Я грудью шел вперед я жертвовал собой. Михаил лермонтов - из андрея шенье

За дело общее, быть может, я паду...

Когда мы произносим имя Михаила Юрьевича Лермонтова, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению, которые всегда пробуждает его поэзия, примешиваются чувства сожаления и горечи, словно от недавней потери. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить другого, столь же великого поэта, жизнь которого оборвалась бы так рано.
В 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта. /Акварель. 1837/

Лермонтов погиб, не достигнув двадцатисемилетнего возраста. Погиб спустя четыре года после Пушкина. И вот эти четыре года, в продолжение которых были созданы его лучшие поэмы и гениальный роман «Герой нашего времени», составляют целый этап в развитии нашей литературы.


Преемника Пушкина увидели в Лермонтове сразу - и почитатели, и враги пушкинского таланта. Это было в те дни, когда Пушкин погиб на дуэли, убитый рукой презренного проходимца, когда по Петербургу стало расходиться во множестве списков стихотворение «Смерть поэта », под которым стояло мало кому известное в то время имя: Лермонтов.
Видео.

(Исполняет народный артист Советского Союза Александр Алексеевич Остужев. 1937 год).


Стихи потрясали. Неизвестный автор разоблачал тайный заговор вокруг Пушкина, указывал на вдохновителей подлого убийства - это правящая верхушка страны, палачи свободы, жадною толпой окружившие царский трон. Лермонтов грозил им кровавой расплатой, предрекал, что их ждёт суд истории. Справедливую кару Лермонтов называл «божиим судом».
Но это иносказание не помешало убийцам Пушкина угадать истинный смысл угрозы. Кто-то из них надписал на копии стихов: «Воззвание к революции» и отослал в Зимний дворец самому царю.

Ненависть Николая

I к Лермонтову была ещё сильнее, чем к Пушкину. Возникло дело о «непозволительных стихах». Через несколько дней последовал приказ - корнета императорской гвардии Михаила Лермонтова отправить на Кавказ в экспедицию против горцев. Так началась всенародная слава Лермонтова.

Как солдат в бою, он подхватил знамя русской поэзии, выпавшее из рук Пушкина, и стал на его место.


До тринадцати лет Лермонтов воспитывался в Тарханах - пензенском имении бабушки, потом учился в Москве - в пансионе и на словесном отделении университета. Независимое поведение послужило причиной его вынужденного ухода из числа московских студентов. Лермонтов переехал в Петербург и поступил в юнкерское училище, из которого через два года вышел в гвардию. Таковы внешние факты его биографии.

О внутренних рассказывают его юношеские тетради.
Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт.

Это начало стихотворения 1830 года. Оно озаглавлено: «Предсказание», рядом с заглавием пометка:
«Это мечта ».

Стихотворение 1831 года «Из Андрея Шенье». У французского поэта Шенье такого стихотворения нет. Оно принадлежит самому Лермонтову. Ссылка в заглавии дана нарочно, чтобы зашифровать смысл. Это не Шенье, это Лермонтов говорит о себе:

За дело общее, быть может, я паду,

Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…
Я не злодей, о нет, судьба губитель мой;
Я грудью шёл вперёд, я жертвовал собой...


Термин «общее дело» из словаря декабристов. По латыни «общее дело» -« respublica ».
В мечтах Лермонтов видит себя впереди, в борьбе за республику, против тирании и рабства.
«Он всецело принадлежит к нашему поколению », - писал Герцен о Лермонтове, рассказывая о судьбе своих сверстников, принуждённых к молчанию в глухую пору реакции, наступившей после разгрома декабристов.

Впервые Лермонтов захотел вынести своё творчество на суд публики только в 1835 году. Он сочинил драму в стихах

История создания романа «Горячий снег». Конфликт между Кузнецовым и Дроздовским. Память сердца. Истоки победы. Освобождение Родины. Два командира. Тема любви в романе. В.Астафьев. «Горячий снег» – один из лучших военных романов. Образ вставшего на войну народа. Слово о писателе Ю.Бондареве. 70-летию Сталинградской битвы посвящается. Смысл названия романа «Горячий снег». Оксюморон. Время действия романа.

«Рэй Брэдбери «Улыбка»» - Личность. Вино из одуванчиков. Рэй Дуглас Бредбери. Вандализм. Мона Лиза. Редьярд Киплинг. Улыбка. Полотно кисти Леонардо да Винчи. Основные произведения. Цивилизация. Загадка «Моны Лизы». Толпа выла. Ненависть.

«Иосиф Бродский» - Бродский с женой. Ранний период творчества. Нобелевская премия. Бродский Иосиф Александрович. Ссылка. Родители. Маунт Холлиок. Поиск жизненного пути. Окончание ссылки. Арест. Иосиф Броцкий. Российское телевидение. Стихи в литературных кружках.

«Благинина» - «Кукушка», «Котёнок». Прочитанные стихи. Елена Александровна Благинина. Русский поэт, переводчик. Что вы думаете о девочке. Чтение стихотворения «Котёнок». Беседа. Биография и творчество Елены Александровны Благининой. С каким поэтом мы сегодня будем знакомиться. В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Дочь багажного кассира. Работа над стихотворениями.

«Белый» - Первое свидание. Женится на Асе Тургеневой. Смерть писателя. Уезжает за границу. Сближается с семьей Соловьёвых. Первый поэтический сборник. Боря Бугаев в детстве. Родился. Последние годы жизни. Начинает переписку с А.Блоком. Борис Николаевич Бугаев. Окончил в 1899 лучшую в Москве частную гимназию. Белый знакомится с символистами. Литературный жанр. Возвращается на родину. Андрей Белый. Начало нового периода творчества.

«Константин Батюшков» - Поэт-фронтовик. Белинский. Батюшков Константин Николаевич. Творчество. Любовь к Родине. Служба. Сборник Батюшкова. Открытия в литературе. Рождение великого поэта и прозаика. Наследственная склонность. Философия поэта. Отечественная война 1812.

За дело общее, быть может, я паду
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу;
Быть может, клеветой лукавой пораженный,
Пред миром и тобой врагами униженный,
Я не снесу стыдом сплетаемый венец
И сам себе сыщу безвременный конец;
Но ты не обвиняй страдальца молодого,
Молю, не говори насмешливого слова.
Ужасный жребий мой твоих достоин слез,
Я много сделал зла, но больше перенес.
Пускай виновен я пред гордыми врагами,
Пускай отмстят; в душе, клянуся небесами,
Я не злодей, о нет, судьба губитель мой;
Я грудью шел вперед, я жертвовал собой;
Наскучив суетой обманчивого света,
Торжественно не мог я не сдержать обета;
Хоть много причинил я обществу вреда,
Но верен был тебе всегда, мой друг, всегда;
В уединении, среди толпы мятежной,
Я всё тебя любил и всё любил так нежно.

1830-1831

Примечания

Входит в круг стихотворений, посвященных теме поэта - борца за свободу. Мотивы героического подвига, изгнания, гибели поэта в борьбе «за дело общее» характерны для многих стихотворений Лермонтова 1830 - 1831 гг. Эти настроения были откликом поэта на современные явления общественной жизни - крестьянские восстания в России, национально-освободительное движение кавказских народов, революционные события в Европе.

Литературным образцом для политической лирики Лермонтова в этот период были поэзия Байрона и декабристские стихотворения Пушкина . На связь с Пушкиным указывает и заголовок стихотворения «Из Андрея Шенье». Элегия Пушкина «Андрей Шенье» (отрывок из которой, не пропущенный цензурой, распространялся в списках с надписью «На 14-е декабря» и вызвал политический процесс 1826 - 1828 гг.) оказала на лирику Лермонтова сильное влияние. У самого А. Шенье нет стихотворения, которое бы являлось непосредственным источником лермонтовского, хотя вероятно, что поэтический опыт Шенье, воспринятый через Пушкина, в известной мере определил и жанровую природу стихотворения Лермонтова, соединившего в себе элегическую медитацию, политическую оду и инвективу.

Коментарий к стихотворению:
Впервые опубликовано в 1889 г. в «Северном вестнике» (№ 1, с. 12). Датируется предположительно 1831 г.
Входит в круг стихотворений, посвященных теме поэта - борца за свободу. Мотивы героического подвига, изгнания, гибели поэта в борьбе «за дело общее» характерны для многих стихотворений 1830 - 1831 гг. Эти настроения были откликом поэта на современные явления общественной жизни - крестьянские восстания в России, национально-освободительное движение кавказских народов, революционные события в Европе.
Литературным образцом для политической лирики Лермонтова в этот период были поэзия Байрона и декабристские стихотворения Пушкина . На связь с Пушкиным указывает и заголовок стихотворения «Из Андрея Шенье». Элегия Пушкина «Андрей Шенье» (отрывок из которой, не пропущенный цензурой, распространялся в списках с надписью «На 14-е декабря» и вызвал политический процесс 1826 - 1828 гг.) оказала на лирику Лермонтова сильное влияние. У самого А. Шенье нет стихотворения, которое бы являлось непосредственным источником лермонтовского, хотя вероятно, что поэтический опыт Шенье, воспринятый через Пушкина, в известной мере определил и жанровую природу стихотворения Лермонтова, соединившего в себе элегическую медитацию, политическую оду и инвективу.
    Личность духовная осознает свою причастность вечной жизни мира и потому даже перед лицом смерти своего личного "я" принимает жизнь, приветствует и благословляет.

Ю.И. Селезнев

Вновь перелистываю книгу "Достоевский" - основной памятник подвижнической жизни Юрия Ивановича Селезнева, вчитываюсь в цитаты, выбранные автором из творений Ф.М. Достоевского в качестве эпиграфов к главам книги:

"КЛЯНУСЬ ТЕБЕ, ЧТО Я НЕ ПОТЕРЯЮ НАДЕЖДУ И СОХРАНЮ ДУХ МОЙ И СЕРДЦЕ В ЧИСТОТЕ".

"НЕ ПОТЕРЯЙТЕ ЖИЗНИ, БЕРЕГИТЕ ДУШУ, ВЕРЬТЕ В ПРАВДУ. НО ИЩИТЕ ЕЕ ПРИСТАЛЬНО ВСЮ ЖИЗНЬ, НЕ ТО УЖАСНО ЛЕГКО СБИТЬСЯ".

"В НЕСЧАСТИИ ЯСНЕЕТ ИСТИНА".

"ВСЯКИЙ, КТО ЗАХОТЕЛ ИСТИНЫ, УЖЕ СТРАШНО СИЛЕН".

"ОТ НАРОДА СПАСЕНИЕ РУСИ... БЕРЕГИТЕ ЖЕ НАРОД И ОБЕРЕГАЙТЕ СЕРДЦЕ ЕГО".

"ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ".

Думаю, это смело можно назвать заповедями жизни Ю.И. Селезнева. Выбор цитат автором всегда не случаен; избирается то, что созвучно душе. Безусловно, программы для Юрия Ивановича и слова Н.В. Гоголя, приведенные им в статье "Созидающая память":

"ДРУГИЕ ДЕЛА НАСТУПАЮТ ДЛЯ ПОЭЗИИ... КАК ВО ВРЕМЯ МЛАДЕНЬЧЕСТВА СЛУЖИЛА ОНА ТОМУ, ЧТОБЫ ВЫЗВАТЬ НА БИТВУ НАРОДЫ... ТАК ПРИДЕТСЯ ЕЙ ТЕПЕРЬ ВЫЗЫВАТЬ НА ДРУГУЮ, ВЫСШУЮ БИТВУ ЧЕЛОВЕКА - НА БИТВУ УЖЕ НЕ ЗА ВРЕМЕННУЮ НАШУ СВОБОДУ, ПРАВА И ПРИВИЛЕГИИ НАШИ, НО ЗА ДУШУ..."

Именно за душу человека, за ее чистоту и возвышение боролся Ю И. Селезнев. "ПОЭТ-ВОИН, БОЕЦ, ТРАГИЧЕСКИ ИДУЩИЙ НАВСТРЕЧУ КАТАСТРОФАМ В САМОЕ ПЕКЛО ХАОСА, ИБО ТОЛЬКО СОБСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В БОРЬБЕ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ, ХОТЯ БЫ И ЦЕНОЙ СОБСТВЕННОЙ ГИБЕЛИ, ИСХОД ЭТОЙ БОРЬБЫ" - эти слова Юрия Ивановича о Тютчеве целиком относятся и к самому их автору.

Да, только собственным участием в борьбе можно определить ее исход. Это жизненное кредо Ю.И. Селезнева, эта магистральная мысль его бытия прозвучала в художественном фильме "Лермонтов", когда Юрия Ивановича уже не было среди нас. Они прозвучали в устах Михаила Юрьевича Лермонтова, героя последней, не воплотившейся книги Ю. И. Селезнева. Не только рукописи, но и мысли человеческие не горят, не исчезают, но как эстафета передаются окружающим, укрепляя их сердца. Не написана книга Юрия Ивановича о Лермонтове, но многие положения предполагаемой книги, мысли, гипотезы, утверждения вошли в фильм о великом русском поэте. Я благодарю судьбу за то, что она подарила мне три встречи и десяток телефонных диалогов с Юрием Ивановичем до того, как оборвалась его жизнь, до того, как началась жизнь фильма "Лермонтов".

7 апреля 1984 года на сцене московского Дома журналистов я рассказывал о четырехлетней работе над лермонтовской темой, о желании снять фильм о великом поэте. После вечера ко мне подошел человек и оказал, что есть такой Ю.И. Селезнев, замечательный литературный критик и писатель, автор книги о Достоевском, создающий сейчас для "ЖЗЛ" книгу о Лермонтове и что нам просто необходимо с ним повстречаться. Человек этот был близким приятелем Юрия Ивановича. Он при мне позвонил Ю.И. Селезневу и так же темпераментно, как только что говорил мне о Юрии Ивановиче, стал говорить ему обо мне и заключил тем, что мы непременно должны увидеться. Так состоялось наше заочное знакомство. В этот же вечер наш настойчивый "сводник" вручил мне книгу Юрия Ивановича "Достоевский".

Книга меня ошеломила, открыла новое мощное явление в нашей литературе, талантливого писателя и мыслителя, гражданина. Духовная устремленность к идеалу, позитивность исканий, речь без иносказаний, нравственная чистота, бесстрашное "упоение боем" - все было прекрасно в этой удивительной книге, а значит, и в ее авторе. Появилось необходимое желание увидеть этого человека: душа потянулась к душе. Следом я "проглотил" следующую книгу Ю.И. Селезнева - "Мысль чувствующая и живая" и открыл нового литературного критика.

Через несколько дней, в пасхальную ночь мы с приятелем Юрия Ивановича подъехали к его дому. Хозяин с нетерпением ожидал нас, стоял у окна, махал нам рукой. Мы еще выходили из лифта, а Юрий Иванович, не дожидаясь нашего звонка, широко распахнул дверь, встречая нас на пороге. Презрение к чопорному столичному этикету, нежелание соблюдать регламент, но - жизнь по правде, по устремлению души, любовь к ближнему - вот что заключалось в этом порыве. Внутренняя мощь и душевная деликатность - на пороге нас встречал улыбающийся Юрий Иванович Селезнев. До этого мгновения я не раз мысленно спрашивал себя: каков он, Селезнев?.. Как часто ожидаемое не совпадает с действительным. Но тут - совпало: книги и их автор. И немудрено: ведь слово и дело было едино для Юрия Ивановича Селезнева. Итак, вот он: красивый, голубоглазый, приветливый, сильный, статный витязь из народной былины. Долгое, крепкое рукопожатие... "Именно таким я вас и представлял..." - не удержался я от признания.

Сближение произошло мгновенно. Я полностью впустил Юрия Ивановича в свое сердце, хочется думать, что это было взаимно. Было видно, как доволен наш "сводник". Он тактично отошел на второй план, не прерывал наш диалог, переводил взгляд с одного на другого. Мы говорили о многом, но доминировали две темы: Достоевский и Лермонтов. Юрий Иванович внимательно выслушал мой рассказ о работе над сценарием фильма о Лермонтове, о четырехлетних похождениях по кругам киноинстанций, о битвах за право постановки фильма о великом поэте.

В эту пасхальную ночь зашел разговор о Христе и христианстве, о жертве человека во имя всеобщей гармонии, о подвиге. Помню, Юрий Иванович высказал тогда интересную мысль:

Как теперь облучают раковую опухоль, так Христос явился светлым спасительным лучом в самое пекло корысти, исчадие ада...

Кто-то задал вопрос: "Почему фарисеи не вняли спасительным речам?" Юрий Иванович рванулся из-за стола в другую комнату и через мгновение вернулся с книгой в руках; быстро нашел интересующее его в "Евангелии от Иоанна" место, прочел:

- "Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи... Вы потому не слушаете, что вы не от Бога".

(Позднее эта мысль Юрия Ивановича о "светлом луче, направленном в самое исчадие корысти", прозвучала в фильме "Лермонтов".)

Уединившись с хозяином в его кабинете, я задал ему вопрос: "В какой стадии ваша работа над Лермонтовым?"

Мне осталось прочитать совсем немного, около сорока авторов, и я начну писать. Видимо это будет через пару месяцев. Я должен знать все, вплоть до того, какие на мундире Лермонтова были пуговицы во время встречи с Белинским... Вы читали эту книгу?

Юрий Иванович протянул мне редкую книгу Нарцова, изданную в 1914 году, исследующую род Мартынова, убийцы Лермонтова. Он обратил мое внимание на герб рода Мартыновых, на котором красовались масонские символы: три шестиконечных звезды и карающий меч в руке, протянутой из облака.

Любопытно, - сказал Юрий Иванович, - этот герб был обнародован единственный раз в четырнадцатом году и до сего дня ни разу не печатался в наших лермонтоведческих книгах...

В тот вечер я оставил Юрию Ивановичу на прочтение мой сценарий о Лермонтове.

Вскоре состоялась наша вторая, пожалуй самая важная, встреча с Юрием Ивановичем. Он говорил о своем впечатлении от сценария, высказывал свои мысли о Лермонтове вообще, открывал новое для меня, неназойливо направлял. Теперь многие отмечают, что Юрий Иванович торопился жить, не позволял себе болтать о несущественном, но только о самом главном. Так было и в этот раз. Но вместе с этой эмоциональной устремленностью к цели я навсегда запомню ту форму, в которой Юрий Иванович говорил со мной, сидящим перед ним автором: ни тени менторства, великодушный такт, доброжелательство, товарищество. Он говорил, я конспектировал заинтересовавшие меня мысли. Теперь глубоко сожалею, что записывал не все. Не исключено, что Юрий Иванович в тот день щедро делился со мной материалами, собранными для своей книги. Он говорил о том, как важно снять о Лермонтове достойный фильм. Дома я расшифровал свой конспект.

Привожу запись без литературной обработки, в том виде, в каком она легла в тетрадь.

1. Не делайте Лермонтова злым...

2. Должна отчетливее выявиться основная идея фильма: ОСОЗНАННОЕ САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ГЕНИЯ В БОРЬБЕ С СИЛАМИ ЗЛА.

3. Лермонтов мыслит всей Россией, Вселенной. В каждой фразе Лермонтова звучит весь мир: "Я ВДРУГ НАШЕЛ СЕБЯ, В СЕБЕ ОДНОМ НАШЕЛ СПАСЕНЬЕ ЦЕЛОМУ НАРОДУ..." Говоря о себе, Лермонтов говорит о целом мире.

4. "Личность начинается не с самоутверждения, но - САМООТДАЧИ". Слово и поступок - едины, неразделимы. На деле докажи то, что дерзнул утверждать. Миссия, подтвержденная судьбой. Пушкин не стал бы Пушкиным, не прими мученической смерти за свои убеждения. С его гибелью, сотворенное им вспыхнуло, осветилось новым светом. Таков закон: ПОДТВЕРДИ ЖИЗНЬЮ. Его не за жену убили; за знание первопричин зла и способность противостояния злу. Какое значение имеет моя жизнь на земле, если она не послужила народу, человечеству, созиданию гармонии, по образу и подобию высшей гармонии, отзвук которой люди слышат в своих душах. Факел истины не погаснет. Пушкин нес его за всех нас на Руси, и мы не дали его обронить. Собьют с ног меня - поднимется в России другой человек.

5. Фильм должен нестись к своему идейному исходу, финалу: от рождения Лермонтова к... Вечности!

6. Лермонтов не должен бояться смерти, он презирает ее. Приближающаяся гибель не страшна ему "и нам, зрителям", он - выше смерти. "КТО БЛИЗ НЕБЕС, ТОТ НЕ СРАЖЕН ЗЕМНЫМ".

Он смеется в глаза смерти (очевидцы отмечали, что он с улыбкой стоял под дулом пистолета). Подвиг жизни Лермонтова: самопожертвование во имя Добра, Свободы, "Правды в сердце человека". Души, ВСЕОБЩЕЙ ГАРМОНИИ.

7. На мою реплику "к вам нужно приставлять охрану" Юрий Иванович печально улыбнулся и сказал:

Нужно действовать... Ведь кто-то же должен. Разве мы не у себя дома живем? Не в России?.. Неужто станем бояться? Надо спокойно делать дело своей совести. Говорить народу правду. Люди услышат и подумают: "Значит, можно ее говорить и жить так, как он. Ведь он-то смог... А чем я хуже?! Скажу и я!

8. Нельзя впадать в назидательность. Когда Лермонтов "цитирует себя", он должен это делать с иронией: мол, "когда-то я писал...".

9. Монго-Столыпин, родственник Лермонтова, лентяй, светский лев, "Печорин, возлежащий на коврах..." Он бессознательно - или сознательно? - дважды приводил Лермонтова под пулю: на дуэли с де Брантом и Мартыновым. Согласно правилам чести, "честно" привел М.Ю. к роковому барьеру.

После убийства Лермонтова всю жизнь хранил тайну о его смерти. Он был милостиво выпущен в отставку и столь же милостиво отпущен за границу.

"Друзья" довели Лермонтова до дуэли. "Друзья" стреляли в упор. Все здесь тайна. И убийство Л. нужно оставить загадкой.

10. Известен факт, что горцы на Кавказе не тронули Лермонтова; они показывали на него в бою своим товарищам, чтобы не стреляли в поэта.

11. Ключ к образу Мартынова в кличке Мартышка - подражатель, кривляка, передразнивающий Лермонтова, писавший графоманские стихи и прозу на темы, которых касался в своем творчестве Лермонтов. Лермонтов - Мартынов. Моцарт и Сальери, Бог и дьявол, истина и ложь, "Я" вселенское, ответственность за грехи всего мира, вселенская совесть и - "я" мелкое, бесовское. Мартынов убивает истину и в себе, и в другом человеке.

12. Юрий Иванович аргументировано доказал, что стихи "Прощай немытая Россия" написаны не Лермонтовым. Но несмотря на отсутствие автографа, их упорно стараются приписывать Лермонтову. (Знал бы Юрий Иванович, что через три года после его ухода из жизни московские кинокритики, роем налетевшие на едва родившийся фильм и вонзившие в него 27 ядовитых жал, задолго до выхода на экран, станут упрекать фильм в отсутствии "немытой России" и издеваться над словами героев о любви к Отечеству, называя их "пасхальными" и "выспренними".)

13. Юрий Иванович высказал интересную гипотезу по поводу компании, вертевшейся вокруг Лермонтова последние два года его жизни, именуемой лермонтоведением "кружком шестнадцати". Он говорил, что как раз разрабатывает эту тему, исследует нити, тянущиеся в иезуитский орден...

Все "кружковцы" - юные отпрыски семейств, приближенных к императору. Что общего могло быть у Лермонтова с этой "золотой молодежью"?

В 1840 году во время высылки Лермонтова на Кавказ члены "кружка шестнадцати" покинули Петербург одновременно с поэтом. В 1841 году на время отпуска М.Ю. "шестнадцать" съехались вслед за поэтом в Петербург и окружали его в столице. Когда Лермонтова вновь выслали на Кавказ и он оказался в Пятигорске, многие "кружковцы" снова оказались подле Лермонтова. Несколько человек из их числа присутствовали при убийстве Лермонтова. Потом подтасовывали общность показаний и все как один всю жизнь сохраняли тайну о подлинных событиях у подножия Машука. Что же это за "кружок"?

Может быть, это своеобразная организация по ликвидации М.Ю. Лермонтова?..

14. "Не вернусь я с Кавказа..." Лермонтов повторил это раз десять, разным людям. Он знал, что не вернется...

15. "ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ КУПИТЬ - УБЕЙ!" - клич темных сил, клеветников из шайки Нессельроде. (Нессельроде и К(- подле Пушкина, потом они же - подле Лермонтова.)

Третья и последняя встреча была кратковременной. Солнечным майским днем я заехал к Юрию Ивановичу выслушать его мнение о моей повести и стихах. Хозяин был как обычно красив и бодр; казалось, наши контакты теперь будут постоянны и долговременны, ничто не предвещало скорого прощания навсегда. Юрий Иванович говорил, что нужно освобождаться от концентрации на личных поэтических переживаниях, стремиться к осознанию себя как частицы всего народа. Снова говорил о том, что нужно жизнью своей подтверждать истинность написанного тобой. От этой встречи осталась дарственная надпись Юрия Ивановича на его книге "Мысль чувствующая и живая". Позволю себе привести эти дорогие для меня слова: "Николаю Бурляеву - с почтением к таланту и глубокой симпатией к человеку - на соратничество. Сердечно Юрий Селезнев. 22.V.84".

Съемки картины начались через несколько месяцев после смерти Юрия Ивановича, но я ощущал его постоянное, незримое присутствие. Многие мысли Ю.С. Селезнева воплотились в фильме "Лермонтов". Сегодня я с радостью обнародую то, что до сих пор было известно мне одному - фильм "Лермонтов" посвящается памяти Юрия Ивановича Селезнева. И еще, его памяти были посвящены и стихи. Прошу не судить строго их поэтическое достоинство, они написаны от сердца. Вполне осознанно отправной точкой явилось лермонтовское "На смерть поэта". Несмотря на то, что Юрий Иванович встретил свой смертный час в четырех стенах чужого жилья, в моем сознании он пал на поле боя, ибо каждый миг своего духовного бытия был очередным Бородином его воительницы-мысли. Юрий Иванович Селезнев был человеком просветленной души. Его бесстрашие рождено знанием простой истины: добрые, духовные дела человека не подлежат тлению. Они бессмертны.

Погиб России светлый воин
На поле брани с клеветой.
Навечно славы удостоен,
Свой подвиг совершив земной.
Ты был певцом души народной
Издревле мудрой, удалой,
Непобедимой и свободной...
Ты пал за честь страны родной.
Язвил чело венец терновый;
Избранник гордо шел вперед;
Собой пожертвовать готовый
За Свет, за Правду, за Народ.
Был чист славянскою душою,
Красив и светел скифский лик;
Пленяя ближних красотою,
В словах и деле был велик.
Пред злой ордою Русь спасая,
Под стрелы выходил звонарь:
Он сердце нес не размышляя
На светлый Родины алтарь.
Ты весь был - Правда и Свобода;
Мог неподкупный голос твой
Стать эхом русского народа...
Но враг расправился с тобой.
Ты был предтечей перелома.
Ты шел бесстрашно на врагов.
"Ужель хозяин в светлом доме
Бояться станет пауков?"
Помянут будешь ты любовью,
Жизнь положивший за любовь.
Ты защищал своею кровью
Поэтов праведную кровь.