"Севастопольские рассказы" Л.Н.Толстого. Презентации к уроку "севастопольские рассказы" Сообщение севастопольские рассказы толстой презентация

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого Выполнила Подковырина Е.М., МОУ СОШ с.Кокшага Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого Цели: Дать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя. Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя. Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла. «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести Отечества». Л.Н.Толстой И.Айвазовский «Севастополь» Крымская война (восточная война), русскотурецкая за господство на ближнем востоке. С февраля 1854 Турция в союзе с Великобританией, Францией, Сардинским королевством (с 1855). 1853-1856 Основные события: 1853: вступление русских войск в Молдавию и Севастополь накануне Крымской войны. Литография Валахию, победы на Кавказе, уничтожение турецкого флота при Синопе; 1854: высадка союзников в Крыму, блокада балтийского моря, начало севастопольской обороны 1854-1855; 1855: дипломатическая изоляция России, падение Севастополя, фактическое прекращение военных действий. Военная и экономическая отсталость феодальной России обусловила ее поражение. 1856: Парижский мир. Л.Толстой – участник обороны Севастополя В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). «Он был, в полном смысле, душой батареи… Это был редкий товарищ, честнейшая душа…» - отзывался о Толстом товарищ по Севастопольской обороне П. Бирюков. Л.Н. Толстой – поручик артиллерии. Фотография 1854г. «Севастопольские рассказы» «Севастопольские рассказы» художественное отражение исторической обороны Севастополя. Это цикл из трех рассказов: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 г.». Совокупность всех трех рассказов раскрывает идею величия народа, героизма и стойкости русского солдата, ставшего на защиту своей земли. Главная ценность рассказов – в реалистическом изображении картины войны. Война впервые показана здесь не в виде красивого зрелища с «музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а в ее настоящем выражении - в крови, в страданиях, в смерти». «Севастопольские рассказы» Толстого можно считать прекрасным прологом к правдивой и великой эпопее патриотической борьбы русского народа с врагами – роману «Война и мир». Публикация «Севастопольских рассказов» в журнале «Современник» Защитники Севастополя. Фотография «Севастопольские рассказы» «Севастополь в декабре месяце» «Севастополь в мае» «Севастополь в августе 1855 г.» «Севастополь в декабре месяце» …Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «здорово, ребята!», говорил «нужно умирать, ребята, умрете?» И войска кричали: «умрем, ваше превосходительство, ура!». И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уж 22000 исполнили это обещание… Л.Н. Толстой 20 ноября 1854 г. Адмирал Корнилов …Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский… Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце» Адмирал Нахимов Вывод: Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Он убежден в «…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа». Но писатель не может удержаться от осуждения войны как таковой: вы «…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти» А.В.Кокорин. На четвертом бастионе. Иллюстрация к «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого. 1953 «Севастополь в мае» …Велика моральная сила русского народа. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастий России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Л.Н. Толстой Дневник Оборона Севастополя. Литография …Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда. Л.Н. Толстой «Севастополь в мае». Вывод: Толстой показывает правдивое изображение войны в крови и страданиях. Чтобы показать противоестественность войны, Толстой использует антитезу: мальчик и цветы в долине смерти. «И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия». «Севастополь в августе 1855» …В русском, настоящем русском солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячиться во время опасности: напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера. Л.Н. Толстой «Рубка леса». Бомбардировка Севастополя флотом союзников. Литография Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам. Л.Н. Толстой «Севастополь в августе 1855» Выводы: Народ и война – главная тема рассказов, и она связана с темой русского национального характера. Главный герой Севастопольских событий – простой народ, правдиво показанный писателем. Война, правдиво показанная Толстым, - «в крови, в страданиях и смерти», внушает читателю мужество и стойкость, но показана она без восклицательных фраз. Именно народ, массы, как считает Толстой, решают главные вопросы истории, определяют судьбу государства. Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир». Рефлексия - Кто является истинным героем «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого? - Что такое война в понимании писателя.? -Ради чего рисковали солдаты и матросы и ради чего «аристократы»? На чьей стороне симпатии автора? -В чем он видит патриотизм истинный и патриотизм ложный? Домашнее задание. Ответить на вопросы: - Какое влияние оказали результаты Крымской войны на дальнейшее развитие России? - Какую роль в судьбе Л.Толстого и его жизненных исканиях сыграло участие в обороне Севастополя? - Прочитать статью учебника стр. - Роман «Война и мир», т.1, гл. 1 – 5, «Салон А.П.Шерер».

Тип урока: интегрированный (литература, история).

  1. Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя.
  2. Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты.
  3. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
  4. Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.

Оборудование, наглядность: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”, слайдовая презентация, персональный компьютер, мультимедийный проектор

Методические приемы организации урока:

Опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения, подготовка докладов и сообщений, подборка репродукций по теме урока, выразительное чтение.

Учитель литературы Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать словами Л.Н.Толстого: “По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества”. Мы продолжим наш разговор о писателе и будем говорить о его “Севастопольских рассказах”. Ведь именно они сыграли решающую роль в становлении Толстого-писателя. В течение урока вы должны выяснить и дать ответ на вопросы: Кто является истинным героем “Севастопольских рассказов” Л.Н.Толстого и Что такое война в понимании писателя.

Справка историков: Цель внешней политики царя Николая I - вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он умер.

Работа биографов

В 1851 году Л.Н.Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии.

Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. “Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный” - таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады.

1. Историки

В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши.

Адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин взяли на себя командование Севастополем. С 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И.Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в нее вражескому флоту.

Работа биографов.

7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь. Под сильным впечатлением увиденного, он пишет письмо брату Сергею: “Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо: “Здорово, ребята!” - говорил: “Нужно умирать, ребята, умрете?” - и войска кричали: “Умрем, ваше превосходительство!” и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Женщины носят воду на бастионы для солдат… Я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время”.

Работа художников.

Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?

(Работа по репродукциям И.Айвазовского, изображающим Севастополь). (Приложение 1 , Приложение 2 ).

Учитель литературы:

Таким образом, Л.Н.Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. О них Л.Н.Толстой пишет в очерке “Как умирают русские солдаты”. В одном из рассказов мы читаем: “Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен – правда”. Эти люди стали героями рассказов: “Севастополь в декабре месяце”, 1854 год; “Севастополь в мае”, 1855 год; “Севастополь в августе”, 1855 год.

1. Рассказ: “Севастополь в декабре месяце”.

Справка историков:

В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года. Сражение у Балаклавы 13 октября 1854 года сложилось в пользу русских. Но на помощь англичанам вовремя пришли французы. Сражение под Инкерманом закончилось поражением русских войск. Война приобрела затяжной характер.

Учитель литературы: В рассказе “Севастополь в декабре” Толстой передал свои первые впечатления. Впервые увидела Россия осажденный город в его величии. Автор изображает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет. Он стремится дать полную панораму войны, осознавая, что “надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...”.

Работа с классом по содержанию рассказа “Севастополь в декабре месяце”

Первая группа литературоведов:

Рассказ является своеобразным “путеводителем” по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения “вы” в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: “Вы подходите к пристани…”, “Вы отчалили от берега...”, “...вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом”. Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.

Учитель литературы

Приложение 3).

Литературоведы:

Писатель заметил множество деталей военного быта, многие из которых пришлись не по вкусу тогдашней петербургской цензуре. У боевого пехотного офицера на сапогах “стоптанные в разные стороны каблуки”, старая шинель странного лиловатого цвета, в блиндаже грязная постель с ситцевым одеялом, а из узелка с “провизией”, когда он отправляется на бастион, торчит “конец мыльного сыра и горлышко портерной бутылки с водкой”. У армейского офицера не может быть чистых перчаток и новенькой шинели - в отличие от интендантских казнокрадов и штабных щеголей.

Справка художников:

На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников оброны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти.

Учитель литературы

Будничная, внешне беспорядочная суета города, ставшего военным лагерем, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь, смерть – вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно, без лишних слов выполняли свой тяжелый труд. “Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина,- говорил Толстой.- И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого - любовь к родине”.

Академик Е.Терле называл “Севастопольские рассказы” правдивым историческим документом, современники воспринимали их как “корреспонденции с театра военных действий”. Печатались они в журнале “Современник”.

А как называется жанр литературы, предполагающий документальную достоверность? (очерк).

Вывод: Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Он убежден в “…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа”. Но писатель не может удержаться от осуждения войны как таковой: вы “…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти”

Работа биографов

Но чем дальше затягивалась осада, тем очевиднее ощущал Толстой внутренний разлад и неподготовленность государства к войне. “…Больше, чем прежде убедился, - записывает он в своем дневнике, - что Россия или должна пасть или совершенно преобразоваться. Все идет навыворот... Грустное положение - и войска, и государства”. Как истинный патриот, Толстой готовит записку царскому правительству, в которой пишет о катастрофическом положении в армии. Но вскоре писатель убеждается в бесполезности этой меры и решает рассказать правду о Севастополе всей общественности, используя форму художественного повествования. Так появляются еще два рассказа: “Севастополь в мае” и “Севастополь в августе 1855 года”.

2. Рассказ “Севастополь в мае”.

Справка историков:

Весной опять начались бомбардировки города. После одной из них, особенно продолжительной и ожесточенной, союзники двинулись на штурм. Французам, атаковавшим Малахов курган, удалось выйти к нему с тыла и захватить несколько домов на Корабельной стороне. Перелом в ход сражения внесла отчаянная атака роты саперов, случайно оказавшихся рядом. Подоспевшими подкреплениями неприятель был выбит с окраин города. Англичане, шедшие на штурм Третьего бастиона, были остановлены в 400 м от цели.

Учитель литературы

Толстой рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с нравственной точки зрения, показывает ее влияние на человеческую мораль Наполеон ради своего честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петрушков, этот “маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человек. Сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья”. Так в “Севастопольских рассказах” впервые в творчестве Толстого возникает “наполеоновская тема”.

Вторая группа литературоведов

Толстой сосредоточивает внимание на лицах “аристократического” круга, показывая их тщеславие, которые обусловлены средой и воспитанием. Предметом анализа Толстого становятся противоречия побуждений и поступков, предрассудков и природной нравственности. Мы видим, что избалованный “аристократ” князь Гальцин оказывается способным испытать “ужасный стыд” за себя, вдруг ощутив собственную неправоту перед безмолвно выносящими свои страдания солдатами.

Работа с классом по содержанию (Приложение 3).

Учитель литературы

Восторгаясь героизмом солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократического офицерства и высших сфер военного руководства. Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они обороняют свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократического происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод “диалектики души”.

Вывод: Толстой показывает правдивое изображение войны в крови и страданиях. Чтобы показать противоестественность войны, Толстой использует антитезу: мальчик и цветы в долине смерти. “И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия”.

3. “Севастополь в августе”.

Справка историков:

В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты - Малахова кургана - дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона.

Третья группа литературоведов

Третий из “Севастопольских рассказов” - “Севастополь в августе 1855 года” - посвящен последнему периоду обороны. Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Из отдельных лиц, помыслов, судеб складывается образ героического города, израненного, разрушенного, но не сдавшегося: “Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам”. “На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела”.

Работа с классом по содержанию (Приложение 3).

Учитель литературы:

В третьем рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью. Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь. Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. Слезы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам.

Историки: Главным итогом войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против нее держав мира. Несмотря на серьезное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным для России пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепления на Черном море.

Учитель литературы

Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он сосредоточен лишь на самом себе и желает одного - не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она “есть сумасшествие”, и если “люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать”.

А теперь подведем итог всему тому, о чем мы говорили на уроке о “Севастопольских рассказах”. Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? Что такое война в понимании Л.Н.Толстого?

Работа художников.

Вот так увидел лицо войны художник Василий Васильевич Верещагин, участник трех войн (Приложение 4 ).

Свою картину он назвал “Апофеоз войны”. На раме надпись: “Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим”. В словаре С.И.Ожегова слово “апофеоз” имеет два значения: 1) прославление, возвеличение чего-нибудь; 2) торжественная, заключительная сцена театральных представлений. - В каком значении употребил слово художник? - Какую мысль стремится передать художник?

Литература:

  1. Л.Н. Толстой Севастопольские рассказы.
  2. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Материалы для выставки в школе
  3. История России. Конец 17-19 век. В.И. Буганов П.Н. Зырянов учебник для 10-го класса
  4. Лебедев Ю.В. Русская литература. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений. М., 1996.

И. Репин. Портрет Л.Н. Толстого

Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда»
Л.Н. ТолстойНарод и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества”.По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества”.
Л.Н.Толстой

В октябре 1853 года Турция объявила войну России. Англия и Франция заявили, что они берут под защиту Турцию. На самом деле они хотели уничтожить русский флот и захватить русские земли.В октябре 1853 года Турция объявила войну России. Англия и Франция заявили, что они берут под защиту Турцию. На самом деле они хотели уничтожить русский флот и захватить русские земли.
18 ноября 1853 года русская эскадра под командованием адмирала Нахимова разгромила турецкую эскадру в Малой Азии, в бухте города Синопа.
В жарком бою турецкие корабли были разбиты и потоплены. Павел Степанович Нахимов стал героем Синопа.
Через короткое время после этой славной битвы английская и французская эскадры из Босфора вышли в Черное море. Англия и Франция пошли на открытый разрыв с Россией. В марте 1854 года они официально объявили войну России. Так началась Крымская война.

Причины и начало обороны Севастополя.Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меньшикова. Отступая, она покинула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меньшиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тысячами моряков и двумя тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения, организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.

Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны Севастополя, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе 1855 года» (1855). О них Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

Как Толстой попал в воюющий Севастополь?В 1851 г., устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный», - таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.

Иван Константинович Айвазовский: Осада Севастополя 1859

Обсуждение рассказа «Севастополь в декабре месяце»В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 г. и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 г.
Комментируем фрагменты рассказа:
- описание фурштатского солдата;
- посещение госпиталя и операционной;
- описание 4-го бастиона;
- авторский вывод: «…убежденность в невозможности… поколебать где бы то ни было силу русского народа».
И «фурштатский солдатик», и «офицер в безукоризненных белых перчатках», и «матрос, который курит, сидя на баррикаде», и «рабочие солдаты с носилками», как и многие другие, просто «исполняют свое дело, какое бы оно ни было».

Слайд №10

Вывод. В рассказе Толстой показывает военные действия без прикрас, в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.На групповом портрете участников севастопольской обороны художника В.Ф. Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко.
Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!


История создания «Севастопольские рассказы» создавались Толстым по свежим следам событий. В Севастополе Толстой оказался впервые в самом конце 1854 г., через несколько месяцев после начала осады города англо- французскими войсками. В январе 1852 г. Толстой определился на военную службу, в артиллерию. В течение двух лет он служил на Кавказе, и эти годы - годы, связанные у него с сильными новыми впечатлениями и началом серьезной литературной работы,- оставили в нем лучшие воспоминания. В 1854 г., вскоре после того, как началась русско-турецкая война, Толстой подает прошение о переводе его в Дунайскую армию. Некоторое время он служит при штабе армии, в Кишиневе, совершает поездки по Молдавии, Валахии и Бессарабии, наблюдает осаду крепости Силистрия. В ноябре и декабре 1854 г. он несколько раз выезжает в осажденный Севастополь. Он выражает желание перевестись в крымскую армию, быть ближе к самым важным и решающим событиям, непосредственно принять в них участие.


Оборона в Севастополе В марте 1855 г. часть, в которой служит Толстой, переводится в Севастополь, на самом опасном месте в Севастополе. Он записывает в дневнике: 2 апреля - «Я живу в Севастополе. Потерь у нас уже до пяти тысяч, но держимся мы не только хорошо, но так, что защита эта должна очевидно доказать неприятелю невозможность когда бы то ни было взять Севастополь. Написал вечером две страницы «Севастополя»: 3-7 апреля - «Третьего дня ночевал на 4-м бастионе. Изредка стреляет какой-то пароход по городу. Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые по улице играли в лошадки: они обнялись и упали вместе. Девочка - дочь матроски. Каждый день ходит на квартиру под ядра и бомбы...



Оборона в Севастополе 12 апреля - «4-й бастион. Писал Севастополь днем и ночью и, кажется, недурно и надеюсь кончить его завтра. Какой славный дух у матросов!..»; 13 апреля- «Тот же 4-й бастион, который мне начинает очень нравиться, я пишу довольно много. Нынче окончил Севастополь днем и ночью и немного написал Юности. Постоянная прелесть опасности, наблюдения над солдатами, с которыми живу, моряками и самым образом войны так приятны, что мне не хочется уходить отсюда, тем более что хотелось бы быть при штурме, ежели он будет…».


23 мая 1855 года известный писатель Лев Толстой на 4-ом бастионе в осажденном Севастополе стал свидетелем кровопролитного боя между русскими и французами, давшего ему материал для рассказа "Севастополь в мае".


Севастопольские рассказы Эти дневниковые записи Толстого - свидетельства весьма существенные и важные для понимания жизненной и художествен пой природы «Севастопольских рассказов». Да и не только их одних. То, о чем пишет Толстой в своих военных рассказах, он пишет не понаслышке, не со стороны, а как человек, сам все переживший и по собственному опыту все знающий. Этого не может не заметить, не почувствовать читатель его произведений. Отсюда то особенное доверие, которое мы, читатели, испытываем к Толстому.




Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны Севастополя, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе 1855 года» (1855). О них Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».


«Севастопольские рассказы» цикл из трёх рассказов, написанных Львом Толстым и опубликованных в 1855 году Львом Толстым 1855 году «Севастопольские рассказы» цикл из трёх рассказов, написанных Львом Толстым и опубликованных в 1855 году Львом Толстым 1855 году В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 г. и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 г. Комментируем фрагменты рассказа: описание фурштатского солдата; посещение госпиталя и операционной; описание 4-го бастиона; авторский вывод: «...убежденность в невозможности... поколебать где бы то ни было силу русского народа». И "фурштатский солдатик", и "офицер в безукоризненных белых перчатках", и "матрос, который курит, сидя на баррикаде", и "рабочие солдаты с носилками", как и многие другие, просто "исполняют свое дело, какое бы оно ни было".


Вывод. В рассказе Толстой показывает военные действия без прикрас, в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. На групповом портрете участников севастопольской обороны художника В.Ф. Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!


Обсуждение рассказа «Севастополь в мае» В мае 1855 г. произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля. Комментируем такие фрагменты рассказа: рассуждения о пехотных офицерах; сцена, когда офицер укоряет солдата; описание раненых; сцена перемирия; описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых; Авторский вывод: «И эти люди... не упадут вдруг на колени... и со слезами радости и счастья не обнимутся как братья?»




Август это самый страшный месяц долгой осады Севастополя, закончившейся падением города 27 августа 1855 г. Севастополь героически сражался 349 дней. Комментируем фрагменты рассказа: описание солдат; описание места битвы; рассуждения о природе подвига; описание батареи; рассказ о Мельникове, братьях Козельцовых; поведение людей; страницы штурма; авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».




ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ ЭПОПЕИ ПРОСТОЙ НАРОД, ПРАВДИВО ПОКАЗАННЫЙ ТОЛСТЫМ. В РАССКАЗАХ ТОЛЬКО ОДИН ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ ВИЦЕ-АДМИРАЛ В. А. КОРНИЛОВ. ВОЙНА В РАССКАЗАХ ДАЕТСЯ В НАСТОЯЩЕМ ЕЕ ВЫРАЖЕНИИ «В КРОВИ, В СТРАДАНИЯХ И СМЕРТИ», БЕЗ СТРЕМЛЕНИЯ НАПУГАТЬ ЧИТАТЕЛЯ И БЕЗ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ФРАЗ, НО ВНУШАЯ ЕМУ МУЖЕСТВО И СТОЙКОСТЬ. СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ТОМ, ЧТО, МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ В ЖИЗНИ, ОН УВЕРЕННО ДЕЙСТВУЕТ В УСЛОВИЯХ ОПАСНОСТИ. ТОЛСТОЙ УВЕРЕН: В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ, НАРОД, МАССЫ РЕШАЮТ КОРЕННЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, ОПРЕДЕЛЯЮТ СУДЬБУ ГОСУДАРСТВА. ЭТО ТЕ ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ, КОТОРЫЕ ПОЗДНЕЕ НАЙДУТ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР».



Презентация к уроку литературы Тема: «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого

Потапушкина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа №2» г.Козельск

Козельского района Калужской области


Что такое война?

Нужна ли человеку война?

Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?

“ Осенью 1853 года началась война России с Турцией, Толстому разрешено было перевестись в Севастополь. Попав в осажденный город, Толстой был потрясен героическим духом войска и населения. “Дух в войсках выше всякого описания,- писал он брату Сергею.- Во времена Древней Греции не было столько геройства”.


«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский»

Л.Н. Толстой


Крымская война (1853-1856 г.г. )

Цель внешней политики царя Николая I - вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда.

В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он умер

13 апреля- «Тот же 4-й бастион, который мне начинает очень нравиться, я пишу довольно много. Нынче окончил „Севастополь днем и ночью” и немного написал „Юности”. Постоянная прелесть опасности, наблюдения над солдатами, с которыми живу, моряками и самым образом войны так приятны, что мне не хочется уходить отсюда, тем более что хотелось бы быть при штурме, ежели он будет…».

На подступах к «Севастопольским рассказам»

В марте 1855 г. часть, в которой служит Толстой, переводится в Севастополь, и Толстой оказывается на четно ртом бастионе, на самом опасном месте в Севастополе. Он записывает в дневнике:

2 апреля - «Я живу в Севастополе. Потерь у нас уже до пяти тысяч, но держимся мы не только хорошо, но так, что защита эта должна очевидно доказать неприятелю (невозможность) когда бы то ни было взять Севастополь. Написал вечером две страницы „Севастополя”»;

3-7 апреля - «Третьего дня ночевал на 4-м бастионе. Изредка стреляет какой-то пароход по городу. Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые по улице играли в лошадки: они обнялись и упали вместе. Девочка - дочь матроски. Каждый день ходит на квартиру под ядра и бомбы…»;

12 апреля - «4-й бастион. Писал „Севастополь днем и ночью” и, кажется, недурно и надеюсь кончить его завтра. Какой славный дух у матросов!..»;

13 апреля- «Тот же 4-й бастион, который мне начинает очень нравиться, я пишу довольно много. Нынче окончил „Севастополь днем и ночью” и немного написал „Юности”. Постоянная прелесть опасности, наблюдения над солдатами, с которыми живу, моряками и самым образом войны так приятны, что мне не хочется уходить отсюда, тем более что хотелось бы быть при штурме, ежели он будет…».


В трактате «Что такое искусство?» Толстой напишет: «…художественное впечатление, то есть заражение, получается только тогда, когда автор сам по-своему испытал какое-либо чувство и передает его, а не тогда, когда он передает чужое, переданное ему чувство. Этого рода поэзия от поэзии не может заражать людей, а только дает» подобие произведения искусства…».

Дневниковые записи Толстого - свидетельства существенные и важные для понимания жизненной и художественной природы «Севастопольских рассказов». То, о чем пишет Толстой в своих военных рассказах, он пишет не понаслышке, не со стороны, а как человек, сам все переживший и по собственному опыту все знающий. Отсюда то особенное доверие, которое читатели испытывают к Толстому.


«Севастопольские рассказы»

«Севастополь в декабре месяце» (первоначальное название- «Севастополь днем и ночью»)

«Севастополь в мае»

«В нашем артиллерийском штабе,- писал Толстой брату Сергею 20 ноября 1854 г.,- состоящем, как я, кажется, писал вам, из людей очень хороших и порядочных, родилась мысль издавать военный журнал… В журнале будут помещаться описания сражений, не такие сухие и лживые, как в других журналах…» .


А. В. Дружинин утверждал, что ни одна из воюющих сторон «не имела у себя хроникера осады, который мог бы соперничать с Толстым»

Репортаж

Очерк

Статья

Наблюдение

Журналистика факта,

наблюдательный взгляд исследователя,

собственный взгляд публициста


особенности «Севастопольских рассказов»

Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Толстой показал войну реалистически, как героический подвиг народа в борьбе за родину и как тяжелый ратный труд, сопря­женный с неисчислимыми жертвами и страданиями.

«Севастопольские рассказы» Толстого - произведение огромной патриотической силы. Мастер­ски рисует писатель военную доблесть и моральную стойкость защитников Севастополя, которые удерживают свои позиции под непрерывной бомбардировкой неприятеля.

Воссоздавая правдивую картину обороны, Толстой провозгласил правду жизни основой своего творчества. «Герой же моей повести, которого я люблю всеми сила­ми души, которого старался воспроизвести во всей красо­те его, и который всегда был, есть и будет прекрасен - правда».


Герои рассказов

Русский воин - солдат

Аристократическая верхушка

  • Тщеславие
  • тру­сость,
  • холодная расчетливость
  • себялюбие
  • карьеризм
  • продажность
  • эгоизм
  • равнодушие к судьбе Родины.
  • Самоотверженность
  • храбрость
  • героизм
  • бескорыстие
  • преданность общему делу, Родине
  • патриотизм

«Севастополь в декабре месяце»

Историческая основа

Литературное изображение

Это был момент некоторого ослабления и замедления военных действий, промежуток между кровавой битвой под Инкерманом и под Евпаторией. Но если могла немного отдохнуть и поправиться полевая русская армия, стоявшая в окрестностях Севастополя, то город и его гарнизон не знали передышки и забыли, что значит слово “покой”. Солдаты и матросы трудились под снегом и проливным дождем, полуголодные, истерзанные.

  • Описание фурштатского солдата;
  • Посещение госпиталя и операционной;
  • Описание 4 бастиона;

«Севастополь в мае»

Историческая основа

Литературное изображение

Толстой не описывает этих кровавых майских встреч, но читателю ясно, что совсем недавно произошли очень крупные события у осажденного города.

  • Рассуждения о пехотных офицерах
  • Сцена, когда офицер укоряет солдата
  • Описание раненых
  • Сцена перемирия
  • Описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых

В мае произошла кровавая битва гарнизона против почти всей осаждающей город армии, желавшей во что бы то ни стало овладеть тремя передовыми укреплениями.

«И эти люди… не упадут вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья?»


«Севастополь в августе 1855 года»

Историческая основа

Литературное изображение

349 дней героически сражался Севастополь

  • Описание солдат
  • Описание места битвы
  • Рассуждения о природе подвига
  • Описание батареи
  • Рассказ о Мельникове, братьях Козельцевых
  • Поведение людей
  • Описание штурма

«…чувство самосохранения и желания выбраться как можно скорее из этого страшного места смерти присутствовало в душе каждого. …Но за этим чувством было другое, тяжелое, сосущее и более глубокое чувство: это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу.»