Показательная школа. Опытно-показательная школа-коммуна и пантелеймон лепешинский

Пантелеймон Николаевич Лепешинский (1868-1944) - революционер, деятель образования. По окончании экстерном Киевского университета в 1891 г. преподавал в средних учебных заведениях. В качестве заведующего отделом реформы школы Наркомпроса Лепешинский в 1918 г. участвовал в разработке «Положения о единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципов единой трудовой школы РСФСР». В 1918 г. Лепешинский с В. С. Познером разработали «Московский проект» с декларацией ввести всеобщее бесплатное светское, равное для всех образование, непрерывный учебный год с семидневной рабочей неделей, создавать классы не по возрасту, а по уровню подготовленности учащихся, чтобы ввести предметное преподавание, вместо учебников внедрить рабочие книги. Во имя утопического переворота в воспитании Лепешинский в 1918 г. организовал опытно-показательную школу-коммуну в белорусском селе Литвиновичи. В школе-интернате учились дети бедняков, которые должны были активно

участвовать в трудовых процессах на производстве, чтобы так «включиться в общественную жизнь советской республики». На самом деле, весь детский коллектив, около 100 человек, участвовал в основной деятельности - в добывании пропитания в производительном груде, и лишь оставшееся время от работы время отводилось на учебу. Трудовой деятельности и самообслуживанию детей в коммуне отводили главенствующую роль, что должно было способствовать возникновению отношений коллективизма и товарищества. Отстаивая политехнизацию обучения, Лепешинский сводил ее к производственной работе учащихся. Несмотря на то, что местные жители отвергали педагогическое новшество, дети продолжали стремиться в школу-коммуну, ибо никаких других вариантов «общественной жизни» им не предоставлялось. В 1919 г. коммунары переехали в Москву, где организовали Опытно-показательную школу-коммуну, эти «передовые наработки» Лепешинского в области трудового обучения активно использовали многие советские педагоги, в том числе А. С. Макаренко. Лепешинский был командирован на работу в Туркестанскую Республику, где организовал подготовку учителей в 1920 г. Затем он работал на различных партийных и государственных постах, директором Исторического музея и музея Революции СССР.

Алексей Капитонович Гастев (1882-1941) - педагог, пролетарский поэт. Учился в Московском учительском институте. Основатель и директор с 1920 по 1938 г. Центрального института труда (ЦИТ) Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Гастев разрабатывал технократическую концепцию «социального инженеризма»: исследование человека в процессе труда - «установочный метод ЦИТа». Отвергнув «личностное искусство» педагога, А. К. Гастев выдвинул как квазинаучный подход» - педагогику «по инструкции». Для дальнейшего полного изъятия педагогов из учебно-воспитательного процесса ЦИТ предлагал «сконструировать» так называемую «социально инженерную машину», формирующую установки ориентации личности, ведущие к искомому автоматизму деятельности. А. В. Луначарский и С. Е. Гайсинович и другие критиковали технократическую «машинизацию» педагогики Гастева. «Трудовые установки» в «системе или методике ЦИТа» - совокупности трудовых и управленческих рефлексов, доведенных до автоматизма. Гастев разрабатывал «педагогику тренировки», в которой автоматизм деятельности якобы соотносится с творчеством. Методика ЦИТа оказалась эффективной при ускоренной подготовке рабочих кадров в школах ФЗУ. Более того, Гастев отрицал как якобы излишнее, общее образование в системе профтехобразования. В условиях тоталитарного режима концепция Гастева была названа «гипериндустриальной» и «технократической» и отвержена. Гастев в 1938 г. был арестован НКВД и 1939 г. расстрелян, реабилитирован посмертно.

1906 - открытие мужской прогимназии А.Е. Флерова (6-летки)
1907 - переоформление в частную мужскую гимназию А.Е. Флерова Министерства просвещения (8-летку)

Александр Ефимович Флеров ранее известный в педагогической среде в качестве автора весьма обстоятельного указателя педагогической литературы, открыл в 1906 году частную мужскую прогимназию. Она размешалась в нанятых помещениях дома предпринимателя Элькинда на углу Мерзляковского переулка и Большой Никитской улицы. Одновременно А.Е. Флеров начал строительство собственного здания для полной гимназии.

Прогимназия давала 6-летнее образование, обеспечивала проживание детей. Флеров собрал сильный педагогический коллектив из 12 педагогов. К концу существования в прогимназии училось 118 человек. Все они перешли в будущую гимназию, которую А.Е.Флеров оформил уже в 1907 году, а открыл в 1910 году.

Александр Ефимович Флеров не оставил заметок о своем деле. Нет воспоминаний о нем. Нет даже портрета. Но мудрость его, организационный талант виден по результатам. За 4 года он создал крепкий педагогический коллектив, построил великолепное здание, оснастил гимназию по последнему слову тогдашней педагогической науки, смог собрать детей состоятельных родителей, найти попечителей, подобрал директора - будущего академика, а сам довольствовался скромным местом попечителя.

Мужская частная гимназия А.Е. Флерова

1910 - начало занятий мужской гимназии А.Е. Флерова в собственном доме.
1911 - назначение А.С.Баркова директором гимназии.
1918 - закрытие частной гимназии

Здание мужской гимназии было построено на собственном участке. Оно протянулось вдоль Мерзляковского переулка. На изящном углу с Медвежьим переулком был вход для педагогов. Проектировал здание архитектор Н.И. Жерихов. На верхнем этаже проживали некоторые гимназисты. А другие приезжали на родительском выезде. Гимназия была дорогая и в ней чувствовался "ласковый либерализм", как выражался Игорь Ильинский, окончивший ее. Он вспоминал: "Едва прозвонит звонок на большую перемену, с ревом, с визгом и восторгом несется и рвется из всех классов, скользя по перилам, грохоча по лестницам, прыгая через восемь ступенек, лавина "детей интеллигентных родителей". А на самом верхнем этаже, в официальной курилке, подпись углем через всю стену, как бы являющаяся лозунгом гимназии "вясна ядет".

Гимназисты ходили в форме, в серой шинели с фуражкой, на поясе - ремень с бляхой, носили ранец. Программа мужской гимназии отличалась от программы женской гимназии. В приготовительных классах ученики обучались русскому языку, арифметике, чистописанию и рисованию. После вступительных испытаний начиналась основная 8-летняя программа. С 1-го класса вводились: русский и немецкий языки, история, география, арифметика и природоведение. Со 2-го класса - французский язык. В 4-м классе вместо арифметики появляется алгебра и геометрия, а в 6-м - физика. А в последние два года преподается "философская пропедевтика", законоведение, включающее государственное право, гражданское и уголовное право. Испытания учеников были на нескольких этапах. Во-первых, при поступлении в гимназию или прогимназию, как было у А.Е. Флерова. Во-вторых, при переводе из подготовительного класса в 1-ый, а также из одного класса в другой. И, наконец, были выпускные испытания зрелости, которые были необходимы для поступления в университет или другие высшие учебные заведения.

На второй год работы гимназии, в 1911-м году на должность директора пригласили Александра Сергеевича Баркова.

В том же году было создано и утверждено Общество попечения об учениках гимназии А.Е. Флерова. А общество в свою очередь выбрало Правление, в которое вошли многие значительные в те годы лица. Например, в комиссии по организации концертов были Вера Николаевна Обухова, Варвара и Иван Андреевич Рыжовы, Иван Михайлович Мануйлов (художник). Эта комиссия устраивала платные концерты, доход от которых шел на благоустройство школы. Общество располагало средствами около 2600 рублей в год. Эти средства шли, в частности, в счет платы за учебу нескольких учеников (1275 рублей за 16 человек в 1913 году), а также на выдачу учебников, на платье, на горячие завтраки, на устройство сцены, экскурсии и прочее.

Педагогический коллектив гимназии, возглавляемый будущим академиком А.С. Барковым, ежегодно увеличивался с 19 человек в 1910 году до стабильного количества в 26 человек - в 1912 году. Среди них было только 3 женщины: одна преподавала танец, а две работали с подготовительными классами.

Началась Первая мировая война. "Бойня 1914 года гремела где-то далеко от Москвы... гимназистам, подросткам война казалась романтическим и чуть ли не праздничным событием, - вспоминает И. Ильинский, - мы, гимназисты спешили встречать первых раненых на Брестский (Белорусский) вокзал. Даже сами раненые имели, казалось, радостный вид. Их осыпали цветами, подарками и улыбками".

Через два года началась революция. "Мы в гимназии были далеки от политики, - продолжает свои воспоминания Игорь Ильинский, - но Февральская революция встряхнула нас. Во всей гимназии было два-три большевика или сочувствующих большевикам, которые участвовали в демонстрации. Взгляды эсеров считались у нас самыми крайними. Большинство же гимназистов "болели" за кадетов"

Опытно-показательная школа №10 на базе бывшей мужской гимназии
Мерзляковский переулок, дом 11.

1918 - создание общеобразовательной школы, введение совместного обучения, сокращение срока обучения до 7 лет.
1921 - создание "Единой трудовой опытно-показательной школы №10 МОНО"
1922 - зарождение в школе ячейки комсомола.
1923 -присвоение школе имени Фритьофа Нансена, великого исследователя и путешественника, посещение школы Ф. Нансеном (1925).
1924 -появление самоуправления в школе.
1925 - назначение И.К.Новикова директором школы.
1930 - ликвидация экспериментальных методик, введение методического единства и единоначалия в школе

Мужская гимназия в 1917 году находилась в зоне боев коммунистических бригад с правительственными силами. Коммунисты захватили власть. В школах Москвы началась забастовка учителей. Но в частной мужской гимназии еще долго все оставалось, как и прежде: в классах висели иконы, при входе стоял швейцар, но уже постепенно школу покидали дети богатых родителей, уезжая из Москвы. Социальный состав учеников стал изменяться.

Коммунисты не сразу установили в школах нужные им порядки. А пока в Москве по декрету правительства создали несколько опытно-показательных школ на базе лучших гимназий. В их число вошла частная мужская гимназия А.Е. Флерова, ставшая государственной. Первые комсомольцы проводили свои собрания вначале под лестницей. Но постепенно новая власть меняла стиль жизни: школа получила "химический уклон - в школе работал химический техникум. Началось своеобразное самоуправление, когда комитеты, в которые входили школьники, стали даже определять загрузку по предметам и уж конечно вводили трудовую повинность школьников, влияли на дисциплину. Прежние предметы, изучавшиеся в школе, существенно изменили и содержание и объем. Увеличилось количество часов, отведенных на уроки химии, сократились до минимума часы, отведенные на географию физику, биологию, немецкий язык, рисование и физкультуру. Исчезла "история" как предмет. Появилась новая дисциплина "обществоведение", а в школу направлен крестьянин, который был прикреплен к ячейке комсомола.

Когда в 1921 году в стране был голод, некоторые зарубежные благотворительные общества организовывали помощь и прислали своих представителей Россию. Среди них был известный полярный исследователь Фритьоф Нансен. Школа №10 получила право носить его имя. Директором школы в это время был географ А.С. Барков. Уйдя из школы в 1925 году, он, позднее, стал крупным исследователем и получил звание академика. На смену ему пришел другой выдающийся деятель просвещения - Иван Кузьмич Новиков. Именно эти два человека определили на многие годы высочайший уровень школы. Но крупные изменения произошли после ликвидации опытных школ

Школа № 100 от опытной школы №3 до слияния со школой №110
Столовый переулок, дом 10.

1935 - введение всеобщего десятилетнего образования в школе № 100.
1941 - эвакуация коллектива школы № 100 из Москвы.
1943 - возобновление занятий в школе, преобразование смешанной школы в женскую школу № 100.
1945 - введение аттестата зрелости, появление первых медалистов в женской школе №100.
1954 - ликвидация женской школы, создание смешанной средней школы № 100.
1958 - юридическая ликвидация школы №100, передача учеников, педагогов и здания школе № 110.
1966 - строительство двух пристроек к дому №10 по Столовому переулку.

В 30-х годах все опытные школы были ликвидированы. Школа №3 получила наименование общеобразовательной школы № 100. В этот период ее все еще возглавлял большевистский выдвиженец Фортунатов Федор Алексеевич. Школа не блистала успехами, хотя из нее вышли значительные личности. Например, ее окончил Виктор Николаевич Поляков, ставший министром автомобильной промышленности, Владимир Яковлевич Козлов - член-корреспондент Академик наук - математик, Марина Соколова - капитан дальнего плавания и художник-график Ирина Шервинская (дочь солиста Большого театра). Уже в 30-е годы школа № 100 стала выполнять функции промежуточной - ученики младших классов школы № 3 переходили доучиваться в школу № 110.

Начало войны и введение раздельного образования изменили ситуацию. Школа № 100 стала женской и в нее перешло много учениц из школы № 110.

В 1945 году женскую школу № 100 возглавила Хорохордина Елизавета Семеновна. Она родилась в 1900 году в городе Тирасполе в русской крестьянской семье. Учительствовала на селе, а в 1922 году как активистку ее направили в Совпартшколу. Позднее окончила институт. С 1932 года ее муж стал работать в аппарате ЦК ВКП(б), что и определило ее переезд в Москву, а в дальнейшем ее различные должности: инструктор, директор ФЗУ, интерната, заведующая РОНО. С 1945 по 1958 год Хорохордина была директором школы №100, вначале женской, а с 1955 года - смешанной.

Когда в 1958 году школа № 100 была юридически ликвидирована, то все педагоги были переведены в состав школы № 110. Многие из переведенных педагогов, в том числе Е.С. Хорохордина, ушли из школы.

Здание школы, построенной еще в 1910 году, было поставлено на реконструкцию. С 1958 по 1967 год оно постепенно получило две пристройки: одна - в сторону Столового переулка, а вторая - в сторону Ножевого переулка. При реконструкции были снесены малоценные постройки во дворе. С 1967 года помещение бывшей школы №100 заняла обновленная школа №110.

Школа № 110 - школа Новикова
Мерзляковский переулок № 110.

1934 – преобразование опытной школы № 10 в общеобразовательную школу № 110 трудового производственного обучения.
1935 – введение десятилетнего образования.
1937 – поездка группы педагогов и учеников на остров Новая земля.
1941 – эвакуация учеников, учителей и части школьного оборудования в Рязанскую, а затем Горьковскую области, село Панино.

Школа – это живой организм, а у всего живого есть периоды зарождения, взлета и – увы – падения или застоя. Приход Ивана Кузьмича Новикова в школу в 1925 году совпал с периодом педагогических экспериментов и реорганизаций. К середине 30-х годов на государственном уровне была закончена реорганизация школ. Именно к этому времени И.К. Новиков создал свою педагогическую систему, которая вывела школу на уровень лучших в стране.

Биография Новикова довольно типична для директоров школ того времени. Иван Кузьмич родился в 1891 году, в деревне, в семье крестьянина Тульской губернии. С детства крестьянствовал. Окончив учительскую школу, с 18-ти лет был учителем в сельской школе. После революции возглавлял управление народного образования в городе Туле. В 1925 году он - директор детского дома "Светлый путь". Детский дом объединили с "единой трудовой школой" и он стал директором 10-й опытной школы Москвы, которая потом стала знаменитой 110-й. В период работы И.К. Новиков довольно хаотично учился в нескольких институтах. Но ясный ум и кипучая энергия толкали его на обобщение своего опыта. Поэтому он успевал писать статьи, ездить с докладами по вопросам руководства школой во многие города, а в результате защитить диссертацию и стать кандидатом педагогических наук. Уже в 30-е годы он практически завершил свои теоретические работы, которые непосредственно реализовал на практике. Его труды были признаны. Он дважды получил высший орден страны - орден Ленина, во время войны он был награжден тремя медалями. Одновременно он был депутатом районного совета Красной Пресни (1939 год), член обкома Союза работников народного образования (1946 год), член комиссии при Совете Министров СССР по народному образованию (1947 год). И.К. Новиков был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В его характеристике было написано: "Созданная им 110-я школа является лучшей школой не только района, но и города Москвы, и широко известна по всей республике и за ее рубежами". Если в итоге спросить: что же создал Новиков, то следует ответить: он создал эффективную систему.

Педагогическая система

Педагогическая система, разработанная Иваном Кузьмичом Новиковым, была хорошо знакома по многочисленным статьям и по неоднократно издававшимся монографиям. Имеются переводы его трудов на испанский, английский, китайский и другие языки. Фундаментальный основной труд Новикова назывался "Организация учебно-воспитательной работы в школе". В нем 4 раздела. Первый - "Планирование работы в школе". Здесь освещается задачи планирования, структура и содержание планов. Автор подчеркивает, что общешкольный план должен быть делом всех работников школы. Второй раздел - "Организация учебно-воспитательной работы". В нем подразделы: организация урока, внеклассной работы, работы классных руководителей, ученических организаций, связи школы с семьей, руководящей, организующей роли директора и заведующего учебной частью в этой работе. Третий раздел - "Инструктирование". В нем говорится о воспитывающей стороне обучения, культуре устной и письменной речи учащихся, о закреплении знаний, о самостоятельности ученика и о его практических навыков.

Четвертый раздел "Контроль" включает вопросы инспектирования учителя, проверки успеваемости учащихся, проведения экзаменов, педагогических советов школы, документации и отчетности школы. Монография заканчивается документальными материалами школы №110, действовавшими практически, проверенными десятилетней работой.

Педагогическая практика

Иван Кузьмич Новиков руководил этой школой с 1925 по 1952 год. Переход от школы №10 к школе №110 произошел естественно, так как все требования, которые вводились в соответствии с партийной и государственной идеологией, Новиков блестяще реализовал. Введение с 1935 года десятилетнего образования было воспринято с радостью - образование очень ценилось. Требование единоначалия в школах у Новикова уже было внедрено - он всегда держал под своим контролем рычаги управления. При этом его умение вести внеклассную воспитательную работу позволяло умно руководить так называемым процессом "самоуправления", который в иных школах приводил к абсурду. Требование "установить контроль за поведением детей" у него было реализовано оригинальным способом. Он ввел новый предмет - газета - и сам вел этот урок. На базе чтения текущих сообщений прессы Новиков формировал сознание учеников. Вторым гениальным нововведением Новикова стала ежедневная газета в школе. У газеты было 26 "редакций", соответственно по числу классов. Газета имела большую силу воздействия. Ее писал каждый класс.

Учеба в школе № 110.

Занятия проходили 5 дней в неделю. Как правило, по пять уроков. По 6 уроков было 2 дня. Причем 6-е уроки были либо физкультура, либо военное дело. В стране начинался военный психоз, население готовили к войне. Среди предметов в программе были: черчение, геология, газета, 3 математических дисциплины (алгебра, геометрия, тригонометрия), русский язык, немецкий язык, история, физкультура, физика, биология и химия. Химия была профильным для этой школы предметом еще в период "опытной" школы. В школе работал 1-й московский химический техникум, давший первый выпуск в 1931 году. В школе в эти довоенные годы преподавал химию очень уважаемый всеми Вайнштейн Борис Михайлович, который в 1924 году окончил школу (№10), потом после института вернулся работать учителем, но, к сожалению, погиб во время войны. Из других педагогов следует отметить всеми любимую учительницу Веру Акимовну Гусеву. Она прожила долгую жизнь, труд ее был высоко оценен Родиной, а главное - она оставила неизгладимый след в душе своих учеников.

Уже в 1936 году методы преподавания истории были подвергнуты партийной критике, а параллельно шли репрессии. Непосредственно в школе никто из педагогов не пострадал. Но среди родителей было много репрессированных. Из известных людей: Гамарник, Уборевич, Бухарин, чьи дети учились в школе, а позднее были вынуждены исчезнуть. Дочь Михаила Булгакова училась под фамилией своей мамы. Талантливого мальчика - Евгения Щукина, когда его родители были подвергнуты аресту, спас своим авторитетом Иван Кузьмич Новиков и отстоял права на золотую медаль. Сейчас академик Евгений Дмитриевич Щукин является гордостью школы №110. Кстати, в младших классах некоторое время учился Андрей (Дмитриевич) Сахаров, всемирно известный ученый.

Второй удар судьбы школа получила в Великую отечественную войну. Школа была закрыта, коллектив эвакуирован. Многие выпускники школы и преподаватели ушли на фронт. Более ста человек из них погибло. Школа свято хранит память о героях. На здании школы воздвигнут монумент. На нем доска с именами погибших и изображение пяти мальчиков в шинелях, в пилотках, с ружьями за спиной. Памятник создал выпускник школы, скульптор Д. Ю. Митлянский, сам фронтовик.

Уже в 1943 году школа возобновила работу. Но в этот год произведена реформа школы - введено раздельное образование. Школа № 110 стала мужской. Изменился и состав педагогов. Многие бывшие ученицы перешли в школу № 100. Туда же ушел учитель литературы орденоносец Зеленцов Иван Иванович, пользовавшийся любовью в довоенной школе № 110. А у школы начались суровые времена, – дети ощущали всю тяжесть войны: голод, холод, гибель близких. Но в этот период (1941-1945 годы) педагогический процесс не ослаб. И в этом большая заслуга И.К. Новикова.

Школа № 110
после Новикова и до создания "испанской" школы

1954 - преобразование школы в смешанную общеобразовательную среднюю школу №110.
1958 - юридический прием ликвидированной школы № 100 – учеников, педагогов, здания.
1961 - реконструкция здания школы № 110 для ее политехнизации.
1967 - юридический прием ликвидированной спецшколы № 25 – учеников и педагогов, освобождение здания, переезд, а Столовый переулок, дом 10.

Иван Кузьмич Новиков ушел на пенсию в 1952 году, оставив школу на уровне передовых.

Поступивший на должность директора школы Леонид Александрович Дубинин был значительно слабее Новикова. Школа его не приняла. Еще до конца 90-х годов люди вспоминают, как бывший моряк воспитывал мальчиков армейскими методами.

Но в 1954 году началась реорганизация школ. Мужская школа стали смешанной. После этого уровень подготовки в школе №110 стал снижаться. Если ранее господствовала система Новикова, сохранялся стабильный педагогический коллектив, то с уходом половины мальчиков и приходом такого же количества новеньких девочек школа теряла уровень учебного процесса.

Появился новый директор - Григорий Иванович Докукин. Он был партийным выдвиженцем, готовился в будущем посвятить себя управленческой карьере. Поэтому, не трогая вопросов педагогики, сосредоточился на хозяйственных делах. И действительно это было полезно: шел полным ходом ремонт здания на Мерзляковском переулке, работал хороший пионерский лагерь. Когда в 1958 году школа №100 была ликвидирована, коллектив школы № 100 был слит со школой № 110, здание школы бывшей № 100 в Столовом переулке стали достраивать. И во всех этих работах роль Докукина была, несомненно, велика

В 1963 году объединенную школу возглавил Александр Николаевич Шпетный. Он был опытным руководителем. Выходец из крестьянской семьи, он судьбой напоминал Новикова. Работал учителем, постепенно получал образование. Далее - война, передовая, орден "Красной Звезды", ранение. После войны А.Н. Шпетный приехал в Москву и работал в разных школах, доучивался. Был директором в нескольких школах (семилетней № 73, средней мужской № 70, школы-интерната № 56). Поступив в школу № 110, он обеспечил некоторую стабилизацию, тем более что школа была в ожидании перемен: заканчивалось строительство здания на Столовом переулке, дом 10, готовилось слияние школы № 110 со специальной "испанской" школой № 25.

Школа № 593 - № 25 от семилетки до "испанской" спецшколы
Новинский бульвар, дом 20

1936 - Завершено строительство здания школы.
1937 - начало занятий семилетней школы №593.
1941 - эвакуация учеников и педагогов школы.
1943 - возобновление занятий в школе, преобразование смешанной школы в мужскую школу № 593.
1949 - преобразование школы в десятилетку.
1954 - преобразование мужской школы в смешанную № 593.
1962 - создание на базе школы № 593 школы № 25 с преподаванием ряда предметов на испанском языке.
1964 - начало поступления в школу №25 учеников, чей родной язык - испанский.
1967 - ликвидация школы №25 и передача педагогов и учеников в школу № 110 с освобождением здания, переезд школы в Столовый переулок.

В конце 30-х годов в Москве строили много новых школьных зданий. Одно из них появилось на Новинском бульваре, дом № 20, вначале числившееся по Трубниковскому переулку. Школа была семилетней. Ее открыли в 1937 году, присвоили номер 593. В школе изучали немецкий язык.

В 1941 году школу эвакуировали. Но к 1943-му году люди уже возвратились в Москву и школу открыли. Тогда же ввели раздельное обучение и в школе стали учиться только мальчики. Директором был назначен Руднев Сергей Петрович, который и жил в здании школы. Характерно, что до самого конца войны в школе работали учителями только женщины. Первые мужчины поступили на работу только в 1947 году. Это были фронтовики с орденами и медалями.

Общий эмоциональный подъем и преобразование школы в 1949-м году в десятилетку позволил школе поднять свой уровень. Но в этот период школа не блистала. С.П.Руднев ушел из школы, проработав 8 самых тяжелых лет. На смену пришла Полетаева, тоже проработавшая 8 лет, но к концу ее директорства ситуация изменилась.

Три обстоятельства повлияли на состояние школы.

Около здания школы выросли корпуса престижных домов, которые были заселены советской элитой. Дети народных артистов и партийно-хозяйственной верхушки страны поступили в эту школу и изменили стиль жизни школы.

Одновременно прошел "Карибский кризис". Советская политика обратила внимание на Кубу, следовательно, и на изучение в школе испанского языка. Поэтому школа №593 стала специальной языковой и получила № 25. Пять лет школа № 25 работала самостоятельно. В этот период ею управляла Е.С.Ястребова. Школа была на хорошем счету.

Но параллельно шла прокладка Нового Арбата. Сносился целый район. Выселялись жители. Уезжали в дальние районы дети. И школы становились "недополненными". Если к этому добавить, что здание школы № 25 не отличалось красотой, то понятно почему в 1967 году был завершен цикл мероприятий по реорганизации. Школу № 25 закрыли. Все ученики школы № 25 перешли в состав школы № 110. Туда же перешли и все педагоги. К этому времени была произведена достройка здания школы на Столовом переулке. Испанская школа возродилась на новом месте под номером 110.

Это так перестроили здание школы в Столовом пер. д.10, где раньше была гимназия Брюхоненко.

Так неожиданно я узнала историю школы, которая мне хорошо знакома. Там учился сын наших друзей
семьи.

1905-1918 годы - В здании, построенном архитектором Зеленко А. У. в Вадковском переулке (д.5) Москвы, вблизи Скорбященского женского монастыря, педагог Шацкий Станислав Теофилович устраивает детские учреждения - клуб «Сеттлемент», общества «Детский труд и отдых» и «Бодрая жизнь» .

1918 год (февраль) - Член коллегии Наркомпроса Шацкий С.Т. организует и возглавляет новую образовательную среду - 1-ю

Опытную станцию по народному образованию, в городском отделении которой в Москве, в Вадковском переулке, д.5 и 7, находилась 1-я Опытная школа НКП (сейчас это здания Культурного наследия Федерального значения). В 1926 году состоялся первый выпуск учащихся школы.

1932 год (октябрь) - Постановлением Коллегии Наркомпроса 1-й Опытной школе, добившейся отличных результатов в преподавании русского языка и литературы, присваивается имя писателя А.М.Горького. Бюллетень Наркомпроса № 55 от 5

октября 1932 г. Подпись - Народный комиссар Просвещения Бубнов А.С.

1936 год (октябрь) - Начало строительства нового здания для школы Горького по индивидуальному проекту архитектурной мастерской № 2 Моссовета (архитекторы Муравьёв И.И. и Тишина А.). Строительство велось на территории кладбища Скорбященского женского монастыря, закрытого властями в 1919 году. Среди уничтоженных захоронений на территории школы выделяется могила великого русского философа-космиста Николая Федоровича Фёдорова

1937 год (август) - Школа переезжает в новое здание по адресу: Тихвинская улица, 39. Это рядом со старыми зданиями школы на Вадковском переулке (дома 5 и 7).В связи со структурными и организационными изменениями в системе образования школе присваивается №204. «Опытные и образцово-показательные» названия школ упраздняются. Новое название читается так: средняя Школа № 204 имени А.М.Горького Октябрьского района г.Москвы.

1938 год (сентябрь) - Состоялся первый выпуск учащихся 10-классов в новом здании «Школы имени Горького». Многие из этих выпускников стали известными на всю страну: (см. Список именитых выпускников 204-й школы)

1941-1945 годы - Школа продолжает работать - учить детей. В школе одновременно располагаются военные штабные подразделения и эвакогоспиталь № 4640 и штаб 177 ИАП, в котором служил Герой Советского Союза Виктор Талалихин.

В послевоенный период здание старой школы (Вадковский переулок д.5) используется в качестве Дома пионеров и школьников. В 1975 году Московский Архитектурный институт выполнил проект реконструкции здания, который не получил своего воплощения. Само здание получило статус памятника архитектуры федерального значения и в начале 90-ых годов перешло под управление коммерческих структур.

1955 год - 204-я школа входит в состав базовых экспериментальных школ Академии педагогических наук РСФСР (Распоряжение Совмина РСФСР от 31.12.55 г.) Название: Экспериментальная школа АПН СССР №204 имени А.М.Горького)

1965 - 1975 гг - В школе создаются музеи В.И.Ленина и А.М.Горького (1965-67 гг), музей Боевой Славы и мемориал Памяти к 30-й годовщине Победы в ВОВ (1975). Патриотическая и воспитательная работа в школах АПН СССР проводилась под руководством Заместителя Президента АПН — Героя Советского Союза Осипенко А.Н. Непосредственно в школе 204 этой работой руководила Антонова Е.С.- заместитель директора (1974-1992 гг).

1991-1996 гг - Происходит последовательное уничтожение музеев, мемориала и памятника писателю А.М.Горькому, установленному в 1938 году. Незначительно изменяется наименование школы в связи с переходом школы из ведения АПН СССР в ведение Российской Академии образования (РАО).

2005 год (март) - Распоряжением Правительства Российской Федерации №330-р от 31.марта 2005 года школа №204 вышла из состава базовых школ Российской Академии образования и передана в систему образовательных учреждений Департамента образования г.Москвы (приказ ДОгМ №382 от 01.07.05 г.).

2008 год (сентябрь) - Школа получает от Департамента Образования Москвы новый статус и номер: Центр Образования № 1484 имени А.М. Горького.

2009 год (сентябрь) - В школе устанавлен, взамен утраченного ранее, памятник А.М. Горькому. Это последний прижизненный скульптурный портрет писателя - бронзовый бюст работы скульптора В.Н.Руссо. 1936 г.. (передан по Акту передачи №1 от 25.08.2009 г.).

В Центре образования создаётся музей истории 204-й школы имени А.М.Горького. Приказ директора школы о назначении руководителя музея №32 л/с от 01.09.09 г.

2011 год (сентябрь) - По просьбе педагогического коллектива школы ДОгМ возвращает школе исторический номер 204. Название: Центр Образования № 204 им. А.М. Горького (Приказ ДОгМ №641 от 12.09.2011г.).

9 мая 2011 года открывается для посещений Музей истории школы . Приказ директора ЦО 1484 №76/5 от 15.04.2011 г.

2012 год - Музей ИСТОРИИ ШКОЛЫ XIX-XXI вв. ГБОУ ЦО имени А.М.Горького получает Сертификат ДОгМ № 603 от 07.06.2012 г. о соответствии статусу «музей образовательного учреждения».

В октябре 2012 года Школа отметила 80-летие присвоения ей почётного имени Горького. В марте 2013 года, совместно с музеем А.М.Горького ИМЛИ РАН, в школе состоялись торжества, посвящённые 145-летию со дня рождения писателя.

2013 год - По традиции Школы Горького, инициативе Музея и выпускников были проведены торжественные мероприятия, посвящённые 95(105)-летнему Юбилею со дня образования школы. На праздничных встречах присутствовали выпускники всех поколений (более 2000 человек). Был образован Союз выпускников и учителей, принят Устав Союза и определён состав исполнительного Комитета. Решено, что 95-летие школы - это начало подготовки к 100 (110)-летнему Юбилею в 2018 году. Формирование и регистрация НКО «Союз выпускников и учителей школы Горького» продолжается.

По итогам работы 2012-2013 гг. Школа вошла в число лучших образовательных учреждений Москвы и России (ТОП-500).

2014 год - ГБОУ СОШ № 204 имени А.М.Горького представлена в Федеральном справочнике СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ в качестве старейшей и одной из лучших в современной образовательной среде России (Сертификат, реестровый № СО/3/86 от 28.04.14)

С июля 2014 г. по январь 2015 г. ведётся реорганизация школы в форме присоединения к Многопрофильному лицею № 1501 и последующим переименованием. Приказ ДОгМ № 516 от 14.07.2014 года.

2015 год - В апреле на фасаде здания школы установлены две памятные доски - Герою Советского Союза лётчику-испытателю Веримею Б.И. и Герою Труда России нейрохирургу Коновалову А.Н. Опыт работы музея показал необходимость сохранения исторической Памяти о людях и их жизненных достижениях в той стране, в которой мы живём сегодня и, в которой будем жить завтра. В июне 2015 года зарегистрирован комплексный музей

Все даты и номера документов сверены с архивными документами ЦАНТДМ в период 2009-2012 годов и собственным архивом школы №204 .

Моисей Михайлович Пистрак (1888- 1937) - педагог. Работал преподавателем в частных учебных заведениях Варшавы. По окончании Варшавского университета в 1914 г. работал в Наркомпроее РСФСР в 1918-1931 гг., стал одним из идеологов трудовой школы. Занимался разработкой проблемы содержания образования в Научно-педагогической секции ГУСа. Пистрак возглавлял Московскую опытно-показательную школу-коммуну (МОПШ) им. П. Н. Лепешинского, созданную для пропаганды идей трудовой школы. В журнале «На путях к новой школе» Пистрак опубликовал цикл статей об учебном процессе и самоуправлении учащихся в МОПШе в 1922 г. Согласно концепции соединения общего образования с производительным трудом, учебно-воспитательная деятельность МОПШ строилась как изучение производства текстильной фабрики, учебные дисциплины объединялись в трудовые комплексы и осваивались в условиях процесса производства. В первой половине дня учащиеся самостоятельно проводили экскурсии, опыты под наблюдением учителя, а во второй половине дня - старшеклассники работали в мастерских. Классно-урочной системы в МОПШе фактически не было: ни традиционных объяснений, ни опросов не проводилось. Процесс построения «новой школы» включал: формирование «нового человека» в процессе трудовой деятельности, трансформацию содержания обучения с целью практического освоения процесса производства на крупном промышленном предприятии, а также введение в учебную деятельность школы исследовательского метода. По вечерам работали кружки но интересам. В 1930-е гг. контрреформа образования, концепция трудовой школы была властями отвергнута, и МОПШ превратили в обычное учебное заведение. Во время работы в Северо-Кавказском пединституте в Ростове-на- Дону Пистрак написал первый учебник для педвузов «Педагогика» в 1934 г. После перевода в Москву его назначили директором Центрального института педагогики при Высшем коммунистическом институте просвещения в 1936-1937 гг. Вскоре вместе с группой известных педагогов последовал арест и расстрел и 1937 г. Реабилитирован Пистрак посмертно в 1956 г.

Деятель детского движения Иннокентий Николаевич Жуков (1875- 1948) - скульптор, писатель. По окончании Петербургского университета в 1904 г. преподавал в средних заведениях Петербурга, Читы и Москвы.

Как секретарь общества «Русский скаут» в 1914-1917 гг. Жуков создал целый ряд атрибутики «разведчиков»: их «заповеди», молитву и торжественное обещание, нравственные законы и обычаи скаутов, а также «Сказание о подвиге св. Георгия Победоносца - покровителя скаутов». Жуков с 1912 г. учился ваянию во Франции, Германии, Австрии. После 1917 г. Жуков провозгласил в детском движении цель «воспитание Человека в человеке», он пытался создать «Всемирное рыцарство» и «Трудовое братство скаутов», организовал «Общество скаутов» в Чите. По его предложению Всесоюзная детская коммунистическая организация была названа пионерской. Он создал первый пионерский отряд в Бауманском районе Москвы в 1922-1923 гг. На 2-й конференции РКСМ Жуков предложил организовать пионерское движение на основе реорганизации скаутинга в 1922 г. Слово «пионер» для юных участников движения предложил Жуков. Из скаутского в пионерское движение он привнес треугольный галстук, девиз «Будь готов», переработал программу умений и навыков для пионеров и методику так называемой «длительной игры». Он - член Центрального бюро юных пионеров при ЦК РКСМ. Жукову присвоили звание «Старший пионер РСФСР». Однако, обнаружив начавшуюся идеологизацию и политизацию пионерской организации, Жуков после 1924 г. отошел от движения. Он занялся написанием литературы для детей, работал учителем географии в московской школе № 41 в 1923-1932 гг.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) - философ, психолог. Философское и психологическое образование получил в Марбургском университете, где учился у Г. Когена и П. Наторпа. Преподавал в Одесском университете, в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена в 1930-1942 гг., заведовал кафедрой в МГУ в 1942-1950 гг., директор Института психологии - в 1942-1945 гг., член-корреспондент Академии наук СССР - с 1943 г., действительный член Академии педагогических наук РСФСР - с 1945 г., заведующий сектором психологии Института философии Академии наук СССР - с 1945 г. Рубинштейн в статье «Принцип творческой самодеятельности» в 1922 г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности, положенный в основу деятельностного подхода в психологии. Он автор фундаментального труда «Основы общей психологии», изданного в 1946 г. Во время развязанной Сталиным кампании «борьбы с космополитизмом» Рубинштейна сняли со всех должностей. Его восстановили в правах после смерти Сталина в 1954 г.

Анатолий Васильевич Бакушииский (1883-1939) - искусствовед, педагог. По окончании Юрьевского университета в 1911 г. и Педагогического института им. П. Г. Шелапутина в 1914 г. работал в Цветковской в 1917-1925 гг. и в Третьяковской галереях в 1924-1939 гг., где разработал методику проведения музейных экскурсий. Работая над исследованием проблемы принципов эстетического воспитания, преподавал в МГУ, Литературно-художественном институте им. В. Я. Брюсова, в МИФЛИ. Баку- шинский создал в Москве школу «Детское творчество» в 1920-1930 гг., здесь дети обучались не только навыкам изобразительного мастерства, но и тонким основам понимания произведений изобразительного искусства. Вместо общепринятого копирования образцов, срисовывания как традиционного способа обучения учащимся ставили задачи самостоятельного создания свободных композиций по различным темам, наиболее удачные из которых становились объектами художественного промысла. Решая эстетические задачи, ученики обретали трудовые навыки необходимые во взрослой жизни. В монографии «Художественное творчество и воспитание», изданной в 1925 г., разрабатывая теорию развития художественных способностей человека, Бакушинский рассматривал факторы обучения в становлении художественных способностей детей. «Эстетическая обстановка» в школе-студии - важнейший фактор педагогического воздействия на эстетические вкусы учащихся. Он способствовал возрождению художественных промыслов: Палех, Мстера, Холуй, хохломская городецкая росписи, Вятская (дымковская игрушка).

Вера Ефремовна Пестель (1887-1952). После обучения в Строгановском училище и в художественной школе в Будапеште в 1911 г. преподавала живопись и рисунок в основанной А. В. Бакушинским московской школе «Детское творчество» в 1920-1930 гг. Сторонница концепции свободного воспитания К. Н. Вентцеля, Пестель выступала за проявление «искусства самого ребенка» - всемерного развития способностей ребенка к самовыражению. Призывая педагогов разбудить дремлющие способности детей, Пестель выступала за персонализацию обучения творческой личности. Эта концепция содержится в программе по изобразительному искусству для школ I и II ступени 1925-1926 гг. В процессе эстетического воспитание учащиеся должны учиться постигать произведения изобразительного искусства. Автор сочинения: «Художественное воспитание в практике современной школы» (1925).

  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015.

Приведено с некоторыми сокращениями

Характерной чертой первых лет Советской власти была огромная тяга народных масс к знаниям и развитие творческой инициативы в школьном деле.
Н. К. Крупская писала в 1918 году, что революция всколыхнула самые низы и в то же время показала этим низам всю бездну темноты, в которой их держало самодержавие. Неудержимая, стихийная тяга масс к знаниям была спутником революции.
В первые три года существования Советского социалистического государства в тяжелейших условиях гражданской войны и разрухи; школьная сеть выросла в стране на 13 тыс. единиц, а количество учащихся - почти на 2 млн.
Становление новой, советской школы шло неизведанными и очень нелегкими путями. Среди значительной части теоретиков педагогики и учителей все еще очень сильны были влияния буржуазной педагогики.
Неразработанность вопросов советской педагогики и влияние псевдорадикальных мелкобуржуазных педагогических теорий привели к так называемым пролеткультовским настроениям среди части руководящих работников народного образования (Л. Г. Шапиро, В. Н. Шульгин, Н. А. Полянский и др.).
Носители этих настроений трактовали трудовую школу как школу труда и тем самым отвлекали внимание школы от задач овладения знаниями и формирования на этой основе социалистического сознания подрастающих поколений.
Наркомпрос, органы народного образования на местах, передовые учителя настойчиво искали новых путей воспитания и обучения. Эти поиски получили яркое воплощение в деятельности опытно-показательных школ, опытных станций Наркомпроса и школ-коммун.
Опытно-показательные школы стали возникать в середине 1918 года. И 1919 году их насчитывалось уже 27, а в 1920/21 учебном году по данным только 25 губернских отделов народного образования - около 100.
Опытно-показательные школы создавались Наркомпросом и местными отделами народного образования как педагогические лаборатории, где должны были разрабатываться и осуществляться новые методы воспитания, образования и обучения.
При всем многообразии характера работы опытно-показательных школ главные их усилия направлялись на поиски путей организации труда детей в мастерских и на сельскохозяйственных участках, связи изучения общеобразовательных предметов с трудом, организации детских коллективов, самоуправления и общественно полезной работы.
Наибольшую известность приобрели опытно-показательная школа в Покровском-Стрешневе, опытно-показательная школа имени А. Н. Радищева в Москве, Вольская в Саратовской губернии, Богородская, Красково-Малаховская и Лосиноостровская в Московской губернии, Тотемская в Вологодской губернии.
Деятельность опытно-показательных школ сыграла положительную роль в становлении советской системы народного образования. Однако нельзя не заметить, что в их работе довольно сильно сказывалось влияние «пролеткультовских» настроений и теории «свободного воспитания».
Значительный вклад в разработку теории и практики советской школы внесли школы-коммуны. Они создавались, как правило, для воспитания детей, оставшихся без родителей. Создавались они чаще всего в бывших барских имениях и в первое время носили характер производственно-потребительских детских ассоциаций, основанных на принципах самообслуживания. Опыт их складывался в том направлении, которое несколько позднее получило свое полное развитие в учреждениях, созданных А. С. Макаренко.
Более разносторонней была деятельность опытных станций Наркомпроса. Первая такая станция была создана в марте 1919 года коллективом педагогов, возглавляемых С. Т. Шацким. Станция имела два отделения: сельское в Калужской губернии и городское в Москве. Вскоре организованы были Шатурская, Гагинская станции в Рязанской губернии и Малаховская в Московской губернии.
Опытные станции Наркомпроса вели поиски нового содержания, организации и методов обучения и воспитания. Они широко ставили проблему влияния школы на развитие хозяйства и быта взрослого населения, тесно были связаны с научно-педагогическими учреждениями и организациями.
В 1920 году произошла смена руководства в отделе единой трудовой школы Наркомпроса. Этот отдел возглавила Л. Р. Менжинская. В коллегию вошли А. В. Луначарский и М. Н. Покровский, активное участие в работе отдела стали принимать А. К. Тимирязев, В. Н. Верховский, И. М. Книпович и другие ученые. Отдел настойчиво стремился преодолеть пролеткультовские настроения предшествующих лет и поставил в качестве главной задачи школы вооружение учащихся знаниями на уровне современной науки, ясным пониманием политических и экономических задач строительства коммунизма. В результате был создан новый учебный план советской школы, опубликованный к началу 1920 года.
Этот учебный план отличался значительным расширением научного образования. За счет резкого сокращения занятий по изучению иностранных языков в плане отводилось времени на науки о природе (физика, химия, биология) почти в пять раз больше, чем в прежней гимназии, и в два с лишним раза больше, чем в реальном училище; на науки об обществе - в полтора раза больше, чем в гимназии и реальном училище, и в два раза больше, чем в коммерческом училище. В основном правильно решался вопрос о связи общего образования с трудом.
В объяснительной записке к программе по естествознанию, например, говорилось, что есть два метода решения вопроса о связи между общим образованием и трудом в школе: «Можно исходить из определенного трудового процесса или задания, по той или иной причине возникшего в школе, и вокруг данного задания группировать научные сведения, в той или иной мере связанные или могущие быть связанными с данным трудовым заданием».
Авторы программы отрицательно относились к такому методу связи между общим образованием и трудом потому, что он основывается в значительной мере на случайности, при его помощи нельзя методически правильно расположить материал учебного курса. Кроме того, при группировке научных сведений вокруг трудовых заданий эти сведения будут даваться неизбежно догматически, так как идея трудового комплекса не подчинена научному плану того или иного курса. Она имеет свою логику.
«Вот почему, - говорилось далее в объяснительной записке, - мы считаем, что ставить во главу угла в школе самообслуживание либо работу в каких-либо мастерских для выработки каких-либо даже полезных вещей и вокруг этих работ, как вокруг центральной оси, располагать учебный материал, притягивая его иногда за волосы насильно, может быть иногда и вредно».
В примерных программах образовательный материал располагался в научной последовательности, перед учителем ставилась задача обеспечения усвоения учащимися систематических знаний методами, соответствующими содержанию изучаемого материала, закономерностям познавательной деятельности учащихся и формирования умений применять знания в жизни.
«Трудовые процессы, - говорилось в объяснительной записке, - таким образом тесно связываются с учебным планом, им определяются и осмысливаются научно-образовательной целью... При таком подходе к делу исходным требованием является усвоение детьми основных понятий учебного предмета в определенной методической последовательности. Труд при этом подчиняется образовательным целям».
Авторы программы и объяснительной записки к ней подчеркивали необходимость изучения с учащимися важнейших практических приложений естествознания к технике и технологии, но они признавали нежелательным выделение самостоятельных учебных предметов по технике и технологии, объясняя это такими соображениями: «Выделяя технику и технологию из отдельных естественнонаучных дисциплин, мы тем самым отрываем их от научной базы, и тогда поневоле научная основа техники и технологии будет затемнена. С другой стороны, научное естествознание обескровливается таким выделением техники, так как оно лишается огромной массы интересных сведений, действующих повышающе на возбуждение интереса учащихся к науке».
Эта концепция связи общего образования с трудом не являлась безупречной, хотя была известным шагом вперед. Недостаток ее состоял в том, что вопросы трудового обучения и воспитания растворялись в процессе изучения общеобразовательных дисциплин. Учащиеся не овладевали системой технических и технологических знаний, не приобретали умений пользоваться наиболее распространенными орудиями труда.
Задачи идейно-политического воспитания определялись в программах 1920 года как необходимость изучения социалистической и коммунистической литературы, без широкого вовлечения учащихся в практическую работу по социалистическому переустройству хозяйства и быта.
Эти недостатки преодолевались постепенно по мере развития советской школы в последующие годы.
В. И. Ленин в феврале 1920 года в речи на III Всероссийском совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования поставил перед органами народного образования задачу приспособления всей их деятельности к переходу на мирное строительство путем тесной связи целей и характера образования, преподавания, воспитания и обучения, в том числе и школьного преподавания и образования, с планом электрификации и социалистического переустройства хозяйства.
В. И. Ленин убедительно показал, что учение должно заключаться в усвоении всего того богатства знаний, которое выработало человечество, что это усвоение не должно быть простым запоминанием, а состоять в глубокой самостоятельной переработке фактов с тем, чтобы коммунизм не был бы чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования.
В. И. Ленин особенно подчеркивал необходимость усвоения научных знаний для того, чтобы молодое поколение могло не просто участвовать в восстановлении хозяйства, а возрождать его на основе использования новейших достижений науки и техники, особенно в области электрификации.
В. И. Ленин настаивал на необходимости соединения учения с повседневной практической работой по строительству новой жизни. Учение должно быть так организовано, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую.
На пути перехода советской школы к работе в условиях мирного строительства встали очень серьезные трудности, связанные с тяжелейшей разрухой народного хозяйства и голодом 1921 года. В этих условиях государство вынуждено было перевести школу на местный бюджет. Сеть школ и охват детей обучением в них резко сократились. Если до 12-летнего возраста в 1921 году школу посещали 80% всех детей, то к 1923 году этот процент упал до 40.
Огромными усилиями Советского государства, по прямому указанию В. И. Ленина в 1923 году сокращение школьной сети было приостановлено. Начиная с 1923/24 учебного года число школ и учащихся в них стало вновь возрастать.
Особенно быстрыми темпами росли сеть школ и количество учащихся в республиках Средней Азии и в Казахстане. В союзных республиках в эти годы была проведена большая работа по подготовке учителей и по созданию учебников на родном языке.
В эти годы значительно активизируется программно-методическая работа как в центре, так и на местах. В Наркомпросе активно действует Научно-педагогическая секция ГУСа, которую возглавляла Н. К. Крупская. В ней принимают участие П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак и другие крупные педагоги того времени.
Характеризуя основное направление программно-методической работы в этот период, Н. К. Крупская писала, что они ставили себе целью заложить у ребят, приходящих в школу, основы материалистического мировоззрения, развить у них понимание окружающей жизни и той коренной перестройки, которой она требует, развить у них умение коллективно работать, жить и учиться. При составлении программ за основу была взята трудовая деятельность людей. Вокруг этого строилось изучение природы и общественной жизни. «Нам казалось, - писала Н. К. Крупская, - что таким путем лучше всего можно осмыслить труд, воспитать у ребят сознательное отношение к труду и сознательное отношение к окружающей жизни».
Поиски путей преодоления формализма в знаниях учащихся, борьба за глубокое понимание детьми окружающей жизни и за их активное участие в социалистическом ее переустройстве отвечали насущным потребностям развития советской школы. Эти поиски увлекали передовых учителей, служили базой развития их инициативы и творчества. В этом огромное положительное значение опыта советской школы двадцатых годов. Школа накопила в этот период большой опыт изучения фактов общественной жизни, явлений окружающей природы и на этой основе добилась значительного обновления содержания обучения, повышения уровня воспитания и общего развития учащихся.
На занятиях по русскому, а в национальных школах по родному и русскому языкам вместо механического заучивания правил грамматики широко практиковались наблюдения за живой речью. Эта линия в методике изучения русского языка была детально разработана в трудах известного лингвиста и методиста А. М. Пешковского. В. А. Десницкий, В. В. Голубков, М. А. Рыбникова, Л. С. Троицкий и другие литературоведы и методисты настойчиво добивались изучения литературных произведений в школе как произведений искусства.
Они выступали против упрощенного, социологизаторского подхода к литературе и использования ее лишь как иллюстративного материала к курсу обществоведения. С именем М. А. Рыбниковой связано широкое внедрение в практику школы двадцатых годов литературных инсценировок, практических занятий по выразительному чтению, хоровых декламаций, литературных диспутов и собственного литературного творчества учащихся.
Среди преподавателей естественноматематических дисциплин заслуженным признанием пользуются работы известных методистов В. Н. Верховского, Д. Д. Галаиина, П. А. Знаменского, К. П. Ягодовского.
Изучение окружающей жизни и широко организованная общественно полезная работа учащихся стимулировали разработку вопросов трудового и политехнического обучения. Н. К. Крупская настаивала на том, чтобы общественно полезная работа учащихся была обязательным составным элементом в работе каждой школы в такой же степени, как от всякой школы требуется, чтобы она научила читать и писать.
В комплексных программах ГУСа делалась попытка найти связь общего, политехнического образования и трудового обучения, хотя в практике их осуществления эти связи принимали искусственный и, как правило, узкоутилитарный характер. Трудовые задания тоже носили случайный характер и не предусматривали систематического усвоения технических и технологических знаний и трудовых умений.
В 1927 году была впервые разработана программа трудового обучения, которая наряду с привитием учащимся навыков обработки дерева, металлов, тканей и других материалов ставила задачу обучения элементам, необходимым в любом трудовом процессе: планированию, выбору материала и инструмента, оценке выполненного изделия и т. д.
Во многих школах практиковались экскурсии на производство, работали технические кружки, в ряде школ была введена производственная практика учащихся.
В 1929 году коллегия Наркомпроса РСФСР приняла «Пятилетний план трудовой политехнической подготовки в школах I и II ступени». Этим планом предусматривалось: для I-IV групп - организация рабочих комнат или обычных классов, оборудованных для занятий трудом, откидными верстаками и переносным оборудованием; для фабрично-заводских семилетних школ и школ колхозной молодежи - организация мастерских-лабораторий; для остальных семилетних школ - создание центральных учебно-производственных политехнических баз, по одной в небольших городах и рабочих поселках и по одной на район в крупных городах.
Это продвигало вперед дело трудового и политехнического обучения. Тем более, что труд в мастерских должен был сочетаться с широким развитием общественно полезной работы учащихся и прикреплением городских школ к промышленным предприятиям, а сельских школ - к совхозам, колхозам и МТС.
Тесная связь обучения в школе с хозяйственной и политической жизнью страны способствовала повышению уровня идейно-политического воспитания учащихся. В эти годы складывается система антирелигиозного воспитания детей и молодежи, воспитания советского патриотизма и пролетарского интернационализма.
В конце двадцатых и начале тридцатых годов под руководством Коммунистической партии в нашей стране развернулось наступление социализма по всему фронту. Бурными темпами осуществлялось техническое перевооружение народного хозяйства, утверждался колхозный строй в деревне, возросла трудовая и политическая активность трудящихся. Повышение уровня культуры и образования народа являлось важной составной частью социалистического строительства.
В связи с этим XVI съезд ВКП(б) (1930) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном образовании». Число учащихся в школах выросло с 13,5 млн в 1929/30 учебном году до 21 млн. человек в 1932/33 учебном году.
Дальнейшие успехи социалистического строительства выдвигали на первый план задачу расширения и повышения качества подготовки специалистов для промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры.
Существовавшая в стране сеть средних и высших специальных учебных заведений и уровень подготовки специалистов в них не отвечали потребностям народного хозяйства и его перестройки на основе новейших достижений науки и техники. Эта проблема стала предметом обсуждения на июльском (1928) и ноябрьском (1929) Пленумах ЦК ВКП(б).
В постановлении ноябрьского (1929) Пленума ЦК ВКП(б) отмечалось, что темп подготовки новых кадров не идет ни в какое сравнение с темпами индустриализации и социалистического переустройства сельского хозяйства и что страна стоит перед огромным раздвижением «ножниц» между спросом на специалистов и темпами их подготовки. Это может стать тормозом дальнейшего успешного развития социалистического хозяйства, тем более, что налицо не только количественная нехватка специалистов, но и серьезные недостатки в качестве их подготовки.
За несколько лет был сделан гигантский скачок в расширении сети высших и средних специальных учебных заведений. Об этом можно судить по таким цифрам: в 1927/28 учебном году в стране насчитывалось 148 высших учебных заведений, в которых обучалось 168,5 тыс. студентов; в 1933/34 учебном году вузов было уже 714 и студентов в них 458 тыс.
На последующие годы намечалось дальнейшее расширение высшего и среднего специального образования. Средняя школа играла значительную роль в подготовке контингентов для высшей и средней специальной школы.
Среди принятых в вузы страны в 1927 году окончившие рабфак составили 28,7%, окончившие техникумы - 9,5%, окончившие школы II ступени - 46,5%.
В постановлении ЦК ВКП(б) от 23 августа 1932 года особо подчеркивалась роль средней школы в подготовке контингентов для высших учебных заведений. В связи с этим было предложено реорганизовать, начиная с 1932/33 учебного года, семилетнюю политехническую школу в десятилетнюю.
В 1933 году были определены общие для всей страны типы общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя и средняя.
Тридцатые годы характеризуются быстрым ростом сети семилетних и средних школ и увеличением числа учащихся в них, главным образом за счет средних и старших (V-X) классов. Количество семилетних школ возросло с 7834 в 1929/30 учебном году до 36 261 в 1938/39 учебном году. Число средних школ увеличилось соответственно с 1914 до 12 469. Общее число учащихся увеличилось с 13,5 млн. в 1929/30 учебном году до 34,8 млн. человек в 1940/41 учебном году.
Особенно быстро росла сеть школ в республиках. В Узбекской ССР, например, к 1937/38 учебному году количество школ выросло по сравнению с дореволюционным периодом в городах в 27 раз, а на селе в 68 раз.
Необходимость повышения темпов и качества подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием остро поставила проблему качества общеобразовательной подготовки учащихся в средней школе.
Анализируя результаты приемных экзаменов в вузы и инспекторских проверок работы школ, газета «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» писала 16 марта 1929 года о том, что многие выпускники школ плохо подготовлены к продолжению образования в вузах и техникумах, что школа не вырабатывает у учащихся привычки к чтению, что речь учащихся бедна и неудовлетворительна в стилистическом отношении.
Отмечались серьезные пробелы в знаниях учащихся по математике и физике. Анализ экзаменационных работ по физике свидетельствовал о том, что абитуриенты испытывали серьезные затруднения, как только им приходилось решать задачи прикладного характера, подтверждать выводы или законы науки опытом, читать чертеж или схему.
На основе анализа результатов приемных экзаменов в вузы и качества знаний учащихся в 1929 году было издано специальное методическое письмо Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР «Об улучшении качества работы школы II ступени».
Правильно характеризуя серьезные недостатки в знаниях учащихся, это письмо, однако, давало неверные рекомендации о массовом внедрении в школах так называемого метода проектов.
На деле это вело к дезорганизации обучения и воспитания и к дальнейшему понижению качества знаний учащихся. В 1931-1936 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР о школе, которые определили направление ее дальнейшего развития.
В постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 года было отмечено принципиально новое содержание работы школы и некоторое повышение уровня общего и политехнического образования детей и молодежи. Вместе с тем ЦК ВКП(б) констатировал, что школа все еще не соответствует тем требованиям, какие предъявляются к ней на современном этапе социалистического строительства.
В постановлении отмечалось: «Коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык, география и др.)».
Это и последующие постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б), развивая основную идею постановления от 5 сентября 1931 года, обязывали наркомпросы союзных республик организовать научную разработку программ средней школы и составление учебников, обеспечив в них:
- точно очерченный круг систематизированных знаний по каждому предмету, обеспечивающий всестороннее развитие оканчивающих среднюю школу и их подготовку к обучению в техникумах и высших учебных заведениях;
- тщательный отбор учебного материала в программы и учебники средней школы с учетом его научного и практического значения, роли в коммунистическом воспитании детей и молодежи и возможностей действительно прочного и сознательного его усвоения детьми данного возраста и в отведенное для этого время;
- повышение идейно-политического уровня учебной работы, особенно преподавания общественно-политических дисциплин. Широкое использование на занятиях по всем предметам материалов о социалистическом переустройстве жизни страны. Усиление борьбы против всяких попыток привить детям советской школы элементы антипролетарской идеологии;
- дальнейшее развитие политехнической школы в тесной связи с систематическим и прочным усвоением наук, особенно физики, химии и математики.
Реализация этих положений составила основное содержание работы советской школы в тридцатых годах.
В этот период были разработаны новые учебные планы, программы и учебники по каждому предмету, упорядочены методы обучения, организована методическая работа с учителями.
Настойчиво и последовательно осуществлялся в эти годы переход к систематическому преподаванию основ наук. Школа достигла значительных успехов в обеспечении глубоких и прочных знаний учащихся. В основном она успешно выполнила поставленную перед ней задачу «подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук». В отчетном докладе XVIII съезду о работе ЦК ВКП(б) указывалось, что создание многомиллионной советской интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса, крестьянства, советских служащих, плоть от плоти и кровь от крови нашего народа, является одним из самых важных результатов культурной революции в нашей стране.
Однако усилия школы по преодолению коренного недостатка в ее работе и улучшению подготовки учащихся к поступлению в вузы и техникумы носили несколько односторонний характер. Было ослаблено внимание к вопросам подготовки учащихся к жизни, к труду, теория давалась подчас вне связи с практикой, усилились элементы формализма и начетничества в преподавании и в знаниях учащихся. Эти теневые стороны в развитии советской школы тридцатых годов вызывали критические замечания Н. К. Крупской и ряда других педагогов.
Как бы суммируя многочисленные критические замечания по состоянию преподавания русского языка и литературы, математики, физики, химии и других предметов в 1932-1938 гг., Н. К. Крупская 14 декабря 1938 года говорила: «Не скажу, чтобы я была очень довольна школой. В школе слишком много внимания обращают на усвоение: как птенчики, разевают ребята рот, а учитель им все разжевывает и готовое в рот кладет. У ребят память хорошая, они вам такие цитаты приведут, которые взрослый и не запомнит сразу, они будут поражать родителей своими знаниями, а вот продумывать, самостоятельно по-настоящему работать - этому мы ребят в школе в достаточной степени не учим».
Эти предостережения Н. К. Крупской не были достаточно учтены в работе советской школы, и к концу тридцатых годов стал складываться известный отрыв обучения от жизни.
К концу второй пятилетки (1933-1937) в СССР в основном было построено социалистическое общество и страна вступила в новый период своего развития - период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. В марте 1939 года состоялся XVIII съезд ВКП(б), который подчеркнул решающее значение дела коммунистического воспитания трудящихся, преодоления пережитков капитализма в сознании людей.
Школа должна была осуществить широкую программу повышения уровня образования, воспитания коммунистической сознательности подрастающих поколений, и она настойчиво искала пути для сочетания подготовки учащихся к продолжению образования и к практической деятельности.
Съезд утвердил основные задания третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. В области образования намечалось осуществление всеобщего среднего образования в городе и завершение всеобщего семилетнего образования в деревне и во всех национальных республиках. Количество учащихся в общеобразовательных школах в городах и рабочих поселках должно было увеличиться с 8,6 до 12,4 млн., а в сельских местностях - с 20,8 до 27,7 млн.
При значительном росте числа оканчивающих среднюю школу большинство из них должны были идти на практическую работу. Остро вставал в связи с этим вопрос о том, чтобы уже в средней школе молодежь получала некоторую подготовку к практической деятельности.
Вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну нарушило мирный созидательный труд советского народа. Годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства - это ярчайшие страницы героической истории советского народа. И в эти годы Коммунистическая партия и Советское государство проявляли постоянную заботу о детях, о школе, об учителе.
В годы войны школа и органы народного образования прилагали огромные усилия к тому, чтобы, несмотря на трудности, обеспечить бесперебойную работу школ. Была организована эвакуация детского населения из районов возможных военных действий. Проведена большая работа по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности, в замен учителей, ушедших в армию, подготовлены новые кадры, в школах организовано питание детей и т. д.
Школьники принимали самое активное участие в героическом труде народа по оказанию помощи фронту. Они работали на полях колхозов и совхозов, в школьных мастерских, в госпиталях и детских учреждениях. Учащиеся старших классов составляли значительную часть службы местной противовоздушной обороны. В восточных областях РСФСР, республиках Средней Азии и Казахстане радушно были приняты сотни тысяч школьников, эвакуированных из прибалтийских республик, с Украины, из Белоруссии и западных областей РСФСР.
Несмотря на трудности военного времени, в эти годы были осуществлены крупные преобразования в советской системе народного образования и в работе школы: начало обучения детей в школе с семилетнего возраста; создание семилетних и средних школ рабочей и сельской молодежи; введение пятибалльной системы оценки знаний учащихся, выпускных экзаменов по окончании начальной и семилетней школ и экзаменов на аттестат зрелости; награждение учащихся, отличившихся в учении, золотыми и серебряными медалями и т. д.
Великая Отечественная война ярко продемонстрировала преимущества советской системы воспитания. Воспитанники советской школы показали образцы подлинного героизма на фронте и в тылу. Но война принесла огромные разрушения и потери всему народному хозяйству СССР, в том числе и учреждениям народного образования.
Немецко-фашистские захватчики на территории временно оккупированных ими районов сожгли, разрушили и разграбили 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся.
Народная забота о школе и огромное внимание к воспитанию и образованию подрастающих поколений со стороны Коммунистической партии и Советского государства позволили в кратчайший срок справиться с трудностями послевоенного периода. Еще в ходе войны по мере освобождения территорий, захваченных врагом, было восстановлено свыше 70 тыс. школ. В 1946-1950 гг. на средства государственного бюджета и на средства колхозов построено 18 538 школ.
По плану восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. в 1950 году должны были работать 193 тыс. начальных, семилетних и средних школ с количеством учащихся 31,8 млн. Фактически в 1950/51 учебном году в СССР работало свыше 200 тыс. школ, в которых обучалось 33,3 млн. детей.
XIX съезд КПСС (1952) поставил задачу завершить в течение пятой пятилетки переход от семилетнего ко всеобщему среднему образованию (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах и подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и в сельских местностях.
Это определило дальнейший быстрый рост сети средних школ и численности учащихся, особенно в старших классах. С 1950 по 1958 год число средних школ выросло более чем вдвое (с 15 тыс. до 30,7 тыс.), а количество учащихся в старших классах - более чем втрое (с 0,7 млн. до 2,2 млн.).
В пятидесятые годы школа продолжала совершенствовать подготовку молодежи к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения. Это было очень важно, так как в послевоенные годы проблема подготовки специалистов высшей и средней квалификации вновь стала одной из самых острых проблем социалистического строительства.
Гигантские планы перестройки всего народного хозяйства, общественного быта и жизни советских людей на основе использования новейших достижений науки, техники и культуры требовали значительного расширения высшего и среднего специального образования. В 1945 году потребности народного хозяйства в специалистах были удовлетворены выпусками средних специальных учебных заведений всего на 1/6, а выпусками высших учебных заведений на 1/8.
Всего за 1945-1958 гг. высшие и средние специальные учебные ааведения подготовили более 7 млн. специалистов и за 1959-1966 гг. еще более 7 млн. В 1959 году 63% всех специалистов, занятых в народном хозяйстве, составляли выпускники вузов и техникумов 1946-1959 гг.
В связи с ростом потребности народного хозяйства в работниках массовых профессий, а также быстрым ростом количества выпускников средних школ, значительно превышающим плановые контингенты вузов, в середине пятидесятых годов вновь остро встал вопрос о подготовке оканчивающих среднюю школу не только к продолжению образования в вузах и техникумах, но и к практической деятельности, к производительному труду в промышленности и сельском хозяйстве.
XIX съезд КПСС в целях дальнейшего повышения воспитательной роли общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий предложил приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению.
Эта директива была конкретизирована в решениях XX съезда КПСС в 1956 году. В 1952-1958 гг. развернулась работа по изысканию наиболее рациональных путей трудовой и политехнической подготовки учащихся.
Широкой известностью в то время пользовались старо-корсунская средняя школа № 15 Краснодарского края, сиверская средняя школа № 1 Ленинградской области, Максатихинская средняя школа Калининской области, Кутузовская семилетняя школа Московской области, Куплинская средняя школа Рязанской области, средняя школа № 10 Челябинска, средняя школа № 11 Калинина.
Педагогические коллективы этих школ стремились обеспечить органическую связь политехнического и трудового обучения с изучением основ наук в школе, развить инициативу и самодеятельность учащихся, организовать активное участие их в общественно полезном труде.
К этому периоду относится ряд важных исследований по вопросам политехнического образования. На основе этих исследований и передового опыта школ сложилась система трудовой и политехнической подготовки учащихся средней школы, основными элементами которой были: осуществление политехнического принципа в преподавании общеобразовательных предметов, уроки ручного труда в I-IV классах, практические занятия в учебных мастерских и на школьных учебно-опытных участках в V-VII классах, практикумы по машиноведению, электротехнике и основам сельского хозяйства в VIII-X классах.
Наиболее распространенными стали практикумы по основам сельского хозяйства, по изучению автомобиля, трактора, электродвигателя, токарного станка, по выполнению несложных монтажных работ по электро- и радиотехнике.
Проводились эти практикумы в тесной связи с изучением физики, химии, биологии и других учебных предметов. В школах широко практиковались экскурсии на производство, были введены производственная практика и теоретическое и практическое изучение специальных предметов в технических и сельскохозяйственных кружках. В этот период было положено начало созданию ученических производственных бригад в совхозах и колхозах.
Основной недостаток состоял в том, что складывающаяся система трудового и политехнического обучения стала достоянием лишь сравнительно небольшого числа передовых школ. В основной же массе средних школ трудовая и политехническая подготовка учащихся оставалась совершенно недостаточной.
Отрицательно сказывалось на школьной практике то, что, совершенно закономерно переключив ряд важных элементов трудовой и политехнической подготовки учащихся на внеклассные и внешкольные занятия (участие в производительном труде, производственная практика, изучение специальных предметов в технических и сельскохозяйственных кружках), учебный план школы не выделял необходимого для этих занятий времени, что порождало перегрузку учащихся.
Успехи советской школы в рассмотренный период бесспорны. Она подготовила миллионы образованных, культурных граждан, активных участников социалистического строительства, вырастила замечательные кадры выдающихся ученых, инженеров, конструкторов, чьи искания и творческий труд воплощены в таких исторических научно-технических победах, как искусственные спутники Земли, атомные электростанции, атомный ледокол, быстроходные реактивные пассажирские самолеты.
Советская школа сыграла решающую роль в осуществлении культурной революции, способствовала подъему культуры всех народов нашей многонациональной Родины, ею воспитано поколение молодежи, отдающей все свои силы и знания, способности и дарования великому делу строительства коммунизма. Успехи в развитии школы - одна из важнейших составных частей окончательной победы социализма в нашей стране.