Возникновение цивилизации в древнем двуречье. Условия зарождения и развития государств двуречья

Как не погибнуть, если две реки, от которых зависит твоя жизнь, бурны и непредсказуемы, а из всех земных богатств в изобилии имеется только глина? Народы Древнего Двуречья не погибли, более того, сумели создать одну из самых развитых для своего времени цивилизацию.

Предыстория

Двуречье (Междуречье) - другое название Месопотамии (от др.-греч. Месопотамия - «двуречье»). Так древние географы называли территорию, находящуюся между реками Тигр и Евфрат. В III тыс. до н.э. на этой территории образовались шумерские города-государства, такие как Ур, Урук, Лагаш и др. Возникновение земледельческой цивилизации стало возможно благодаря разливам Тигра и Евфрата, после которых по берегам оседал плодородный ил.

События

III тыс. до н.э. - возникновение первых городов-государств в Двуречье (5 тыс. лет назад). Самые крупные города - Ур и Урук . Дома в них строили из глины.

Около III тыс. до н.э. - возникновение клинописи (еще о клинописи). Клинопись возникла в Месопотамии первоначально в качестве идеографически -ребусного, а впоследствии словесно-слогового письма. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки.

Боги шумеро-аккадской мифологии:
  • Шамаш - бог Солнца,
  • Эа - бог Воды,
  • Син - бог Луны,
  • Иштар - богиня любви и плодородия.

Зиккурат - храм в виде пирамиды.

Мифы и сказания:
  • Миф о потопе (о том, как Утнапишти построил корабль и смог спастись во время всемирного потопа).
  • Сказание о Гильгамеше.

Участники

К северо-востоку от Египта между двумя большими реками — Евфратом и Тигром — расположено Двуречье, или Междуречье, известное также под названием Месопотамия (рис. 1).

Рис. 1. Древнее Двуречье

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося жилища и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы.

Государство здесь возникло приблизительно в то же время, что и в долине Нила, — более 5000 лет назад.

Многие поселения земледельцев, вырастая, превращались в центры небольших городов-государств, население которых составляло не более 30-40 тыс. человек. Самыми крупными были Ур и Урук, располагавшиеся на юге Двуречья. Ученые нашли древние захоронения, найденные в них предметы свидетельствуют о высоком развитии ремесла.

В Южном Двуречье не было ни гор, ни лесов, единственным строительным материалом была глина. Дома строились из глиняных кирпичей, высушенных из-за недостатка топлива на солнце. Чтобы уберечь постройки от разрушения, стены делали очень толстыми, например, городская стена была такой ширины, что по ней могла проехать повозка.

В центре города возвышался зиккурат — высокая ступенчатая башня, наверху которой размещался храм бога — покровителя города (рис. 2). В одном городе это был, например, бог солнца Шамаш, в другом — бог луны Син. Все почитали бога воды Эа, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Жрецы вели наблюдения за движением небесных богов — Солнца и Луны. Они составляли календарь, по звездам предсказывали судьбы людей. Ученые жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием жителей Древнего Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность — на 360 градусов.

Рис. 2. Зиккурат в Уре ()

В ходе раскопок древних городов в Двуречье археологами были найдены глиняные таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки выдавливались на сырой глине заостренной палочкой. Для придания твердости таблички обжигались в печи. Клинописные значки — это особое письмо Двуречья — клинопись . Значки обозначали слова, слоги, сочетания букв. Ученые насчитали несколько сот знаков, использовавшихся в клинописи (рис. 3).

Рис. 3. Клинопись ()

Научиться читать и писать в Древнем Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Школы, или «Дома табличек», появившиеся в III тысячелетии до н. э., могли посещать только дети из богатых семей, так как обучение было платным. Много лет надо было посещать школу писцов, чтобы овладеть сложной системой письма.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Проект STOP SYSTEM ().
  2. Культуролог.ру ().

Домашнее задание

  1. Где расположено Древнее Двуречье?
  2. Что общего в природных условиях Древнего Двуречья и Древнего Египта?
  3. Опишите города Древнего Двуречья.
  4. Почему в клинописи в десятки раз больше знаков, чем в современном алфавите?

Древнее Двуречье: возникновение первых государств

Представленная в предыдущих главах социологическая модель не может, разумеется, считаться универсальной. Это скорее своего рода путеводитель, позволяющий разобраться в хитросплетении тех многочисленных дорог, которые вели человечество от ранних социальных структур к развитым, от локальной группы и общины к государству, от эгалитаризма к иерархии. Реальная действительность человеческой истории многообразна. Но что характерно: при всем ее неохватном многообразии – от древнего Двуречья до современной Океании, от высоких культур Индии и Китая до весьма недавно вступивших на путь цивилизации африканских народов – генеральные закономерности эволюции примерно одинаковы, они и берутся за основу при изложении различных материалов из истории стран и народов Востока.

Здесь стоит с самого начала сделать одну весьма существенную оговорку, значение которой будет становиться все очевиднее по мере более детального знакомства с материалом. Дело в том, что структурные формы, типологическое сходство которых берется за основу, суть лишь скелет того или иного общества. Конкретный же облик и тем более живой дух его зависят главным образом от его цивилизационных и религиозно-культурных параметров. Что же касается этих последних, то о них следует сказать в первую очередь самое главное: при всем своем несходстве и даже порой весьма заметном принципиальном противостоянии друг другу все они в чем-то опять-таки близки между собой. Эта близость, равно как и кардинальное отличие их от европейской антично-христианской традиции-цивилизации, в том, что они появились на свет и были призваны обрамлять отличные от европейской неевропейские структуры. Иными словами, системы идей и институтов во всех неевропейских традициях-цивилизациях, от дальневосточной до американской доколумбовой, различались весьма заметно, но притом разительно сходились в одном и основном: все они обслуживали структуры, где частнособственнические отношения не были главными и где поэтому не существовало всего того, что способствовало бы их быстрому и эффективному развитию, как то имело место в Европе.

Это не значит, что ни в одной из них изначально не было элементов, которые при иных обстоятельствах вели бы к иным результатам. Напротив, такое бывало и даже сыграло свою роль (феномен Финикии) в формировании античной структуры. Но эти элементы со временем отмерли, уступив место иным, целиком сориентированным на обслуживание командно-административной структуры в той или иной ее модификации в рамках данной неевропейской традиции-цивилизации. Можно добавить к сказанному, что процесс сложения системы идей и институтов в рамках каждой традиции-цивилизации шел весьма медленно, особенно на раннем этапе развития государств.

Первые камни в фундамент мировой урбанистической цивилизации были заложены на древнем Ближнем Востоке, в долине нескольких великих плодородных рек. Примерно в VIII–VI тысячелетиях до н.э. земледельцы ближневосточных предгорий, уже освоившие достижения неолитической революции и с каждым поколением все увеличивавшиеся в числе, стали спускаться в равнины и активно заселять плодородные долины рек, в первую очередь Тигра и Евфрата. Междуречье и берега этих рек, именуемые общим термином Двуречье, а также соседние районы (Загрос, Анатолия, Палестина) ныне хорошо изучены специалистами. Раскопанные археологами поселения (Джармо, Хассуна, Тель-Халаф и др.) свидетельствуют, что их обитатели жили в глинобитных домах, сеяли ячмень, пшеницу и лен, разводили коз, овец и коров, были знакомы с ранними формами ирригационного хозяйства (осушение болотистых земель с помощью каналов, возведение дамб и т.п.), изготовляли различные керамические сосуды (наиболее ранние из них не были знакомы с керамикой), изделия из камня, позже – даже из меди. По мере продвижения земледельцев к югу, где удобряемые разливами рек почвы были особенно плодородны, поселения становились богаче и крупнее. Культура Убайд (конец V тысячелетия до н.э.) представлена уже поселками до Юга, в центре которых размещались крупные храмовые комплексы на высоких земляных платформах, окруженные городскими стенами – явственный признак ранней урбанизации. Раскопки этих поселений свидетельствуют о многочисленном населении, развитом ремесле, включая знакомство с гончарным кругом, металлургией, ткачеством, принципами архитектуры и монументального строительства.

Культуру Убайд принято считать протошумерской. Как известно, на рубеже V–IV тысячелетий до н.э. на территории Южного Двуречья появляются шумеры, с именем и деятельностью которых связывается возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. Загадка шумеров до сих пор не разгадана. Их собственные легенды указывают на юг (приморские районы Персидского залива) в качестве прародины; специалисты видят ее то на востоке, то на севере. Ясно одно: шумерский язык значительно отличался от группы семитских языков, распространенных среди большинства древних обитателей ближневосточной зоны. Похоже на то, что пришельцы-шумеры, появившись в зоне обитания насельников культуры Убайд, быстро и энергично заимствовали все достижения их культуры и, возможно, сыграли важную роль внешнего толчка в ускорении поступательного ее развития – теперь уже на их, шумерской, этнической основе.

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

2. Вторжение греков-ахейцев. Становление первых государств Это передвижение датируется последними столетиями III тысячелетия до н. э., или концом эпохи ранней бронзы. Около 2300 г. до н. э. погибли в пламени пожара цитадель Лерны и некоторые другие поселения раннеэлладского

Из книги Раннее христианство: страницы истории автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Возникновение и состав первых христианских общин Проповедники нового религиозного учения, пришедшие из Палестины, первоначально обращались к иудеям, живущим в городах восточных провинций, т. е. к иудеям диаспоры (рассеяния). «Рассеяние» началось давно. Еще в начале VI в.

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Возникновение ранних государств в долине Нила (2-я пол. IV тыс. до н. э.) Мощный скачок в развитии древнеегипетского общества происходит с началом второго додинастического периода (ок. XXXVI–XXXI вв. до н. э.; время археологических культур Герзе / Нагада II и Семайна / Нагада III).

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Образование первых государств. Ашока Маурья Детальная реконструкция и точная датировка событий политической истории Индии середины I тыс. до н. э. невозможны из-за отсутствия источников. В период между временем Будды (ок. 500 и 430 гг. до н. э.) и индийским походом Александра

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

Возникновение национальных государств (Франция). В Англии, во Франции, в Испании, в Северо-Восточной Руси постепенно укреплялась феодальная монархия, по мере роста экономических связей и, отчасти, под ударами внешних военных сил объединявшая разрозненные феодальные

автора Бадак Александр Николаевич

Возникновение первых рабовладельческих обществ IV тысячелетие является временем появления первых рабовладельческих обществ в истории человечества.Первые такие общества возникли в Египте и Двуречье. Здесь наблюдались все те явления, которые были характерны для

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Возникновение государств Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тысячелетия до н. э. Они способствовали охранению новых форм собственности и дальнейшему развитию рабовладельческих отношений.Часть рабов принадлежала знати, часть

Из книги История России автора Иванушкина В В

2. Возникновение первых русских городов К IX–X вв. восточнославянские племена заняли западную часть Великой Русской равнины, ограниченную побережьем Черного моря на юге, Финским заливом и Ладожским озером (озеро Нево) на севере. Здесь с севера на юг (по линии Волхова –

Из книги Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени автора Кляшторный Сергей Григорьевич

Распад Золотой Орды и возникновение новых тюркских государств По обширности территории Золотая Орда была крупнейшим государственным образованием средневековья. Напомним, что в состав государства потомков Джучи входила вся Великая Степь от Дуная - на западе до Иртыша

автора Бадак Александр Николаевич

Возникновение городов-государств в Греции В это время в области Эгейского моря возникают города-государства. Результатом непрекращающейся борьбы свободного населения против господства родовой знати и долгового рабства к концу рассматриваемого периода в государствах

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Возникновение греческих городов-государств. Экономический подъем VIII–VI вв. до н. э В VIII–VI вв. до н. э. древняя Греция переживает экономический подъем. Этот процесс связан с колонизацией, способствовавшей восприятию греками у других народов лучших достижений

Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

33. Возникновение германского и итальянского национальных государств В XIX в. в различных регионах мира происходил процесс формирования наций. Нации складывались в процессе становления государств. Этносы проходили разные фазы, ступени развития: род - племя - народность

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Возникновение ранних государств в долине Нила (вторая половина IV тыс. до н. э.) Мощный скачок в развитии древнеегипетского общества происходит с началом II додинастического периода (ок. XXXVI–XXXI вв. до н. э., время археологических культур Герзе/Нагада II и Семайна/Нагада III).

Из книги ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.) автора Семенов Юрий Иванович

2. 1. Возникновение первых классовых обществ Первые классовые общества возникли как небольшие острова в море первобытного общества. Это произошло на рубеже IV-III тысячелетия до н.э., по-видимому, почти одновременно в двух местах земного шара: в северной части долины Нила и на

Из книги Тайны Всемирного потопа и апокалипсиса автора Баландин Рудольф Константинович

Древнее Двуречье Первые классовые государства возникли в Двуречье примерно тогда же, когда и в долине Нила. Однако тут были свои особенности, которые определялись во многом природными условиями.Долина Тигра и Евфрата очень широка, открыта на запад и окружена нагорьями,

Из книги История психологии: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

2. Возникновение первых экспериментальных разделов психологии Прежде чем были изобретены объективные методы изучения целостного поведения, научно-психологическая мысль добилась крупных успехов в экспериментальном анализе деятельности органов чувств.Эти успехи были

Изучение культуры, не оставившей письменных источников, напоминает допрос немого и вдобавок неграмотного человека. Вся полученная информация сводится к рисункам и бурной жестикуляции. Конечно, понять кое-что можно, но гораздо меньше, чем хотелось бы. На порядок богаче «показания» культуры, располагавшей письменностью и оставившей потомкам в наследство разного рода тексты.

Именно такой порог на рубеже IV-VI тысячелетий до н. э. прошла древняя Месопотамия . До того в Междуречье (второе название Месопотамии) уже строили величественные храмы и мощные укрепления, там существовала сеть каналов, запруд, искусственных водоёмов, обеспечивавшая страну водой и сберегавшая её от грозных речных разливов, торговцы отправлялись в дальние путешествия, ремесленники славились своим искусством и тонкостью работы. К тому времени на территории Месопотамии существовали крупные населённые пункты. Некоторые учёные осторожно называют их протогородами, другие - просто городами. Судя по археологическим находкам, местное население выработало сложные религиозные представления, а также широко практиковало магию. Таким образом, в стране были все признаки , кроме одного - письменности .

Наконец, народ шумеров создал её. Ряд учёных считают, что во всей истории человечества не было более значительного переворота.

Семиты - народы, говорящие на языках, принадлежащих к семитской ветви семито-хамитской языковой семье. Ныне это арабы, евреи, а также ряд других народов. Древние семиты - аккадцы, вавилоняне, амореи, эблаиты, халдеи, арамеи, и многие другие.

Загадки клинописи

Шумеры создали письменность на рубеже II-III тысячелетий до н. а Поначалу это был набор простейших рисунков, которые могли только напомнить читающему определённую информацию, намекнуть на некие сведения, но не передать их в точности. Каждый рисунок мог обозначать несколько понятий сразу. Слова «приносить», «приходить» и «направляться» равнялись на письме одному и тому же знаку. Два или три знака могли соединиться, породив третий, совершенно новый. Так, рисунки, соответствующие понятиям «лу» («человек») и «гал» («большой»), слились в понятие «лугаль» («хозяин», «господин», «правитель»). Понемногу число знаков росло, запоминать их становилось всё труднее. Кроме того, чем дальше, тем больше рисунки древнейшего шумерского письма утрачивали связь с тем, что они изображают. Их выдавливали на влажной глине, а наносить на неё кривые линии, окружности и повторять рисунок от раза к разу очень сложно. В конце концов писцы стали пользоваться только прямыми линиями. Их инструмент - тонкая палочка - выдавливал на глиняной табличке нечто подобное клинышку, поскольку соприкасался с глиной под наклоном и заострённый кончик уходил глубже. Прежние рисунки становились замысловатым узором из маленьких клинышков. Они превратились в схемы, совсем не похожие на то, с чего их рисовали изначально. Это превращение заняло несколько веков .

Сама традиция такого письма получила название «клинопись». Постепенно клинописные схемки стали использовать для составления «ребусов». Шумерский язык богат короткими словами из одного или двух слогов. И когда писец соединял схемку, обозначавшую одно понятие, со схемкой, обозначавшей другое понятие, результат могли прочесть уже как сочетание звуков, а не слов. Даже если полученное в результате слово не было связано с первоначальными понятиями двух и более рисунков, из которых его «слепили»...

Всё усложнилось , когда шумеры сошли с исторической сцены, подчинившись племенам аккадцев (восточных семитов). Их язык и культура обогатили завоевателей. Их письменность была принята аккадцами как собственная. Но они уже не могли составлять ребусы по-шумерски, поскольку аккадский язык совершенно не похож на шумерский. Неопытный читатель мог запутаться в значениях клинописных схемок и полностью утратить смысл текста. Письмо до крайности усложнилось, «ребусное» и «смысловое» значение каждого знака в разных сочетаниях приходилось заучивать и трактовать в зависимости оттого, кому предназначался текст - шумеру или аккадцу... Возникли огромные шумеро-аккадские словари, а ремесло писца потребовало большой учёности.

Элам -страна к востоку от Месопотамии, поддерживала тесные политические и культурные связи с Междуречьем (второе название Месопотамии). В III-I тысячелетиях до н. э. там была высокоразвитая цивилизация. На протяжении нескольких столетий Элам играл роль великой державы.

К аккадской системе письма тяготеют и все более поздние разновидности - ассирийские, вавилонские и т. п.

В XVIII - первой половине ХIХ в. н. э. европейцы отлично знали о существовании письменности в древней Месопотамии. В музеях и частных собраниях накопилось немало глиняных табличек с клинописными текстами. Но прочитать их довольно долго никто не мог . Лишь общие усилия учёных из разных стран способствовали расшифровке. Впрочем, в шумерском языке и шумерском письме до сих пор далеко не всё понятно учёным, а переводы бывают очень приблизительными.

Немец Георг Гротефенд (1775- 1853), ирландец Эдвард Хинкс (1792-1866), англичане Генри Роулинсон (1810-1895) и Уильям Толбот (1800-1877) в разное время приложили усилия к разгадке клинописи. Кроме них над ней работало с разной степенью успеха великое множество других учёных.

Бехистунский рельеф. Фрагмент. Конец VI в. до н. э.

Ключом к расшифровке стала так называемая Бехистунская надпись. В конце VI в. до н. э. она была высечена персидским царём Дарием I на скале Бисутун (или Бехистун) недалеко от современного города Хамадана. Надпись повествует о главных событиях в Персидской державе на трёх языках: ассирийском, эламском и древнеперсидском. Надпись украшена рельефом: царь Дарий, попирающий левой ногой мятежника. Над изображениями людей парит крылатый бог персов Ахурамазда. Надпись и рельеф поистине огромны. Их видно издалека. Однако скопировать надпись долгое время не удавалось, поскольку она располагалась на высоте полутора сотен метров и в работу копииста из-за большого расстояния могли вкрасться серьёзные ошибки.

В 1844 г. Генри Роулинсон (фото слева), одержимый страстью к тайнам Древнего Востока, вскарабкался по узкому карнизу на скалу и чуть не сорвался. Некоторое время он висел над пропастью. Жизнь Роулинсона могла оборваться каждую секунду, спасся он чудом однако англичанин не утратил задора. Он и его спутники соорудили специальный мостик, позволивший добраться до надписи и скопировать большую её часть. Но до ассирийского, самого дальнего и труднодоступного, фрагмента Роулинсон, при всей его сноровке и смелости, добраться не рискнул. И даже опытные скалолазы не отважились сделать это. Лишь безвестный мальчик из местных за большие деньги совершил крайне опасное восхождение и свёл последний фрагмент надписи...

Опытные востоковеды много лет провели над расшифровкой надписи. Сначала им поддался древнеперсидский кусок текста. Затем с помощью полученных знании удалось перевести эламский фрагмент. И наконец, после неимоверных усилий учёные прочитали ассирийскую часть. Таким образом у них появился ключ к письменности древней Месопотамии . Это произошло около 1850 г.

(фото справа) Геологический барельеф Ур-Нины. Известняковая табличка из Лагаша. Штысячелетие до н. э.

Разгадка секретов клинописи стала настоящей научной революцией. Холмы Междуречья хранили невероятное количество письменных памятников. Глина не гниёт, не распадается в пыль, не горит, она не может истлеть, а вода не смоет надписи, выдавленные на глиняной тверди. Следовательно, этот писчий материал имеет преимущество долговечности по сравнению с бумагой, пергаменом и папирусом. Да ещё какое преимущество! Раскопки одного единственного месопотамского города, название которого известно только узким специалистам, давали археологам такое количество документов, какого учёные не знают для целых веков средневековой истории Западной Европы! Если собрать в архивах все бумаги, связанные с 50-летним царством Ивана Грозного (1533-1584 гг.) в России, то их будет намного меньше, чем сохранилось от древнего Сиппара или Шуруппака... В архивах древнего Междуречья лежали десятки, сотни тысяч, а может быть, и миллионы глиняных табличек. Один только дворец ассирийского царя Ашшурбанипала подарил историкам 100 тыс. документов! По словам английского историка Джеймса Велларда, при раскопках в древнем городе Лагаше было найдено столько надписей, «что утрата около 30 тыс. табличек, разворованных местными жителями и продаваемых по цене 20 центов за корзину, осталась практически незамеченной». Глиняные архивы позволили в мельчайших подробностях увидеть жизнь людей 5000-летней давности.

Вавилон пал в 538 или 539 г. до н. э. Но после этого Месопотамия не была разорена, города её не подверглись разрушению, а население - уничтожению. Просто в дальнейшем земли Междуречья развивались в рамках другой цивилизации - древне-персидской .

Карта Месопотамии (Междуречья) - Шумеры и Аккады

История древней Месопотамии - коротко о 25 веках истории Аккадов, Шумеров, Ассрийцев

Легче всего представить себе, сколь долгой и пёстрой была судьба месопотамской цивилизации, обратившись к цифрам. Если считать от падения до наших дней, вся история западно-европейской цивилизации насчитывает чуть более 15 веков . Если считать от Рюрика и до наших дней вся история России укладывается в 11,5 столетий. Биография цивилизации в Месопотамии отсчитывается от первых глиняных табличек шумеров и заканчивается захватом Вавилона персами в VI в. до н. э. Это около 25 веков! Одна только история шумеров, освещенная письменными источниками, заняла 1000 лет, знала падения и взлёты, триумфы и трагедии...

Древнейшая часть исторической судьбы Междуречья связана с эпохой маленьких шумерских городов-государств, которые учёные именуют номами. Вот их названия: Эшнунна, Сиппар, Киш, Эреду, Ниппур, Шуруппак, Урук, Ур, Ацаб, Умма, Ларак, Лагаш, Укушук, Мари. Каждый из номов объединял сельскую округу и менее значительные городки. Во главе номов стояли правители - лугали и энси. Номы постоянно воевали между собой за землю и политическое господство. От тех времён в источниках осталось выражение : такой-то город «поражён оружием», и «царственность его перешла» к столице победителей. Единое общешумерское государство возникло ненадолго при правителе Уммы Лугальзагеси в ХХIVв. до н. э.

Царство Шумеров и Аккад

«Голова Саргона Великого» из Ниневии. XXIII в. до н.э. (фото слева)

Шумерское царство пало под натиском агрессивных восточносемитских племён из области Аккад. Основателем Аккадского царства стал Шаррумкен, или Саргон Древний. Он пленил Лугальзагеси и посадил в клетку для собак. При Шаррумкене, однако, «черноголовые», как они сами себя называли, сохранили и политическую силу, и собственную культуру, а некоторые номы - и автономное управление. Мало того, аккадцы во многом переняли культуру и обычаи шумеров, выучились их письменности.

В XXII в. до н. э. Междуречье вступило в полосу затяжного кризиса. Страна пылала междоусобными конфликтами. Господство захватывают правители соседнего Элама и воинственные горцы-кутии (или гутии) из Западного Ирана. Месопотамская цивилизация обыкновенно «переваривала» в себе любых захватчиков. Постепенно они сами становились её частью. Но с кутиями дело обстояло иначе. Они хозяйничали в стране на протяжении семи десятилетий и вызвали у местного населения настоящую ненависть. Наконец, правитель Урука Утухенгаль , личность легендарная и героическая, разбил вождя кутиев Тирикана и взял его самого со всей семьёй в плен, избавив тем самым страну от иноземного ига.

Междуречье вновь было объединено, возникло общее Шумеро-Аккадское царство со столицей в Уре. Правящая династия была шумерской, и шумерская культура испытывает времена расцвета, недолгого, но яркого. Однако древний народ шумеров постепенно растворяется в безбрежной семитской массе, уступая ей позиции. Когда над Междуречьем нависает угроза нового вторжения - кочевников-амореев, «царство Шумера и Аккада» не находит достаточно сил для отпора. Последний шумерский правитель, Ибби-Син, предпринимает отчаянные и трагические усилия спасти свою державу. Однако в 2003 г. до н. э. Ур пал, а сам царь был заключён в оковы. «Черноголовые» сходят с политической сцены. Впрочем, это не означало катастрофы для месопотамской цивилизации. Она продолжает развиваться, только на семитической основе.

Впоследствии на территорию Междуречья неоднократно вторгались кочевые и горские племена: арамеи, хурриты, касситы, халдеи... Однако они не оказали серьёзного влияния на местную культуру и не вызвали такого отторжения, как кутии.

История древней Ассирии и города Вавилон

Постепенно возвысились два политических центра Месопотамии . Во-первых, город Вавилон и, во-вторых, . Город Вавилон укрепился в XVIII в. до н. э. при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) - великом завоевателе и законодателе. Но недолго Старовавилонское царство было цветущим: мятежи и войны скоро подточили его силы. Через полторы сотни лет после Хаммурапи вавилонская династия пала под натиском хеттов. Сам период правления старовавилонских правителей прошёл под знаком культурного упадка в древних шумерских городах. Однако Вавилон ещё дважды пережил эпохи расцвета. На протяжении нескольких столетий после гибели Старовавилонского царства в стране хозяйничали пришлые племена касситов. Касситские правители научились бережно относиться к высокоразвитой культуре Междуречья. При царях из династии касситов Вавилон вновь поднялся. В XIII-XI вв до н. э. он борется с переменным успехом против новых мощных врагов: Ассирии и Элама, неоднократно терпит страшное разорение, изнемогает, наконец, попадает в VIII в. до н. э. под власть ассирийцев. Ассирийские цари пытались сделать из этого великого города вторую столицу своего царства и даровали ему значительную автономию. Но даже такие льготные условия подчинения не устраивали вавилонян. Они без конца поднимают мятежи и заключают договоры с врагами Ассирии. Союз с племенами мидийцев приносит им победу. В 626 г. до н. э. правитель Набопаласар восходит на престол и основывает независимое Нововавилонское царство. Около 100 лет продлилась его история. Вавилон тогда испытал невиданный культурный и политический подъём. Однако это не помогло городу выстоять против очередного завоевателя - персов...

Вавилон в эпоху Нововавилонского царства VI в. до н.э. Реконструкция

Название «междуречье» обозначает территорию слияния двух рек на Ближнем Востоке - Тигра и Евфрата. Рассмотрим, как жили люди не этой земле тысячи лет назад.

Древняя Месопотамия

Историки делят этот регион на Верхнее и Нижнее Междуречье. Верхнее - северная часть региона, где относительно недавно было сформировано государство Ассирия. В Нижнем (южном) Междуречье люди жили задолго до появления людей севернее. Именно здесь возникают первые города человечества - Шумер и Аккад.

На территории этого региона около 7 тысяч лет назад были сформированы первые государства - одноименные первым двум городам. Позже возникают и другие города-государства - Ур, Урук, Эшнуна, Сиппар и другие.

Рис. 1. Карта Междуречья.

Спустя сотни лет города Нижнего Междуречья будут объединены под властью усилившегося Вавилона, который станет столицей Вавилонии. Севернее его возникает Ассирия.

Древняя цивилизация Месопотамии формировалась параллельно с египетской, но она имеет определенные отличия. Междуречье является уникальным очагом возникновения земледелия, потому что он не только располагался вдоль рек, но еще и было с севера защищено цепью гор, что обеспечивало мягкий климат.

Культура древней Месопотамии

Ярким представителем культурного наследия Месопотамии является народ шумеров. Никто не знает, как они появились в этом регионе, а главное, что они не имеют ничего общего с населявшими его семитскими народами. Их язык не был похож ни на один из соседних диалектов и был похож на индоевропейскую речь. Их внешность также отличалась от семитской - шумеры имели овальные лица и большие глаза.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Шумеры описывают в своих преданиях, что они были сотворены богами для того, чтобы служить им. По преданию, боги прибыли с другой планеты на Землю, а процесс сотворения человека описывается у шумеров достаточно подробно и рассматривается как плод эксперимента.

Рис. 2. Шумерские города.

Так или иначе, искусство шумеров дало толчок для развития культуры других цивилизаций. У шумеров был свой алфавит, уникальная клинописная письменность, свой свод законов и множество технических изобретений, опережавших свое время.

История шумеров представляет собой борьбу между группами людей во главе каждой из которых стоял царь. Поселения шумеров были огорожены каменными стенами, население города достигало 50 тысяч человек.

Венцом культурного наследия шумеров является земледельческий альманах, в котором рассказывается как правильно выращивать растения и вспахивать почву. Шумеры умели пользоваться гончарным кругом и умели строить дома. Они не скрывали, что всему, что они умеют и знают, их научили боги.

Рис. 3. Клинопись.

Вавилония и Ассирия

Вавилонское царство возникло в начале второго тысячелетия до нашей эры, причем сам город возник на месте более раннего шумерского города Кадингир. Это был семитский народ амореев, который перенял раннюю культуру шумеров, но сохранил свой язык.

Знаковой фигурой в истории Вавилона является царь Хаммурапи. Он не только смог подчинить себе многие соседние города, но и знаменит своим огромным трудом - свод «Законов Хаммурапи». Это были первые законы, высеченные на глиняной табличке, регулирующие взаимоотношения в обществе. По мнению историков, понятие «презумпция невиновности» также было введено этим царем.

Первые упоминания об Ассирии датируются 24 веком до н.э. и просуществовало 2 тысячи лет. Ассирийцы были достаточно воинственным народом. Они подчинили себе Израильское царство и Кипр. Их попытка подчинить египтян не увенчалась успехом, так как через 15 лет после покорения Египет все-таки обрел независимость.

Культура Ассирии как и вавилонская в своем фундаменте имела шумерскую.

Что мы узнали?

Междуречье является древнейшим регионом расселения людей. Нам известно, какие народы жили на этой территории несколько тысяч лет назад, но мы до сих пор не знаем, откуда они там появились. На эти загадки еще предстоит найти ответ.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 293.

«Все сойдутся в Междуречье,
Здесь Эдем и здесь начало
Здесь когда-то общей речью
Слово Божие звучало...»

(Константин Михайлов )

Пока по территории древней Европы бродили дикие кочевники, на Востоке вовсю происходили очень интересные (порой необъяснимые) события. О них красочно написано в Ветхом Завете и в других исторических источниках. Например, такие известные библейские истории, как и Всемирный Потоп, случились как раз на территории Месопотамии.

Древнее Междуречье без всяких прикрас можно назвать колыбелью цивилизации. Именно на этой земле примерно в 4-м веке до нашей эры зародилась первая восточная цивилизация. Такие государства Месопотамии (Древнее Междуречье по-гречески), как Шумер и Аккад, подарили человечеству письменность и удивительные храмовые постройки. Отправимся же в путешествие по этой полной секретов земле!

Географическое положение

Какое название имела Месопотамия? Двуречье. Второе название Месопотамии - Междуречье. Также можно услышать слово Нахараим - это тоже она самая, только на иврите.

Месопотамия - это историко-географическая территория, расположенная между и Евфрат. Сейчас на этой земле находятся три государства: Ирак, Сирия и Турция. История Месопотамии развивалась именно на этой территории.

Расположенный в самом центре Ближнего Востока регион ограничен с запада Аравийской платформой, с востока - предгорьями Загроса. На юге Месопотамия омывается водами Персидского залива, а на севере возвышаются живописные Араратские горы.

Междуречье представляет собой плоскую равнину, тянущуюся вдоль двух великих рек. По форме она похожа на овальную фигуру - такова удивительная Месопотамия (карта подтверждает это).

Деление Междуречья на регионы

Историки условно делят Месопотамию на:


На территории Древнего Междуречья в разное время существовали четыре древних царства:

  • Шумер;
  • Аккад;
  • Вавилония;
  • Ассирия.

Почему именно Месопотамия стала колыбелью цивилизации?

Около 6 тысяч лет назад на нашей планете произошло удивительное событие: примерно в одно время зародились две цивилизации - Египет и Древняя Месопотамия. Характер цивилизации одновременно и похож и не похож на первое древнейшее государство.

Схожесть заключается в том, что обе возникли на территориях с благоприятными для жизни человека условиями. Не похожи тем, что каждую из них отличает уникальная история (первое, что приходит в голову: в Египте были фараоны, а в Междуречье - нет).

Тема статьи, все же, государства Месопотамии. Поэтому не будем отклоняться от нее.

Древнее Двуречье - это своего рода оазис в пустыне. С двух сторон местность огорожена реками. А с севера - горами, которые предохраняют оазис от влажных ветров со стороны Армении.

Такие благоприятные природные особенности сделали эту землю привлекательной для древнего человека. Удивительным образом здесь сочетаются комфортный климат с возможностью заниматься земледелием. Почва настолько плодородна и богата влагой, что выращенные фрукты получаются сочными, а взошедшие бобовые - вкусными.

Первыми это подметили древние шумеры, которые заселили эту территорию около 6 тысяч лет назад. Они научились мастерски выращивать различные растения и оставили после себя богатую историю, загадки которой по сей день решают увлеченные люди.

Немного конспирологии: о происхождении шумеров

Современная история не отвечает на вопрос, откуда появились шумеры. Есть множество предположений по этому поводу, но к единому мнению ученое сообщество до сих пор не пришло. Почему? Потому что шумеры сильно выделялись на фоне остальных племен, населяющих Междуречье.

Одно из явных отличий - это язык: он не похож ни на один из диалектов, на котором разговаривали жители соседних территорий. То есть у него нет схожести с индоевропейским языком - предшественником большинства современных языков.

Также внешность обитателей Древнего Шумера совсем не типична для жителей тех мест. На табличках изображены люди с ровными овалами лиц, удивительно большими глазами, тонкими чертами лица и роста выше среднего.

Еще один момент, на который обращают внимание историки, - это необычная культура древней цивилизации. Одна из гипотез гласит о том, что шумеры - это представители высокоразвитой цивилизации, прилетевшей из Космоса на нашу планету. Такая точка зрения довольно странная, но имеет право на существование.

Как оно было на самом деле - неясно. Но одно можно сказать с точностью - шумеры дали очень много для нашей цивилизации. Одно из их неоспоримых достижений - это изобретение письменности.

Древние цивилизации Месопотамии

Разные народы населяли протяженную территорию Междуречья. Мы выделим два основных (история Месопотамии без них не была бы такой насыщенной):

  • шумеры;
  • семиты (если быть точнее, то семитские племена: арабы, армяне и иудеи).

Отталкиваясь от этого, мы будем рассказывать о наиболее интересных событиях и исторических личностях.

Шумер: краткая историческая справка

Это была первая письменная цивилизация, возникшая на юго-востоке Месопотамии с 4-го по 3-й век до нашей эры. Сейчас на этой местности находится современное государство Ирак (Древняя Месопотамия, карта снова помогает нам сориентироваться).

Шумеры - это единственный несемитский народ на территории Междуречья. Подтверждают это многочисленные лингвистические и культурные исследования. Официальная история говорит, что шумеры пришли на территорию Месопотамии из какой-то горной азиатской страны.

Они начали свое путешествие по Междуречью с востока: селились вдоль устьев рек и осваивали ирригационное хозяйство. Первым городом, в котором остановились представители этой древней цивилизации, был Эреду. Далее шумеры двинулись вглубь равнины: они не подчиняли себе местное население, а ассимилировали; иногда даже перенимали какие-то культурные достижения диких племен.

История шумеров - это увлекательный процесс борьбы между различными группами людей под предводительством того или иного царя. Своего расцвета государство достигло при правителе Умме Лугальзагессе.

Вавилонский историк Берос в своем труде разделил шумерскую историю на два периода:

  • до Потопа (имеется в виду именно Великий Потоп и история с Ноем, описанная в Ветхом Завете);
  • после Потопа.

Культура Древней Месопотамии (Шумера)

Первые поселения шумеров отличались оригинальностью - это были небольшие города, окруженные каменными стенами; проживали в них от 40 до 50 тысяч человек. Важным городом на юго-востоке страны был Ур. Центром шумерского царства был признан город Ниппур, расположенный в центре страны. Известен крупным храмом Бога Энлиля.

Шумеры были довольно развитой цивилизацией, перечислим, в чем они достигли высот.

  • В земледелии. Об этом говорит дошедший до нас земледельческий альманах. В нем подробно рассказывается, как правильно выращивать растения, когда их нужно поливать, как правильно вспахивать почву.
  • В ремесле. Шумеры умели строить дома и знали, как пользоваться гончарным кругом.
  • В письменности. О ней пойдет речь в нашей следующей главе.

Легенда о возникновении письменности

Большинство важных изобретений происходят довольно странным образом, особенно когда речь идет о древних временах. Возникновение письменности не является исключением.

Поспорили два древних шумерских правителя между собой. Это выражалось в том, что они загадывали друг другу загадки и обменивались ими через своих послов. Один правитель оказался очень изобретательным и придумал настолько сложный ребус, что его посол не смог его запомнить. Тогда пришлось изобрести письменность.

Писали шумеры на глиняных досках тростниковыми палочками. Вначале буквы изображались в виде знаков и иероглифов, потом - в виде связных слогов. Назывался этот процесс клинописью.

Культура Древней Месопотамии немыслима без шумерской. Соседние народы заимствовали навык письменности у этой цивилизации.

Вавилония (Вавилонское царство)

Возникло государство в начале второго тысячелетия до нашей эры на юге Месопотамии. Просуществовав около 15 веков, оставило после себя богатую историю и интересные памятники архитектуры.

Семитский народ амореи населяли территорию Вавилонского государства. Они переняли более раннюю культуру шумеров, но разговаривали уже на аккадском языке, который относится к семитской группе.

Возник на месте более раннего шумерского города Кадингир.

Ключевой исторической фигурой являлся В ходе своих военных походов он подчинил себе множество соседних городов. Также написал дошедший до нас труд - «Законы Месопотамии (Хаммурапи)».

Расскажем более подробно о записанных мудрым царем правилах общественной жизни. Законы Хаммурапи представляют собой написанные на глиняной табличке фразы, регламентирующие права и обязанности среднестатистического вавилонянина. Историки выдвигают предположение, что и принцип «око за око» впервые были сформулированы как раз Хаммурапи.

Какие-то принципы правитель придумал сам, какие-то - переписал с более ранних шумерских источников.

Законы Хаммурапи говорят о том, что древняя цивилизация была действительно развитой, поскольку люди соблюдали определенные правила и уже имели представление о том, что хорошо, а что плохо.

Оригинал труда находится в Лувре, с точной копией можно ознакомиться в каком-то московском музее.

Вавилонская Башня

Города Месопотамии - это тема для отдельной работы. Мы остановимся на Вавилоне, том самом, где происходили интересные события, описанные в Ветхом Завете.

Сначала расскажем интересную библейскую историю про Вавилонскую башню, потом - точку зрения научного сообщества по этому поводу. Предание о Вавилонской Башне - это история о появлении разных языков на Земле. Первое упоминание о ней можно найти в Книге Бытия: событие произошло после Всемирного Потопа.

В те незапамятные времена человечество было единым народом, следовательно, все люди разговаривали на одном языке. Они двигались на юг и пришли к нижнему течению Тигра и Евфрата. Там решили основать город (Вавилон) и построить башню высотой до неба. Работа кипела вовсю… Но тут в процесс вмешался Бог. Он создал различные языки, поэтому люди перестали понимать друг друга. Понятно, что очень скоро строительство башни было прекращено. Финалом истории стало расселение людей по различным уголкам нашей планеты.

Что думает научное сообщество по поводу Вавилонской Башни? Ученые предполагают, что Вавилонская Башня являлась одним из древних храмов для наблюдения за звездами и проведения религиозных обрядов. Подобные сооружения назывались зиккуратами. Самый высокий храм (в высоту достигал 91 метра) находился в Вавилоне. Его название звучало, как «Этеменанке». Дословный перевод слова - «Дом, где сходятся небеса с Землею».

Ассирийская империя

Первые упоминания об Ассирии датируются 24-м веком до нашей эры. Государство просуществовало две тысячи лет. А в седьмом веке до нашей эры прекратило свое существование. Ассирийская империя признана первой в истории человечества.

Государство распологалось в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Отличалось воинственностью: очень много городов подчинили и разрушили ассирийские военачальники. Они захватывали не только территорию Месопотамии, но и территорию Израильского царства и острова Кипр. Была попытка подчинить древних египтян, но она не увенчалась успехом - через 15 лет жители этой страны вновь обрели независимость.

К захваченному населению применялись жестокие меры: ассирийцы обязывали выплачивать ежемесячную дань.

Крупными ассирийскими городами были:

  • Ашшур;
  • Калах;
  • Дур-Шаррукин (Дворец Саргона).

Ассирийская культура и религия

Здесь снова можно проследить связь с шумерской культурой. Разговаривали ассирийцы на северном диалекте В школах изучали литературные произведения шумеров и вавилонян; некоторые нравственные нормы древних цивилизаций были приняты ассирийцами. На дворцах и храмах местные архитекторы изображали смелого льва, как символ военных успехов империи. Ассирийская литература, опять же, связана с походами местных правителей: цари всегда описывались как отважные и смелые люди, а их противники, напротив, показаны трусливыми и мелочными (тут можно заметить очевидный прием государственной пропаганды).

Религия Междуречья

Древние цивилизации Месопотамии неотъемлемо связаны с местной религией. Более того, их жители свято верили в богов и обязательно совершали определенные обряды. Если говорить очень обобщенно, то именно политеизм (вера в различных богов) отличал Древнее Двуречье. Чтобы лучше понять религию Месопотамии, нужно читать местный эпос. Одно из наиболее ярких литературных произведений того времени - это миф о Гильгамеше. Вдумчивое чтение данной книги наводит на мысль о том, что гипотеза о неземном происхождении шумеров не беспочвенна.

Древние цивилизации Месопотамии подарили нам три основные мифологии:

  • Шумеро-аккадскую.
  • Вавилонскую.
  • Ассирийскую.

Рассмотрим более подробно каждую из них.

Шумеро-аккадская мифология

Включала все верования шумероязычного населения. Также сюда входит религия аккадцев. Боги Месопотамии едины условно: каждый крупный город имел свой пантеон и свои храмы. Все же, схожести найти можно.

Перечислим важных для шумеров богов:

  • Ан (Ану - аккад.) - бог неба, ответственный за Космос и звезды. Был очень почитаем у древних шумеров. Считался пассивным правителем, то есть не вмешивался в жизнь людей.
  • Энлиль - владыка воздуха, второй по значимости бог для шумеров. Только, в отличие от Ана, являлся активным божеством. Его почитали как ответственного за плодородие, урожайность и за мирную жизнь.
  • Иштар (Инанна) - ключевая богиня для шумеро-аккадской мифологии. Сведения о ней весьма противоречивы: с одной стороны, она покровительница плодородия и хороших отношений между мужчиной и женщиной, а с другой - свирепая воительница. Подобные несостыковки возникают из-за большого количества разных источников, в которых содержатся упоминания о ней.
  • Уму (шумерский вариант произношения) или Шамаш (аккадский вариант, говорящий о схожести языка с ивритом, поскольку «шемеш» означает солнце).

Вавилонская мифология

Основные идеи для своей религии переняли от шумеров. Правда, со значительными усложнениями.

Вавилонская религия строилась на вере человека в его бессилие перед богами пантеона. Понятно, что такая идеология держалась на страхе и ограничивала развитие древнего человека. Подобную структуру удалось построить жрецам: они проводили в зиккуратах (величественных высоких храмах) различные манипуляции, в том числе и сложный обряд жертвоприношения.

В Вавилонии почитаемыми были следующие боги:

  • Таммуз - являлся покровителем земледелия, растительности и плодородия. Прослеживается связь с аналогичным шумерским культом воскресающего и умирающего бога растительности.
  • Адад - покровитель грозы и дождя. Весьма властное и злое божество.
  • Шамаш и Син - покровители небесных светил: солнца и луны.

Ассирийская мифология

Религия воинственных ассирийцев очень схожа с вавилонской. Большинство обрядов, традиций и преданий пришли к народу Северного Междуречья от Вавилонян. Последние заимствовали, как говорилось ранее, свою религию у шумеров.

Важными богами являлись:

  • Ашшур - главный бог. Покровитель всего Ассирийского царства, создал не только всех остальных мифологических героев, но и самого себя.
  • Иштар - богиня войны.
  • Рамман - ответственен за удачу в военных сражениях, приносил удачу ассирийцам.

Рассмотренные боги Месопотамии и культы древних народов - увлекательная тема, уходящая корнями в очень давние времена. Напрашивается вывод, что основными изобретателями религии были шумеры, чьи идеи переняли остальные народы.

Богатое культурное и историческое наследие оставили нам проживающие в Междуречье.

Изучать древние цивилизации Месопотамии одно удовольствие, поскольку они связаны с интересными и поучительными мифами. А все, что касается шумеров, - это вообще одна сплошная загадка, ответы на которую до сих пор не найдены. Но историки и археологи продолжают «рыть почву» в этом направлении. Любой человек может присоединиться к ним и тоже изучать эту интереснейшую и очень древнюю цивилизацию.