Политический процесс. Типы политических процессов и их краткая характеристика

Политический процесс определяется как “смена состояний политической системы, ее функционирование в режиме времени” (М.В. Ильин). Этим понятием обозначаются многообразные длящиеся во времени политические события или последовательность сменяющихся политических событий.

Основные виды политических процессов:

Формирование органов политической системы (институализация): в ходе нее создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

Воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования; нетрудно видеть, что политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и т действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии, при использовании таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

Принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.

Поскольку политические процессы затрагивают, причем весьма существенно, социальные интересы, а они различны, люди неоднозначно относятся к разным их типам, отдавая предпочтение одним и принижая значение или вообще игнорируя другие. Крайними позициями в отношении к политическим процессам являются консерватизм, выражающийся в том, что его адепты видят основное назначение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию как нечто опасное и нежелательное, и революционаризм, представляющий политическую жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации.

Основные разновидности политических процессов :

- локально-региональные и глобальные . Подразделение политических процессов по их масштабу во многом связано с уже разобранным вопросом о пространственно-временном континууме политики. Нередко результат того или иного локального или регионального процесса может воздействовать и на общий ход мировой политики. Например, этнополитический конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами, который вначале был внутренним делом бывшей Югославии, перерос в политический процесс, масштабы которого влияют на дестабилизацию общеевропейской политики. В то же время типичным локальным процессом, затрагивающим интересы лишь местного сообщества, являются выборы в муниципальные органы власти и управления.



- стабильные и кризисные . В политике нередко острые кризисные ситуации переходили в революционные взрывы, а серии реформ тех или иных правительств обеспечивали стабильную эволюцию, как это было, скажем, в эпоху «нового курса» Ф. Рузвельта в США в 30-е годы. Но, тем не менее, и реформа, и революция могут быть способами разрешения политического кризиса. Эта типологизация вытекает из глубинного механизма политического процесса, связанного с равновесием, балансом и консенсусом основных социальных сил, выступающих субъектами процесса, или же их отсутствием. Так было в Германии, когда после кризиса Веймарской республики, господства фашистов и поражения во Второй мировой войне в стране в период правления К. Аденауэра была нащупана модель стабильного политического процесса в ФРГ.

- легальные и «теневые». Всякий политический процесс включает в состав своих основных компонентов ценности и нормы доминирующей политической культуры, а также отдельных субкультур. Эти ценности определяют правила политической игры, границы дозволенного и недозволенного, официального и неофициального, легального и нелегального. К примеру, восстание и переворот, террор и путч во всех странах выносятся за рамки дозволенных конституцией и другими законами форм политической жизни. Тем не менее, политический процесс в реальности оказывается шире рамок правового (хотя в идеальном пределе может с ним совпадать), а правила политической целесообразности порой выше, чем нормы конституционной законности. Это связано также и с дефицитом информации, законспирированностью некоторых фрагментов политического поля, любовью профессиональных политиков к закрытой для масс «подковерной» политике. Даже в таком относительно развитом правовом государстве, как США, время от времени выходят на поверхность незаконные «теневые» акции, как Уотергейтское дело, повлекшее за собой отставку Президента США Р. Никсона

26. Мировое сообщество и современные международные отношения. Принципы мировой политики, тенденции и проблемы её осуществления.

Мировое сообщество – политический термин, часто употребляемый в работах по политологии, выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира. В зависимости от контекста, может указывать на различные группы стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь - ООН, как организацию, объединяющую практически все страны земного шара. Часто применяется в качестве риторического приёма для противопоставления одного государства и его политики группе других государств, называемых в этом контексте «мировым сообществом» (например, «Иран и мировое сообщество» или «Израиль и мировое сообщество»).

В XIX - начале XX века в аналогичном значении употреблялся термин «цивилизованный мир», который сейчас считается неполиткорректным.

Международные отношения - это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные (их субъектами служат не государства, а разнообразные неправительственные организации), культурные, информационные и т.д.

Современные тенденции международных отношений:

- интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;

- формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле. К их числу относятся сохранение мира, минимизация военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями и преступностью;

- демилитаризация и демократизация - постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем (так как они оказываются все менее эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающей к ним стороны), а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.

Мировая политика - это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Современной доминантой мировой политики служит стремление к поддержанию безопасности в разнообразных ее аспектах: военном, экологическом, правовом, технологическом, информационном и т.д.

Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, глобальной деятельностью ООН, международных союзов, организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.

Сфера мировой политики охватывает все поле политических отношений, складывающееся между государствами ив надгосударственных рамках. Поскольку основные элементы мировой политики взаимосвязаны, постольку можно и нужно говорить о мировых политических отношениях, о едином мировом политико-временном пространстве, на протяжении которого или в его составных частях и развертываются основные международные политические действия. Основные приоритеты мировой политики обусловлены необходимостью решения общих проблем, стоящих перед человечеством и национальными интересами ее субъектов.

Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена следующими факторами:

1) субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностями воздействия на весь окружающий мир, владеют мощными рычагами управления как собственно политическими, так и неполитическими международными процессами. К ним относятся деятельность ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, ведущих и авторитетных международных организаций, органов, общественных группировок. Именно политические решения и соглашения международного характера выступают в качестве основы для всего мирового порядка; они служат ориентирами для развития всего комплекса отношений между государствами.

2) международные отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, усложнению и расширению, что требует совершенствования международных политических механизмов для их регулирования.

3) как никогда остро стоят вопросы безопасности всего человечества, проблемы его выживания. Именно на этом направлении концентрируется главное направление мировой политики в ядерную эпоху.

4) все большее значение приобретает разрешение противоречия современного мирового развития, между растущим разнообразием мира и функционирующих в нем политических и социально-экономических систем, с одной стороны, и действующей тенденцией к целостности человечества, к развитию и расширению взаимных отношений между народами и государствами – с другой. Единение человечества означает и углубление свободы человеческой практики, свободы выбора и ориентации в направлении прогресса. Ориентиры и пути такого единения на планете намечают и пролагают совместными усилиями все члены мирового сообщества.

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса

Лекция 7. Политический процесс

Вопросы лекции:

1. Понятие и виды политического процесса.

2. Политическое изменение и политическое развитие.

3. Теории политической модернизации.

1.1. Политический процесс - это совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Термином ʼʼпроцессʼʼ (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определœенное движение, имеющее свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Основные виды политических процессов:

а) формирование органов политической системы;

б) воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования:

в) принятие и исполнение политических решений.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, на­правленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.

Особо выделяют экстремальные виды политического процесса:

а) восстание;

Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определœенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Наличием определœенной степени организованности, целœенаправлен­ности восстание отличается от бунта - массового действия, имеющего еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей.

Бунт - это почти всœегда ответная реакция на какие-либо экстраорди­нарные действия представителœей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач со­противления отдельным действиям правительства.

Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной, напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целœенаправленной подготовки определœенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу и основное ядро мятсжников обычно составляет армия.

С присоединœением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целœенаправленного действия. Человек здесь подчинœен эмоциям, а его действия всœе более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро придает мятежу качества бунта͵ он исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.

В случае если массы не присоединяются к мятежникам, то мятеж становится путчем , то есть выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определœенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов:

а) технократический;

б) идеократический;

в) харизматический.

Эта классификация представляет собой результат теоретического допу­щения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены.

Политический процесс технократического типа. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.

Данный тип сложился в странах с относительно высокой однороднос­тью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населœения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая диф­ференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на базе общенациональной идеи.

Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всœегда политический лидер является лидером по должности. Он должна быть и неформальным лидером.

Харизматический тип политических изменении бывает эффективным при условии, в случае если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса" 2017, 2018.

Понятие «процесс» используется во всех общественных науках, разнообразные процессы постоянно протекают во всех сферах общественной жизни, и политическая сфера не исключение. Политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества.

В широком смысле политические процессы есть формы политической активности общества. Многообразие этой активности и тот факт, что каждый её случай имеет свою причину и цель, разную степень предсказуемости результата и другие различия, затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Эта тема является одной из самых дискуссионных в политологии. И, тем не менее, степень научной разработанности политических процессов позволяет достаточно четко их классифицировать.

Политический процесс - одна из центральных категорий политологии. В определении понятия «политический процесс» распространены три основные точки зрения. Одни исследователи понимают под политическим процессом все, что происходит в политике, другие вообще отождествляют эту категорию с категорией «политика», а третий подход трактует понятие «политический процесс» как смену состояний политической системы общества. Но считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов.

Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции. А так как ситуации и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо предопределенность в развитии событий.

В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения в сфере политики. Он раскрывает две формы политического волеизъявления граждан: 1) способы презентации рядовым участником политического процесса своих интересов (участие в выборах, членство в партиях и т.д.); 2) формы принятия и реализации властных решений, осуществляемых лидерами и элитами.

Реализация политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, политическую мобилизацию граждан, принятие решений и другие формы политической активности групп и лиц, в том числе и нелегальные. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы политической активности, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций, хотя они обычно находятся на периферии политической жизни.

Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур, то есть показывает, как общество формирует государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. По мнению политологов В.П.Пугачева и А.Н.Соловьева, политический процесс представляет собой совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти , в итоге ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

Политический процесс - это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

Особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. Есть различие между процессами внутри общества и международными политическими процессами.

В совокупности политических процессов выделяются две группы - общие и частные . Они отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами, поэтому их изучают раздельно. Однако эти две группы процессов взаимосвязаны и могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания друг друга.

Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы - это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом (например, не ведущих к смене режима или формы правления). Они могут протекать на национальном, региональном, местном уровне, внутри социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, партиях и т.д.

Общий политический процесс протекает в трех известных формах: эволюция, революция, кризис. Эволюция - основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны: в расстановке политических сил, политическом режиме (нарастание демократических или антидемократических тенденций), структурах власти и т.д. Революционная форма развития общего политического процесса означает «коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности». Политическая революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти. Происходит стремительное разрушение всех политических органов, что, как правило, сопровождается многочисленными жертвами и трагедией миллионов людей. Политический кризис - потеря властными структурами контроля над развитием обострившихся противоречий, ослабление политических институтов, слабая управляемость экономики и других сфер, нарастание недовольства в обществе и т.д. Причины политического кризиса в основном носят экономический и социальный характер. В отличие от революции политические кризисы редко ведут к смене государственного строя, но это драматические периоды в судьбах общества.

Итак, общий политический процесс отражает динамику политической системы общества в целом, смену её состояний и форм государственного устройства (форма правления, методы осуществления власти, национально-территориальная организация), а также политического режима.

Структурными элементами частного политического процесса являются причина (или причины) его возникновения, объект, субъект и цель. Причина возникновения частного политического процесса - это появление противоречия, требующего разрешения. Например, недовольство системой налогообложения может инициировать законотворческий процесс по её изменению. Объект частного политического процесса - это конкретная политическая проблема , ставшая его причиной: 1) возникновение и необходимость реализации каких-либо политических интересов; 2) создание новых политических институтов, партий, движений и т.д.; 3) реорганизация властных структур, создание нового правительства; 4) организация поддержки существующей политической власти. Субъект частного политического процесса - это его инициатор: какой-либо орган власти, партия, движение или даже индивид. Необходимо определить статус этих субъектов, их цели, ресурсы и стратегию их действий. Цель частного политического процесса - это то, ради чего начинается и развивается политический процесс. Знание цели позволяет оценить реальность её достижения, взвесив ресурсы, которыми располагают участники процесса.

Следует отметить, что частный политический процесс не обязательно возникает в политической сфере. Он может начаться и развиваться в любой сфере общества (экономической, социальной, духовной, культурной и т.д.). Если эти сферы сами не могут разрешить возникшие противоречия, то проблема, например, из экономической превращается в политическую.

Для комплексного изучения процесса необходима информация о ряде его характеристик: количестве и составе участников, социально-политических условиях и форме протекания.

Все частные политические процессы, несмотря на их многообразие, проходят в своем развитии через три этапа. Каждый частный политический процесс начинается с появления проблемы. На первом этапе определяются силы, заинтересованные в её решении, уточняются их позиции и возможности, вырабатываются пути решения данной проблемы. Второй этап - это мобилизация сил для поддержки намеченного пути решения проблемы или различных вариантов решения. Процесс завершается с прохождением третьего этапа - принятия политическими структурами мер по решению проблемы. Существует и другая точка зрения, согласно которой любой политический процесс можно разделить на пять стадий: 1) формирование политических приоритетов; 2) выдвижение приоритетов на авансцену процесса; 3) принятие по ним политических решений; 4) реализация принятых решений; 5) осмысление и оценка результатов решений.

Типология частных политических процессов:

По масштабности частного политического процесса различаются процессы внутри общества и международные процессы . Последние бывают двусторонними (между двумя государствами) и многосторонними (между многими или даже всеми государствами мира). Частные политические процессы внутри общества делятся на базовые и локальные (периферийные).

По характеру взаимосвязи общества и властных структур процессы подразделяются на стабильные и нестабильные . Первые развиваются в стабильной политической среде с устойчивыми механизмами принятия политических решений и политической мобилизации граждан. Нестабильные процессы возникают и развиваются в условиях кризиса власти и политической системы в целом и отражают конфликт интересов групп.

По форме протекания . Явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных требованиях к государственной власти, которая открыто принимает управленческие решения. Теневой процесс основан на деятельности скрытых политических институтов и центров власти, а также на требованиях граждан, не выраженных в официальной форме.

Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом , т.е. цикличностью стадий взаимодействия субъектов.

Главная задача всех участников политических процессов - включить свои требования во властные решения. Институты государственной власти являются важнейшим инструментом учета групповых требований и выработки политической воли общества.

С точки зрения системной организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические , где сочетаются различные формы народовластия, и недемократические , определяемые наличием тоталитарных или авторитарных режимов, недемократических партий, организаций и лидеров, авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

В западной политологии существуют две типологизации политического процесса в целом. В рамках первой из них американский политолог Л. Пай, сравнивая политические процессы различных стран, выделяет два их типа - западные и «незападные».

Второй тип классификации сосредоточен на западных политических системах, выделяя в них два вида политического процесса: горизонтальный и вертикальный. В основе горизонтального политического процесса лежит признание формального равенства и автономности его участников. Вертикальный политический процесс отличается тем, что власть всемерно стремится поддерживать свой авторитет.

С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются и политические процессы. Чаще всего различают три режима их протекания. Первый - это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. Второй режим протекания политических процессов - это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, позволяющий адекватно отвечать на новые требования населения и вызовы времени. Третьей разновидностью режима протекания политических процессов является режим упадка, распада политической целостности.

Политический процесс - сложное многофакторное понятие, имеющее различные формы и режимы протекания. Анализ процессов в политике - задача, требующая от исследователя широты взглядов, умения учитывать разнообразие факторов и точек зрения, чтобы избежать субъективных оценок.

По объектам воздействия политические процессы разделяются на внешнеполитические и внутриполитические.

По характеру преобразования государства выделяют:

Революционные и эволюционные политические процессы.

В первом случае происходит быстрое и качественное изменение властных структур государства, полный пересмотр его конституции, нарастает конфликтность, происходит обновление политических элит, что сопровождается радикализмом принимаемых решений и преобладание насилия при их реализации.

Эволюционный политический процесс имеет своей основой легитимность политической власти. Здесь разрешение социальных проблем происходит постепенно, мирно, на основе легальной конкуренции политических партий, взаимодействия элиты и масс, устойчивость процедур и институтов принятия решений; преобладание в политическом поведении этики компромиссов, консенсуса терпимости к инакомыслию и обязательное наличие института политической оппозиции.

Различают также открытый и закрытый политические процессы.

Открытый политический процесс характеризуется гласностью, доступностью для граждан, участвовавших в процессе принятия политических решений.

Для закрытых политических процессов характерно отсутствие гласности и публичности при принятии политических решений, исключение или существенное ограничение политической активности граждан, полное отсутствие контроля за правящей элитой со стороны общества.

В целом же важно знать, что о каком бы типе политического процесса ни шла речь, прогнозирование его результатов дело неблагодарное, чаще всего эти прогнозы оказываются несостоявшимися.



Тема 11. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССОВ

1.1 Природа и функции политических элит и лидеров.

1.2 Механизмы формирования (рекрутирования) политической элиты.

1.3 Процессы смены (циркуляции) политических элит и лидеров.

1. 1 Природа и функции политических элит и лидеров. Термин «элита» происходит от французского «elite» – лучший, отборный, избранный. С XVII века он употребляется для обозначения товаров наивысшего качества. Словарь Оксфордского университета в 1823 году впервые применил понятие «политическая элита» к характеристике высших социальных групп общества. Однако термин «элита» не применялся широко в общественных науках до начала XX в., то есть до появления работ В. Парето (1848-1923 гг.), Г. Моска (1858-1941 гг.), Р. Михельса (1876-1936 гг.).

Понятие «элита» относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, имеющих более значительный вес по сравнению с окружением.

Многообразие существующих определений элиты отражают ее ценностные и функциональные качества. Термин «элита» прочно вошел в социологические и политологические словари и подразумевает под собой следующее содержание:

Лица, обладающие высшими показателями в своей области деятельности (В. Парето);

Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть (Г. Моска);

Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл);

Лица, обладающие властью, осуществляющие наиболее важные функции (Келлер);

Творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству (Тойнби);

Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой (Ортега-и-Гассет);

Наряду с термином «элита» в обиходе широко используются словосочетания «правящая верхушка», «правящие группы», «правящие круги» и т.д. В современной западной политологии утвердилась традиция использования категорий «правящая элита» и «политическая элита».

Политическая элита – это относительно небольшая, привилегированная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, монопольное принятие политических решений, осуществляющая контроль за их выполнением.

Существование политической элиты обусловлено действием следующих факторов:

1. Социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2. Усилением профессионализации политики и необходимостью специальных политических знаний для быстрого принятия решений;

3. Профессионализацией управленческого труда и выделением его в специальную среду деятельности (менеджмент), в том числе и политический;

4. Широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различных социальных благ и привилегий;

5. Практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за правящей элитой;

6. Политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых лежат обычно вне сферы политики, распространенностью абсентеизма;

Политическая элита – это организационное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, дающей ей возможность воздействовать на все сферы жизни общества.

Существенные функции политической элиты можно обозначить как стратегическую, коммуникативную, организаторскую, интегративную.

В политологии предпринята попытка классификации политических элит по различным основаниям:

1) По месту в политической системе и участию в осуществлении власти выделяют правящую элиту и не правящую (контрэлиту). Правящая элита непосредственно принимает политические решения, определяющие программу развития всего общества. Не правящая элита (контрэлита) пытается влиять на этот процесс доступными средствами. Конкуренция на поле деятельности элит весьма жесткая и постоянно растет. Смена правящей элиты – естественный процесс, в котором существуют стадии зарождения, развития, устаревания и отмирания элит.

В итоге за правящей элитой можно признать следующие свойства:

Любое общество элитарно, в нем приветствует правящая элита;

Внутренняя организованность, сплоченность и групповая идентификация;

Амбициозность и сильная воля к организации и регулированию жизни масс;

Интегрированность и представительность;

Удержание власти с помощью силы и «заигрывания» с массами;

Смена у власти в результате конкурентной борьбы;

2) По уровню компетенции и объему властных полномочий элита подразделяется на высшую (общенациональную), среднюю (региональную), местную (административную). Высшая политическая элита, значимая для всей страны, принимает важнейшие стратегические политические решения. К этой относится президент и его окружение, глава и члены правительства, руководители парламента, высших судебных органов власти, лидеры влиятельных политических партий и блоков. К средней элите относятся представители выборных органов власти: депутаты, губернаторы, мэры, лидеры региональных отделений партий и движений. В состав административной элиты входят высший слой государственных служащих и чиновники-управленцы, осуществляющие техническое исполнение принимаемых решений.

3) По степени представительности элиты бывают с высокой и низкой представительностью. Различия между ними заключаются в степени выражения интересов (профессиональных, этнических, религиозных и других) различных субъектов общества.

4) По структуре и характеру внутриэлитных отношений существуют интегрированные и разъединенные политические элиты. Элиты с высокой степенью интеграции вырабатывают единую систему политических ценностей, общие правила политической конкуренции и осуществления власти, согласуют главные цели и методы проводимой политики. Для них присущи консенсусные отношения с низкой степенью конфликтности. Слабо интегрированные (разъединенные) элиты характеризуются острой политической борьбой за сферы контроля и ресурсы власти, за овладение стратегическими позициями.

5) По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования выделяются открытые и закрытые элиты. Для открытых элит характерны следующие черты: достаточно свободный доступ в элиту на основе конкуренции и учета деловых личностных качеств, динамическая циркуляция, способность к инновациям и реформам. Закрытые элиты отличаются замедленной циркуляцией, ограниченным доступом новых членов на базе жестких формальных признаков (знатность, партийность, религиозность и т.д.), корпоративностью и неспособностью быстро реагировать на происходящие социальные изменения. Такие элиты более склонны к превращению в замкнутые олигархические группы и самовырождению.

Термин «политическое лидерство» широко используется в современной политологии и политической практике. Лидер (с англ. «ведущий») – это личность, оказывающая решающее влияние на других людей и способность направлять их коллективные действия.

Политическое лидерство – это постоянное приоритетное влияние личности (группы, партии, объединения) на все общество или значительную его часть с помощью реальной власти и принимаемых политических решений.

Феномен лидерства интересовал многих мыслителей и исследователей (Платон, Плутарх, Макиавелли, Ницше), психологов (Фрейд, Адлер), социологов (Э. Богардус, М. Вебер, М. Херманн, Г. Алмонд). Широкий научный и общественный интерес к институту лидерства подчеркивает его многогранность и социальное значение. «Люди не могут обходиться без лидерства, как без пищи и воды », – подчеркивал бывший президент Франции Де Голль.

Существует многообразие теорий, объясняющих природу и происхождение лидерства.

Теория черт (Э. Богардус) утверждает, что определенные личностные качества (ум, интеллект, энергия, коммуникабельность и т.д.) позволяет человеку стать лидером. Однако индивидуальные черты лидера на основе данной теории ничем не отличается от психологических и социальных качеств любой личности.

Ситуационная теория доказывает, что лидер – это функция определенной ситуации, и он может появиться в результате удачного сочетания обстоятельств, при которых окажутся востребованными его выдающиеся качества (Гитлер, Сталин, Горбачев).

Теория последователей лидера определяет природу лидерства на основе особой формы взаимоотношений между авторитетной личностью и окружением, интересы которого она выражает. Однако лидеры не всегда могут оправдать ожидания своих конституентов (последователей) и даже могут поставить под угрозу существование страны, нации (Гитлер, Сталин).

Концепция психоанализа (З. Фрейд) объясняет природу лидерства наличием у индивида особых психологических черт и мотивов, толкающих его к политическому господству, навязыванию своей воли и т.д.

Психологическое напряжение и личные комплексы неполноценности некоторые люди компенсируют с помощью безграничной власти, применения силы и т.д.

Существующие в политологии системы классификации (типологии) политических лидеров обусловлены стремлением спрогнозировать их поведение.

Типология М. Вебера основана на способах легитимации политической власти и предлагает три идеальных типа лидерства:

1. Традиционное (вожди, старейшины, монархи);

2. Рационально-легальное (избранный лидер согласно действующим законам);

3. Харизматическое – основано на обожествлении лидерства и вере в его исключительность, святость и высшую справедливость;

По способам и методам осуществления власти выделяют авторитарный и демократический типы лидеров.

В современной политологии используется типология лидеров, предложенная М. Херманном, на основе особенностей их политической деятельности:

Лидер-знаменосец, способный увлечь массы привлекательной великой целью, идеей;

Лидер-служитель, выступающий в роли выразителя и защитника интересов своих избирателей;

Лидер-идеолог, проповедник и вдохновитель определенной идеологии;

Лидер-торговец, привлекательно может изложить свои идеи, заставляет их «купить» и осуществлять;

Лидер-пожарный, ориентируется на текущие проблемы и их решение;

Институт лидерства выполняет следующие основные функции в обществе:

Управленческая (по принятию политических решений);

Интеграционная, связанная с объединением народа, нации,

социальных слоев на основе общих идей и ценностей;

Коммуникативная, обеспечивающая связь между властью и

обществом;

Мобилизующая, направленная на организацию выполнения

определенных целей и задач;

Функция социального арбитража;

Функция легитимации политического режима с помощью личности

1.2 Механизмы формирования (рекрутирования) политической элиты. Проблема рекрутирования (набора) элиты – одна из самых важных в элитологии. В отличие от профессиональных элитарных сообществ политическая элита представляет собой «открытую» систему. Иными словами, не имеющий специальной подготовки человек, как правило, не может претендовать на место в соответствующей профессиональной элите (музыкант, актер, ученый и т.д.). В то время как в круг политической элиты могут входить лица разных профессий, обладающие неодинаковым социальным, образовательным и прочим статусом. Главной причиной «открытости» политики, по мнению политологов, является ее такой фундаментальный признак, как универсальность: происходящие в этой сфере процессы являются формой выражения не только политических, но экономических, социальных, национальных, духовных и других противоречий.

Под механизмами рекрутирования элиты понимаются принципы выдвижения ее в состав элитарного общества. Важнейшими такими принципами являются:

а) кровное родство;

б) знатное происхождение (элиты по происхождению);

в) обладание богатством, собственностью;

г) образованность, обладание знаниями (информацией);

д) профессиональная компетентность;

е) партийная, национальная, религиозная принадлежность;

ж) протекционизм;

з) личная преданность системе, вождю, религии и т.д.

и) старшинство или выслуга лет;

к) назначение на должность;

л) делегирование путем выборов;

На практике сложилось две основные системы рекрутирования политических элит – гильдейская и антрепренерская; они определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии; круг людей, осуществляющих отбор (селекторат); мотивы его действий.

Каковы основные черты двух моделей рекрутирования современных политических элит?

Система гильдий (от нем. gilde - корпорация) – предполагает:

Закрытость элиты от масс;

Четкую иерархию внутри элиты с медленным продвижением по ступеням власти;

Наличие множества формальных требований для занятия должностей (образование, опыт работы, партийный стаж и т.д);

Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных

групп (сословий, классов, каст, кланов и других);

Решения, в том числе и кадровые, принимаются узким кругом лиц;

Стабильность и устойчивость элиты, ее ценностей и регламента;

Отсутствие конкуренции и маловероятность конфликтных отношений;

Преемственность и предсказуемость действий элиты;

Сращивание элиты и бюрократии;

Примером гильдейской системы политологи (М. Джилас, М. Восленский) называют номенклатурный способ отбора элит.

Номенклатура воспроизводит традиционные связи (родственные, клановые), абсолютизирует официальную идеологию, исключая конкуренцию, демонстрирует конформизм и показной формальный активизм.

Антрепренерскую (от французского entrepreneur – предприниматель) систему отличает:

Открытость массам, рекрутирование из самых разных слоев общества;

Конкретный отбор при небольшом количестве формальных требование к кандидатам в элиту;

Принятие решений с учетом всех заинтересованных сил;

Главной ценностью является индивидуальная активность участников элиты;

Основными ресурсами этой элиты являются лидерство и инноваторство;

Динамичность элиты.

В антрепренерской системе предпочтение отдается перспективным кандидатам, прошедшим за более короткий срок карьерные ступени. Здесь большую роль в выдвижении кандидатов играет массовая политика, выборы, апеллирование к общественному мнению, политика средств массовой информации. Важное значение в данной системе имеет самопродвижение, что не исключает возможность прихода в политическую элиту случайных людей, способных производить только внешний эффект.

Бюрократический аппарат выступает в качестве важного канала элитообразования в основном в развивающихся странах. Однако и в таких развитых государствах, как Германия, Япония, Швеция преобладающая часть высшей политической элиты обязана своим положением именно государственной службе. Приоритетным каналом попадания в элиту в России также является государственная служба.

Роль каналов элитного рекрутирования выполняют значимые социальные институты. Например, религиозные организации и профсоюзы.

1.3 Процессы смены (циркуляции) политических элит и лидеров. Борьба и смена элит, по мнению классиков элитаризма (Парето, Моска, Нихельс) происходит в любом обществе и является закономерностью общественного развития.

Г. Моска полагал, что в развитии элит действуют две тенденции: аристократическая и демократическая. Первая – проявляется в стремлении политического класса стать наследственным, ведет к его кастовости и закрытости, а, следовательно, к вырождению и застою. Вторая, демократическая, тенденция выражается в обновлении политической элиты за счет наиболее способных к управлению и активных социальных слоев. Такое обновление предотвращает элиту от вырождения, делает ее способной к эффективному управлению обществом.

В. Парето сформулировал теорию круговорота элит, с помощью которой можно объяснить социальную динамику. Общественная история, как полагал ученый, есть история преемственности привилегированных меньшинств (элит), которые формируются, борются, достигают власти, осуществляют ее, приходят в упадок и заменяются другими элитами. Этот феномен появления новых элит происходит в ходе непрерывной циркуляции, обеспечивающей социальное равновесие общественной системы. Прекращение такой циркуляции приводит к вырождению правящей элиты, к революционной ломке системы.

Немецкий социолог Р. Михельс пессимистично оценивал возможности динамики и обновления элит даже в условиях демократии. Он сформулировал «железный закон олигархии», согласно которому правление элиты надолго закрепляются на «пьедестале власти» в силу присущих им качеств и стремятся увековечить свое господство.

Процессы обновления и смены политических лидеров зависят от характера и типов политических режимов.

В условиях недемократических режимов (тоталитарных, авторитарных) лидерство перерождается в вождизм и может стать пожизненным, превратившись в культ личности (Гитлер, Сталин).

Смена вождей и механизм передачи власти от вождя к вождю происходит внутри окружающего их клана, рода, партии. Новый вождь наследует технологию власти своих предшественников.

В отличие от вождизма лидерство не наследуется. В демократических политических системах каждый новый лидер появляется на основе обязательной периодичной конкурентной процедуры выборов. Лидерство не может быть пожизненным. Его следует подтверждать действиями, новаторскими идеями и воплощением их в реальную действительность. Не следует отождествлять политического лидера и руководителя. Последний, как правило, появляется в результате назначения на пост и имеет официальный статус. Идеальным вариантом является совпадение в одном лице качеств лидера и статуса руководителя.


Похожая информация.


Политические отношения, их субьекты и объекты.

Типы и стадии развития политического процесса.

Понятие политического процесса, его содержание и структура.

План.

ТЕМА 12. Политические процессы и политические отношения.

Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим масштабам политический процесс совпадает со всей политической сферой, некоторые учёные отождествляют его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти. (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.

Все эти подходы, так или иначе, характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса.

Политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов.

Политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределённость в развитии событий и делает акцент на практических видоизменениях явлений. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.

В силу такой интерпретации политического процесса его центральной характеристикой выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений. Изменения означают как трансформацию свойств, которые не затрагивают основных структур и механизмов власти (например, могут меняться лидеры, правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления власти сохраняются в прежнем качестве), так и модификацию несущих, базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния.



В науке сложилось множество представлений об источниках, механизмах и формах изменений. Например, Маркс видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, Парето связывал их с циркуляцией элит, Вебер с деятельностью харизматического лидера, Парсонс - с исполнением людьми различных ролей и т.д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт.

Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Как источник политического процесса конфликт представляет собой разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Данное понятие подчёркивает объективность, естественноисторический характер развития политических событий. Оно показывает реальное взаимодействие субъектов политики, включает в себя субъективные намерения политических лидеров, групп, элит и т.д., но результатом своим имеет, как правило, нечто весьма далёкое от сознательно провозглашаемых целей. Иначе говоря, понятие «политический процесс» как бы нейтрально по отношению к любым политическим доктринам. Оно исключает какую-либо ангажированность или предопределённость эволюции политической жизни.

В целом политический процесс включает механизмы становления и функционирования политических отношений и институтов, формы взаимодействия многочисленных субъектов политики, технологию осуществления политической власти и т.д.

В структуре политического процесса принято выделять, по меньшей мере, четыре значимых компонента:

1) субъекты (акторы) политического процесса (институциализированные и неинституциализированные);

2) политические интересы данных субъектов;

3) политическая деятельность людей (профессиональная политическая деятельность и политическое участие граждан);

4) политические отношения, складывающиеся в результате деятельности субъектов политического процесса.

С точки зрения значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют те разнообразные изменения в различных областях политической жизни, которые касаются модификации её базовых, системных свойств. К ним можно отнести политическое участие, характеризующее способы включения широких социальных слоев в отношения с государством. В таком же смысле можно говорить и о процессе государственного управления, определяющем основные направления целенаправленного использования материальной силы государства. В то же время периферийные политические процессы выражают изменения в не столь значимых для общества областях. Например, они раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления), развитие местного самоуправления.

Политические процессы могут отражать изменения, протекающие в явной или скрытой форме. Явный политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. Скрытый процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также не властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.

Открытые и закрытые политические процессы. Закрытые процессы- тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые -изменения, которые не позволяют предположить, какой - позитивный или негативный для субъекта - характер имеют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна.

Стабильные и переходные политические процессы. Стабильные выражают ярко очерченную направленность изменений, преобладание определённого типа властных отношений, форм организации власти, предполагающих устойчивое воспроизведение политических отношений даже при сопротивлении тех или иных сил тенденций. Внешне они могут характеризоваться отсутствием войн, массовых протестов и др. В переходных процессах отсутствует чёткое преобладание тех или иных базовых свойств организации власти, исключающих возможность качественной идентификации изменений.

В науке представлены и попытки типологизировать политические процессы на цивилизованной основе. Так, Л. Пай выделял «незападный» тип политического процесса, относя к его особенностям склонность политических партий претендовать на выражение мировоззрения и представления образа жизни; большую свободу политических руководителей в определении стратегии и тактики структур и институтов и т.д.

Внутри цикла политического процесса можно выделить несколько фаз или стадий осуществления в нём основных функций политики, как это сделали, например, Г. Алмонд и Г. Пауэлл. Они постулируют наличие системных (социализации, рекрутирования и коммуникации) и процессуальных функций политики, к которым относят функции артикуляции интересов, их агрегирования, а также выработки конкретных политических мер и их осуществления. Каждой процессуальной функции можно поставить в соответствие определённую стадию в развёртывании целостного политического процесса.

На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп, осознающих, что без воздействия на политическую власть им не решить свои проблемы. Их оформление и выражение берут на себя многочисленные группы интересов (профсоюзы, объединения предпринимателей и пр.).

Вторая стадия характеризуется «агрегацией интересов», то есть процессом укрупнения, сведения относительно мелких, частичных интересов в некий обобщённый политический интерес, выразителем которого уже выступают крупные политические партии, объединения, движения и т.д.

На третьей стадии политического процесса тем или иным способом достигается согласие основных заинтересованных сил и происходит выработка определённой политики, что является результатом деятельности главным образом представительных (законодательных) органов власти. Хотя во многих случаях (как, например, в нынешней России) направленность вырабатываемого политического курса в немалой степени зависит и от исполнительной власти.

Четвёртая стадия обычного цикла политического процессов заключается в осуществлении коллективных политических решений, их «переводе» на язык конкретной практической деятельности государства типа мобилизации экономических ресурсов, исполнения бюджета и т.п. это уже почти исключительная прерогатива исполнительной власти, действия которой должны в принципе контролироваться властью законодательной. На практике же характер и глубина такого контроля всякий раз зависят от сложившегося на данный момент баланса политических сил, контролирующих главные ветви государственной власти.