительная рулетка;

    шуруповёрт;

    наждачная бумага;

    напильник;

    электропила.

В зависимости от того какие материалы будут использоваться для будущего прицепа, набор инструментов может несколько меняться. Однако большинство из них незаменимы при создании дополнительного оборудования для мотоблока.

В первую очередь при выборе материалов стоит продумать, из чего будет сделан кузов прицепа. Самым дешёвым материалом для него является дерево. Например, можно использовать доски толщиной около 0,2 см. Стоит учитывать, что они нуждаются в усилении на углах накладками из металла. Такой кузов удобно крепить, используя рамки для опор, сделанные из бруса и болтов.

Деревянные прицепы лучше всего подойдут для того, чтобы транспортировать грузы, находящиеся в мешках. При этом борта такого устройства будут неоткидными. Желательно перед тем, как окончательно выбрать из чего будет сделан кузов, рассчитать нагрузку, а также прикинуть, какие грузы будут в нём перевозиться.

Сделать кузов также можно из листов металла, толщина которых составляет от 1 мм. Этот материал является наиболее универсальным. Сделать его ещё и долговечным довольно легко при помощи грунтовки и покраски.

Профнастил также подходит для изготовления прицепа. Однако надо учитывать, что этому материалу необходимы дополнительные рёбра жёсткости.

Чтобы сделать колёсную ось, можно воспользоваться стальным стержнем длиною примерно один метр. Эта длина позволит разместить колёса на самодельном прицепе наиболее правильно. Также в качестве оси подойдёт балка ВАЗ-2109. Хорошим вариантом станет использование всего заднего моста, включая колёса.

В качестве колёс можно использовать колёса от любой техники. Единственное условие, чтобы их размер соответствовал технике. К примеру, хорошим вариантом для прицепа являются колёса от люльки или Жигулей. Также можно воспользоваться колёсами от садовой техники с радиусом 40,6-45,7 см. Неплохим вариантом станут колёса из мотороллера «Муравей».

Как изготовить самосвал?

Самосвальный прицеп для дизельного мотоблока станет незаменимым помощником в любом хозяйстве. В нём очень удобно транспортировать грузы, которые можно легко выгрузить за считаные секунды. Своими руками такую конструкцию сделать совершенно несложно.

Причём самодельный прицеп может быть ещё и лучше, так как будет выполнен согласно всем необходимым требованиям.

    Начинать изготовление прицепа лучше всего с кузова, а, точнее, с его каркаса. Боковые борта можно сварить из профильных труб. Из аналогичных труб делается и весь каркас. Проверить соединения на прямоугольность можно при помощи обычного строительного угольника.

    Стоит заметить, что при сварке сначала надо слегка «прихватить». Когда будет видно, что всё собрано правильно, можно будет сварить более крепко. Очень хорошо, если сварные швы будут отшлифованы с использованием «болгарки».

    Задний борт лучше всего сделать съёмным, чтобы было ещё проще выгружать грузы. Для его крепления подойдут обычные дверные петли, а для закрывания - шпингалеты

Чтобы сделать прицеп безопасным в ночное время, можно на задний бор наклеить светоотражающие наклейки.

    На переднем борту, а также боковых, необходимо приварить небольшие куски трубы, которые станут стойками для деревянных или металлических бортов. Заключительный этап - обшивка каркаса, выбранным материалом (деревом или металлом).

    После этого можно делать дышло из профильных труб. Их необходимо прочно приварить к балке. В итоге получится конструкция в виде треугольника. Усилить конструкцию по углам следует при помощи косынок из металла, толщина которого будет не менее 4 мм. Спереди под прицепное устройство необходимо наварить металлическую пластину толщиной более 8 мм.

    Чтобы прицеп получился самосвальным, следует к балке, а также распоркам днища приварить дверные шарниры в виде капельки, которые можно приобрести в магазине.

Для фиксации кузова можно использовать обычную дверную защёлку. Она крепится при помощи сварки к распорке, которая находится между трубами, составляющим дышло. Также можно приобрести цельный узел самоопрокидывания.

    Защёлку следует вставить в обрезок трубы и приварить. Это обеспечивает прочное соединение. Открытие происходит посредством рычажка, который можно прикрепить на сиденье. Соединить его с защёлкой можно, используя обычную проволоку.

    Осталось прикрепить колёса с осью. Практика показала, что лучше всего брать сразу готовую осевую конструкцию. В зависимости от грузоподъёмности и размеров можно сделать двух- или четырёхколёсный прицеп.

Для каждого прицепа важна устойчивость, чтобы этого добиться можно перед передней балкой установить подножку. Она позволит кузову оставаться в устойчивом положении даже без мотоблока.

Как можно сделать двухосный прицеп?

Прицепы с одной осью можно встретить чаще, но у них есть некоторые недостатки. В частности - это их центр тяжести. Ведь в том случае, если постановка кузова неверная, то груз будет заваливаться. Также это может привести к увеличению напряжения в месте сцепления, что в итоге его испортит. Избежать этого можно, если разместить центр тяжести строго над осью.

Убрать этот недостаток, а также увеличить грузоподъёмность можно, используя двухосные прицепы. Они состоят из главных блоков и узлов, как и модели с одной осью. Их единственное отличие - это четыре колеса и две оси. Причём оси изготавливаются так же, как и в прицепах с одной осью.

Одной из самых полезных вещей на огороде является мотоблок. К тому же он пригодится в саду. С его помощью можно без труда обрабатывать земельные участки, а также перевозить некоторые грузы: солому, овощи, фрукты, инвентарь и тому подобное. Однако без прицепа не удастся выполнять всего вышеперечисленного. В таком случае уместно рассказать, как изготовить тележку для мотоблока своими руками. Это самый лучший вариант сэкономить средства. Так же, к изучению, будет полезна тема " ", с полезными фото и видео материалами.

Чертежи самодельных тележек для мотоблока

Примечательно, что сделанная тележка сможет везти груз массой до пятисот килограмм, а также водителя. Это примерно семь полных мешков картошки.

Представляем Вашему вниманию чертеж тележки:

1. Крепления для подвесных устройств мотоблока (кронштейны).

2. Консольная балка

3. Водило

4. Подставка под ноги (из доски 20)

5. Кресло водителя

6. Основная рама

7. Кузовная часть

8. Опорная балка, выполненная из бруса

9. М8- болт

10. Упорное кольцо, выполненное из трубы

11. Колесо коляски.

Водило предназначено для того, чтобы удерживать всего несколько частей тележки. Они скреплены между собой с помощью сварки. Очевидно, что самая нагруженная часть – сопряжение дышла, а также поворотная часть. Поэтому необходимо установить в этой части конструкции ребра жесткости.

Рама

Раму можно собрать из стальных уголков и труб круглого и прямоугольного сечения. На первый взгляд конструкция очень сложная и обладает большим запасом прочности. Но стоит заметить, что транспорт будет использоваться в сложных условиях. Потому все вопросы касательно прочности отпадают.

Чертеж и размеры рамы тележки для мотоблока

1. Откос из металлического уголка.

2. Рама под кресло водителя

3. Стояк, выполненный из трубы

4. Стойки водительского кресла, выполненные из уголка.

5,14. Передние подкосы из трубы

6,15. Лонжероны продольные из уголка

7,8. Опоры для осей колес.

9,16. Задние подкосы, выполненные из труб

10. Поперечина для усиления, выполненная из уголка

11. Корпус продольного шарнира

12. Ось колес

13,17. Поперечные лонжероны

18. Косынки.

Однако если нагрузки не будут столь масштабными, то можно выбирать более простые конструкционные решения (см. ).

Водило тележки

Колесную ось выполняют из стальной круглой заготовки диаметром 30 миллиметров. Если длина оси будет составлять один метр, то колеса будут располагаться под кузовом. Ось колес с уголковыми опорами, а также косынкой соединена сваркой вместе с лонжеронами, а также корпусом продольного шарнира.

Кузов – размеры и основные части

Кузов тележки выполняется из досок толщиной 20 миллиметров. На углах досок нужно закрепить уголки из стали. С помощью трех балок кузов крепится к самой раме тележки. Балки состоят из бруса 50 на 50.

Колеса

Колеса для тележки можно использовать от мотоколяски. Ступица идет в сборе. Концы оси необходимо заточить так, чтобы они совпадали с диаметром подшипников.

Спепка с мотоблоком

С помощью консольной балки тележка соединяется с мотоблоком. Верхняя часть консоли схожа с контуром держака. Она крепится в кронштейне навесных устройств мотоблока.

Когда тележка эксплуатируется в тяжелых условиях, необходимо, чтобы ее соединение с мотоблоком было шарнирным.

Дышло необходимо вставить в трубчатый корпус шарнира. Дышло фиксируется с помощью упорного кольца. С помощью такой конструкции можно добиться независимости колес тележки от колес мотоблока. При движении с нагруженной тележкой это позволяет лучше управлять мотоблоком.

Поворотный узел - схема

1. Консоль;

2. Пыльники;

3,6 Подшипники (36206);

4. Корпус;

5. Втулка распорная;

7. Втулка дистанционная;

9. Гайка М20*2,5;

10. Масленка;

Водитель будет сидеть на подушке, которая имеет среднюю жесткость, ведь она выполнена из дерева. Место водителя – перед кузовом. Управление осуществляется с тележки. Руки оператора держат рукоятку мотоблока.

Конструкция тележки

Тележка любой конструкции имеет такие части:

Место для водителя;

Тележка с кузовом;

Какой материал подойдет для изготовления рамы тележки?

Лучше всего готовить раму для тележки из уголков и швеллера. Их можно купить практически в любом строительном гипермаркете или на базе. Важно очень аккуратно варить раму. Конструкция должна выдерживать передвижения с нагрузками на сложных участках дорог.

Заготовка для колесной оси

Для колесной оси можно использовать стальные круги, которые имеют диаметр 30 миллиметров. С продольным шарниром ось соединяется по средствам сварки. Важно подобрать такую ось, чтобы колеса располагались под кузовом.

Как делать кузов для тележки

Самостоятельно можно сделать кузов для тележки из досок, которые имеют толщину 20 миллиметров. На углах досок крепятся стальные уголки. С их помощью кузов крепится к раме болтами. Самый лучший вариант – откидные борта. Так можно будет без труда снимать грузы, а также укладывать на повозку.

Колеса - от чего подойдут

В принципе колеса можно взять из любой сельскохозяйственной техники. Кроме того, некоторые умельцы используют колеса от мотоциклетной техники, а также от колясок. Вот только ось придется выточить под диаметр подшипников.

Сцепка для прицепа

Сцепку можно изготовить из любого куска металла. В нем необходимо высверлить отверстие, которое будет использоваться для сцепка. Поворотный узел обязательно используется с подшипником. Важно максимально прочно укрепить его с помощью сварки.

Дно тележки

Дно тележки можно изготовить даже из обрезной доски. Однако лучше всего использовать двухмиллиметровую сталь. В итоге получится прицеп для мотоблока, который сможет служить несколько лет без сервисного обслуживания. Все материалы для изготовления можно легко найти в любом строительном магазине. Инструмент наверняка найдется в каждом доме. Разве что электросварку можно взять в аренду.

Выполняя прицеп для мотоблока своими руками важно учесть, что каждая деталь должна быть выполнена как можно точно. От этого зависит качество и долговечность изделия. Всего за несколько дней можно справиться с работой.

Видео примеры изготовления самодельных телег

Подробная видео инструкция по изготовлению самодельной телеги, с указанием, что и как делать.

Еще один пример качественной самоделки.